Комментарии МакДональда на евангелие от Матфея 5 глава

IV.УСТРОЙСТВО ЦАРСТВА (Гл. 5 – 7)

Неслучайно Нагорная проповедь помещена в начале НЗ. Ее расположение указывает на степень ее важности. В ней Царь суммировал качества и поведение, требуемые от Его подданных.

Эта проповедь не является изложением плана спасения, и это учение не адресовано неспасенным. Проповедь адресована ученикам (5,1-2) и должна была стать конституцией, или системой законов и принципов, которые будут управлять подданными Царя в Его царствование. Она была предназначена для всех – прошлых, настоящих и будущих поданных, которые признают Христа Царем. Когда Христос был на земле, она непосредственно относилась к его ученикам. Теперь, когда наш Господь царствует на небе, она применима ко всем, кто короновал Его в своих сердцах. И, наконец, она будет моральным кодексом последователей Христа во время великой скорби и Его царствования на земле.

Нагорная проповедь имеет отчетливую еврейскую окраску, что видно из ссылок на совет (т.е. синедрион) в 5,22, алтарь (5, 23-24) и Иерусалим (5,35). Все же было бы неверно утверждать, что ее учение адресовано исключительно верующим израильтянам в прошлом или будущем; она сказана на все века и всем, кто признает Иисуса Христа своим Царем.

А. Блаженства (5,1-12)

5,1-2 Проповедь начинается с блаженств, или благословений. Они дают представление об идеальных гражданах Христова Царства. Качества, которые здесь описаны и одобряются, противоположны тем, которые ценит мир.

А.В. Тозер описывает это так: "Довольно точное определение рода человеческого может быть представлено не знакомому с ним человеку, если вывернуть наизнанку блаженства и сказать: "Это и есть род человеческий"".

5,3 Это первое благословение предназначено для нищих духом. Это относится не к природному состоянию, а к обдуманному выбору и дисциплине.

Нищие духом – это те, которые сознают собственную беспомощность и полагаются на Божье всемогущество. Они сознают свою духовную нужду и находят ее восполнение в Господе.

Царство Небесное принадлежит таким людям, а в нем самонадеянность не является достоинством и самовозвышение является пороком.

5,4 Блаженны плачущие, наступит день, когда они утешатся. Это не скорбь из-за превратностей жизни. Это печаль, которую испытывает человек, общаясь с Господом Иисусом. Она появляется тогда, когда человек приходит со своими мирскими разочарованиями и грехом к Иисусу. Это печаль не только о собственном греховном состоянии, но и об ужасном состоянии мира, о том, что он отвергает Спасителя, и о том, что отвергающие Его милость обречены на погибель. Эти плачущие будут утешены в грядущий день, когда "отрет Бог всякую слезу с очей их" (Откр. 21,4). Верующие проходят через скорбь только в этой жизни; для неверующих же скорби, которые они испытывают сегодня, – всего лишь предвкушение вечных мучений.

5,5 Третье благословение принадлежит кротким: они наследуют землю. По своей природе эти люди могут быть непостоянными, неуравновешенными и резкими. Но когда они сознательно принимают Дух Христа, то становятся кроткими и смиренными (сравни с Мф. 11,29). Кротость подразумевает принятие своего скромного положения. Кроткий человек скромный и умеренный, когда дело касается его самого, хотя, защищая дело Божье или других людей, он может быть львом.

Кроткие не сейчас наследуют землю; в настоящее время их ожидает скорее презрение и лишение имения.

Но они обязательно наследуют землю, когда Царь Христос будет тысячу лет управлять землей в мире и процветании.

5,6 Далее объявляется благословение алчущим и жаждущим правды: им обещано насыщение. Эти люди жаждут правды в своей личной жизни, они страстно желают видеть общество честным, правдивым и справедливым, они стремятся к практической святости в Церкви. Подобно людям, о которых писал Гамалиил Брэдфорд, они "имеют жажду, которую не может утолить ни один земной источник, и голод, который может насытить только Христос, или же они должны будут умереть". Эти люди будут обильно насыщены в грядущем Царстве Христа; они насытятся, потому что будет царствовать справедливость, а развращенность уступит место самым высоким моральным стандартам.

5,7 В Царстве нашего Господа милостивые блаженны, потому что они помилованы будут. Быть милостивым – значит иметь деятельное сострадание.

С одной стороны, это не воздавать злом своим обидчикам, которые заслуживают этого. В более широком смысле это значит помогать тем нуждающимся, которые не в силах сами себе помочь. Бог проявил Свою милость к нам, сохранив нас от заслуженного возмездия за наши грехи и проявив к нам доброту через спасающий труд Христа. Мы подражаем Богу, когда бываем милостивы.

Милостивые будут помилованы. Здесь Иисус не имеет в виду спасающую милость, которую Бог дает уверовавшему грешнику; та милость не зависит от того, милостив ли сам человек, это добровольный подарок, для получения которого не нужно выполнять какие-то условия. Отчасти Господь говорит здесь о повседневной милости, в которой нуждаются живущие на земле христиане, а также о милости в тот грядущий день, когда чье-то дело уже будет закончено (1 Кор. 3,12-15).

Кто не был милостив, тот не будет помилован, то есть он потеряет свою награду.

5,8 Чистым сердцем дана уверенность в том, что они увидят Бога. Чистый сердцем – это тот человек, побуждения которого ясны, мысли святы и совесть чиста. Выражение "они Бога узрят" можно понимать по-разному.

Во-первых, чистые сердцем видят Бога сейчас, имея общение с Ним через Слово и в Духе. Во-вторых, они могут иногда видеть сверхъестественные видения или сны от Господа. В-третьих, они увидят Бога в лице Иисуса, когда Он придет опять. В-четвертых, они увидят Бога в вечности.

5,9 Благословение обещано миротворцам: они будут наречены сынами Божьими. Обратите внимание, что Господь не говорит о тех, кто имеет миролюбивый характер или любит мир. Он обращается к людям, которые усиленно стараются творить мир.

Обычное объяснение этого стиха – стараться, чтобы спор не выходил за рамки. Божественный подход заключается в том, что христианин должен предпринимать действенные шаги к тому, чтобы этот мир создавать, даже если это повлечет за собой оскорбление и брань.

Миротворцы наречены сынами Божьими. Это не значит, что они таким путем станут сынами Божьими, потому что это может произойти только через принятие Иисуса Христа как Спасителя (Ин. 1,12). Творя мир, верующие показывают, что они – сыны Божьи, и Бог однажды признает их как людей, по-родственному похожих на Него.

5,10 Следующее блаженство относится к изгнанным, но не за свои проступки, а за правду. Царство Небесное обещано тем верующим, которые страдают за то, что творят правду. Их честность обличает безбожный мир и вызывает враждебное отношение. Люди ненавидят тех, кто живет праведно, потому что они раскрывают их личную неправедность.

5,11 Может показаться, что последнее блаженство повторяет предыдущее. Однако в нем есть одно отличие. Темой предыдущего стиха было изгнание за праведность, здесь же говорится о преследовании за Христа.

Господь знал, что к Его ученикам будут относиться злобно из-за того, что они последовали за Ним и остались преданы Ему. История подтверждает это: с самого начала мир преследовал, заключал в темницы и убивал последователей Иисуса.

5,12 Страдание за Христа – это преимущество, которое должно радовать. Великая награда ожидает тех, кто стал последователем пророков в страданиях. Ветхозаветные Божьи глашатаи стояли твердо, несмотря на гонения. Всякий, кто подражает их мужественной преданности, разделит их нынешнюю и будущую радость.

Блаженства представляют нам портрет идеального гражданина в Христовом Царстве. Обратите внимание, что ударение делается на правду (ст. 6), мир (ст. 9) и радость (ст. 12). Наверное, Павел имел в виду именно этот отрывок, когда писал: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14,17).

