III. ПОДГОТОВКА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО К СЛУЖЕНИЮ (3:1 — 4:30)

А. Его предтеча готовит путь (3:1−20)

3:1−2 Как историк, Лука определяет год, в который Иоанн начал проповедовать, называя политических и религиозных вождей, которые были тогда при власти: один император (кесарь), один начальник, три четвертовластника и два первосвященника. Упомянутые политические руководители указывают на железные тиски, которыми народ израильский удерживался в подчинении. Тот факт, что в Израиле было два первосвященника, свидетельствует о том, что в народе не было как религиозного, так и политического порядка. Хотя по стандартам мира эти люди считались великими, в глазах Божьих они были грешными и беспринципными. Поэтому когда Он захотел обратиться к людям, то обошел дворец и синагогу и сообщил Свое слово Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

3:3 Иоанн тут же пошел по всей окрестной стране Иорданской, вероятно, недалеко от Иерихона. Он призывал народ израильский покаяться в грехах для получения прощения и тем самым приготовиться к пришествию Мессии. Он также призывал людей принять крещение, как внешний знак того, что они действительно покаялись. Иоанн был истинным пророком, воплощенной совестью, взывающим против греха и призывающим к духовному обновлению.

3:4 Таким образом, его служение было исполнением пророчества Исаии 40:3−5. Он был гласом вопиющего в пустыне. В духовном смысле Израиль в то время был пустыней. Он был иссушен и безрадостен и не приносил плод для Бога. Для того чтобы приготовиться к пришествию Господа, народу предстояло пройти через нравственные перемены. Когда в те дни царь должен был нанести царский визит, то к этому тщательно готовились, выравнивали дороги, чтобы сделать его приближение как можно более удобным. К совершению именно этого и призывал Иоанн народ, только речь шла не о том, чтобы в буквальном смысле починить дороги; он призывал народ приготовить свои сердца к принятию Мессии.

3:5 Результат пришествия Христа описан следующим образом: Всякий дол да наполнится — всякий, кто действительно кается и смиряется, будет спасен и удовлетворен.

Всякая гора и холм да понизятся — такие люди, как книжники и фарисеи, гордые и заносчивые, должны будут смириться.

Кривизны выпрямятся — те, которые, подобно мытарям, бесчестны, должны выпрямить свои характеры.

Неровные пути сделаются гладкими — воины и другие люди, имеющие резкий, грубый нрав, станут мягкими и благородными.

3:6 Конечный результат будет заключаться в том, что всякая плоть — как евреи, так и язычники — узрит спасение Божье. В Его первый приход спасение было предложено всем людям, хотя и не все приняли его. Когда Он вернется, чтобы царствовать, этот стих будет полностью исполнен. Тогда весь Израиль спасется, а язычники также получат возможность пользоваться благословением Его славного Царства.

3:7 Иоанн видел, что не все из приходящих к нему на крещение искренны. Некоторые просто делали вид, на самом же деле не стремились к праведности и не жаждали ее. Именно таких Иоанн назвал «порождения ехидны». Вопрос: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» — указывает на то, что он не был в руках Иоанна; его весть была направлена к тем, кто желал исповедать свои грехи.

3:8 Если они действительно хотят иметь дело с Богом, то им следует показать истинность своего покаяния, засвидетельствовав его преобразованной жизнью. Истинное покаяние производит плоды. Им не следует думать, что происхождения от Авраама достаточно; родство с благочестивыми людьми никого не делает благочестивым.

Для осуществления Своих целей Бог не ограничивается физическими потомками Авраама; Он может взять камни у реки Иордан и из них воздвигнуть детей Аврааму. Здесь камни, вероятно, символизируют язычников, которых Бог может чудом Божественной благодати превратить в верующих, имеющих веру, подобную Аврааму. Так и произошло. Физическое семя Авраама, как нация, отвергло Христа Божьего. Однако многие язычники приняли Его как Господа и Спасителя и тем самым стали духовным семенем Авраама.

3:9 Уже и секира при корне дерев лежит — это образное выражение, означающее, что приход Христа проверит подлинность покаяния человека. Те люди, которые не будут иметь плодов покаяния, понесут осуждение. «Слова и фразы выходили из уст Иоанна, как мечи: «порождения ехидны», «будущий гнев», «секира», «срубают», «бросают в огонь». Пророки Господа никогда не были сладкоречивыми: они были великими проповедниками морали, и часто их слова опускались на людей, как боевые секиры наших предков на шлемы их неприятелей». (Ежедневные заметки Библейского общества)

3:10 Изобличенный народ просил Иоанна дать практические советы, как показать истинность своего покаяния.

3:11−14 В стихах 11−14 он указал им конкретные пути к тому, как они могут доказать свою искренность. В общем, они должны любить своих ближних, как самих себя, и делиться с бедными своей одеждой и пищей. Что касается мытарей, то они должны быть безусловно честными во всех своих делах. Поскольку они, как класс, были значительным образом извращены, то их честность станет весьма определенным свидетельством искренности. И наконец, воинам, находящимся на действительной службе, было сказано, чтобы они избегали трех грехов, распространенных среди служащих: вымогательства, клеветы и недовольства. Важно понимать, что выполнение этих требований не спасало людей; это, скорее, служило внешним свидетельством того, что их сердца воистину в правильном состоянии перед Богом.

3:15−16 Удивительным было стремление Иоанна держаться в тени. В течение, как минимум, некоторого времени он мог бы выступать в качестве Мессии и привлечь к себе много последователей. Но вместо этого он, сравнивая себе с Христом, отзывался о себе крайне уничиженно. Он объяснял, что его крещение было внешним и физическим, в то время как Христово крещение будет внутренним и духовным. Он говорил, что не достоин развязать ремень обуви Мессии.

3:16−17 Христос будет крестить Духом Святым и огнем. Его крещение будет состоять из двух частей. Прежде всего, Он будет крестить верующих Святым Духом — обетование того, что произойдет в день Пятидесятницы, когда верующие будут крещены в Тело Христово. Но затем Он будет крестить огнем. Из стиха 17 ясно видно, что крещение огнем — это крещение в день суда. Здесь Господь изображен как веяльщик зерна. Когда Он разбрасывает лопатой зерно, солома на гумне отлетает в сторону. Затем ее сметают и сжигают. Когда Иоанн говорил к смешанному собранию людей — верующим и неверующим, он упоминал как крещение Духом, так и крещение огнем (Мф 3:11 и здесь). Когда же он говорил только о верующих (Мк 1:5), то пропустил крещение огнем (Мк 1:8). Ни один истинный верующий никогда не испытает крещения огнем.

3:18−20 Наконец Лука готов перенести внимание с Иоанна на Иисуса. Поэтому в следующих стихах он обобщает остаток служения Иоанна и ведет нас вперед ко времени его заточения в тюрьму Иродом. Фактически Иоанн был заключен в темницу спустя где-то восемнадцать месяцев. Он обличил Ирода в том, что тот жил в прелюбодеянии с женой своего брата. Ирод увенчал все свои злые дела заключением Иоанна в темницу.

Б. Подготовка через крещение (3:21- 22)

По мере того как Иоанн выходит из-за поля нашего зрения, Господь Иисус выходит на первое место. Он начинает Свое публичное служение, приблизительно в возрасте тридцати лет, крещением в реке Иордан. Есть несколько интересных моментов в сообщении о Его крещении:

1. Здесь присутствуют все три Личности Троицы: Иисус (ст. 21), Святой Дух (ст. 22), Отец (ст. 22).

2. Лишь Лука записал тот факт, что Иисус молился при крещении (ст. 21). Это соответствует цели Луки — представить Христа как Сына Человеческого, всегда зависящего от Бога Отца. Молитвенная жизнь нашего Господа — доминирующая тема в этом Евангелии. Он молится в самом начале Своего публичного служения. Он молится, когда становится широко известным и за Ним следует множество людей (5:16).

Он провел целую ночь в молитве перед избранием двенадцати учеников (6:12). Он молился накануне события, происшедшего в Кесарии Филипповой, — апогея Его служения Учителя (9:18). Он молился на горе Преображения (9:28). Он молился в присутствии Своих учеников, и это дало повод для поучения о молитве (11:1). Он молился о том, чтобы Петр устоял в вере (22:32). Он молился в Гефсиманском саду (22:41, 44).

3. Крещение Иисуса было одним из трех случаев, когда Бог говорил с небес о служении Его возлюбленного Сына. В течение тридцати лет Божье око следило за безупречной жизнью в Назарете; здесь Его вердикт был «в Тебе Мое благоволение!»

Другие два случая, когда Отец при людях говорил с небес, произошли на горе Преображения, когда Петр предложил соорудить кущи (Лк 9:35), и когда еллины пришли к Филиппу, желая видеть Иисуса (Ин 12:20−28).

В. Подготовка через причастность к человечеству (3:23−28)

Прежде чем наш Господь приступил к публичному служению, Лука делает паузу и приводит Его родословную. Если Иисус действительно человек, то Он должен происходить от Адама. Это родословие показывает, что Он действительно был таковым. Широко распространено убеждение, что здесь приводится родословие Иисуса по линии Марии. Обратите внимание: стих 23 не говорит, что Иисус был сыном Иосифа, но «был, как думали, сын Иосифов». Если такой взгляд правилен, тогда Илий (ст. 23) был тестем Иосифа и отцом Марии.

Среди исследователей широко распространено мнение, что это родословие Господа прослеживается через Марию по следующим причинам:

1. Очевидно, что семейная линия Иосифа приведена в Евангелии от Матфея (1:2−16).

2. В первых главах Евангелия от Луки Марии отведено более видное место, чем Иосифу, в то время как у Матфея все наоборот.

3. Среди евреев женские имена не использовались широко в генеалогических связях. Этим объясняется пропуск имени Марии.

4. В Мф 1:16 четко указано, что Иаков родил Иосифа. Здесь, у Луки, не сказано, что Илий родил Иосифа; говорится, что Иосиф был сыном Илиевым. «Сын» может означать «зять».

5. В языке оригинала перед каждым именем в родословии, кроме одного, стоит определенный артикль (tou) в винительном падеже. Это имя Иосифа. Именно это исключение заставляет предполагать, что Иосиф включен в родословие только потому, что был мужем Марии.

Хотя нет необходимости исследовать родословие в подробностях, все же полезно обратить внимание на несколько важных пунктов:

1. Этот перечень указывает, что Мария происходила от Давида и его сына Нафана (ст. 31). В Евангелии от Матфея Иисус наследовал законное право на престол Давида через Соломона.

Как законный сын Иосифа, Господь исполнил ту часть Божьего завета с Давидом, которая обещала, что его престол будет утвержден навечно.

Однако Иисус не мог быть настоящим сыном Иосифа, не попадая под Божье проклятие на Иехонию, согласно которому ни один потомок этого злополучного царя не будет процветать (Иер 22:30). Как подлинный сын Марии, Иисус исполнил ту часть завета Бога с Давидом, где ему обещано, что его семя пребудет на троне навеки. А происходя от Давида через Нафана, Он не подпал под проклятие, произнесенное на Иехонию.

2. Адам назван сыном Божьим (ст. 38). Это просто означает, что он был создан Богом.

3. Очевидно, что мессианская линия закончилась на Господе Иисусе. Больше никто никогда не может предъявить законные полноправные притязания на престол Давида.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на евангелие от Луки, 3 глава. Комментарии МакДональда.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

От Луки 3 глава в переводах:
От Луки 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.