Комментарии МакДональда на книга Екклезиаста, или Проповедника 9 глава

В. Наслаждение жизнью под солнцем (Гл. 9)

9:1 В главе 9 Екклесиаст обратил сердце свое для исследования, стараясь получить как можно более широкую и исчерпывающую картину. Он увидел, что хорошие и мудрые люди, а также все, что они делают – в руке Божьей. Но никто не знает, является ли случившееся с ними знаком Божьей любви или ненависти. Будущее непознаваемо и непостижимо, может случиться все, что угодно.

9:2 Все становится еще более непонятным оттого, что праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, верующему и неверующему приготовлена одна участь – могила. В том, что касается способности избежать смерти, добродетельный человек так же беспомощен, как и грешник. Те, кто исполняет клятву, оказываются в том же положении, как и те, кто ее не исполняет.

9:3 Это величайшее бедствие в жизни – в конечном итоге все люди смертны. Люди могут жить в грехе, вести себя безрассудно, и их ждет смерть. Смерть как конец существования – может ли быть большая несправедливость?

9:4 Пока человек живет, есть еще надежда; ему есть чего ждать. В этом смысле псу живому лучше, нежели мертвому льву. Здесь пес упоминается не как друг человека, а как одно из наиболее презренных и низменных животных. Лев – царь зверей, могучий и великолепный.

(9:4) Псы на Среднем Востоке представляли собой отвратительные создания, которые питались отбросами и бегали по улицам; они совсем не были похожи на западных домашних собак.

9:5 Живые по крайней мере знают, что умрут, а мертвые ничего не знают о том, что происходит в мире.

Лжеучителя постоянно используют этот стих, доказывая, что душа после смерти спит, что сознательное существование прекращается с последним вздохом. Но нет смысла основывать учение о жизни после смерти на этом стихе и этой книге вообще. Как мы неоднократно подчеркивали, Книга Екклесиаста представляет выводы человека, который ищет ответы на свои вопросы "под солнцем". В ней представлены результаты наблюдений и логических рассуждений, а не Божье откровение. Это мысли мудреца, у которого нет Библии.

Что бы вы думали, глядя, как человек умирает, как его тело опускают в могилу, где оно превратится в прах? Вы думали бы: Это конец. Мой друг теперь ничего не знает; он не может радоваться ничему из того, что продолжает происходить; он все забыл и скоро сам будет забыт.

9:6 Так думал и Соломон. Когда человек умирает, для него больше не существует любви, ненависти и ревности, или каких-нибудь других человеческих чувств. Больше никогда он не примет участие в чем-либо из происходящего в этом мире.

9:7 И снова Екклесиаст приходит к своему главному выводу: живите, радуйтесь, наслаждайтесь пищей, веселите себя вином. Бог уже одобрил то, что вы делаете. Он не против.

9:8 Носите яркую одежду, а не скорбное вретище. Пусть на голове у вас будет елей, а не пепел. Некоторые люди думают, что мир создан для развлечений и веселья, так думал и Соломон.

9:9 Радостями брака тоже надо наслаждаться в полной мере, пока есть возможность. Жизнь все равно пуста и бесполезна, так давайте извлечем из нее все, что можно. Наслаждайтесь каждым днем, потому что это все, что вы получите от своих трудов и забот.

Стихи 7-9 поразительно похожи на один отрывок из Эпоса о Гильгамеше, древневавилонской истории о бессмертии и великом потопе:

С тех пор, как боги создали человека,Он предназначили для него смерть. Они держат его жизнь в своих руках, Так что ты, о Гильгамеш, наполняй свой желудок. День и ночь будь радостен, Ежедневно веселись, День и ночь ликуй и гуляй, Пусть одежда твоя будет яркой, Голова чиста, омыта водой. Желай детей, которые у тебя есть, Наслаждайся женой в твоих чреслах.

Речь идет не о том, что одно произведение списано с другого, а о том, что человеческая мудрость под солнцем может привести только к одному выводу. Эта мысль поразила меня, когда я прочел слова Дениса Александра о том, что предлагает нам сегодня гуманизм:

"Гуманистическая модель – слишком большая пилюля, чтобы ее можно было проглотить. Я – представитель последнего поколения XX века, которому еще нет тридцати. Сначала меня просят поверить, что я – результат чисто случайного процесса эволюции. Для того, чтобы произошел этот процесс, потребовались только материя, время и случай. По какой-то странной прихоти судьбы я и другие люди – всего лишь физические организмы, наделенные сознанием. Предполагается, что я должен считать себя и других людей в некоторой степени более ценными, чем другие физические структуры, вроде кроликов, деревьев или камней, хотя через сто лет атомы моего умершего тела ничем не будет отличаться от их атомов. Кроме того, та масса атомов, что кружится в моей голове, якобы имеет больше значения, чем та, что в голове у кролика. В то же время мне сообщают, что со смертью все закончится.

В масштабах эволюции моя жизнь – пар, который скоро растает. Что бы я ни думал в этой жизни о справедливости и несправедливости, все мои устремления, все мои великие решения в конечном итоге поглотит время. Через несколько миллионов лет, которые лишь капля по сравнению с историей земли в целом, память о величайшей литературе, величайшем искусстве, величайших людях погибнет под упорным натиском Второго закона термодинамики. Гитлер и Мартин Лютер Кинг, Джеймс Сьюэлл и Франциск Ассизский, Мао Цзе-Дун и Роберт Кеннеди – всех их поглотит бездумная пустота. Так что, говорят мне, я должен делать хорошую мину при плохой игре. Даже если меня обуревает стойкое ощущение трансцендентности, глубокая уверенность в том, что я – больше, чем слепая прихоть эволюции, мне нужно забыть об этих беспокоящих вопросах и заняться реальными проблемами, пытаясь вести ответственную жизнь в обществе. Хотя моя работа предполагает изучение работы человеческого мозга, как механизма подобного любому другому природному механизму, я все-таки должен верить, что человек обладает некоей неотъемлемой ценностью, которая больше, чем ценность животных, и, в то время как мои чувства говорят мне, что так оно и есть, мне не дают никаких более объективных причин поверить в это".

9:10 Изречение стиха 10, одно из самых известных в этой книге, часто используется верующими для поощрения старания и усердия в отношении христианского служения, и это правильно. Но в данном контексте речь идет о ревностном стремлении к всевозможным удовольствиям и наслаждениям, потому что в могиле, куда ты неизбежно пойдешь, ты не сможешь работать, изобретать, думать и познавать.

Совет, который дан в этом стихе, прекрасен, но его обоснование – нет! И даже совет этот следует ограничить той деятельностью, которая законна, полезна и способствует созиданию.

9:11 Еще одно наблюдение Екклесиаста гласит, что удача и случай играют большую роль в жизни. В гонке не обязательно побеждает самый проворный. В битве – не обязательно самый храбрый. Мудрейшие не всегда питаются лучше других. Умнейшие не всегда богаче. А самые способные не всегда занимают самые высокие посты. Всех преследуют неудачи. Время и случай – те факторы, которые играют важную роль в успехах и неудачах людей. Когда миллиардера Дж. Пола Гетти попросили объяснить причину его успеха, он ответил: "Одни люди находят нефть. Другие не находят".

9:12 Никто не знает, когда его постигнет неудача. Как рыбы попадаются в сеть, а птицы – в силки, так человек оказывается пленником неудач или даже смерти. Он никогда не знает, на какой пуле написано его имя.

9:13-15 Еще одна проблема в этой жизни – мудрость не всегда ценится. Приводится пример: город небольшой, и людей в нем немного, то есть защищен он плохо. Могущественный царь окружил этот город со своей артиллерией и приготовился сделать брешь в стене.

Положение казалось безнадежным, и тогда один мудрый бедняк предложил план, который спас город. В тот момент он был героем, а потом о нем быстро забыли.

9:16 Екклесиаста печалило то, что, хотя мудрость лучше силы, советами бедняка часто пренебрегают. Когда кризис проходит, никто не интересуется тем, что он говорит.

Эта притча имеет важное значение для тех, кто благовествует. Город подобен душе человека – он мал и беззащитен. Великий царь – это сатана, который готов вторгнуться в нее и погубить ее (2 Кор. 4:4; Еф. 2:2). Избавитель – это наш Спаситель – бедный (2 Кор. 8:9) и мудрый (1 Кор. 1:24; Кол. 2:3). Он дал нам избавление, но как мало мы чтим Его и ценим! Большинство людей живет в мире так, словно Он никогда не умирал. И даже христиане часто не вспоминают о Нем так, как Он повелел, то есть принимая Вечерю Господню.

9:17 Однако, несмотря на неблагодарность и равнодушие людей, слова мудрых, высказанные спокойно, представляют большую ценность, чем крик могущественного властелина между глупыми.

9:18 Мудрость лучше воинских орудий и снаряжения. Во 2 Царств 20:14-22 мы читаем о том, как мудрая женщина спасла город Авел-Беф-Мааху, когда Иоав осадил его.

Но один нечестивый глупец может перечеркнуть много добрых дел, совершенных мудрецом, как маленькие лисята портят виноградник.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →