Комментарии МакДональда на евангелие от Луки 14 глава

О. Исцеление страждущего водяной болезнью (14,1-6)

14,1-3 В субботу один из начальников фарисейских пригласил Господа в свой дом на трапезу. Это не было искренним проявлением гостеприимства, а скорее попыткой со стороны религиозных вождей найти вину у Сына Божьего. Иисус увидел человека, страждущего водяной болезнью, то есть имеющего опухоль, вызванную накоплением воды в тканях. Спаситель читал мысли Своих противников, когда задал им вопрос, позволительно ли врачевать в субботу.

14,4-6 Хотя они хотели бы дать отрицательный ответ, им не было чем аргументировать его, поэтому они молчали. Тогда Иисус исцелил человека и отпустил его. Для Него это было дело милосердия, а Божественная любовь никогда не прекращает своего служения, даже в субботу (Ин. 5,17). Затем, обратившись к евреям, Он напомнил им, что если бы у кого из них животное упало в колодец, то они бы сразу же вытащили его и в субботу. Такой поступок был бы в их интересах: животное стоило денег. Но, видя страдающего одноплеменника, они проявляли безразличие и были готовы осудить Господа Иисуса за помощь, оказанную ему. Хотя они не могли ответить на доводы Спасителя, мы можем не сомневаться, что они еще больше воспылали на Него гневом.

П. Притча о притязательном госте (14,7-11)

Когда Господь Иисус вошел в дом фарисея, Он, вероятно, обратил внимание на то, как гости совершали маневры, чтобы занять первые места за столом. Они стремились занять видные, почетные места. Тот факт, что Он также был гостем, не помешал Ему говорить открыто и правдиво. Он осудил подобную форму самопочитания. Когда зовут на угощение, нужно занимать не более почетное, а менее почетное место. Если мы хотим занять более почетное место, то всегда есть вероятность того, что нас со стыдом пересадят на менее почетное. Если мы действительно скромны перед Богом, то для нас есть лишь одно возможное движение, и это движение вверх. Иисус учил, что лучше быть приглашенным на почетное место, чем захватить это место, чтобы затем его освободить для другого. Он Сам – живой пример самоотвержения (Флп. 2,5-8). Он уничижил Себя, а Бог Его превознес. Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет Богом.

Р. Гости, которых чтит Бог (14,12-14)

Несомненно, фарисейский начальник пригласил на эту трапезу местных знаменитостей. Иисус тотчас обратил на это внимание. Он увидел, что обездоленные люди этого селения не включены в список гостей. Поэтому Он воспользовался случаем, чтобы провозгласить один из величайших принципов христианства: мы должны любить тех, которые не окружены любовью и которые не могут отблагодарить нас. Обычно люди приглашают своих друзей, братьев, родственников, богатых соседей, надеясь при этом получить от них воздаяние. Для того чтобы поступать подобным образом, не требуется вести богоугодную жизнь.

Но, безусловно, совершенно необычным будет проявление милости к нищим, увечным, хромым, слепым. Бог приготовил особое вознаграждение всякому, кто проявляет милосердие к подобным людям. Хотя такие гости не могут воздать нам, Сам Бог обещает воздать человеку в воскресение праведных. В Священном Писании оно также называется первым воскресением, когда воскреснут все истинные верующие. Оно произойдет во время восхищения Церкви, а также, на наш взгляд, в конце периода великой скорби. То есть первое воскресение – не одноразовое событие, оно будет происходить поэтапно.

С. Притча об отказе званных (14,15-24)

14,15-18 Один из гостей, возлежащих с Иисусом на ужине, заметил, как чудесно было бы участвовать в благословениях Царства Божьего. Возможно, он находился под впечатлением принципов поведения, о которых только что говорил Господь Иисус. А может, это было просто общее восклицание, которое человек произнес, не сильно о нем задумываясь. Во всяком случае, Господь возразил, что как ни чудесно вкушать хлеб в Царстве Божьем, многие из приглашенных, к сожалению, находят всевозможные нелепые извинения, чтобы оправдать свой отказ. Он изобразил Бога, как одного человека, который сделал большой ужин и звал многих гостей. Когда ужин был готов, он послал раба своего сообщить званым гостям, что уже все готово. Это напоминает нам тот великий факт, что на Голгофе Господь Иисус Христос совершил дело искупления, и евангельское приглашение звучит на основе совершенного Им труда. Один из приглашенных оправдывался тем, что купил землю и хочет пойти и посмотреть ее. Разумнее было бы пойти осмотреть ее до приобретения. Но даже и в этом случае он поставил любовь к материальным вещам выше милостивого приглашения.

14,19-20 Другой купил пять пар волов и шел испытать их. Он символизирует тех, которые ставят работу, свою деятельность или бизнес выше Божьего призыва. Третий сказал, что женился и потому не может прийти. Семейные узы и социальные отношения часто препятствуют людям принять евангельское приглашение.

14,21-23 Когда тот раб сообщил своему господину о том, что все званые отвергли приглашение, хозяин послал его по улицам и переулкам города, чтобы он пригласил нищих, увечных, хромых и слепых. "Природе и благодати чужд вакуум", – сказал Бенгель. Вероятно, первые приглашенные служат прообразом вождей еврейского народа. Когда они отвергли Евангелие, Бог направил его обыкновенным людям города Иерусалима. Многие из простого народа откликнулись на призыв, однако дом господина еще не наполнился. Поэтому господин велел рабу отправиться по дорогам и изгородям, чтобы убедить людей прийти. Здесь, несомненно, показано, как Евангелие направляется к языческим народам. Их нужно было заставлять не силой оружия (как это делалось в истории христианства), а, скорее, силой убеждения. Нужно было с любовью убедить людей и приложить усилие, чтобы привести их и чтобы наполнился дом господина.

14,24 Итак, когда был накрыт ужин, первоначальный список гостей оказался не нужен, потому что те, которые были приглашены сначала, не пришли.

Т. Цена истинного ученичества (14,25-35)

14,25 За Господом Иисусом следовало множество народа. Большинство лидеров были бы в восторге, видя подобный интерес к своей персоне. Однако Господь не искал людей, которые следовали бы за Ним из любопытства, без подлинной сердечной заинтересованности. Он искал тех, кто желал жить жизнью полной отдачи и искренней преданности и, если потребуется, был бы готов даже умереть за Него. Поэтому здесь Он начал отсеивать толпу, излагая им строжайшие условия ученичества. Временами Господь Иисус призывал людей к Себе, однако после того как они следовали за Ним, Он отсеивал их. Именно это и происходит здесь.

14,26 Во-первых, Иисус сказал тем, кто последовал за Ним, что для того чтобы быть истинным учеником, нужно любить Его превыше всего. Он никогда не говорил людям, что они должны ненавидеть отца, мать, жену, детей, братьев и сестер. Напротив, Он подчеркивал, что любовь к Христу должна быть столь великой, что в сравнении с ней всякая другая любовь – это ненависть (ср. Мф. 10,37). Ученик никогда не должен позволять никаким соображениям семейных уз отвлекать его от пути полного послушания Господу.

Фактически, наиболее трудная часть первого условия ученичества содержится в словах "притом и самой жизни своей". Нам нужно не только меньше любить своих родственников, мы должны также возненавидеть свою собственную жизнь! Вместо того чтобы проводить жизнь, сосредоточенную на самом себе, мы должны сосредоточить ее на Христе. Вместо того чтобы спрашивать, как тот или другой поступок повлияет на нас, мы должны с особой тщательностью взвешивать, как он отразится на Христе и Его прославлении. Соображения личного удобства и безопасности должны быть подчинены великой задаче прославления Христа и свидетельства о Нем. Слова Спасителя абсолютны. Он сказал, что если мы не возлюбим Его превыше всего, больше своей семьи и больше собственной жизни, то не можем быть Его учениками. Здесь нет половинчатости.

14,27 Во-вторых, Он учил, что истинный ученик должен нести свой крест и следовать за Господом. Крест – это не какая-то физическая немощь или душевные страдания, но путь упреков, мук, одиночества и даже смерти, который человек добровольно избирает ради Христа. Не все верующие несут крест. Его можно избежать, если жить номинальной христианской жизнью.

Но если мы принимаем решение полностью отдать себя Христу, то испытаем такое же сатанинское противление, как и Сын Божий, когда был на земле. Это и есть крест. Ученик должен идти за Христом. Это значит, что он должен вести такую жизнь, какую проводил Христос, когда был на земле, – жизнь самоотвержения, уничижения, гонения, упреков, искушения и противостояния со стороны грешников.

14,28-30 Желая показать, как важно прежде, чем следовать за Ним, вычислить издержки, Господь Иисус привел два примера. Он уподобил жизнь христианина строительству, а затем войне. Человек, желая построить башню, сядет прежде и вычислит издержки.

Если у него недостает всего, что нужно для совершения ее, то он не будет и приступать к строительству. В противном случае, когда он положит основание и ему придется остановить работы, видящие станут смеяться над ним, говоря: "Этот человек начал строить и не мог окончить". Точно так и ученичество. Прежде следует взвесить, действительно ли они расположены предоставить свою жизнь в полное распоряжение Христа. Иначе они могут начать в сиянии славы, а затем угаснуть. И если так произойдет, то видящие будут насмехаться над ними за хорошее начало и бесславный конец. К половинчатым христианам мир испытывает лишь презрение.

14,31-32 Царь, идя на войну против армии, которая количественно превосходит его, должен тщательно взвесить, есть ли у него шансы с меньшими силами разбить врага. Он отдает себе полный отчет, начинать ли ему сражение или уступить. Точно так же и в жизни учеников Христа не должно быть полумер.

14,33 Стих 33, вероятно, один из самых непопулярных во всей Библии. В нем без оговорок сказано, что всякий, "кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником". Эти слова не оставляют никакого обходного пути. Они не подразумевают, что человеку достаточно желать отрешиться от всего. Напротив, здесь сказано, что он желать отрешиться от всего. Мы должны довериться Господу Иисусу, потому что Он знал, что говорит. Он понимал, что иначе Его дело никогда не будет совершено. Он хочет таких мужчин и женщин, которые будут ценить Его превыше всего другого в мире. Райл замечает:

"Человек, желяющий себе блага, – это тот, кто отказывается от всего во имя Христа. Он выбирает лучшую долю; в этой жизни он несколько лет несет крест, а в грядущем веке обладает жизнью вечной. Он приобретает самое лучшее имущество; он забирает свои богатства в загробную жизнь. Он богат благодатью здесь и он богат в славе в будущем. И, что лучше всего, по вере в Христа он приобретает то, что никогда не потеряет. Это та добрая часть, которая никогда у него не отнимется". (Ryle, Gospels, St. Luke, II:86.)

14,34-35 Соль символизирует ученика. Есть нечто прекрасное и похвальное в человеке, который проводит посвященную и жертвенную жизнь для Господа. Но затем мы читаем о соли, которая теряет силу. Современная столовая соль не может потерять свою силу, потому что это чистая соль. Однако в библейских землях соль часто имела различные примеси. Поэтому по мере расходования соли в сосуде мог оставаться остаток. Этот остаток был непригодным. Его нельзя было употребить даже для удобрения почвы. Его нужно было выбросить. Здесь изображен ученик, который начинает блестяще, а затем откатывается назад. Ученик имеет лишь одну основную цель существования; и если он не соответствует этой цели, то он жалок. О соли мы читаем, что "вон выбрасывают ее". Не сказано, что ее выбрасывает Бог; это никогда не может произойти. Ее выбрасывают вон люди, иными словами, они топчут ногами свидетельство человека, который начинает строить и не в состоянии окончить. Келли отмечает:

"Здесь показана опасность хорошего начала и плохого конца. Что может быть в мире столь бесполезным, как соль, которая потеряла то единственное свойство, за которое ее ценят? Это хуже, чем просто бесполезный для любой другой цели. Так и с учеником, который перестает быть учеником Христа. Он не годится для мирских целей и оставил Божьи цели. У него слишком много света или знания, чтобы войти в суету и грехи этого мира, и он утратил благодать и истину, чтобы продолжать идти по пути Христа... Безвкусная соль становится объектом презрения и осуждения". (Kelly, Luke, p. 249.)

Господь Иисус завершил отрывок об ученичестве следующими словами: "Кто имеет уши слышать, да слышит!"

Эти слова указывают на то, что не всякий будет расположен выслушать строгие условия ученичества. Но если человек желает следовать за Господом Иисусом, невзирая на возможную цену, тогда он должен услышать и последовать.

Джон Кальвин сказал однажды: "Ради Христа я отказался от всего, и что же я приобрел? В Христе я нашел все". Генри Друммонд заметил: "Вход в Царство Небесное бесплатный, нужно только ежегодно подписываться на него".


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →