Комментарии МакДональда на книгу пророка Ионы, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

"Эта книга уникальна тем, что в ней акцент делается не столько на пророчестве, сколько на самом пророке. Читателя смиряет и назидает эта история, раскрывающая состояние души Ионы и показывающая дисциплинарные воздействия любящего Бога." Джордж Уильямс

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Иона (евр. "голубь") – единственный из пророков, чья книга посвящена не содержанию пророчеств, а личному опыту автора. Его жизнь символически отображает прошлое, настоящее и будущее Израиля. Эта аналогия просматривается в следующем:

1. Он (Израиль) должен был свидетельствовать о Боге язычникам.

2. Он не захотел, чтобы Божья благодать распространилась и на язычников.

3. Он был брошен в море (языческий мир), которое поглотило его, но не привело к ассимиляции.

4. Он был возвращен на сушу (восстановление Израиля на его земле), чтобы стать благословением для всех народов.

В аналогию не вписывается лишь раздражение Ионы в главе 4 – нигде в Библии не сказано, что Израиль будет огорчен спасением язычников, которые получат благословения в Тысячелетнем Царстве!

II. Aвторство

От первого лица написан только "гимн" Ионы, когда он находился в чреве большой рыбы. Тот факт, однако, что остальные три главы написаны от третьего лица – т. е. другой повествует об Ионе, а не он сам о себе – не исключает его полного авторства (традиционная точка зрения). На "историческое время" (третье лицо в прошедшем времени) иногда переходят и другие авторы библейских книг, в том числе Моисей. Тем не менее, вопрос об авторстве данной книги остается открытым, так как имя автора не указано.

III. Bремя написания

Миссия Ионы в Ниневию совпала со временем правления (793-753 гг. до Р.Х.) самого могущественного монарха Северного царства, Иеровоама II (4 Цар. 14:23). Хотя ассирийские надписи не упоминают о великом пробуждении, имевшем место в этот период времени, некоторые исторические события перекликаются с книгой Ионы. Широко известно, что язычники в древности считали голод и солнечное затмение божественным предзнаменованием грядущих бедствий. Не исключено поэтому, что Господь воспользовался случившимся в Ассирии голодом (765 и 759 гг. до Р. Х.) и полным солнечным затмением (15 июня 763 г. до Р. Х.), чтобы приготовить сердца ниневитян к благовестнической деятельности Ионы. Также почву для его служения мог подготовить временный переход к монотеизму царицы Семирамиды и ее сына-соправителя Ададнирари III (810-782 гг. до Р. Х.).

IV. Исторический фон и тема

Иона был сыном Амафии ("верный" [Богу]). В 4 Цар. 14:25 мы узнаем, что его родина – галилейский город Гафхефер.

Он пророчествовал в те дни, когда Ассирия угрожала Северному царству, Израилю. Бог послал его призвать к покаянию жителей Ниневии, столицы Ассирии. Миссия эта пророку не понравилась – он боялся, что если город покается, Бог его пощадит. Ассирийцы были особо жестоким народом. Если верить их собственным письменам, они сдирали со своих врагов кожу живьем, складывали в груды их черепа и совершали другие ужасные вещи. В 4 Цар. 18:19 (и далее) записаны высокомерные, полные богохульств слова Рабсака, посланника ассирийского царя Сеннахирима.

Поэтому Иона бежал в Фарсис, но... оказался в чреве большой рыбы. Господь вызволил его, и пророк, смирившись, отправился проповедовать в

Ниневию. Город покаялся, и Бог пощадил его. к большому неудовольствию Ионы!

Господь Иисус использовал пребывание Ионы в ките как символ Своей смерти, погребения и воскресения (Мф. 12:40; 16:4).

Эта книга – настоящая иллюстрация к Рим. 3:29 – "Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников".

Также можно провести параллель между историей Ионы и Рим. 11:12, 15. Когда пророка бросили в море, это послужило к спасению язычников на корабле. Когда же кит выбросил его на сушу, это спасло целый город. Так и отпадение Израиля – "богатство миру" (языческому). Насколько же больше благословений принесет миру возрождение Израиля!

Содержание

I. НЕПОСЛУШАНИЕ ПРОРОКА (1:1-2:1)

A. Призвание Ионы (1:1, 2) Б. Бегство Ионы (1:3)

B. Шторм на море (1:4-10)

Г. Иона в чреве кита (1:11-2:1)

II. ИЗБАВЛЕНИЕ ПРОРОКА (2:2-11)

А. Молитва Ионы (2:2-10)

Б. Ответ Бога (2:11)

III.  ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ БОЖЬЕГО ПОСЛАНИЯ ЧЕРЕЗ ИОНУ (Гл. 3)

A. Угроза суда (3:1-4)

Б. Покаяние всего города (3:5-9)

B. Отсрочка суда (3:10)

IV. НЕДОВОЛЬСТВО ПРОРОКА (Гл. 4)

A. Молитва-ропот Ионы (4:1-3)

Б. Бог обращается к пророку (4:4)

B. Иона вне стен города (4:5)

Г. Наглядный урок благодати суверенного Бога (4:6-11)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе