Комментарии МакДональда на евангелие от Луки 6 глава

Д. Сын Человеческий – Господин субботы (6,1-11)

6,1-2 Теперь перед нами два события, произошедшие в субботу, которые показывают возрастающее противление религиозных вождей, достигающее своего апогея. Первое событие произошло в субботу, первую по втором дне Пасхи. Другими словами, эта суббота была первой после Пасхи. Вторая суббота была следующей за ней. Итак, в субботу, первую по втором дне Пасхи, Господь и Его ученики проходили засеянными полями. Ученики срывали колосья, растирали руками и ели их. Фарисеи не могли обвинить их в том, что они срывали колосья; это разрешалось законом (Втор. 23,25). Они осуждали то, что это происходило в субботу. Срывание колосьев они квалифицировали как сбор урожая, а растирание их руками – как обмолачивание.

6,3-5 Ответ Господа, использовавшего пример из жизни Давида, сводился к тому, что закон о субботе никогда не запрещал труд по необходимости. Отверженный и преследуемый Давид и его люди были голодны. Он вошел в дом Божий и взял хлебы предложения, которые обычно предназначались для священников. Бог сделал для Давида исключение. Израиль находился в грехе. Царь был отвержен. Не следовало настолько по-рабски исполнять закон о хлебах предложения, чтобы допустить голодание Божьего помазанника.

Здесь была подобная ситуация. Христос и Его ученики были голодны. Фарисеи скорее бы допустили, чтобы они голодали, чем взяли зерно в субботу. Однако Сын Человеческий есть Господин и субботы. Он установил закон, и никто лучше Его не мог истолковать истинное духовное значение закона и спасти его от неверного понимания.

6,6-8 Второе событие случилось в другую субботу. Это было чудесное исцеление. Книжники и фарисеи пристально и со злым умыслом наблюдали за Иисусом, не исцелит ли Он в субботу человека, имеющего сухую руку. Зная Иисуса и опираясь на прошлый опыт, они имели вескую причину считать, что Он так поступит. Господь не разочаровал их. Он вначале велел человеку встать и выступить на середину общества в синагоге. Это драматическое действие приковало внимание всех к тому, что должно было произойти.

6,9 Тогда Иисус спросил у Своих критиков, что позволительно делать в субботу: добро или зло? Если бы они дали правильный ответ, то им пришлось бы признать, что в субботу нужно делать добро, а делать зло – неправильно. Если же должно делать добро, тогда Он делал добро, исцеляя этого человека. Если неправильно делать зло в субботу, тогда они нарушали субботу, устраивая заговор, чтобы убить Господа Иисуса.

6,10 Ответа от противников не последовало. Тогда Иисус велел этому человеку протянуть свою сухую руку. (Лишь врач Лука упоминает, что это была правая рука.) С этим повелением пришла необходимая сила. Когда человек послушался, рука его стала здоровой, как и другая.

6,11 Фарисеи и книжники пришли в бешенство. Они хотели осудить Иисуса за нарушение субботы. А Он сказал всего лишь несколько слов – и человек получил исцеление. В этом не было никакого физического труда. И все же они устроили заговор, для того чтобы Его схватить.

Бог предусмотрел субботу для блага человека. При правильном понимании она не запрещала труд по необходимости или дела милосердия.

Е. Избрание двенадцати апостолов (6,12-19)

6,12 Прежде чем избрать двенадцать, Иисус пробыл всю ночь в молитве. Какой в этом укор нашей импульсивности и независимости от Бога! Лука – единственный евангелист, который упоминает о ночи, проведенной в молитве.

6,13-16 Двенадцать, которых Он избрал из более широкого круга учеников, были:

1. Симон, которого назвал Петром, сын Ионин. Один из самых выдающихся апостолов.

2. Андрей, брат его. Это был тот Андрей, который привел Петра к Господу.

3. Иаков, сын Зеведея. Ему с Иоанном была оказана привилегия взойти на гору Преображения. Он был убит Иродом Агриппой I.

4. Иоанн, сын Зеведея. Иисус назвал Иакова и Иоанна "сынами громовыми". Это тот Иоанн, который написал Евангелие и послания, названые его именем, а также книгу Откровения.

5. Филипп, родом из Вифсаиды, который привел к Иисусу Нафанаила. Не путать с Филиппом, евангелистом из книги Деяний апостолов.

6. Варфоломей. Общепринято думать, что это второе имя Нафанаила. Он упомянут только в перечне двенадцати.

7. Матфей, мытарь, также называемый Левием. Он написал первое Евангелие.

8. Фома, также называемый Близнец. Он сказал, что не поверит в воскресение Господа, пока не увидит убедительных доказательств.

9. Иаков, сын Алфея. Он, вероятно, был тем, кто занял ответственное положение в иерусалимской церкви после того, как Иаков, сын Зеведея, был убит Иродом.

10. Симон, прозываемый Зилотом. Из написанного в Священном Писании о нем известно мало.

11. Иуда Иаковлев. Возможно, он же автор послания, и общепризнанно, что он – Левей, прозванный Фаддеем (Мф. 10,3; Мк. 3,18).

12. Иуда Искариот. Предполагается, что он из Кариота в Иудее и, следовательно, единственный из апостолов не из Галилеи. Предатель нашего Господа, он был назван Иисусом "сыном погибели".

Ученики не были людьми выдающегося интеллекта или способностей. Они представляли собой типичных представителей человечества. Великими их делали взаимоотношение с Иисусом и посвящение Ему. Когда Спаситель избрал их, они были, вероятно, молодыми людьми приблизительно двадцати лет. Юность – это пора, когда люди имеют наибольшее рвение, восприимчивы к учебе и более всего способны переносить трудности. Иисус избрал лишь двенадцать учеников. Его больше интересовало качество, чем количество. Благодаря правильному подбору людей, Он мог посылать их на труд и через процесс духовного воспроизводства евангелизировать мир.

Следующим важным шагом после избрания учеников было тщательное обучение их принципам Царства Божьего. Остаток этой главы посвящен обобщенному изложению того типа характера и поведения, которые должны быть присущи ученикам Господа Иисуса Христа.

6,17-19 Следующая речь несколько отлична от Нагорной проповеди (Мф. 5 – 7). Та прозвучала на горе, эта – на ровном месте. В той были блаженства, но не было горестей; в этой – и то, и другое. Есть и другие отличия: в словах, в объеме и направленности. (Многие богословы, однако, считают, что под "ровным местом" подразумевалась ровная местность у подножия горы. Различия заключаются в стиле, выборе акцентов Матфеем и Лукой и подборе слов (богодухновенном) с учетом слушающих.)

Обратите внимание: эта проповедь о строгом ученичестве была произнесена для множества народа, а также для двенадцати. Похоже, что где бы за Иисусом ни следовало большое множество людей, Он проверял их искренность, обращаясь к ним с большой прямотой. Кто-то сказал: "Христос сначала привлекает к Себе, а затем отсеивает".

Народ собрался из всей Иудеи и Иерусалима на юге, из мест Тирских и Сидонских на северо-западе; пришли как язычники, так и евреи. Больные и одержимые бесами теснились ближе, чтобы прикоснуться к Иисусу; они знали, что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Важно понимать, насколько кардинально новым было учение Спасителя. Помните, что Он шел на крест.

Ему предстояло умереть, быть погребенным, воскреснуть в третий день и вернуться на небеса. Благая Весть о спасении по благодати должна распространиться по всему миру. Избавление людей зависело от того, услышат ли они проповедь. Как мог быть евангелизован мир? Сильные мира сего могли организовывать огромные армии, предоставлять неограниченные финансы, обильные поставки провизии, развлечения, поднимающие настроение людей, и хорошие общественные отношения.

Ж. Блаженства и горести (6,20-26)

6,20 Иисус избрал двенадцать учеников и послал их в бедность, голод и преследования. Возможно ли евангелизовать мир таким способом? Да, таким и никаким другим! Спаситель начал с четырех блаженств и четырех горестей.

"Блаженны нищие духом". И не просто нищие благословенны, но вы – нищие. Сама по себе бедность – не благословение; чаще всего это бедствие. Здесь Иисус говорит о взятии на себя бедности ради Него. Он не говорит о людях, которые нищи из-за лености, вследствие трагедии или по причинам, им не подвластным. Нет, Он указывает на тех, кто намеренно избирает бедность для того, чтобы свидетельствовать другим людям об их Спасителе. И если вдуматься, то это единственный имеющий смысл разумный подход. Представьте, что ученики отправились бы, как богатые люди. Люди толпой окружили бы знамя Христа в надежде разбогатеть.

Но в действительности ученики не могли обещать им серебро и золото. Люди должны были приходить только в поисках духовных благословений. Кроме того, если бы ученики были богатыми, то они потеряли бы благословение постоянной зависимости от Господа и доказательство Его верности. Царство Божье принадлежит людям, которые довольны удовлетворением своих текущих нужд, так что все, что сверх того, могут отдать на дело Господа.

6,21 "Блаженны алчущие ныне". И снова здесь не имеются в виду огромные толпы людей, страдающие от недостатка пищи. Речь идет об учениках Иисуса Христа, которые добровольно избирают жизнь самоотречения, для того чтобы облегчать нужды людей, как духовные, так и физические. Это люди, которые предпочитают питаться простой и недорогой пищей, только бы не лишать людей Евангелия из-за потакания своим удовольствиям. Всякое подобное самоотречение будет вознаграждено в грядущий день.

"Блаженны плачущие ныне". Само по себе горе не является благословением. С рыданиями неспасенных людей не связано вечное благо. Здесь Иисус говорит о слезах, которые проливаются ради Него. Слезы о погибающем и заблудшем человечестве. Слезы по поводу разобщенного и бессильного состояния Церкви. Все горести можно поставить на служение Господу Иисусу Христу. Те, которые сеют со слезами, пожнут с радостью.

6,22 "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и понесут имя ваше, как бесчестное". Это благословение не для тех, кто страдает за свои собственные грехи или глупость. Оно принадлежит тем, кто отвержен, отлучен, укоряем и оклеветан из-за своей преданности Христу.

Ключ к пониманию этих четырех блаженств находится в словах "за Сына Человеческого". То, что само по себе было бы проклятием, становится благословением, когда с желанием переносится ради Него. Но побудительным мотивом должна быть любовь к Христу; в противном случае самые героические жертвы бессмысленны.

6,23 Преследования за Христа – это повод для великой радости. Вопервых, потому что велика вам награда на небесах. Во-вторых, это объединяет страдальца с Его верными свидетелями прошлых веков. Четыре блаженства описывают идеального человека в Царстве Божьем – умеренного, выносливого, живущего жертвенно и без излишеств.

6,24 Напротив, четыре горести указывают на тех, кто наименее всего уважаем в новом Христовом обществе. Как ни ужасно, но это те люди, которые в сегодняшнем мире считаются великими! "Горе вам, богатые!" Есть серьезная моральная проблема, связанная с приобретением богатства в мире, где многие тысячи ежедневно умирают от истощения и где каждый второй лишен возможности услышать Благую весть о спасении по вере в Христа. Христиане, которые впадают в искушение копить богатство на земле с целью приберечь что-то "на черный день", должны тщательно поразмыслить над этими словами Господа Иисуса Христа. Делать так – значит жить не для того мира. Кстати, это сожаление о богатых весьма убедительно доказывает, что когда Господь сказал "блаженны нищие" (стих 20), Он не имел в виду нищих духом. В противном случае стих 24 должен был бы означать: "горе вам, богатые духом", а такое значение недопустимо. Тот, кто имеет богатство и не использует его для вечного обогащения других, уже получил единственную награду, которую он когда-либо получит, – эгоистичное сиюминутное удовлетворение своих желаний.

6,25 "Горе вам, пресыщенные ныне!" Это те верующие, которые едят в дорогих ресторанах, питаются самой изысканной пищей, которые не постоят за ценой, когда дело касается покупок в продовольственном магазине. Их девиз: "Для народа Божьего нет ничего слишком хорошего!" Господь говорит, что они будут испытывать голод в грядущий день, когда будут даваться награды за верное, жертвенное ученичество.

"Горе вам, смеющиеся ныне!" Это горе направлено против тех, кто живет в непрерывном круговороте наслаждений, удовольствий и развлечений. Они ведут себя так, словно жизнь создана для веселого и легкого времяпрепровождения, и закрывают глаза на отчаянное состояние людей без Иисуса Христа. Те, которые смеются ныне, восплачут и возрыдают, когда оглянутся назад на утраченные возможности, потакание личным удовольствиям и свое духовное обнищание.

6,26 "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо". (В большинстве манускриптов пропущено слово "все", чем подразумевается, что лишь некоторые люди будут восхвалять согласных идти на компромисс.) Почему? Потому что это верный знак того, что вы не живете жизнью преданного провозглашения Слова. По самой своей природе евангельская весть направлена против безбожных людей. Тот, кто принимает аплодисменты этого мира, – попутчик лжепророков ВЗ, которые ублажали уши людей, говоря им то, что они хотели услышать. Они больше стремились быть в чести у людей, чем прославлять Бога.

З. Тайное оружие Сына Человеческого: любовь (6,27-38)

6,27-29 Здесь Господь Иисус открывает Своим ученикам секретное оружие из Божьего арсенала – любовь. Оно будет одним из наиболее эффективных орудий в евангелизации мира. Однако когда Он говорит о любви, Он не имеет в виду человеческое чувство с таким же названием. Это любовь сверхъестественная. Только рожденные свыше могут познать такую любовь и проявлять ее. Она абсолютно недоступна человеку, в котором не обитает Святой Дух. Убийца может любить своих собственных детей, но это не та любовь, которую проповедует Иисус. Та любовь – просто человеческая привязанность; эта же – Божественная любовь.

Первая зависит лишь от физической жизни; второй требуется жизнь Божественная. Первая в итоге сводится к эмоциям; вторая, по сути, – вопрос воли. Каждый человек может любить друзей, однако необходима сверхъестественная сила, чтобы любить своих врагов. И именно это есть любовь (от греч. "agape") Нового Завета. Любите врагов ваших. Благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас, а также всегда каждому ударившему тебя по щеке подставь и другую. Ф. Б. Мейер объясняет:

"В своем глубочайшем смысле любовь – это привилегия христианства. Испытывать к врагам то, что другие люди испытывают к друзьям; падать в виде дождя и солнечного света на неправедных, как и на праведных; служить тем, кто не располагает к себе и отталкивает, как другие люди служат привлекательным и обаятельным; не меняться в зависимости от настроения, каприза или прихоти; терпеливо страдать, не мыслить зла, сорадоваться истине, все сносить, всему верить, всего надеяться, никогда не переставать – это есть любовь, а такая любовь – это результат присутствия Святого Духа. Мы не можем приобрести ее сами". (F. B. Meyer, The Heavenlies, p. 26.)

Такая любовь непобедима. Мир обычно может победить человека, который отбивается. Он привык к битвам по законам джунглей и к принципу воздаяния. Однако он не знает, как поступать с человеком, который на все несправедливости отвечает добротой.

Подобное поведение – не от мира сего – приводит его в крайнее смущение и замешательство.

6,29-31 В ответ на отнятую верхнюю одежду любовь отдает также и рубашку. Она никогда не отворачивается от реальной нужды. Когда у нее незаконно отбирают собственность, она не просит ее возвратить. Золотое правило любви: обращаться с другими с такой же добротой и вниманием, какие хотелось бы получать по отношению к себе.

6,32-34 Необращенные любят лишь тех, кто любит их. Это естественное поведение и настолько общепризнанное, что не производит воздействия на мир неспасенных людей. Банки и компании дают деньги в долг с надеждой получить с процентами. Для этого не требуется Божественная любовь.

6,35 Поэтому Иисус повторил, что мы должны любить наших врагов, и благотворить, и взаймы давать, не ожидая ничего. Это определенно христианское поведение, и оно отмечает тех, которые являются сынами Всевышнего. Конечно, люди становятся сынами Всевышнего не таким образом; это может произойти только через принятие Иисуса Христа как Господа и Спасителя (Ин. 1,12). Но именно так истинные верующие подтверждают, что они – дети Божьи. Бог обращается с нами так, как это описано в стихах 27-35. Он благ и к неблагодарным и злым. Когда мы поступаем так же, то являем семейное подобие. Мы показываем, что рождены от Бога.

6,36 Быть милосердным – значит прощать, даже когда в наших силах отомстить. Отец явил нам милосердие тем, что не воздал заслуженного нами наказания. Он желает, чтобы и мы проявляли милосердие к другим людям.

6,37 Есть две вещи, которые любовь не делает: она не судит и не осуждает. Иисус сказал: "Не судите, и не будете судимы". Прежде всего, мы не должны судить о побуждениях человека. Мы не можем читать в его сердце, и, следовательно, не можем знать, почему человек поступает именно так.

Затем, мы не должны осуждать принципы работы или служение другого христианина (1 Кор. 4,1-5), один Бог – Судья во всех этих случаях. И вообще, мы не должны осуждать. Дух критики, поиск вины нарушает закон любви.

Все же есть определенные сферы, в которых христианам дано право судить. Часто нам приходится определять, являются ли другие люди истинными христианами; в противном случае мы никогда не распознаем "чужое ярмо" (2 Кор. 6,14). Грех должен быть осужден в семье и в церкви. Другими словами, мы должны рассудить, что добро, а что зло, но не можем ставить под сомнение побуждения или убивать личность.

"Прощайте и прощены будете". Здесь наше прощение поставлено в зависимость от нашего желания прощать. Однако другие места Священного Писания ясно учат, что, верой принимая Христа, мы прощены полностью и безусловно. Как же примирить это кажущееся противоречие? Объяснение таково: мы говорим о двух различных видах прощения – юридическом и отцовском. Юридическое прощение – то, которое дает Бог-Судья каждому, кто верует в Господа Иисуса Христа. Это означает, что наказание за грехи понес Христос, и уверовавшему грешнику не придется расплачиваться за них. Такое прощение безусловно.

Отцовское прощение дается Богом Отцом Своему блудному чаду, когда оно исповедует свои грехи и отказывается от них. В результате происходит восстановление общения с Божьей семьей, и оно никак не связанно с наказанием за грех. Как Отец, Бог не может простить нас, если мы не желаем простить друг друга. Он не может поступать таким образом и не может пребывать в общении с теми, кто так поступает. Именно на это отцовское прощение указывает Иисус в словах "и прощены будете".

6,38 Любовь проявляется в умении давать (см. Ин. 3,16; Еф. 5,25). Христианское служение есть служение даяния. Тот, кто щедро дает, со щедростью вознаграждается. Здесь в пример приведен человек, одежда которого спереди имеет большой подол, как бы фартук. Он использует его, чтобы переносить семенное зерно. Чем дальше он разбрасывает зерно, тем большим будет его урожай. Он будет вознагражден мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною. Он принимает вознаграждение в лоно, то есть в подол своей одежды. В этом – устойчивый принцип жизни: мы пожинаем в соответствии с нашим посевом, наши действия отзываются на нас, ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Если мы посеем материальное, то пожнем бесценное духовное сокровище. Истинно также и то, что мы теряем то, что удерживаем для себя, и обладаем тем, что отдаем.

И. Притча о слепом лицемере (6,39-45)

6,39 В предыдущих стихах Господь Иисус Христос учил о том, что ученики должны исполнять служение даяния. Сейчас Он предупреждает о том, что предел, до которого они могут быть благословением другим людям, ограничен их собственным духовным состоянием. Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму? Мы не можем дать то, чем сами не обладаем.

Если наши глаза закрыты на определенные истины Божьего Слова, то мы никому не можем помочь в этой области. Если в нашей духовной жизни есть слепые участки, то эти слепые участки наверняка будут в жизни тех, кого мы учим.

6,40 "Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его". Человек не может учить тому, чего сам не знает. Он не может привести своих учеников на более высокий уровень, чем тот, которого достиг сам. Чем больше он их учит, тем больше они уподобляются ему. Однако его собственная стадия роста формирует верхний предел, до которого он их может довести.

Ученик достигает совершенства, когда уподобляется учителю, у которого он учится. Недостатки в доктрине или жизни учителя перейдут в жизнь его учеников, и после завершения обучения от учеников нельзя ожидать, что они будут выше своего учителя.

6,41-42 Эта важная истина с еще большей выпуклостью показана на примере сучка и бревна. Однажды человек проходил мимо места, где обмолачивают зерно. Внезапный порыв ветра поднял отруби, и маленькая соринка попала прямо в глаз человеку. Он трет глаз, чтобы избавиться от попавшего в него кусочка соломы, однако чем больше он его трет, тем больше происходит раздражение глаза. В это время мимо проходит другой человек, видит затруднительное положение первого и предлагает помощь. Однако у этого человека в глазу торчит бревно! Он едва может оказать помощь, потому что не в состоянии видеть, что делает. Очевидность этого урока состоит в том, что учитель не может говорить своим ученикам о недостатках в их жизни, если в его жизни есть те же недостатки, и даже в большей форме, и все же он их не видит. Если мы хотим оказать помощь другим, то и наша жизнь должна быть примерной. В противном случае люди скажут нам: "Врач, исцели себя!"

6,43-45 Четвертый пример, который приводит Господь, – это дерево и плод. Дерево приносит добрый или худой плод в зависимости от того, что оно собой представляет. Мы судим о дереве по роду и качеству плода, который оно приносит. То же и в отношении ученичества. Морально чистый и духовно здоровый человек может принести благословение другим из доброго сокровища сердца своего. С другой стороны, человек, внутренний мир которого нечист, из злого сокровища сердца своего выносит злое.

Итак, в стихах 39-45 Господь объясняет ученикам, что их служение должно быть служением характера. Более важно не то, что они когда-либо скажут или сделают, а то, кем они являются. Конечный результат их служения будет определяться тем, что они собой представляют.

К. Господь требует повиновения (6,46-49)

6,46 "Что вы зовете Меня: "Господи! Господи!" и не делаете того, что Я говорю?" Слово "Господь" означает "господин"; оно подразумевает, что Господь обладает полнотой власти над нашей жизнью, что мы принадлежим Ему и обязаны выполнять все, что Он говорит. Называть Его Господом, а затем не слушаться Его – абсурдное противоречие. Просто заявлять о признании Его господства недостаточно. Истинная любовь и вера включают в себя послушание. Мы не любим Его по-настоящему и не верим Ему по-настоящему, если не делаем то, что Он говорит.

Ты называешь Меня "Путь" и не следуешь за Мной,
Ты называешь Меня "Жизнь" и не живешь Мной,
Ты называешь Меня "Владыка" и не повинуешься Мне,
Если Я осужу тебя, не обвиняй Меня.
Ты называешь Меня "Хлеб" и не вкушаешь Меня,
Ты называешь Меня "Истина" и не веришь Мне,
Ты называешь Меня "Господь" и не служишь Мне,
Если Я осужу тебя, не обвиняй Меня.

(Джефри О'Хара)

6,47-49 Желая более закрепить эту важную истину, Господь рассказывает историю о двух строителях. Мы широко применяем эту историю к евангельской вести: мы говорим, что мудрый человек иллюстрирует того, кто уверовал и спасен; глупый человек – тот, кто отвергает Христа и погибает. Это, конечно же, ценное применение. Однако, если мы истолкуем эту историю в ее контексте, то обнаружим в ней более глубокий смысл.

Мудрый человек – это тот, кто приходит ко Христу (спасение), слушает слова Господа (наставление) и исполняет их (послушание). Это человек, созидающий свою жизнь на таких принципах христианского ученичества, которые заложены в этой главе. Это правильный путь созидания жизни. Когда дом испытывает напор наводнения и потоков воды, он твердо стоит, потому что основан был на камне – Христе и Его учении. (В самых современных перводах Библии отсутствует основная мысль. Речь идет не о том, как, но на Ком (Христе) необходимо строить свою жизнь!) Глупый человек – слушающий (наставление), но не повинующийся учению (непослушание). Он строит свою жизнь на том, что кажется ему самым лучшим, придерживаясь плотских принципов этого мира. Когда разразится жизненная буря, его не имеющий основания дом тотчас смывают потоки. Его душа может быть спасена, но он теряет свою жизнь. Мудрый человек – это тот, кто болен, голоден, плачет и подвергается преследованием, и все это ради Сына Человеческого. Мир назовет такого человека неразумным, Иисус называет его мудрым.

Глуп тот, кто богат, роскошно пирует, живет в веселье и популярен среди людей. Свет называет его мудрым человеком. Иисус называет его глупцом.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →