Комментарии МакДональда на книгу пророка Малахии, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

"Книга Малахии подобна позднему закату, завершающему долгий день, и в то же время она подобна первым лучам солнца, возвещающим рождение нового славного дня." Нагельсбах

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Имя Малахии означает "мой вестник" (возможно, сокращенная форма от Малак-Лиах – "вестник Иеговы"). Этот автор уникален тем, что является последним пророком Ветхого Завета, который предвосхитив служение Иоанна Крестителя и Самого Господа Иисуса, стал свого рода мостиком между двумя заветами.

Странно конечно, но некоторые исследователи считают пророчество Ма-лахии анонимным, а его имя – просто титулом Ездры или какого-нибудь другого автора. Кое-кто из отцов церкви даже считал, что эту книгу написал ангел (в греческом и еврейском языках слово "вестник" также означает "ангел").

Малахия характерен особым "диалектическим" стилем (вопросы и ответы), благодаря чему некоторые комментаторы называют его "еврейским Сократом".

II. Aвторство

Хотя иудейское предание гласит, что Малахия был членом "великой синагоги" и левитом из Суфы (селение в пределах Завулона), ничего определенного о нем мы не знаем, кроме того, что записано в книге. Имеются все основания однако полагать, что это был мужественный и часто строгий пророк, который вместе с Аггеем и Захарией призывал иудеев пост-вавилонского периода вернуться к заветным отношениям с Богом.

III. Bремя написания

Не вызывает сомнений, что Малахия написал свою книгу после 538 г. (до Р. Х.), так как говоря о князе, использует слово, появившееся в употреблении лишь после вавилонского плена. Очевидно также, что писал он позже, чем два других "малых" пророка пост-вавилонского периода (Аггей и Захария) – храм был уже восстановлен (даже стены города построены), жертвоприношения возобновлены, и должно было пройти достаточно времени, чтобы духовный упадок проявился таким видимым образом.

Вероятно, книгу пророка Малахии следует датировать 470-460 гг. до Р. Х.

IV. Исторический фон и тема

Проблемы рассматриваемые в книге Малахии, аналогичны тем, с которыми столкнулся Неемия: браки с язычницами, несправедливая финансовая политика, нежелание приносить в Божий дом десятину и общая духовная апатия. Это было либо отголоском тех порочных явлений, которые Неемия так и не искоренил, либо возвращением к прошлым грехам после непродолжительного духовного подъема.

Так как религиозная жизнь иудеев после плена, не отличалась особым рвением, Малахия пытается "расшевелить" людей с помощью живого диалога с гипотетичным собеседником – неверным народом.

Справедливо подмечено, что Малахии очень подходит его имя ("вестник Иеговы") – в четырех коротких главах он описывает трех вестников: священника Господнего (2:2), Иоанна Крестителя (3:1а) и Самого Господа (3:16).

В книге пророка Малахии записан последний призыв (ветхозаветного периода) Иеговы к Своему народу, после которого пророческий глас умолк на целых четыре столетия, пока не пришел Иоанн Креститель.

Стоит отметить, что каким бы "поздним" временем ни датировали некоторые критики это пророчество и книги других пророков, все они безусловно были написаны задолго до пришествия Иоанна Крестителя и Господа Иисуса. Таким образом, мы изучили подлинные пророчества, а не "записанные в форме пророчеств истории", как заявляют некоторые критики, разрушающие веру в богодухновенность Библии.

Содержание

I. ГОСПОДЬ ОБВИНЯЕТ ИЗРАИЛЬ; ОТВЕТ ИЗРАИЛЯ И УГРОЗА БОЖЬЕГО СУДА (1:1 – 3:15)

A. Неблагодарность народа (1:1-5)

Б. Кощунства священников (1:6-14)

B. Осуждение священников (2:1-9)

Г. Развод и смешанные браки (2:10-16)

Д. Отрицание народом Божьей святости и справедливости (2:17)

Е. Пророческая вставка: пришествие Мессии-Судии (3:1-6)

Ж. Отступничество народа (3:7)

З. Обкрадывание Бога – удержание десятин и нежелание приносить жертвы (3:8-12)

И. Несправедливые обвинения против Бога (3:13-15)

II. БЛАГОСЛОВЕНИЕ "ОСТАТКА" И СУД НАД НЕЧЕСТИВЦАМИ (3:16 – 4:6)

A. Возрождение "верного остатка" (3:16-18)

Б. Суд над грешниками (4:1)

B. Пришествие Мессии к "остатку" (4:2, 3)

Г. Заключительный призыв к повиновению и обетование о приходе пророка Илии (4:4-6)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе