Н. Обращение Закхея (19:1−10)

Обращение Закхея иллюстрирует истину из Луки 18:27: «Невозможное человекам возможно Богу». Закхей был богатым человеком, и обычно богатому человеку невозможно войти в Царство Божье. Однако Закхей смирил себя перед Спасителем и не позволил, чтобы богатство стало между его душой и Богом.

19:1−5 Это случилось, когда Господь, в третий и последний раз направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон. Именно тогда Закхей искал видеть Иисуса. По-видимому, это искание было вызвано любопытством. Хотя он был начальником мытарей, он не постыдился нарушить некоторые условности для того, чтобы увидеть Спасителя. Поскольку он был мал ростом, он знал, что ему помешают хорошо рассмотреть Иисуса. Поэтому он забежал вперед и влез на смоковницу, растущую на пути следования Господа. Это проявление веры не осталось незамеченным. Когда Иисус приблизился к тому месту, Он взглянул и увидел Закхея. Он велел ему скорее сойти вниз и пригласить Господа в свой дом. Это единственный записанный случай, когда Спаситель Сам пригласил Себя в чей-то дом.

19:6 Закхей сделал, как ему было велено, и принял Господа с радостью. Мы можем почти с точностью считать это время датой его обращения.

19:7 Критики Спасителя начали роптать на Него, потому что Он зашел в гости к человеку, который был известен как грешник. Они не обратили внимания на тот факт, что, придя в наш мир, Господь отдавал предпочтение исключительно подобным домам!

19:8 Спасение произвело коренную перемену в жизни сборщика налогов. Он сообщил Спасителю, что теперь же намерен отдать половину имения своего нищим. (До этого времени он выжимал из бедных все, что мог.) Он также собирался воздать тем, кого он обижал, вчетверо, тем самым возвращая деньги, приобретенные бесчестно. Это было больше, чем требовал закон (Исх 22:4, 7; Лев 6:5; Чис 5:7). Его поступок показал, что сейчас Закхеем руководила любовь, в то время как раньше им владела алчность.

Нет ни малейшего сомнения в том, что Закхей приобретал свое богатство бесчестно. Уэст так переводит ст. 8: «И так как я неправильно взимал плату...» Здесь нет никакого «если».

Слова Закхея звучат так, будто он хвалится своим человеколюбием и полагается на него в деле своего спасения. Но это вовсе не так. Он говорит, что его новая жизнь во Христе вызвала в нем желание возместить прошлое и что, преисполненный благодарности Богу за спасение, он сейчас желал употребить свои деньги для славы Божьей и для благословения своих ближних.

Стих 8 — один из сильнейших стихов Библии, который говорит о возмещении. Спасение не освобождает человека от обязанности уладить все неправильное, что было соделано в прошлом. Долги, допущенные за время, предшествующее покаянию, не аннулируются рождением свыше. И если до обращения были украдены деньги, то истинный смысл Божьей благодати требует, чтобы эти деньги были возмещены после того, как человек стал чадом Божьим.

19:9 Иисус открыто провозгласил, что пришло спасение дому Закхея, потому что и он сын Авраама. Спасение пришло не потому, что Закхей был евреем по рождению. Здесь выражение «сын Авраама» указывает на нечто большее, чем естественное происхождение; оно означает, что у Закхея была такая же вера в Господа, как и у Авраама. Спасение также не пришло в дом Закхея в результате его милосердия и возмещения долгов (ст. 8). Все это следствие спасения, а не причина.

19:10 Отвечая тем, кто осуждал Его за посещение дома грешника, Иисус сказал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Иными словами, обращение Закхея было исполнением цели прихода Христа в этот мир.

О. Притча о десяти минах (19:11−27)

19:11 Когда Спаситель приближался к Иерусалиму, выйдя из Иерихона, многие из Его последователей думали, что скоро должно открыться Царство Божье. В притче о десяти минах Он развенчал подобные их надежды. Он показал, что между Его первым и вторым пришествием будет промежуток времени, в продолжение которого ученики должны потрудиться для Него.

19:12−13 Притча о некотором человеке высокого рода имеет параллели с историей Архелая. Ирод избрал его своим преемником, но народ отверг его. Он отправился в Рим, чтобы подтвердить свое назначение, а вернувшись, вознаградил своих слуг и истребил врагов.

В этой притче некоторый человек высокого рода — Сам Господь Иисус, Который отправился на небеса в ожидании времени, когда Он вернется и установит Свое Царство на земле. Десять рабов представляют Его учеников. Каждому из них Он дал по одной мине и велел пустить эту мину в оборот до Своего возвращения. Хотя таланты и способности служителей Господа различаются (см. притчу о талантах, Мф 25:14−30), они имеют нечто общее: привилегию благовествовать и представлять Христа этому миру, а также привилегию молиться. Мина, несомненно, говорит об этом.

19:14 Граждане являются прообразом основной массы еврейского народа. Они не только отвергли Иисуса, но даже после Его ухода отправили вслед за Ним посольство, сказав: «Не хотим, чтобы он царствовал над нами». Посольство указывает на их обращение со служителями Христа, такими как Стефан и другие мученики.

19:15 Здесь мы видим прообраз того, как Господь возвращается для установления Своего Царства. Затем Он рассчитается с теми, которым дал серебро.

Верующие нынешнего века предстанут пред Судилищем Христовым, чтобы отчитаться о своем служении. Это произойдет на небесах после восхищения. Верный остаток евреев, которые будут свидетельствовать о Христе в период великой скорби, будет призван к отчету во второе пришествие Христа.

Именно этот суд, похоже, имеется в первую очередь в виду в этом отрывке.

19:16 Первый раб заработал десять мин с той одной мины, которая была ему доверена. Он осознавал, что это не его деньги («мина твоя»), и употребил их наилучшим образом для пользы интересов своего господина.

19:17 Господин похвалил его за то, что он в малом был верен — напоминание о том, что, потрудившись изо всех своих сил, мы все же рабы ничего не стоящие. В качестве вознаграждения он получил в управление десять городов.

Совершенно очевидно, что вознаграждение за верное служение связано с правлением в Христовом Царстве. Пределы, в которых ученик будет управлять, определяются мерой его посвящения и самоотдачи.

19:18−19 Второй раб заработал пять мин на данной ему первоначально одной мине. Его вознаграждение — быть над пятью городами.

19:20−21 Третий не принес ничего, кроме оправдания. Он вернул назад мину, которую бережно хранил, завернув в платок. Этим он ничего не приобрел. Почему? Он даже обвинил господина. Он сказал, что господин — человек жестокий, надеющийся взять себе то, во что ничего не вложил. Однако его собственные слова осудили его. Если он думал, что человек высокого рода был именно таким, то самое меньшее, что он мог сделать, — отдать одну мину, чтобы она принесла какой-нибудь процент прибыли.

19:22 Приводя слова человека высокого рода, Иисус не признал, что они были истинными. Именно грешное сердце раба обвинило хозяина в лени. Но если бы он действительно верил в это, ему следовало бы действовать соответственно.

19:23 Стих 23, похоже, содержит совет, чтобы мы либо вкладывали все, что у нас есть, в труд для Господа, либо передали кому-либо другому, кто бы употребил это для Него.

19:24−26 Приговор господина третьему рабу таков: взять у него мину и отдать ее первому рабу, который заработал десять мин. Если мы не употребляем наши возможности для Господа, то они будут у нас отобраны. С другой стороны, если мы верны в очень малом, то Бог позаботится, чтобы мы никогда не испытывали недостатка в средствах и могли послужить Ему еще больше. Некоторым может показаться несправедливым, что мина была отдана человеку, у которого уже было десять, однако в духовной жизни есть незыблемый принцип, согласно которому всем, кто любит Господа и ревностно служит Ему, предоставляются широкие возможности. Отказ использовать возможности ведет к потере их всех.

Третий раб лишился вознаграждения, но не сказано, что он понес какое-либо другое наказание. Здесь, очевидно, не возникает вопрос о его спасении.

19:27 Граждане, которые не хотели признать человека высокого рода своим правителем, разоблачены как враги и осуждены на смерть. В этом — грустное предсказание судьбы народа, отвергшего Мессию.

X. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ В ИЕРУСАЛИМЕ (19:28 — 21:38)

А. Торжественный въезд (19:28−40)

19:28−34 Наступило воскресенье перед распятием. Иисус приблизился к восточному склону горы Елеонской, близ Иерусалима. Когда Он приблизился к Вифагии и Вифании, послал двух учеников Своих в селение, чтобы они нашли молодого осла для Его въезда в Иерусалим. Он сказал, где именно найти животное и что скажут хозяева. Когда они объяснили суть своего поручения, хозяева с явным расположением отдали своего осла для нужд Иисуса.

Возможно, они ранее испытали благословения через служение Господа и предложили Ему свою помощь в любое время, когда она Ему понадобится.

19:35−38 Ученики с помощью своих одежд соорудили для Господа подстилку (или седло). Многие постилали одежды свои на дороге перед Ним, когда Он начал восходить к Иерусалиму от западного основания горы Елеонской. Затем последователи Иисуса единогласно начали славить Бога за все чудеса, какие видели они, что Он совершал. Они приветствовали Его как Божьего Царя и воспевали, что следствием Его прихода был мир на небесах и слава в вышних. Следует отметить, что они восклицали «мир на небесах», а не «мир на земле». Не могло быть мира на земле, потому что Князь мира был отвергнут и в скором времени должен быть распят. Но на небесах будет мир, как результат предстоящей скоро смерти Христа на Голгофском кресте и Его вознесения на небеса.

19:39−40 Фарисеи были возмущены тем, что Иисусу выказывали такое открытое почитание. Они требовали, чтобы Он запретил Своим ученикам. Но Он ответил им, что подобный прием был неизбежен. Если ученики этого не сделают, то камни возопиют!

Тем самым Он укорил фарисеев за то, что они оказались более твердыми и неотзывчивыми, чем неодушевленные камни.

Б. Сын Человеческий плачет об Иерусалиме (19:41−44)

19:41−42 Когда Иисус приблизился к Иерусалиму, то заплакал о городе, который упустил свою золотую возможность. Если бы только люди приняли Его как Мессию, это послужило бы к их миру. Однако они не признали, что Он источник мира. Теперь же было слишком поздно. Они уже решили, что сделают с Сыном Божьим. Поскольку они отвергли Господа, их глаза были ослеплены. Так как они не захотели увидеть Его, теперь они не могли больше Его видеть.

Остановитесь здесь и поразмыслите о чуде слез Спасителя. Как сказал У. X. Гриффит Томас, «давайте посидим у ног Христа, пока не постигнем тайны Его слез и, взирая на грехи и страдания города и окружающей местности, также прослезимся о нем». (Griffith Thomas, Luke, p. 303.)

19:43−44 Иисус сделал серьезное предупреждение об осаде Тита. Он описал, как войска этого римского полководца обложат город, окружат его жителей, побьют малых и старых, разорят стены и здания. В городе не оставят камня на камне. И все это за то, что Иерусалим не узнал времени посещения своего. Господь посетил город с даром спасения. Но люди не пожелали принять Его. В их ежедневных планах для Него не оказалось места.

В. Второе очищение храма (19:45−46)

Иисус очистил храм в самом начале Своего публичного служения (Ин 2:14−17). Теперь, когда Его служение стремительно приближалось к завершению, Он вошел в святой храм и начал выгонять тех, кто из дома молитвы сделал вертеп разбойников. Всегда присутствует опасность привнесения коммерции в то, что принадлежит Богу.

Сегодняшнее христианство заражено этим злом: церковные базары и общественные мероприятия, организованные финансовые походы, проповедь ради получения доходов — и все это во имя Христа.

Обосновывая Свои действия, Христос сослался на Священное Писание (Ис 56:7 и Иер 7:11). Всякая реформа в Церкви должна основываться на Слове Божьем.

Г. Ежедневное учение в храме (19:47−48)

Иисус учил каждый день в храме — не внутри его, а во дворе, куда допускались люди. Религиозные лидеры искали какого-нибудь повода, чтобы погубить Его, однако простой народ все еще был пленен Назарянином, Который совершал чудеса. Его время еще не настало. Но скоро наступит час, и тогда первосвященники, книжники и фарисеи приблизятся к убийству.

Это был понедельник. Следующий день, вторник, последний день Его общественного учения, описан в 20:1−22:6.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на евангелие от Луки, 19 глава. Комментарии МакДональда.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Луки 19 глава в переводах:
От Луки 19 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.