Б. Верующие – это соль и свет (5,13-16)

5,13 Иисус сравнивал Своих учеников с солью. Для мира они были тем, чем соль является в повседневной жизни: соль приправляет пищу, хранит продукты от порчи, вызывает жажду, придает вкус. Так и ученики Христа придают пикантность человеческому обществу, служат как бы предохраняющим от порчи средством и заставляют других желать правды, о которой написано выше.

Если соль потеряет силу, как сделаешь ее соленой? Восстановить настоящий, природный вкус невозможно.

Если соль потеряет силу, она уже ни к чему не годна. Ее выбрасывают вон на попрание людям. Комментарий Альберта Барнса освещает этот отрывок:

"Соль, которую употребляют в нашей стране, является химическим соединением, и если ее соленость утрачена или сила пропала, то от нее ничего не остается. В восточных же странах соль, которой пользовались, была грязная, смешанная с частицами растительности и землей, так что она могла утратить свою соленость, но значительная ее часть (соли без вкуса) оставалась. Она не была пригодна ни к чему, кроме как высыпать ее на дорожки или тропинки, как мы сыпем гравий". (Albert Barnes, Notes on the New Testament, Matthew and Mark, p. 47).

Великое предназначение ученика – быть солью земли через исполнение условий ученичества, перечисленных в Блаженствах и во всей Нагорной проповеди. Если он окажется не в состоянии показать свою духовную сущность, люди растопчут его свидетельство ногами. Мир только презирает неверного верующего.

5,14 Иисус называет христиан светом мира. Он говорил о Себе как о свете мира (Ин. 8,12; 12:35,36,46). (В английском переводе в обоих ссылках использован один и тот же падеж.) Соотношение между этими двумя выражениями такова: Иисус является источником света, христиане – отражением Его света. Их назначение – излучать Его свет, как луна отражает славу солнца.

Христианин подобен городу, стоящему на верху горы: он возвышается над всем, что его окружает, и светит во мраке. Тот, чья жизнь демонстрирует характерные черты Христова учения, не может укрыться.

5,15-16 Люди, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом. Наоборот, они ставят ее на подсвечнике, чтобы светила всем в доме. Христос имел в виду, что мы будем запасаться светом Его учения не для себя, но для того, чтобы делиться им с другими. Мы должны дать возможность нашему свету сиять так, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного. Ударение делается на служении христианского характера. Привлекательность жизни, в которой виден Христос, говорит громче, чем убеждение словом.

В. Христос исполняет закон (5,17-20)

5,17-18 Большинство революционных лидеров порывают все связи с прошлым и отрекаются от традиционно существующего порядка. Не так наш Господь Иисус. Он подтвердил закон Моисеев и настаивал на том, что он должен быть исполнен. Иисус пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить их. Он совершенно определенно утверждал, что ни одна иота и ни одна черта из закона не прейдет, пока не исполнится все. Иота – самая маленькая буква в еврейском алфавите; черта – маленький значок, или выступающая черточка, которая служит для различения одной буквы от другой. Например, нижний штрих буквы Щ отличает ее от буквы Ш. Иисус верил в абсолютную богодухновенность Библии даже в тех случаях, когда это были всего лишь незначительные детали. Ничто в Писании, даже самая маленькая черточка, не без смысла.

Важно отметить, что Иисус не сказал, что закон никогда не пройдет. Он сказал, что закон не пройдет, пока не исполнится все. Это отличие имеет значение и для верующего сегодня, и так как отношение верующего к закону довольно сложное, мы собираемся уделить время, чтобы суммировать библейское учение по этому вопросу.

ОТНОШЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО К ЗАКОНУ

Закон – это законодательная система, данная Богом народу израильскому через Моисея. Весь закон находится в книгах Исход 20-31, Левит и Второзаконие, хотя его сущность заключена в Десяти заповедях.

Закон не был дан как средство спасения (Деян. 13,39; Рим. 3,20; Гал. 2:16,21; 3,11); он был предусмотрен для того, чтобы показать людям их греховность (Рим. 3,20; 5,20; 7,7; 1 Кор. 15,56; Гал. 3,19) и потом вести к Богу за спасением по благодати. Он был дан народу израильскому; несмотря на это, он содержит моральные принципы, имеющие силу для всех людей во все века (Рим. 2,14-15). Бог испытывал Израиль законом как образец для рода человеческого, и виновность Израиля доказала, что весь мир виновен перед Богом (Рим. 3,19).

