Комментарии МакДональда на книгу пророка Иеремии, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

"Больше всего поражает причина, по которой народная молва отождествляла Иисуса Христа с Иеремией. Когда Христос, выбрав момент, спросил учеников, за кого почитает Его народ (Мф. 16:13 и сл.), то среди прочих ответов оказалось, что многие считают его тем выдающимся пророком, который жил в седьмом веке до Рождества Христова. Впрочем, неудивительно, что для многих Муж Скорбей ассоциировался с "плачущим пророком". Оба – Иисус и Иеремия – проливали слезы, оплакивая своих современников (ср. Иер. 9:1 и Лк. 19:41)." Р. Харрисон.

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Иеремию часто называют "плачущим пророком". Это – ключевой момент; удерживая в уме причину его слез, мы сможем понять и суть его пророчеств.

Никакой другой ветхозаветный пророк не сообщает нам столько о себе, никто так не открывает душу, как Иеремия. (См. 10:23, 24; 11:18-12:6; 15:10-21; 17:14-18; 18:18-23; 20:7-18.) От природы чувствительный и робкий, он тем не менее, был призван Богом обличать вероотступничество народа. Военные конфликты между Вавилоном, Египтом и Ассирией (стран, претендующих на мировое господство), глубочайший духовный упадок в Израиле, после короткого пробуждения под руководством иудейского царя Иосии, отступничество от Бога и обращение к языческим культам даже тех, кто с детства воспитывались в Божьем Слове – все это во многом напоминает современное западное христианство.

II. Aвторство

Книга написана пророком Иеремией (евр. "Йирмейяху" или "Йирмейя"). Это имя может означать "Иегова бросает" – возможно, в смысле "закладывает фундамент" (отсюда "Иегова устанавливает, учреждает"). Другое возможное значение – "Вознесенный Иеговой". Иеремия был сыном Хелкиина, священника из Анафофа – маленького городка в четы-рех-пяти километрах от Иерусалима на территории колена Вениаминова.

Как и многие другие верные Богу проповедники, готовые пожертвовать собственным благополучием и положением в обществе, проповедуя народу то, что он не желает слушать, Иеремия пострадал от клеветы врагов и ложных обвинений. Нет подтверждений тому, что сам Иеремия когда-либо принимал священнический сан.

III. Bремя написания

В Книге Иеремии содержится немало хронологической информации. Служение пророка началось примерно в 627 г. до Р. Х. (тринадцатый год царствования Иосии – 1:2) и продолжалось довольно долго – вплоть до одиннадцатого года правления Седекии. Иеремия пророчествовал на протяжении последних сорока лет существования иудейского царства, пока не пал Иерусалим и евреев не переселили в Вавилон (586 г. до Р. Х). После разрушения Иерусалима Иеремия пользовался покровительством наместника Годолии. Когда Годолия был убит фанатиками, Иеремия отправился вместе с другими евреями в Египет, где и провел остаток своих дней. Скорее всего, он проповедовал вплоть до 582 года (гл. 40 – 44).

Это означает, что Иеремия пророчествовал во времена правления пяти царей: Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и царя-марионетки Седекии.

При изучении Книги Иеремии полезно помнить, что пророчества приведены не в хронологическом порядке.

IV. Исторический фон и тема

Иеремия начал свое служение в Иудее, после того как Северное Царство (Израиль) пало под натиском Ассирии, и незадолго до падения Южного Царства (Иудеи). Во время служения пророка за мировое господство боролись три державы: Ассирия, Египет и Вавилон. Бог предупредил Иеремию, что Иуде не миновать вавилонского плена, поэтому пророк выступал против союза с Египтом – страной, переживающей закат своего могущества. Ассирия понуждала Иудею платить дань, но через двадцать лет ее столица Ниневия пала, не выдержав ужасной осады. Затем, в 609 году (до Р.Х.), египетский фараон Нехао, направляясь в Харран через северную часть Палестины, лишил жизни иудейского царя Иосию. Фараон, в союзе с уцелевшими ассирийцами, встретил в лице Навуходоносора достойного противника; этот вавилонский царь разгромил их в знаменитой битве при Кархемисе, и жители Иуды автоматически оказались под его властью. Незадолго до этого Нехао низверг Иоахаза, преемника Иосии, и посадил вместо него на трон Иоакима, надеясь, что тот будет вести по отношению к Египту более дружелюбную политику. Некоторое время Навуходоносор не обращал на Иудею особого внимания, что дало Иоакиму возможность позвать на помощь египтян и добиться независимости. Но в 598 г. (до Р. Х.) Навуходоносор пошел на Иерусалим, взял в плен Иехонию – сына и преемника непокорного царя – и увел в Вавилон часть народа. На иудейский трон он посадил Седекию.

Инициатива создания коалиции против Вавилона принадлежала, по-видимому, Псамтику II – наследнику Нехао. Иеремия выступал категорически против участия в этом альянсе (гл. 28), называя его сторонников лжепророками.

Союз с враждебным Вавилону Египтом привел к тому, что Седекия потерял доверие Навуходоносора – тот пришел и осадил Иерусалим в 588 году. Египетская армия заставила вавилонян на время отступить от города, но вскоре осада возобновилась, и оказалось, что Иеремия был прав, называя Египет "тростью надломленной", на которую нельзя опереться. К глубочайшему своему огорчению, Иеремия видел, как сбываются его пророчества о гибели и пленении.

Бог возвестил пророку, что грехи Иуды приведут к семидесятилетнему вавилонскому пленению. Его ожидала неприятная миссия: объявить об этом соотечественникам, призывая их покориться Вавилону. Пророка обвинили в предательстве и пытались убить.

Когда Иерусалим, в конце концов, пал под ударами чужеземных захватчиков, Иеремия оказался среди тех, кому позволено было остаться на родине; большую же часть народа увели в плен. Хотя пророк убеждал оставшихся евреев не искать в Египте помощи и убежища, народ все равно отправился туда, забрав и его с собой. Там, в Египте, Иеремия окончил свои дни.

Иеремия предсказывал не только вавилонское пленение, но и падение вавилонской империи через семьдесят лет, когда евреи смогли вернуться в свою землю.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ: ПРИЗВАНИЕ ПРОРОКА И ЕГО МИССИЯ (Гл. 1)

II. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ИЕРЕМИИ (Гл. 2 – 10)

A. Проповедь, обличающая измену Иуды (2:1 – 3:5)

Б. Будущее Иуды зависит от того, произойдет ли покаяние (3:6 – 6:30)

  1. Прошлые грехи и будущая слава (3:6-18)
  2. Необходимость покаяния (3:19 – 4:4)
  3. Беда грядет с севера (4:5-31)
  4. Иуда будет судим за свои грехи (Гл. 5)
  5. Пророчество о падении Иерусалима (Гл. 6)

B. Служение Иеремии у ворот храма (Гл. 7 – 10)

  1. Лицемерная набожность Иуды (Гл. 7)
  2. Иуда закоснел в грехе (Гл. 8)
  3. Плач пророка (Гл. 9)
  4. Сатира на идолопоклонство (10:1-18)
  5. Молитва плачущего пророка (10:19-25)

III. СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ИЕРЕМИИ (гл. 11 – 19)

A. Иеремия и жители Анафофа (Гл. 11, 12)

Б. Иеремия и прогнивший пояс (Гл. 13)

B. Ходатайство Иеремии во время засухи (Гл. 14, 15)

Г. Одинокое служение Иеремии (16:1-18)

Д. Стойкий дух пророка (16:19 – 17:18)

Е. Проповедь о субботе (17:19-27)

Ж. Иеремия в доме горшечника (Гл. 18)

З. Иеремия и глиняный кувшин (Гл. 19)

IV. ПРОРОЧЕСТВА ПРОТИВ НАЧАЛЬНИКОВ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЖДЕЙ ИУДЕИ (Гл. 20 – 23)

A. Пророчество против Пасхора (20:1-6)

Б. Иеремия жалуется Богу (20:7-18)

B. Пророчество против царя Седе-кии (21:1 – 22:9)

Г. Пророчество против царя Саллума (22:10-12)

Д. Пророчество против царя Иоакима (22:13-23)

Е. Пророчество против царя Иехонии (22:24-30)

Ж. Пророчество о Праведном Царе (23:1-8)

З. Пророчество против лжепророков в Иудее (23:9-40)

V. ПРОРОЧЕСТВА О РАЗРУШЕНИИ ИЕРУСАЛИМА И ВАВИЛОНСКОМ ПЛЕНЕНИИ (Гл. 24 – 29)

A. Знамение со смоквами (Гл. 24)

Б. Предсказание о семидесятилетнем вавилонском пленении (25:1-11)

B. Предсказание о суде над вавилонскими захватчиками (25:12-38)

Г. Иеремия предупреждает народ (Гл. 26)

Д. Знамение ярма (Гл. 27)

Е. Лжепророчество Анании и его смерть (Гл. 28)

Ж. Письмо Иеремии иудеям в вавилонском пленении (Гл. 29)

VI.  ПРОРОЧЕСТВА О ВОЗРОЖДЕНИИ ИЗРАИЛЯ (Гл. 30 – 33)

A. Пленники будут возвращены в свою землю (Гл. 30)

Б. Восстановление Израиля (31:1-30)

B. Откровение о Новом Завете (31:31-40)

Г. Иерусалим будет отстроен (Гл. 32)

Д. Подтверждение Завета (Гл. 33)

VII.  ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КНИГИ (Гл. 34 – 45)

A. Падение Иуды и Иерусалима (Гл. 34 – 39)

  1. Пророчество о пленении Седекии (гл. 34)
  2. Рехавиты вознаграждены за свое послушание (Гл. 35)
  3. Царь Иоаким сжигает свиток с пророчествами Иеремии (Гл. 36)
  4. Заточение Иеремии в темницу и встречи с царем Седекией (Гл. 37, 38)
  5. 5. Падение Иерусалима (Гл. 39)

Б. События в Иудее после падения Иерусалима (Гл. 40 – 42)

  1. Иеремия под покровительством Годолии (Гл. 40)
  2. Коварное убийство Годолии (Гл. 41)
  3. Бог запрещает бегство в Египет (Гл. 42)

B. Иеремия и остаток народа в Египте (Гл. 43, 44)

Г. Слово Бога к Варуху (Гл. 45)

VIII.  ПРОРОЧЕСТВА ПРОТИВ ЯЗЫЧЕСКИХ НАРОДОВ (Гл. 46 – 51)

A. Пророчество против Египта (Гл. 46)

Б. Пророчество против филистимлян (Гл. 47)

B. Пророчество против Моава (Гл. 48)

Г. Пророчество против Аммона (49:1-6)

Д. Пророчество против Едома (49:7-22)

Е. Пророчество против Дамаска (49:23-27)

Ж.Пророчество против Кидара и Асора (49:28-33)

З. Пророчество против Елама (49:34-39)

И. Пророчество против Вавилона (Гл. 50, 51)

IX.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (Гл. 52)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе