В. Семьдесят учеников посланы на служение (10:1−16)

10:1−12 В Евангелиях это единственное сообщение о том, как Господь послал на труд семьдесят учеников. (В NU здесь и в ст. 17 записано «семьдесят два».) Оно очень близко напоминает напутствие двенадцати у Матфея (10). Однако там ученики были посланы в северные области, в то время как семьдесят посланы на юг, по маршруту, которым Господь следовал в Иерусалим. Эта миссия, по-видимому, должна была приготовить путь для Господа в Его путешествии из Кесарии Филипповой на севере через Галилею и Самарию, через Иордан, на юг через Перею, а затем назад через Иордан — в Иерусалим.

Хотя служение и полномочия семидесяти были лишь временными, однако наставления, данные им нашим Господом, содержат много жизненных принципов, которые применимы к христианам во все века.

Некоторые из этих принципов можно обобщить следующим образом:

1. Он отправил их по два (ст. 1). Это предполагает компетентность свидетельства. «...При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2Кор 13:1).

2. Служитель Господа должен непрестанно молиться о том, чтобы Он выслал делателей на жатву Свою (ст. 2). Нужда всегда больше, чем наличие тружеников. Молясь о делателях, мы, очевидно, должны и сами иметь желание идти. Заметьте: молите (ст. 2), идите (ст. 3).

3. Ученики Иисуса посланы во враждебное окружение (ст. 3). Внешне они похожи на беззащитных агнцев среди волков. Они не могут рассчитывать на царские почести от мира, скорее всего их ожидают преследования и даже смерть.

4. Не следует руководствоваться соображениями личного удобства (ст. 4). «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви». Сума указывает на финансовые запасы. Мешок предполагает запасы продуктов. Обувь может относиться либо к запасной паре, либо к особо удобной обуви. Все три указывают на бедность, которая, ничего не имея, все же обладает всем и многих обогащает (2Кор 6:10).

5. «И никого на дороге не приветствуйте» (ст. 4). Служители Христа не должны тратить время на длительные, церемониальные приветствия, какие были общеприняты на Востоке. Они должны быть вежливыми и любезными, но при этом использовать свое время на славное провозглашение Евангелия, а не на бесполезные разговоры. Нет времени для ненужных отсрочек.

6. Они должны принимать гостеприимство там, где оно им предложено (ст. 5−6). Если их начальное приветствие хозяин дома встретил с благосклонностью, то он — сын мира. Этому человеку присущ мир, и он принимает весть о мире. Если учеников отвергают, им не следует отчаиваться; их мир возвратится к ним, то есть они ничего не потеряли и не растратили; другие люди примут его.

7. Ученики должны оставаться в том же доме, который предложит им кров (ст. 7). Переход из дома в дом может характеризовать их как людей, которые гоняются за самым роскошным жильем, тогда как им надлежит жить просто и за все быть благодарными.

8. Они без размышления должны принимать пищу и питье, которые им предлагают (ст. 7). Как служители Господа, они достойны иметь пропитание.

9. Города и селения, так же как и отдельные люди, занимают позицию за или против Господа (ст. 8−9). Если селение воспринимает Слово, то ученики должны там проповедовать, принимать гостеприимство и нести людям благословение Евангелия. Служители Христа должны есть все, что им предложат, не перебирая предлагаемой пищей и не создавая неудобств хозяевам. Ведь пища — это не главное в их жизни. В городах, которые примут посланцев Господа, они должны исцелять имеющихся там больных жителей. К ним также приблизилось Царство Божье (ст. 9).

10. Город может отвергнуть Евангелие и лишиться привилегии снова его слышать (ст. 10−12). Тогда во взаимоотношениях с Богом наступает такое время, когда Слово звучит в последний раз. Люди не должны легкомысленно пренебрегать Евангелием, потому что навеки могут его лишиться. Тому, кто отвергает свет, отказано в свете. Города и селения, которые имеют привилегию слышать Благую Весть и которые отвергают ее, будут судимы с еще большей строгостью, чем город Содом. Чем больше привилегия, тем выше ответственность.

10:13−14 Когда Иисус произносил эти слова, Он вспомнил о трех городах Галилеи, которым были дарованы намного более высокие привилегии, чем каким-либо другим городам. Они видели, как Он являл чудеса на их улицах. Они слышали Его благодатное учение. И все же они полностью отвергли Его. Если бы чудеса, которые Он совершил в Хоразине и Вифсаиде, были явлены в древнем Тире и Сидоне, то эти приморские города поверглись бы в глубочайшем покаянии. Так как города Галилеи остались безучастны при виде деяний Иисуса, суд над ними будет еще более строгим, чем над Тиром и Сидоном. Исторические факты свидетельствуют, что Хоразин и Вифсаида были настолько беспощадно разрушены, что сегодня их точное месторасположение определить невозможно.

10:15 Капернаум стал родным городом Иисуса после того, как Он оставил Назарет. Этот город вознесся до неба по привилегиям. Однако он пренебрег своим самым замечательным Гражданином и упустил свой день благоприятный. Поэтому он до ада низвергнется в день суда.

10:16 Иисус завершил Свои наставления семидесяти заявлением о том, что они — Его посланники. Отвергнуть их — значило отвергнуть Его, а отвергать Его — значит отвергнуть Бога Отца. Райл комментирует:

«Пожалуй, в Новом Завете нет более сильных слов, чем эти, касающиеся достоинства труда верного служителя и вины тех, кто отказывается слушать Его слова. Следует помнить, что эти слова адресованы не двенадцати апостолам, а семидесяти ученикам, имена и дальнейшая история которых нам совсем неизвестны. Скотт отмечает: «Отвергнуть посла или оказать ему неуважительное отношение — значит оказать неуважение князю, который дал ему поручение и которого он представляет. Апостолы и семьдесят учеников были посланниками и представителями Христа; отвергающие и презирающие их фактически отвергали и презирали Его». (Ryle, St. Luke, I:357−358.)

Г. Возвращение семидесяти (10:17−24)

10:17−18 Когда семьдесят учеников возвратились с миссии, они были в приподнятом настроении, потому что даже бесы повиновались им. Ответ Иисуса можно понимать двояко. Во-первых, Его слова могли означать, что в их успехе Он усматривал залог предстоящего падения сатаны с неба. Джемисон, Фоссет и Браун перефразируют Его слова:

«Я следовал за вами в вашей миссии и наблюдал за ее успехом; когда вы удивлялись тому, что бесы повинуются вам о Моем имени, Моему взору открывалось еще большее зрелище: внезапное, подобно вспышке молнии, падение сатаны с неба на землю».

Это падение сатаны — в будущем. Он еще будет изгнан с неба Михаилом и его ангелами (Откр 12:7−9). Это произойдет в период великой скорби до славного царствования Христа на земле.

Во-вторых, возможное толкование слов Иисуса состоит в предупреждении против гордости. Тем самым Он как бы говорит: «Да, вас наполняет восторг, потому что даже бесы повинуются вам. Однако помните лишь об одном: гордость сродни греху. Именно гордость привела Люцифера к падению и изгнанию с небес. Смотрите, чтобы вы избежали этой опасности».

10:19 Господь дал Своим ученикам власть наступать на всю силу вражью. Им гарантирована защита от ущерба в их миссии. Это касается всех Божьих служителей, они находятся под защитой.

10:20 Однако им не следует радоваться своей власти над духами, они должны радоваться тому, что сами спасены. Это единственный записанный случай, когда Господь велел Своим ученикам не радоваться. Успех в христианском служении таит утонченную опасность, в то время как тот факт, что наши имена написаны на небесах, напоминает нам о нашем бесконечном долге перед Богом и Его Сыном. Можно с безопасностью радоваться спасению по благодати.

10:21 Отверженный большинством людей, Иисус посмотрел на Своих смиренных последователей и возрадовался духом, поблагодарив Отца за Его несравненную мудрость. Семьдесят не были самыми мудрыми и разумными людьми этого мира. Они не были интеллектуалами, не были учеными. Они были просто младенцами! Однако младенцами, имеющими веру, посвящение и безоговорочное послушание. Интеллектуалы были слишком мудрые, слишком знающие, слишком умные, чтобы понять собственное благо. Гордость делала их слепыми перед истинной ценностью Божьего возлюбленного Сына. Наиболее эффективно Бог может трудиться именно через младенцев. Наш Господь был рад за всех тех, кого Отец дал Ему; Он радовался этому первоначальному успеху семидесяти учеников, который был предвкушением грядущего падения сатаны.

10:22 Все было предано Сыну Отцом Его на небе, на земле и под землей. Бог отдал всю вселенную во власть Своего Сына. Кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца. С воплощением связана тайна, которую никто не может объять умом, кроме Отца. То, как Бог мог стать Человеком и обитать в человеческом теле, находится за пределами понимания творения. Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Бог также находится выше человеческого понимания. Сын знает Его в совершенстве, и именно Сын открыл Его немощным, незнатным и уничиженным людям, имеющим веру в Него (1Кор 1:26−29). Видевшие Сына видели Отца. Единородный Сын, сущий в недре Отца, явил Отца в полноте (Ин 1:18).

Келли говорит: «Сын действительно явил Отца; однако человеческий разум теряется при попытке приоткрыть неразрешимую тайну славы Личности Христа».

10:23−24 Господь особо заметил Своим ученикам, что они живут в дни небывалой радости. Многие пророки и цари ВЗ желали видеть дни Мессии, но не видели. Господь Иисус говорит здесь, что Он Тот, Кого ожидали ветхозаветные пророки, — Мессия. Ученикам была дарована привилегия видеть чудеса и слышать учение надежды Израиля.

Д. Законник и добрый самарянин (10:25−37)

10:25 Законник — эксперт в учении закона Моисея, — вероятно, не был искренним в своем вопросе. Он пытался поддеть Спасителя, подвергнуть Его испытанию. Возможно, он думал, что Господь откажется признавать закон. Для него Иисус был всего лишь Учителем, а жизнь вечная — чем-то таким, что можно заработать или заслужить.

10:26−28 Господь все это учел в Своем ответе. Если бы законник был смиренным и раскаявшимся, то Спаситель ответил бы ему с большей прямотой. При этих же обстоятельствах Иисус направил его внимание на закон. Что требовал закон? Он требовал, чтобы человек любил Господа превыше всего и ближнего своего, как самого себя. Иисус сказал ему, что, поступая так, он будет иметь жизнь. На первый взгляд может показаться, что Господь учил о спасении через соблюдение закона. Однако это не так.

Бог никогда не предусматривал, чтобы кто-либо когда-либо приобретал спасение через соблюдение закона. Десять заповедей были даны уже грешным людям. Цель закона не в том, чтобы спасать от греха, но чтобы приводить к познанию греха. Функция закона состоит в том, чтобы показать человеку вину его греха. Грешный человек не может возлюбить Бога всем своим сердцем и ближнего своего, как самого себя. Если бы он мог делать это от рождения до смерти, то не нуждался бы в спасении. Он бы не был погибшим. Но даже в этом случае его вознаграждением была бы только долгая жизнь на земле, а не вечная жизнь на небе. Его жизнь продолжалась бы столько, сколько он жил бы безгреховно. Вечная жизнь предназначена лишь для грешников, которые признали свое погибшее состояние и спасены Божьей благодатью.

Таким образом, заявление Христа: «Так поступай, и будешь жить», было чисто гипотетическим. Если бы ссылка Господа на закон произвела на законника желаемое воздействие, то он сказал бы: «Если этого желает Бог, тогда я погибший, беспомощный и безнадежный. Я предоставляю себя Твоей любви и милости. Спаси меня Твоей благодатью!»

10:29 Вместо этого он стремился оправдать себя. Зачем он это делал? Никто его не обвинил. Он сознавал свою вину, и его сердце гордо восстало, чтобы воспротивиться ей. Он спросил: «А кто мой ближний?» С его стороны это была попытка уклониться.

10:30−35 В ответ на этот вопрос Господь Иисус поведал историю о добром самарянине. Подробности этой истории всем знакомы. Жертва ограбления (скорее всего еврей) лежала едва живая на дороге в Иерихон. Еврейский священник, а затем и левит отказались оказать помощь; возможно, они боялись подвоха или опасались, что их также могут ограбить, если они задержатся. На помощь пришел ненавидимый самарянин; он оказал первую помощь, привез пострадавшего в гостиницу и позаботился о его содержании.

Для самарянина нуждающийся еврей был его ближним.

10:36−37 Затем Спаситель задал неизбежный вопрос. Кто из этих троих был ближним для беспомощного человека? Конечно, оказавший ему милость.

Да, конечно. Тогда законник должен идти и поступать так же. «Если самарянин мог доказать еврею, что он его истинный ближний, явив ему милосердие, то следует признать, что все люди ближние». (F. Davidson, ed., The New Bible Commentary, p. 851.)

Нам нетрудно увидеть в священнике и левите картину неспособности закона оказать помощь мертвому грешнику. Закон повелевал: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», но не давал силы для послушания. Нетрудно также в добром самарянине увидеть Господа Иисуса, Который пришел к нам таким, какими мы были, спас нас от наших грехов и позаботился о нас на протяжении всего пути от земли до небес и на всю вечность. Священники и левиты могут разочаровать нас, но Добрый Самарянин никогда не разочарует.

История о добром самарянине приобрела неожиданный поворот. Она началась с ответа на вопрос: «Кто мой ближний?» Но закончилась постановкой вопроса: «Как ты докажешь, что ты его ближний?»

Е. Мария и Марфа (10:38−42)

10:38−41 Далее Господь направляет Свое внимание на Слово Божье и молитву, как на два великих средства благословения (10:38 — 11:13). Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его, а Марфа суетилась и заботилась о большом угощении для царственного Гостя. Марфа желала, чтобы Господь укорил ее сестру за то, что она ей не помогала, однако Иисус нежно укорил Марфу за ее суетливость.

10:42 Наш Господь ценит нашу любовь выше нашего служения. Служение может быть окрашено гордостью и собственной значимостью. Одно только нужно нам: общение с Ним. Это та благая часть, которая не отнимется. «Господь желает обратить нас из Марф в Марий, — замечает С. А. Коутс, — как Он желает обратить нас из законников в ближних». (C.A. Coates, An Outline of Luke's Gospel, p. 129.)

Чарльз. Р. Эрдман пишет:

«Хотя Господь ценит все, что мы предпринимаем для Него, Он все же знает, что больше всего мы нуждаемся в том, чтобы сидеть у Его ног и постигать Его волю; затем в наших трудах мы будем спокойны, мирны и добры, и наше служение наконец сможет приобрести совершенство, как у Марии, когда в последней сцене она пролила на ноги Иисуса елей, аромат которого все еще наполняет мир». (Charles R. Erdman, The Gospel of Luke, p. 112.)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на евангелие от Луки, 10 глава. Комментарии МакДональда.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Луки 10 глава в переводах:
От Луки 10 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.