Закон был подкреплен наказанием смертью (Гал. 3,10), и нарушить одну заповедь значило быть виновным в нарушении всех остальных (Иак. 2,10). Поскольку люди нарушили закон, они находились под проклятием смерти. Божья святость и справедливость требовали, чтобы наказание было совершено. Именно по этой причине Иисус пришел в мир, чтобы оплатить вину человечества Своей смертью. Он умер вместо нарушителей закона как их Заместитель, хотя Сам Он был безгрешный. Он не отверг закон, а, скорее, принял все его требования, исполнив в точности все его строгие указания в Своей жизни и смерти. Таким образом, Евангелие не отвергает закон; оно подтверждает его и показывает, как требования закона были полностью удовлетворены искупительной жертвой Христа.

Следовательно, верующий в Иисуса не находится больше под законом; он находится под благодатью (Рим. 6,14). Благодаря жертве Христа он умер для закона. Наказание, предъявляемое законом, должно быть оплачено только один раз. А поскольку Христос уже оплатил его, то верующему этого делать не нужно. В этом смысле для христианина закон уже не существует (2 Кор. 3,7-11). Закон был наставником, пока не пришел Христос; после того как спасение совершилось, уже нет потребности в законе (Гал. 3,24-25).

Все же, несмотря на то что христианин не находится под законом, это не значит, что закон для него не существует. Он связан более крепкими узами, чем закон, потому что находится под законом Христа (1 Кор. 9,21). Его поведение обусловлено не страхом наказания, а искренним желанием угодить своему Спасителю. Христос стал для него законом жизни (Ин. 13,15; 15,12; Еф. 5,1-2; 1 Ин. 2,6; 3,16).

Часто задают вопрос об отношении верующего к закону: "Должен ли я исполнять Десять заповедей?" Ответ таков: определенные принципы, содержащиеся в законе, уместны всегда. Воровать, завидовать, убивать – всегда плохо. Девять из Десяти заповедей повторяются в НЗ с существенными отличительными чертами. Они даны народу Божьему не как закон (усиленный наказанием), но как упражнение в праведности (2 Тим. 3,16). Единственная заповедь, которая не повторяется,- это закон о субботе (то есть о седьмом дне недели).

Действие закона для неспасенных еще не закончено: "А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его" (1 Тим. 1,8). Его законное применение должно привести к сознанию греха и, таким образом, к покаянию. Но закон не для тех, кто уже спасен: "...закон положен не для праведника..." (1 Тим. 1,9).

Праведность, которую требует закон, исполнилась в "живущих не по плоти, а по духу" (Рим. 8,4). Фактически учение нашего Господа в Нагорной проповеди установило более высокий стандарт, чем тот, что был установлен законом. Например, закон говорит: "Не убей". Иисус сказал: "Не смей даже ненавидеть". Таким образом, Нагорная проповедь не только поддерживает закон и пророков, но придает им силу и расширяет их смысл.

5,19 Возвращаясь к Нагорной проповеди, мы замечаем, что Иисус предвидел естественную тенденцию ослабить Божьи заповеди. Поскольку заповеди имеют Божественный характер, у людей возникает тенденция объяснить их абсолютно, рационализировать их смысл. Но кто нарушит одну часть закона и научит так делать других людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. Удивительно, что такие люди вообще допускаются в это Царство, но ведь вход в Царство – по вере в Христа. Положение человека в Царстве определяется его послушанием и верностью, пока он находится на земле. Человек, повинующийся закону Царства,- тот, который великим назовется в Царстве Небесном.

5,20 Для того чтобы нам войти в Царство Небесное, наша праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев (довольствующихся религиозными церемониями, которые очищали их внешне, обрядово, но никогда не очищали их сердца). Иисус использует гиперболу (преувеличение), чтобы убедить нас в том, что, имея наружную праведность без внутреннего содержания, мы никогда не достигнем входа в Царство Небесное.

Единственная праведность, приемлемая для Бога,- это совершенство, которое Он приписывает всем, кто принял Его Сына своим Спасителем (2 Кор. 5,21). Конечно, там, где есть истинная вера в Христа, там будет и практическая праведность, которую описал Иисус в остальной части Нагорной проповеди.

Г. Иисус предостерегает от гнева (5,21-26)

5,21 Евреи времен Иисуса знали, что Бог запретил убивать и что убийца должен быть наказан. Это было справедливо еще до того, как Моисей дал закон (Быт. 9,6), и позже эта истина была включена в закон (Исх. 20,31; Втор. 5,17). Словами "А Я говорю вам" Иисус вносит поправку в заповедь об убийстве. Отныне никто не мог гордиться, что никогда не убивал. Иисус здесь говорит: "В Моем Царстве у вас никогда не должно быть даже мыслей об убийстве". Он прослеживает акт убийства до его источника и предупреждает о трех видах неправедного гнева.

5,22 Первый вид – человек гневается на брата своего напрасно. (В NIV пропущено слово "напрасно"; таким образом данное правило распространяется и на праведный гнев.) Обвиняемый в этом преступлении должен быть наказан, т.е. он подлежит суду.

Многие считают, что их мнение является законным основанием для гнева, но гнев оправдывается только тогда, когда нужно защитить честь Бога или когда кого-то обижают. Но гневу нет оправдания, если он является следствием личной обиды.

Еще более серьезным является грех оскорбления брата. В дни Иисуса люди пользовались словом рака (арамейский термин, означающий "пустой человек"), выражающим презрение и оскорбление. Тот, кто употреблял этот эпитет, подлежал синедриону, т.е. он должен был стать субъектом судебного разбирательства в синедрионе – наивысшей судебной инстанции страны. Наконец, обозвать кого-то безумным – третья форма неправедного гнева, который осуждал Иисус. Здесь словом "безумный" подразумевается больше, чем тупица. Оно говорит о моральном глупце, который должен быть предан смерти, и это желание содержится в самом слове. Сегодня никто не удивляется, слыша, как люди обзывают друг друга: "Будь ты Богом проклят!" Такой человек призывает Бога предать эту жертву аду. Иисус говорит, что человек, который произносит такое проклятие, подлежит геенне огненной. Тела казненных преступников обычно выбрасывали в постоянно горящую свалку за Иерусалимом, известную под названием Долина Еннома или Геенна. Она дала название адскому пламени, которое никогда не угаснет.

Не стоит сомневаться в строгости слов Спасителя. Он учит, что гнев содержит в себе семена убийства, что в оскорбительной речи есть дух убийства и что слова проклятия выражают само желание убить. Прогрессирующий рост преступлений требует три степени наказания: суд, синедрион и геенна огненная. В Своем Царстве Иисус будет поступать с грехами по строгости.

5,23-24 Если человек обижает другого своим гневом или каким-то другим поступком, то ему бесполезно приносить дар Богу. Бог не будет доволен им. Обидчик должен сначала пойти и наладить отношения с обиженным.

Только тогда его дар будет принят. Хотя эти слова записаны в еврейском контексте, это не значит, что они неприменимы к сегодняшнему дню. Павел применяет это понятие к Вечере Господней (см. 1 Кор. 11). Бог не принимает служение верующего, если он в ссоре с братом.

5,25-26 Это предостережение Иисуса против духа тяжбы и нежелания признавать вину. Лучше сразу примириться с обвинителем, чем подвергаться риску быть отданным под суд.

Если это случится, то мы непременно проиграем. Хотя среди ученых лингвистов есть некоторые разногласия по поводу личности человека из этой притчи, суть ее ясна: если ты неправ, то поспеши признаться в этом и поправить дело. Если ты не раскаешься, твой грех со временем обернется против тебя и тебе придется не только возместить нанесенные убытки, но еще понести дополнительное наказание. И не спеши обращаться в суд. Если ты это сделаешь, закон настигнет тебя и ты заплатишь все до последней копейки.

