Комментарии МакДональда на евангелие от Марка 5 глава

И. Исцеление Гадаринского бесноватого (5,1-20)

5,1-5 Страна Гадаринская находилась на восточном берегу Галилейского моря. Там Иисус встретился с необычайно неистовым, одержимым духами человеком, наводящим ужас на общество. Каждая попытка связать его оканчивалась неудачей. Он жил среди гробов и в горах, и постоянно кричал и бился о камни.

5,6-13 Когда одержимый увидел Иисуса, он действовал сначала с уважением, а затем начал горько жаловаться. "Какая правдивая и жуткая картина – человек склонился в поклонении, с просьбой и верой, и все же он ненавидит, дерзит и боится; раздвоение личности: стремлюсь на свободу и продолжаю цепляться за страдание". (Заметки Библейского общества).

Точный порядок событий неясен, но можно представить его себе следующим образом:

1. Одержимый совершил акт преклонения перед Господом Иисусом Христом (ст. 6).

2. Иисус велел нечистому духу выйти из этого человека (ст. 8).

3. Дух, говорящий через человека, признал, Кто такой Иисус, оспорил Его право на вмешательство и клятвенно умолял Иисуса прекратить мучить его (ст. 7).

4. Иисус спросил у него имя. Имя было – легион и означало, что в этого человека вселилось много бесов (ст. 9). Это очевидно и не противоречит стиху 2, где сказано, что он одержим нечистым духом (в единственном числе).

5. Возможно, от имени бесов говорил один их представитель, который умолял о разрешении войти в стадо свиней (ст. 10-12).

6. Разрешение было дано, в результате чего две тысячи свиней побежали по склону горы и потонули в море (ст. 12).

Господа часто критикуют за то, что он допустил уничтожение свиней. Следует отметить несколько моментов:

1. Он не был причиной их уничтожения; Он только разрешил это. Свиньи были уничтожены разрушающей властью сатаны.

2. Здесь нет указания на то, что обвинения выдвинули хозяева свиней. Возможно, это были иудеи, которым разведение свиней было запрещено.

3. Душа человека стоит больше, чем все свиньи мира.

4. Если бы мы знали столько, сколько знал Иисус, то мы поступили бы точно так, как поступил Он.

5,14-17 Видевшие гибель свиней побежали в город и рассказали новости. Жители города, придя, увидели бывшего одержимого, который сидел у ног Иисуса, одет и в здравом уме. Люди устрашились. Об этом очень метко сказано: "Люди испугались, когда Он утихомирил бурю на море, а затем бурю в человеческой душе". Очевидцы пересказывали случившееся вновь пришедшим. Для жителей это было слишком; они начали просить Иисуса, чтобы Он отошел от пределов их. Во всем случившемся шокирует именно это, а не гибель свиней. Христос как гость слишком дорого им обходился!

"Бесчисленное множество людей и сейчас желает, чтобы Христос был подальше от них, боясь, что общение с Ним может привести к потерям в социальном, финансовом и личном планах. Стремясь сберечь имущество, они теряют свои души" ("Избранные цитаты").

5,18-20 Когда Иисус готовился отплыть на лодке, исцеленный умолял о разрешении сопровождать Его. Это была достойная просьба, свидетельствующая о новой жизни, но Иисус отправил его домой в качестве живого свидетеля великой силы и милосердия Божьего. Человек послушался и понес Благую Весть в Десятиградие – область, охватывающую десять городов.

В этом – постоянно действующее повеление всем тем, кто испытал спасающую благодать Божью: "Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя".

Благовестие начинается дома!

К. Излечение неизлечимой и воскрешение мертвой (5,21-43)

5,21-23 Вернувшись на западный берег синего Галилейского моря, Господь Иисус опять оказался в центре множества народа. К нему прибежал обезумевший отец. Это был Иаир, один из начальников синагоги. Умирала его маленькая дочь. Не пойдет ли Иисус и не возложит ли на нее руки, чтобы она выздоровела?

5,24 Господь отозвался и направился к его дому. За Ним следовало множество народа и теснили Его. Интересно: сразу после слов о том, что толпа теснила Его, следует история веры об исцелении через прикосновение к Нему.

5,25-26 Отчаявшаяся женщина прервала путь Иисуса в дом Иаира. Наш Господь не огорчился и не был раздосадован из-за этой кажущейся помехи. Как реагируем мы, когда нас прерывают?

"Я думаю, что нахожу наибольшую пользу, когда стремлюсь рассматривать все помехи и препятствия в планируемой человеком работе как воспитание и испытание, посылаемые Богом, чтобы помочь человеку не стать эгоистичным в своей работе... Это не трата времени, как, впадая в искушение, думает человек. Это наиболее важная часть работы данного дня – часть, возможно, лучшая из предложенного Богу". (Календарь "Избранные колосья")

Эта женщина двенадцать лет страдала хроническим кровотечением. Многие врачи, к которым она обращалась, использовали сильнодействующие формы лечения и истощили ее финансы, но оставили ее в худшем состоянии.

Когда надежды на выздоровление полностью покинули ее, кто-то сказал ей об Иисусе. Она не стала откладывать Его поиски. Пробившись через толпу, она прикоснулась к краю Его одежды. Кровотечение тотчас прекратилось, и она почувствовала себя совершенно здоровой.

5,30 Она собиралась тихонько ускользнуть, но Господь не позволил, чтобы она упустила благословение при всех признать Его своим Спасителем.

Он почувствовал, что из Него вышла божественная сила, когда женщина прикоснулась к Нему; Ему чего-то стоило исцелить ее. Итак, Он спросил: "Кто прикоснулся к Моей одежде?" Он знал ответ, но задал этот вопрос для того, чтобы вызвать ее вперед из множества людей.

5,31 Ученики подумали, что это глупый вопрос. Многие люди непрерывно теснили Его. Зачем спрашивать: "Кто прикоснулся ко Мне?" Однако есть разница между физическим прикосновением и прикосновением готовой на все веры. Можно даже быть очень близким к Нему и не доверять, но невозможно прикоснуться к Нему с верой, чтобы Он не узнал этого и не исцелил.

5,32-33 Женщина вышла вперед в страхе и трепете; она пала перед Ним и впервые публично исповедала Иисуса Христа.

5,34 Затем Он сказал ее душе слова уверенности. Открытое исповедание Христа имеет огромное значение. Без него не будет значительного роста в христианской жизни. Когда мы дерзновенно встаем на Его сторону, Он наполняет наши души полнотой непоколебимости в вере. Слова Господа Иисуса Христа не только подтвердили ее физическое исцеление, но также, несомненно, заключали в себе великое благословение в спасении души.

5,35-38 К этому времени пришли посланцы с новостью о том, что дочь Иаира умерла. Не было нужды утруждать Учителя. Господь, по милости Своей, успокоил Иаира, а затем повел Петра, Иакова и Иоанна в дом. Их встретили громкие вопли плачущих, характерные в восточных домах во время печали; некоторых плакальщиц нанимали.

5,39-42 Когда Иисус заверил их, что дитя не умерло, но спит, то их слезы сменились насмешкой. Он бесстрашно повел ближайших родственников к неподвижно лежавшей девочке и, взяв ее за руку, сказал на арамейском языке: "Девица, тебе говорю, встань". И двенадцатилетняя девочка тотчас встала и начала ходить. Родственники были поражены и, несомненно, обезумели от радости.

5,43 Господь запретил им распространять весть о чуде. Он не был заинтересован в популярности среди масс. Он должен был решительно идти к кресту.

Если эта девочка действительно умерла, то эта глава иллюстрирует власть Иисуса Христа над бесами, болезнью и смертью. Не все библиологи согласны с тем, что она была мертва. Иисус сказал, что она не умерла, но спала. Возможно, она находилась в глубоком коматозном состоянии. Он мог с такой же легкостью воскресить ее из мертвых, но Он не стал бы присваивать Себе это, если бы она была просто без сознания.

Мы не должны проглядеть заключительные слова этой главы: "...сказал, чтобы дали ей есть". В духовном служении это означает попечительство.

Души, ощутившие пульсацию новой жизни, нуждаются в питании. Способ, посредством которого ученик может продемонстрировать свою любовь к Спасителю,- это пасти Его овец.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →