Комментарии МакДональда на книгу пророка Иеремии 31 глава

Б. Восстановление Израиля (31:1-30)

31:1-20 Не скупясь на нежные слова, Господь обещает восстановить Израиль (северные племена). Народ вернется из рассеяния, из всех уголков земли; Господь изменит печаль их на радость. Выражение "Рахиль плачет о детях своих" образно передает скорбь тех, кто видел, как пленников уводят в Вавилон. Но плач прекратится, когда Израиль раскается и Бог помилует его. Евангелист Матфей приводит стих 15 в связи с избиением младенцев, которое учинил Ирод (Мф. 2:18). Келли комментирует это так:

"Примечательно то, что Святой Дух использует для описания этого события только те слова, которые выражают скорбь, а не радость. Их применение действительно соответствует тому, как впоследствии исполнилось пророчество. Горечь и скорбь присутствовали даже в том месте, где родился царь. Нестерпимые муки терзали людей там, где должна быть величайшая радость. Весь Израиль должен бы возрадоваться о рождении Мессии, и так бы оно и произошло, если бы он верил Богу, Его обещаниям. Но веры не было. И это еще не все. Так как народ пребывал в грубом неверии, не удивительно, что на израильском троне воссел узур-патор-идумеянин. Как результат – насилие и обман правили страной, поэтому Рахиль и плакала о детях своих и была безутешна, ибо нет их. Вот почему Святой Дух использовал только первую часть пророчества, и на этом остановился".

31:21, 22 Раскаявшаяся дева Израилева вернется по дороге, отмеченной путевыми знаками и столбами. Ее неверность останется в прошлом, потому что Господь сотворит нечто новое – жена спасет мужа. Под женой здесь следует пониматьИзраиль, а под мужем – Иегову. "Это предсказание, – пишет Ви-льямс, – означает, что дева Израилева перестанет "скитаться" от идола к идолу и обратится, наконец, к Эммануилу, прилепится к Нему".

Келли, благочестивый ученый, ортодоксальность которого не вызывает сомнений, объясняет почему общепринятое толкование стиха 22б не подходит по смыслу:

"Среди Отцов Церкви и других богословов было распространено мнение, что этот отрывок говорит о рождении Христа от Девы Марии, но на самом деле в этом пророчестве нет даже намека на это. Жена, нашедшая своего мужа, не имеет никакого отношения к Деве, родившей Сына. "Найти мужа" и "родить ребенка" – не одно и тоже".

31:23-30 Иуда вернется в свою землю, и все города его будут отстроены. На этом завершился сон Иеремии – он был приятен ему; приятно было видеть вновь заселенные земли Иудеи и Израиля. Затем Господь утверждает, что каждый будет умирать за свое собственное беззаконие, а не за грехи отцов.

В. Откровение о Новом Завете (31:31-40)

Наступят дни, когда Бог заключит с домом Израилевым и домом Иуды новый завет, который будет основан на благодати, а не законе. Людям будет дана новая природа, и все познают Господа (см. Евр. 8:8-13; 10:15-17).

Этот завет Бог в первую очередь заключил с Израилем и Иудой (ст. 31). В отличие от Моисеева закона, он является безусловным, так как больше подчеркивает не то, что должен сделать человек, а что Бог для него сделал (обратите внимание на глаголы "вложу", "напишу" и "буду" в стихах 33, 34). Иисус – Посредник Нового Завета, так как в Нем гарантия всех благословений этого завета (Евр. 9:15), и в Его крови этот завет был скреплен (Лк. 22:20). Для Израиля, как нации, Новый Завет войдет в силу не раньше Второго Пришествия. Но и в наше время каждый верующий еврей может получить некоторые его благословения – например, способность быть послушным Богу на основе благодати, а не закона; радость оттого, что Господь есть их Бог, а они – его народ; что не вспомнит более их грехов и беззаконий. Но вся нация познает Бога (ст. 34а) только во время Тысячелетнего Царства.

Тем, кто стремится стереть Израиль с лица земли, стоит внимательно изучить стихи 35, 36. Израиль только тогда перестанет быть народом Божьим, когда (если это конечно возможно) перестанут действовать уставы солнца, луны, звезд и моря. В будущем Иерусалим будет восстановлен, и те земли, которые сейчас нечисты, назовут "святынею Господа".


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →