Комментарии МакДональда на книгу пророка Наума, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

"Описания Наума необычайно ярки и высокохудожественны; эта книга заслуживает места среди лучших литературных творений Ветхого Завета." Ч. Х. Райт

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Эта небольшая книга хотя и написана евреем, предсказывающим разрушение столицы языческого мира того времени (Ниневии), не является националистическим трактатом, но осуждением милитаризма и тирании в целом – и тем более, если они направлены против Божьего народа. Бог покарал Свой народ за отступничество и грехи, используя язычников, однако "орудие" наказания также подлежит наказанию. Р. К. Харрисон пишет об этом следующее:

"Автор этого маленького грозного пророчества в сильных и запоминающихся выражениях показывает, что Бог того самого народа, который так презирают ассирийцы, на самом деле является Дизайнером судеб всех наций и Надзирателем над всей землей. Перед Его справедливым судом даже величайшие мировые державы склонятся смиренно, в стыде."

II. Aвторство

Наум был родом из Елкоса. Точное месторасположение этого города неизвестно, но его часто отождествляют с Капернаумом (евр. Кефар Нахум – "город Наума") – селением на берегу Галилейского моря. Имя пророка означает "утешитель".

III. Bремя написания

Хотя Наум не приводит никаких дат, время написания книги можно определить с точностью до пятидесяти лет. По всей видимости, пророчество было написано после падения Но-Аммона (Фив) в 663 г. (до Р. Х.), потому что Наум упоминает об этом событии (3:8) – и до разрушения Ниневии в 612 г. (до Р. Х.). Следовательно, Наум пророчествовал в период долгого правления идолопоклонника Манассии (696-642), вероятно, в 663-654 гг. (до Р. Х.).

IV. Исторический фон и тема

Наум Елкосеянин обращается к Иудее с посланием утешения, предсказывая гибель ассирийцев и возрождение Божьего народа. Его пророчество является как бы продолжением книги Ионы, в которой повествуется о покаянии Ниневии. Из пророчества Наума мы видим однако, что ниневитяне вернулись к прежнему образу жизни, чем навлекли на себя Божий гнев. Тем не менее, наш Господь поставил жителей Ниневии в пример фарисеям; если первые способны были покаяться, последние – нет (Мф. 12:41).

Эта маленькая книга является классическим осуждением милитаризма. Ассирийцы были безжалостны к своим врагам. В своих записях о военных победах они хвастливо описывают, как развешивали на шатрах и стенах городов кожу, содранную живьем с пленных. Даже если в этих словах больше бахвальства, чем правды, это все равно свидетельствует об их кровожадной натуре.

Также они презирали Бога Израиля, не подозревая однако, что Он контролирует всё происходящее на земле, и что по Его воле Ниневия падет.

Наум предсказал разрушение Ниневии – столицы Ассирии и крупнейшего города того времени. Хотя это пророчество уже исполнилось буквально, оно также касается и "эсхатологического Ассура", который в будущем станет угрожать Божьему народу.

Содержание

I. ХАРАКТЕР БОГА-СУДЬИ (1:1-8)

II.НЕОТВРАТИМОСТЬ СУДА НАД НИНЕВИЕЙ (1:9-15)

III. ОПИСАНИЕ ОСАДЫ НИНЕВИИ (2:1-12)

IV. БОГ НЕ ОТСТУПИТ ОТ СВОЕГО НАМЕРЕНИЯ РАЗРУШИТЬ НИНЕВИЮ (2:13 – 3:19)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе