Комментарии МакДональда на книгу пророка Михея, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

"Приятно встретить достойного защитника бедных, у которого есть мужество и власть эффективно провозглашать Божье слово. Михей, как никто другой, мог во всех красках описать жизнь тех, кто грешил против правосудия и воздержания, так как знал их очень хорошо. Его сочувствие к угнетенным породило незабываемые мысли и слова. Его дух пылал праведным гневом, когда он видел вопиющую несправедливость, проявленную к ближним и друзьям. У бедных крестьян Иудеи был сильный защитник: молодой, решительный проповедник из сельской местности." Кайл М. Ейтс

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книга пророка Михея является четвертой по величине книгой среди малых пророков. Она пять раз цитируется в Новом Завете, из них – один раз Господом нашим Иисусом Христом. Самую известную цитату мы находим в Мф. 2:6, где сказано, что, согласно пророчеству Михея (Мих. 5:2), Мессия родится в Вифлееме-Ефрафе (во времена Михея севернее существовал еще один Вифлеем).

Другая замечательная особенность книги Михея – любовь пророка к парономазии, проще говоря, к каламбурам. Многим людям нравится игра слов. В англоязычной культуре парономазия не прижилась, как серьезная литературная форма (хотя Шекспир часто ее использовал). В еврейской же культуре отношение к ней более почтительное, потому что, даже такой литературный шедевр, как Ветхий Завет, очень часто использует игру слов. Знаменитый пример парономазии можно увидеть в Мих. 1:10-15 – этот фрагмент сравнивают с речами Цицерона, римского оратора и поэта. К сожалению, данный литературный прием с трудом подлежит переводу, так как игру слов можно увидеть лишь в контексте оригинального языка.

II. Aвторство

Само имя Михея (краткая форма от "Михайяху" – "кто подобен Иегове") указывает на то, что пророк был служителем единого истинного Бога – Бога Израиля. В его имени, как и в именах многих других пророков, присутствует частица "ях", означающая "Яхве" – подобно тому, как частица "ел" означает "Бог". Не исключено также, что фраза "кто Бог, как Ты" (Мих. 7:18) является игрой слов, в которой Михей использует собственное имя.

Михей был современником Исаии, но принадлежал к более низкому сословию. Он был родом из Морасфита, расположенного недалеко от Гефа и примерно в 40 км к юго-западу от Иерусалима.

III. Bремя написания

Михей пророчествовал примерно в 740-687 гг. (до Р. Х.) во время правления Иоафама, Ахаза и Езекии. Хотя его послание было обращено в основном к Иудее, он также предсказал пленение Северного царства, что и случилось в 722/721 гг. (до Р. Х.). При датировке этой небольшой книги необходимо учитывать, что, возможно, прошло немало времени, прежде чем Михей записал свои пророчества.

IV. Исторический фон и тема

В VIII веке до Р. Х. старая сельскохозяйственная система в Израиле и Иудее, для которой было характерно справедливое распределение богатств, постепенно уступила место экономическим отношениям, породившим материалистичное, жадное к наживе общество. В результате, население резко поделилось на имущих и неимущих – богатые богатели, а бедняки беднели. Последние перебирались в города, где процветали нищета и пороки, в то время как высший класс утопал в роскоши и жестоко притеснял обездоленных.

Торговля с языческими народами способствовала проникновению ложных культов и снижению моральных стандартов.

Если говорить коротко, израильское общество времен Михея очень напоминает современное западное христианство.

В контексте такого обмирщения и мрачной бездуховности Михей и написал свое пророчество, которое касалось в основном трех городов: Самарии, Иерусалима и Вифлеема.

Содержание

I. ГНЕВ БОЖИЙ ПАДЕТ НА ИЗРАИЛЬ И ИУДЕЮ (Гл. 1)

II. БОГАЧИ-УГНЕТАТЕЛИ ОБРЕЧЕНЫ НА ГИБЕЛЬ (2:1-11)

III. ОБЕТОВАНИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2:12, 13)

IV. ОСУЖДЕНИЕ ПРАВИТЕЛЕЙ, ЛЖЕПРОРОКОВ И СВЯЩЕННИКОВ (Гл. 3)

V. СЛАВА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЦАРСТВА (Гл. 4)

VI. ОБЕЩАНИЕ ПРИХОДА МЕССИИ (Гл. 5)

VII. ИЗРАИЛЬ ПОД СУДОМ (Гл. 6)

VIII.  НАРОД ОПЛАКИВАЕТ СВОЕ
ПАДЕНИЕ (7:1-10)

IX.  БУДУЩИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ИЗРАИЛЯ (7:11-20)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе