З. Важность покаяния (13:1−5)

13:1−3 Глава 12 завершилась неспособностью еврейского народа различать время, в которое он живет, и предупреждением Господа о том, чтобы он немедленно покаялся, иначе навечно погибнет. Глава 13 продолжает эту тему и главным образом адресована Израилю в целом, хотя изложенные в ней принципы применимы и к отдельным представителям народа. В основу беседы положены два национальных бедствия. Первое — это расправа с галилеянами, которые пришли в Иерусалим на поклонение. Пилат, правитель Иудеи, повелел убить их, когда они приносили жертвоприношения. Об этом зверстве больше ничего не известно. Мы предполагаем, что жертвами стали евреи, жившие в Галилее. Евреи в Иерусалиме, должно быть, ошибочно предполагали, что эти галилеяне совершили ужасные грехи и что их смерть — свидетельство Божьей немилости. Однако Господь Иисус внес здесь поправки, предупредив иудейский народ, что если он не покается, все так же погибнут.

13:4−5 Вторая трагедия — падение башни Силоамской, которое привело к смерти восемнадцати человек. Об этом происшествии ничего больше не известно, кроме записанного здесь. Но нам и не нужно знать никаких других подробностей. Мысль, подчеркнутая Господом, такова: не следует понимать эту катастрофу как особое осуждение за тяжкие прегрешения. Напротив, ее нужно рассматривать как предупреждение всему израильскому народу о том, что, если он не покается, на него падет такое же осуждение. Такая кара постигла их в 70 году н.э., когда Тит вторгся в Иерусалим.

И. Притча о бесплодной смоковнице (13:6−9)

Затем Господь Иисус Христос поведал притчу о смоковнице, тесно связанную с предыдущей темой. Нетрудно отождествить смоковницу с Израилем, посаженным в Божьем винограднике, то есть в мире. Бог искал плод на дереве, но не нашел. Поэтому Он сказал виноградарю (Господу Иисусу), что в течение трех лет напрасно ожидал плода от этого дерева. Самое простое толкование этого отрывка — отнести его к трем первым годам земного служения нашего Господа. Смоковнице было дано достаточно времени, чтобы произвести плод, если она собиралась его производить. Так как за три года плод не появился, напрашивался логичный вывод, что он вообще не появится.

Поскольку дерево бесплодно, Бог повелел срубить его. Оно лишь занимало землю, которую можно было использовать с большей пользой. Виноградарь заступился за смоковницу и попросил, чтобы ей дали еще один год. Если к концу этого времени она все еще останется бесплодной, то тогда он может срубить ее. И что же произошло? На четвертом году Израиль отверг и распял Господа Иисуса. В результате его столица была разрушена, а жители рассеяны.

Г. X. Ланг выразил это так:

«Сын Божий знал намерения Своего Отца, Хозяина виноградника, и то, что отдан ужасный приказ: «Сруби ее». Израиль исчерпал Божье долготерпение. Ни народ, ни отдельный человек не может наслаждаться заботой Божьей, если он не приносит плода праведности во славу и хвалу Божью. Человек живет для того, чтобы прославлять и радовать Бога; если он не служит этой справедливой цели, то вслед за его греховным падением может последовать смертный приговор, и он будет лишен благорасположения». (Lang, Parabolic Teaching, p. 230.)

К. Исцеление скорченной женщины (13:10−17)

13:10−13 Действительное отношение Израиля к Господу Иисусу Христу видно по начальнику синагоги. Этот служитель возражал против того, чтобы Спаситель исцелил женщину в субботу. Эта женщина восемнадцать лет страдала от сильного искривления позвоночника. Это искривление было настолько тяжелым, что самостоятельно она не могла выпрямиться. Даже не ожидая просьбы о помощи, Господь Иисус произнес целительное слово, возложил на нее руки и выровнял ее позвоночник.

13:14 Начальник синагоги, негодуя, сказал людям, что им следует приходить за исцелением в первые шесть дней недели, а не в седьмой день. Это был профессиональный религиозный деятель, глубоко не переживавший о проблемах народа. Даже если бы они пришли в первые шесть дней недели, он не смог бы оказать им помощь. Он пунктуально соблюдал технические пункты закона, но в его сердце не было любви и милосердия. Если бы он в течение восемнадцати лет имел искривление позвоночника, то не стал бы придавать значение тому, в какой день недели его выровняют!

13:15−16 Господь укорил его, а также других начальствующих, в лицемерии. Он напомнил им, что они, не раздумывая, отвязывают в субботу вола своего или осла от яслей, чтобы напоить водой. Если они в субботу проявляют такую заботу о безгласных животных, то что неверного в том, что Иисус исцелил женщину, дочь Авраамову? Выражение «дочь Авраамова» указывает, что она была не только еврейкой, но и истинной верующей, женщиной веры. Искривление позвоночника причинил ей сатана. Из других мест Библии мы знаем, что некоторые заболевания — результат дел сатаны. Язвы на теле Иова были вызваны сатаной. «Колючка» в тело Павла была послана сатаной, чтобы донимать его. Все же дьявол не может проделывать все это с верующим без позволения Господа. А Бог снимает любое такое заболевание или страдание для Своей славы.

13:17 Слова нашего Господа чрезвычайно устыдили Его критиков. Простой же народ радовался этому славному чуду.

Л. Притчи Царства (13:18−21)

13:18−19 При виде такого удивительного чуда исцеления народ мог склониться к мысли о том, что Царство будет установлено в очень скором времени. Господь Иисус вывел их из заблуждения, рассказав две притчи о Царстве Божьем, которые описывают его промежуточную форму между временем отвержения Царя и Его возвращением на землю для воцарения. Они изображают рост христианства и включают как вероисповедание, так и его сущность (см. заметки к 8:1−3).

В первой притче Он уподобил Царство Божье горчичному зерну, одному из мельчайших зерен. Если его бросить в землю, то из него вырастает куст, а не дерево. Следовательно, сказав, что из этого семени выросло большое дерево, Иисус отметил, что такой рост чрезвычайно необычен. Дерево было достаточно большим, так что в его ветвях укрывались птицы небесные.

Здесь заключена мысль о том, что христианство имело скромное начало, маленькое, как зерно горчичное. Однако по мере роста оно становилось все более популярным и стало тем христианством, которое известно нам сегодня. Христианами являются все те, кто исповедует приверженность Господу, независимо от того, пережили они рождение свыше или нет. Птицы небесные — это грифы или хищные птицы.

Они символизируют зло и отражают тот факт, что христианство стало местом отдыха для различных форм извращений.

13:20−21 Во второй притче Царство Божье уподоблено закваске, которую женщина положила в три меры муки. Мы считаем, что закваска в Священном Писании всегда является символом зла. Мысль этой притчи такова: злое учение будет введено в чистую пищу народа Божьего. Злое учение не статично, оно обладает коварной силой распространяться.

М. Тесные врата в Царство (13:22−30)

13:22−23 Когда Иисус направил Свой путь к Иерусалиму, некто из народа задал Ему вопрос: «Неужели мало спасающихся?» Это мог быть праздный вопрос, вызванный чистым любопытством.

13:24 Господь ответил на этот умозрительный вопрос прямым повелением. Он велел вопрошающему заботиться о том, чтобы он сам вошел сквозь тесные врата. Когда Иисус сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата», Он не имел в виду, что спасение требует усилий с нашей стороны. Здесь тесные врата — это возрождение, спасение благодатью по вере. Иисус призывал этого человека стремиться войти в тесные врата. «Многие поищут войти, и не возмогут», когда дверь будет затворена. Это вовсе не означает, что они будут стремиться войти через врата обращения, скорее в день, когда Христос явится в силе и славе, они захотят войти в Его Царство, но будет слишком поздно. День благодати, в который мы живем, придет к концу.

13:25−27 Хозяин дома встанет и затворит двери. Здесь еврейский народ изображен стучащим в двери и просящим Господа отворить. Он откажет им на том основании, что никогда не знал их. Тогда они будут протестовать и заявлять о том, что находились с Ним в очень близких взаимоотношениях. Однако Его не тронут эти заявления. Все они — делатели неправды и не получат позволения войти.

13:28−30 Его отказ вызовет плач и скрежет зубов. Плач говорит о раскаянии, а скрежет зубов — о сильной ненависти к Богу. Это показывает, что адские муки не изменяют сердце человека. Неверующие израильтяне увидят Авраама, Исаака, Иакова и всех пророков в Царстве Божьем. Они и сами надеялись быть там по той простой причине, что состоят в родстве с Авраамом, Исааком и Иаковом, однако их изгонят вон. Язычники соберутся со всех уголков земли во свете Христова Царства и будут наслаждаться его удивительными благословениями. Так, многие евреи, которые первоначально входили в Божий план благословения, будут отвержены, в то время как язычники, на которых смотрели как на псов, насладятся благословениями Тысячелетнего Царства Христа.

Н. Избиение пророков в Иерусалиме (13:31−35)

13:31 Очевидно, в это время Господь Иисус был на территории Ирода. Некоторые из фарисеев пришли предупредить Его о том, что Ирод желает убить Его, и просили уйти оттуда.

Такое проявление заботы о благополучии и безопасности Иисуса совершенно не похоже на фарисеев. Возможно, они вступили в заговор с Иродом, чтобы запугать Господа и не допустить Его в Иерусалим, где, как они знали, Ему будет оказан хороший прием.

13:32 Угрозы физической расправы не поколебали нашего Господа. Он признал, что со стороны Ирода это был заговор, и велел фарисеям возвратиться и передать сообщение этой лисице. Некоторых людей смущает тот факт, что Господь Иисус говорил об Ироде как о лисице (женский род на языке оригинала). Им кажется, что эти слова нарушают Священное Писание, которое запрещает говорить плохие слова о начальствующих (Исх 22:28). Но это не было злословием, это была абсолютная правда. Суть слов Иисуса заключалась в том, что у Него еще на короткое время было дело, которое нужно совершить. Ему предстояло изгонять бесов и совершать исцеления в несколько оставшихся Ему дней. А затем в третий день, то есть в день последний, Он завершит труд, связанный с Его земным служением.

Ничто не может воспрепятствовать Ему в совершении Его долга. Никакая сила на земле не может причинить Ему вреда до назначенного времени.

13:33 Далее, Он не мог быть убит в Галилее, эта прерогатива сохранялась для города Иерусалима. Это город, которому характерны убийства служителей Бога Всевышнего. Иерусалим в большей или меньшей степени обладал монополией на смерть глашатаев Божьих. Именно это имел в виду Господь Иисус, когда сказал, что «не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима».

13:34−35 Сказав таким образом истину о согрешающем городе, Иисус произнес прочувствованные слова и оплакал его. Этот город, избивающий пророков и камнями побивающий Божьих посланцев, был предметом Его нежной любви. Сколько раз Он хотел собрать народ города, как птица птенцов своих под крылья, но они не захотели. Трудность заключалась в их упрямом нежелании. В результате их город, их храм и их земля будут опустошены. Они на долгий период окажутся в изгнании. Фактически они не увидят Господа, пока не изменят своего отношения к Нему. Окончание ст. 35 указывает на второе пришествие Христа. К этому времени остаток израильского народа покается и скажет: «Благословен грядущий во имя Господне!» Тогда Его народ устремится к Нему в день Его владычества.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на евангелие от Луки, 13 глава. Комментарии МакДональда.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Луки 13 глава в переводах:
От Луки 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.