Д. Иисус осуждает прелюбодеяние (5,27-30)

5,27-28 Закон Моисеев однозначно запретил развод (Исх. 20,14; Втор. 5,18). Человек может гордиться тем, что никогда не нарушал эту заповедь, и в то же время иметь глаза, исполненные любострастия (2 Пет. 2,14). Внешне он может выглядеть порядочным, но при этом ум его будет бродить по лабиринтам нечистоты. Потому Иисус напоминает Своим ученикам, что простого воздержания от физической близости недостаточно, должна быть внутренняя чистота. Закон запретил прелюбодеяние, Иисус запретил пожелание: "...кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". Е. Стенли Джоунс уловил смысл этого стиха, когда писал: "Если ты думаешь о прелюбодеянии или совершаешь его, ты не удовлетворяешь сексуальное побуждение, а льешь масло в огонь, чтобы затушить его". Грех начинается в сознании, и если мы лелеем его, то обязательно совершим поступок.

5,29-30 Для достижения жизни с чистыми мыслями нужна строгая самодисциплина. Поэтому Иисус сказал, что если какая-то часть нашего тела побуждает нас к греху, то лучше лишиться этого члена тела при жизни, чем потерять свою душу в вечности.

Должны ли мы принимать слова Иисуса буквально? На самом ли деле Он выступал за самоувечье? Эти слова можно понимать буквально в следующем случае: если бы возник неизбежный выбор потерять один член или душу, тогда нам лучше было бы расстаться с этим членом с радостью. К счастью, такой необходимости нет, так как Святой Дух дает верующему силу жить святой жизнью. Однако, со своей стороны, верующий должен содействовать этому и строго себя дисциплинировать.

Е. Иисус порицает развод (5,31-32)

5,31 По закону ВЗ развод был разрешен только согласно Второзаконию 24,1-4. Этот отрывок не относится к случаю, когда жена – прелюбодейка (прелюбодеяние наказывалось смертью, см. Втор. 22,22). Скорее он говорит о разводе из-за брака не по любви или из-за несовместимости.

5,32 Однако в Царстве Христа кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать. Это не значит, что она автоматически становится прелюбодейкой. Имеется в виду, что, лишенная средств к существованию, она вынуждена жить с другим мужчиной.

Поступая так, она становится прелюбодейкой. Не только бывшая жена становится прелюбодейкой, но и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.

Тема развода и повторного брака – одна из самых сложных в Библии. Ответить на все возникающие вопросы практически невозможно, но будет полезно проследить и суммировать то, чему учит нас Писание и во что мы верим.

РАЗВОД И ПОВТОРНЫЙ БРАК

Бог никогда не планировал для человека развод. Он хотел, чтобы один мужчина и одна женщина оставались в браке до тех пор, пока их союз не будет расторгнут смертью (Рим. 7,2-3).

Иисус открыл это фарисеям, ссылаясь на Божественный порядок в начале творения (Мф. 19,4-6).

Бог ненавидит развод (Мал. 2,16), то есть развод не по Писанию. Не то чтобы Он ненавидел развод вообще, потому что Он говорит, что Сам в разводе с Израилем (Иер. 3,8). Но это случилось потому, что народ оставил Его, чтобы служить идолам. Израиль не сохранил верность.

У Матфея (5,31-32 и 19,9) Иисус учит, что развод запрещен, за исключением случая, когда один из супругов виновен в измене. У Марка (10,11-12) и Луки (16,18) исключение не упоминается.

Это противоречие, наверное, хорошо разъяснено, так что ни Марк, ни Лука не записали это высказывание полностью. Следовательно, хотя развод – не идеальный выход из положения, он разрешается в случае неверности одного из супругов. Иисус в этом случае разрешает развод, но Он не повелевает разводиться.

Некоторые богословы рассматривают 1 Коринфянам 7,12-16 как учение о том, что развод приемлем и тогда, когда неверующая сторона оставляет верующую сторону. Павел говорит, что оставленное лицо в таком случае не связано, т.е. он или она вольны расторгнуть брак (чтобы разойтись). По мнению автора данного труда, этот случай представляет собой такое же исключение, какое допускается у Матфея (5 и 19), то есть неверующее лицо уходит, чтобы жить с другим. Следовательно, верующий может расторгнуть брак на духовном основании только при условии, что вторая сторона совершает прелюбодеяние.

Часто утверждают, что, хотя в НЗ развод позволен, о повторном браке речь не идет. Однако этот аргумент не обоснован. В НЗ повторный брак осуждается не для невиновной стороны, а только для обидчика. Более того, Писание разрешает повторный брак – это главная цель развода, иначе развод послужит поводом к прелюбодеянию.

В любой дискуссии на эту тему возникает вопрос: "А как быть с теми, кто был в разводе до того, как стал христианином?" Не может быть сомнения в том, что незаконный развод и повторный брак, имевшие место до обращения, являются полностью прощенным грехом (см., например, 1 Кор. 6,11, где Павел включает прелюбодеяние в список грехов, в которых раньше участвовали коринфские верующие). Грехи, совершенные до обращения, не лишают верующих права на членство в поместной церкви.

Более трудный вопрос в отношении христиан, которые развелись не по Писанию и заключили повторный брак. Можно ли их опять принять в число членов поместной церкви? Ответ зависит от того, является ли прелюбодеяние единичным актом физической близости или постоянным.

Если эти люди живут в прелюбодеянии, то они должны не только исповедаться, но также оставить своего партнера, которого имеют в настоящее время. Однако Божье разрешение проблемы никогда не усложняет ее. Если, для того чтобы распутать клубок супружеских взаимоотношений, мужчины или женщины впадают в грех или женщины и дети остаются без жилья и средств к существованию, то лечение гораздо хуже, чем болезнь.

По мнению автора, христиане, которые развелись не по Писанию, а потом повторно женились, могут искренне покаяться в своем грехе и быть восстановлены перед Господом и в церковном братстве. Каждый случай развода имеет свои особенности. Поэтому совет поместной церкви должен исследовать каждый отдельный случай и рассуждать по Слову Божьему. Если иногда нужно применить дисциплинарное наказание, то все причастные к этому должны подчиниться решению совета.

Ж. Иисус осуждает клятвы (5,33-37)

5,33-36 В законе Моисея имеется несколько запретов, касающихся ложных клятв именем Господа (Лев. 19,12; Чис. 30,2; Втор. 23,21). Поклясться именем Господа значило призвать Его в свидетели в том, что ты говоришь правду. Евреи, чтобы избежать некорректности клятв именем Господа, заменяли Его имя словами небо, земля, Иерусалим, моя голова, чем они и клялись.

Иисус осуждает такое перекручивание закона, как тонкое лицемерие, и запрещает клясться или божиться в обычном разговоре. Попытка избежать клятвы именем Господа, просто заменяя его другим существительным, не только лицемерна, но и тщетна. Клясться небом – значит клясться престолом Божьим. Клясться землей – значит клясться подножием Его ног. Клясться Иерусалимом – значит клясться городом великого Царя. Даже клятва головой затрагивает Бога, потому что Он – Творец всего.

5,37 Для христианина нет необходимости клясться. Его "да" должно быть "да" и его "нет" должно быть "нет". Пользоваться более сильным языком – значит признать, что сатана, лукавый, управляет нашей жизнью. Нет таких обстоятельств, которые оправдывают ложь в устах христианина. Этот отрывок также запрещает затушевывать правду или хитрить. Однако он не запрещает давать клятву в суде. Иисус сам свидетельствовал под клятвой перед первосвященником (Мф. 26,63). Павел также пользовался клятвой, чтобы призвать Бога в свидетели в том, что все, что он написал, было истинно так (2 Кор. 1,23; Гал. 1,20).

З. Прохождение второго поприща (5,38-42)

5,38 Закон говорит: "око за око, и зуб за зуб" (Исх. 21,24; Лев. 24,20; Втор. 19,21). Это было и приказание наказать и ограничение наказания – возмездие не должно превышать преступления. Однако, согласно ВЗ, власть для наказания была в руках начальствующих, а не определенной личности.

5,39-41 Иисус пошел далее закона, к более высокой праведности, совершенно отменив месть. Он показал Своим ученикам, что как некогда месть была позволена законом, так непротивление стало возможным по благодати. Иисус наставлял Своих учеников не противиться злому. Если их ударяли в одну щеку, они должны были подставить и другую. Если кто судился с ними за рубашку (нижнюю одежду), они должны были отказаться и от верхней одежды (одежды, которой укрывались ночью). Если начальник понуждал нести его груз одну милю, то они должны были добровольно нести его две мили.

5,42 Последняя заповедь Иисуса в этом разделе кажется нам сегодня самой непрактичной. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Наша одержимость материальными благами и собственностью заставляет нас содрогнуться при мысли, что нам нужно отдавать то, что мы приобрели. Но если бы мы захотели сосредоточиться на небесных сокровищах и довольствоваться только необходимой едой и одеждой, мы восприняли бы эти слова буквально и без принуждения. Высказывание Иисуса предполагает, что человек, просящий о помощи, действительно нуждается. А поскольку невозможно во всех случаях узнать, законна ли нужда, то лучше (как некто сказал) "помочь двум десяткам нищих мошенников, чем рисковать отвернуться от одного поистине нуждающегося".

Рассуждая по-человечески, вести себя так, как здесь призывает нас Господь, невозможно. Только человек, которым руководит Святой Дух, способен жить жизнью самопожертвования. Верующий может воздавать любовью за оскорбление (ст. 39), несправедливость (ст. 40) и неудобства только в том случае, если Спасителю позволено жить в нем. Это – "евангелие второго поприща".

И. Любите врагов ваших (5,43-48)

5,43 Последний пример нашего Господа о более высокой праведности, которая необходима в Его Царстве, касается отношения к врагам: тема, которая естественно вытекает из предыдущего отрывка. Закон учил израильтян любить своих ближних (Лев. 19,18). Хотя им никогда конкретно не заповедовали ненавидеть своих врагов, дух ненависти в значительной степени был заложен в самом учении. Эта позиция была обобщенной ветхозаветной точкой зрения на тех, кто преследовал народ Божий (Пс. 138,21-22). Это была справедливая враждебность к Божьим врагам.

5,44-47 Но теперь Иисус объявляет нам, что мы должны любить наших врагов и молиться за наших гонителей. Факт, что нам повелевается любить, означает, что любовь – это дело воли, а не эмоций. Она не то же самое, что естественная привязанность, потому что любить тех, кто ненавидит и обижает нас, противоестественно. Это сверхъестественная благодать, и ее могут проявлять только те, кто имеет Божественную жизнь в себе.

Если мы любим любящих нас, то нам нет за это награды; Иисус сказал, что даже мытари это делают! (В греческом тексте (NU) вместо "мытари" использовано слово "язычники".) Такая любовь не имеет Божественной силы. И в том нет добродетели, если мы приветствуем только братьев своих, т.е. наших родственников и друзей. (В большинстве манускриптов вместо "братья" использовано слово "друзья".) Неспасенный тоже может так поступать; в этом нет ничего чисто христианского.

Если наши стандарты не выше наших слов, несомненно, что мы никогда не повлияем на этот мир. Иисус сказал, что Его последователи должны воздавать добром за зло, чтобы им быть сынами своего Небесного Отца. Он не говорил, что таким образом мы можем стать сынами Божьими, скорее, так мы показываем, что мы – дети Божьи. Так как Бог беспристрастен и к злым, и к добрым (солнце и дождь служат и тем, и другим), мы также должны быть беспристрастными и снисходительными ко всем.

5,48 Иисус заканчивает эту мысль увещанием: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Слово "совершенный" нужно понимать в свете контекста. Оно не значит "безгрешный" или "без изъяна". Предыдущие стихи поясняют, что быть совершенным – значит любить ненавидящих нас, молиться за обижающих нас и быть добрыми и к другу, и к врагу. Совершенство здесь – это духовная зрелость, которая делает христианина способным подражать Богу в раздаянии благословений всем без исключения.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →