Комментарии МакДональда на книгу пророка Даниила, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

"Хочу особо подчеркнуть... что никто из пророков не говорил о Христе так ясно, как пророк Даниил. Он не только утверждал, что Христос придет – это характерно и для других пророков – но и точно указал время, когда Он придет. Более того, он перечислил по порядку царей, указал на соответствующее количество лет и заранее объявил о четких знамениях грядущих событий". Иероним (347-420 гг. по Р. Х.)

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книга Даниила – одна из самых захва-тьтающих и важных книг Ветхого Завета. Из-за своих точных предсказаний, мессианских пророчеств и богодухно-венных примеров бескомпромиссного неприятия отступнической религии мира, эта книга подверглась нападкам со стороны рационалистов и неверующих ученых. Неудивительно, что консервативный ученый-библеист сэр Роберт Андерсен назвал одну из своих книг "Даниил в логове критики".

Больше всего дискуссий вызывает следующий вопрос: действительно ли книга была написана в VI веке (до Р. Х.) пророком по имени Даниил – как утверждают консервативно настроенные евреи и христиане – или же ее (особенно главу 11) написал некий неизвестный автор II века, выдавая свое сочинение за пророчество?

II. Aвторство

Так как многие опровергают традиционный взгляд на авторство Даниила – а для верующих эта великая книга очень важна в их библейском обосновании веры – мы остановимся на проблематике авторства более подробно, чем при изучении большинства других книг Ветхого Завета.

Первый выпад против ортодоксального взгляда, что Даниил был реальным пророком, которому Бог послал подробные видения о языческих мировых империях и грядущем Мессии, был сделан Порфирием – философом III века (по Р.Х.) и противником христиан.

Позже, в XVII веке, его идеи подхватили некоторые иудеи; а еще позже, начиная с XVIII века, они стали проникать и в среду христиан. С распространением рационализма эти идеи были приняты и укоренились в либеральных и полулиберальных кругах.

Меррил Ф. Унгер пишет: Современные критики, отвергая традиционную датировку книги Даниила, считают установленным фактом, что она была написана в маккавей-ский период около 167 г. до Р. Х.. Однако это мнение основано на ряде хотя и привлекательных, но очень сомнительных предпосылок и явных заблуждений. Прежде чем рассмотреть основные доводы против авторства Даниила, отметим несколько аргументов в пользу его авторства.

1.   Наш Господь Иисус Христос недвусмысленно цитирует эту книгу, как написанную Даниилом (Мф. 24:15) – одного этого факта достаточно для всякого истинного верующего.

2.  Книга отражает местный колорит и обычаи древнего Вавилона и Мидо – Персии, а не маккавейской Палестины.

3. Иудеи и христиане столетиями черпали из этой книги учение и благословение. Хотя такое влияние оказывают не только богодухновенные произведения, мощное воздействие Святого Духа через книгу Даниила практически невозможно объяснить, будь она подделкой.

4. Считается, что найденная в Кумранской пещере рукопись книги Даниила – это лишь копия, сделанная в маккавейский период или даже до него; то есть оригинал был написан еще раньше.

Доводы против авторства Даниила делятся на три группы: лингвистические, исторические и богословские.

Лингвистический аргумент: Книга Даниила не могла быть написана в VI веке, потому что в ней есть персидские и даже греческие слова; также утверждают, что в книге используется более поздний вариант арамейского.

По той причине, однако, что Даниил жил и служил в мидо-персидский период (530-е гг. до Р. Х.), наличие персидских слов свидетельствует о прямо противоположном. Вряд ли автор подделки, живший в Палестине II века, мог знать персидский язык.

Что же касается греческих слов, большинство исследователей Библии приходят в шок, когда узнают, что их в книге только три; и все они – названия музыкальных инструментов! Всем известно, что названия предметов часто заимствуются из другого языка еще задолго до тесного соприкосновения культур. Хотя греческая империя возникла гораздо позже времен Даниила, греческая культура с ее достижениями уже начинала проникать во все уголки древнего мира.

Касательно арамейского языка можно сказать следующее: Китчен и Катчер убедительно доказали, что он вполне соответствует имперскому периоду, когда жил Даниил.

Исторические доводы против ортодоксального взгляда на авторство книги Даниила включают следующий аргумент: иудеи поместили книгу в третий раздел Ветхого Завета ("Писания"), а не к книгам пророков, потому что эта часть канона была уже завершена к тому времени, когда Даниил написал свой труд. Но проще это объяснить тем, что Даниил был пророком по призванию, а не по "профессии". По роду занятий он был государственным деятелем. Следовательно, его книгу не поместили вместе с книгами "профессиональных" пророков – Исаии, Иеремии и т. д.

Приводились и другие исторические аргументы, якобы опровергающие подлинность книги Даниила, но консервативные ученые убедительно их опровергли. Тем, кто хочет подробнее изучить данную проблематику, советуем (в хронологическом порядке) труды Роберта Дика Уилсона, Чарльза Баутфлауэра, Джона Ф. Уэлвурда, П. К. Харрисона и Глисона Арчера.

Богословский довод против авторства Даниила гласит, что в книге содержатся слишком "передовые" представления об ангелах, жизни после смерти (воскресении) и Мессии. Этот аргумент – результат применения теории эволюционирования религий. На самом же деле, подобные нападки на книгу Даниила – как достаточно честно признают некоторые либеральные исследователи, такие как Р. Пфайффер (R. Pfaiffer, Old Testament Introduction, стр. 755) – вызваны предубеждением ко всему сверхъестественному. Для приверженцев рационалистического критицизма в этой книге слишком много чудес и точных предсказаний. Но, как Даниил-пророк, избежав львиных клыков, остался невредим, так и пророчество Даниила, несмотря на угрозу критиков, навсегда останется "невредимым" в умах и сердцах мыслящих верующих.

III. Bремя написания

Датируя книгу Даниила, ученые расходятся во мнениях, указывая даты от VI века (до Р.Х.) по II век (по Р. Х). Почти все либералы со своими последователями уверены, что завершенный облик книга приобрела в маккавейскую эпоху – видят в ней попытку ободрить иудеев среди ужасных антисемитских эксцессов времен Антиоха Епифана.

У тех же, кто верит, что Бог может не только вдохновлять на "общие пророчества" о еще не известных царствах (Греции и Риме), но и в подробностях показать пророку греческий период за несколько веков до его начала (Гл. 11), без проблем принимают консервативное учение о том, что Даниил записал свои пророчества в VI веке – вероятно, около 530 г. до Р. Х.

Даже сторонники "поздней даты", как отмечает Унгер, не смогли опровергнуть Божьего всеведения относительно будущего:

Следует помнить, что даже если считать правильной позднюю дату написания книги Даниила, пророчество все равно отражает знание о будущем, которое можно объяснить только Божьим вдохновением.

IV. Исторический фон и тема

Мы – все те, кто согласны с ортодоксальным взглядом на авторство и дату написания книги – считаем, что Даниил был одним из образованных и привлекательных молодых иудеев, угнанных в Вавилон Навуходоносором во время правления иудейского царя Иоакима (около 640 г. до Р. Х.). Имя Даниил означает "Бог – мой Судья". Характер и поведение пророка как нельзя лучше соответствуют его имени.

По профессии Даниил был государственным деятелем при дворе Навуходоносора и Валтасара. После захвата Вавилона мидянами и персами Даниила сделали первым из трех правителей (при Дарии). Он служил и Киру. Как мы уже отмечали, вероятно, по этой причине в еврейском ВЗ книга Даниила помещена в раздел "Писания", а не "Пророки".

Но Даниил нес также пророческое служение, почему наш Господь Иисус и называет его пророком (Мф. 24:15, Мк. 13:14). Даниил принадлежал к категории людей, которые занимаются "светским" трудом, но при этом много времени уделяют изучению Библии и проповедям. Например, сэр Роберт Андерсен, исследователь пророчеств Даниила, возглавлял в конце викторианской эпохи департамент уголовного розыска в Скотланд-Ярде, но его библейское служение было благословенным и широко известным.

Так как в этой книге много говорится о языческих мировых державах, неудивительно, что фрагмент с Дан. 2:4 по главу 7 написан на арамейском языке. Этот язык, родственный еврейскому, широко использовался для международного общения во времена Даниила – как сегодня английский. Некоторые исследователи делают разбивку книги Даниила, согласно переходам с одного языка на другой.

Что касается жанра книги, то первые шесть глав – это, в основном, рассказы; пророчества в этом разделе играют второстепенную роль. В последних же шести главах наоборот преобладают пророчества, а повествование отходит на второй план.

Содержание

I. ВЕРНОСТЬ ДАНИИЛА И ЕГО ДРУЗЕЙ (Гл. 1)

II. СОН НАВУХОДОНОСОРА ОБ ИСТУКАНЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ВИДОВ МЕТАЛЛА (Гл. 2)

III. ЗОЛОТОЙ ИДОЛ НАВУХОДОНОСОРА И ОГНЕННАЯ ПЕЧЬ (3:1-30)

IV. СОН НАВУХОДОНОСОРА О СРУБЛЕННОМ ДЕРЕВЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (3:31 – 4:34)

V. РОКОВАЯ НАДПИСЬ НА СТЕНЕ (Гл. 5)

VI. УКАЗ ДАРИЯ И ЛЬВИНЫЙ РОВ (Гл. 6)

VII. ВИДЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ЗВЕРЯХ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ ЧЕТЫРЕ МИРОВЫЕ ИМПЕРИИ (Гл. 7)

VIII. ВИДЕНИЕ ОБ ОВНЕ И КОЗЛЕ (Гл. 8)

IX. ВИДЕНИЕ О СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИНАХ (Гл. 9)

X. ВИДЕНИЕ О БОЖЬЕЙ СЛАВЕ (Гл. 10)

XI. ПРОРОЧЕСТВА О БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ (11:1-35)

А. Покорение Мидо-Персии Грецией (11:1-3)

Б. Упадок Греческой империи (11:4-35)

  1. Войны между Египтом и Сирией (11:4-20)
  2. Правление нечестивого Антиоха Епифана (11:21-35)

XII.    ПРОРОЧЕСТВА ОБ ОТДАЛЕННОМ БУДУЩЕМ (11:36 – 12:13)

А. Антихрист (11:36-45)

Б. Великая скорбь (Гл. 12)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе