Комментарии МакДональда на евангелие от Иоанна 4 глава

К. Преображение самарянки (4,1-30)

4,1-2 До фарисеев дошел слух, что Иисус приобретает учеников больше, чем Иоанн, и что популярность Иоанна явно падает. Возможно, они попытались использовать этот факт, чтобы вызвать ревность и конкуренцию между учениками Иоанна и Господа Иисуса. Хотя Сам Иисус не крестил, крестили Его ученики. Однако люди крестились как последователи или ученики Господа.

4,3 Оставив Иудею и направившись к Галилее, Иисус расстроил замыслы фарисеев, лишив их возможности посеять раздор. Но в этом стихе имеется еще кое-что, не менее важное по смыслу. Иудея была главным центром господствовавшего там иудаизма, в то время как Галилея известна как земля закоренелых язычников. Господь Иисус осознавал, что иудейские лидеры отвергают Его и Его свидетельство, и потому обратился с вестью о спасении к язычникам.

4,4 Самария располагалась на прямом пути из Иудеи в Галилею. Но немногие иудеи пользовались этой прямой дорогой. Они так презирали Самарийскую область, что предпочитали идти в обход через Перею, чтобы попасть в Галилею с севера. Итак, здесь говорится, что Ему надлежало проходить через Самарию. Ему пришлось пойти этим путем не столько из соображений географических, сколько потому, что там проживала нуждающаяся душа, которой Он мог помочь.

4,5 Путешествуя через Самарию, Господь Иисус пришел в небольшой городок, называемый Сихарь. Недалеко от этого городка был участок земли, который Иаков дал своему сыну Иосифу (Быт. 48,22). Иисус путешествовал по этой территории, и все сцены ее давней истории время от времени возникали у Него перед глазами.

4,6 Там был источник, известный как колодезь Иаковлев. Паломники все еще могут видеть этот древний колодец. Он является одним из немногих библейских мест, которые сегодня можно легко узнать.

Было около полудня (иудейское время) или шесть часов пополудни (римское время), когда Иисус достиг колодца. После долгой дороги Он чувствовал усталость и сел у колодца. Иисус – Сын Божий, но Он и Человек. Как Бог, Он никогда не должен был уставать, но, как Человек, Он уставал. Нам трудно понять это. Но Личность Господа Иисуса Христа невозможно постичь до конца нашим смертным разумом.

Та истина, что Бог мог сойти в мир и жить, как Человек, среди людей, – тайна, которая выше нашего понимания.

4,7 Когда Господь Иисус сидел у колодца, пришла женщина из городка почерпнуть воды. Если, как утверждают некоторые ученые, был полдень, то это очень неподходящее время для женщин идти к колодцу за водой; это самое жаркое время дня. Но эта женщина была безнравственной грешницей и, скорее всего, выбрала эту пору из чувства стыда, зная, что в это время никакая другая женщина не увидит ее.

Разумеется, Господь Иисус знал, что она придет к колодцу в это время. Он знал жажду ее души и решил встретиться с ней и освободить от греховной жизни.

В этом отрывке мы видим умелого Завоевателя душ в действии, и будет полезно изучить методы, которые Он использовал, чтобы обнаружить ее нужду и предложить решение ее проблемы. Наш Господь обменялся с женщиной репликами только семь раз. Женщина также ответила семь раз – шесть раз Господу и один раз людям селения.

Если бы мы разговаривали с Господом столько, сколько она, мы бы имели такой же успех, свидетельствуя "людям селения". Иисус начал разговор с просьбы. Устав от путешествия, Он сказал ей: "Дай Мне пить".

4,8 Данный стих объясняет, почему, с человеческой точки зрения, Господу пришлось попросить у нее воды. Ибо ученики Его отлучились в Сихарь купить пищи. Они унесли с собой ведра для воды. Поэтому Господу нечем было достать воду из колодца.

4,9 Женщина распознала в Иисусе еврея и была поражена тем, что Он заговорил с ней, самарянкой. Самаряне полагали, что происходят от колена Иаковлева и считали себя истинными израильтянами. На самом деле, они представляли собой смешение иудеев с язычниками. Гора Гаризим считалась у них официальным местом поклонения. Эта гора находилась в Самарии и была хорошо видна Господу и женщине, разговаривавшей с Ним. Иудеи относились к самарянам с непримиримой ненавистью. Они считали их полукровками. Именно поэтому женщина сказала Господу Иисусу: "Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?" Она еще не понимала, что разговаривает со своим Создателем и что Его любовь выше всяких несущественных человеческих различий.

4,10-11 Попросив об одолжении, Господь возбудил ее интерес и любопытство. Теперь Он еще больше заинтриговывает ее, рассказывая о Себе как о Боге и Человеке. Он был, прежде всего, даром Божьим. Один Бог мог отдать Своего единственного, единородного Сына, чтобы Тот стал Спасителем мира. Но Он был также Человеком, Который устал в пути и попросил пить. Другими словами, если бы она поняла, что Тот, с Кем она говорит, – Бог, явленный во плоти, она сама просила бы Его о благословении, и Он дал бы ей воду живую. Женщина поняла буквально слово "вода" и решила, что Ему нечем зачерпнуть воду. Она совершенно не распознала Господа и не поняла Его слова.

4,12 Ее замешательство усугубилось, когда она подумала об отце Иакове, который дал им этот колодец. Он сам из него пил, и дети его, и скот его. Теперь, спустя столетия, появился утомленный путешественник, который просит попить из колодца Иакова и при этом утверждает, что может дать нечто лучшее, чем вода, которую дал Иаков.

Если Он имеет нечто лучшее, почему Он тогда просит воды из колодца Иакова?

4,13 Итак, Господь начал объяснять различие между буквальной водой из колодца Иакова и водой, которую даст Он. Всякий, пьющий эту воду, возжаждет опять. Это самарянка прекрасно понимала. День за днем она приходила сюда за водой, но ее все равно никогда не хватало. То же самое относится ко всем колодцам в мире. Люди ищут удовольствий и удовлетворения в земном, но оно неспособно утолить сердечную жажду человека. Как сказал Августин в своей "Исповеди": "О Господи, Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не упокоится в Тебе".

4,14 Вода, которую дает Иисус, действительно утоляет жажду. Кто будет пить благословения и милость Христовы, тот не будет жаждать опять. Его дары не только наполняют сердце, они изливаются из него. Они подобны бьющему фонтану, постоянно переполненному не только в этой жизни, но и в вечности. Выражение "текущей в жизнь вечную" означает, что вода, которую дает Христос, не ограничена земными возможностями, но будет изливаться вечно. Контраст очевиден. Все, чем может обеспечить земля, недостаточно для заполнения человеческого сердца. Но благословения, которые дарует Христос, не только наполняют сердце, но они слишком велики, чтобы одно сердце могло их вмещать.

Всего огромного мира недостаточно,
Чтобы заполнить маленький треугольник сердца, -
Оно продолжает жаждать и умолять;
Только сотворившая его Троица может
Удовлетворить огромное, треугольное сердце человека
.

(Джордж Герберт)

Удовольствия этого мира – на каких-нибудь пару коротких лет, но радости, дарованные Христом, продлятся и в жизни вечной.

4,15 Когда женщина услышала об этой чудесной воде, она тотчас захотела попробовать ее. Но она все еще думала об обычной воде. Ей не хотелось каждый день приходить к колодцу, черпать воду и нести ее на голове в тяжелом кувшине. Она не понимала, что Господь Иисус говорил о духовной воде, что Он имел в виду благословения, которые приходят в душу человека по вере в Него.

4,16 Здесь происходит резкая смена темы разговора. Женщина только что попросила воды, и Господь Иисус предложил ей позвать мужа. Почему?

Прежде чем получить спасение, женщина должна признать свой грех. Она должна прийти к Христу с искренним раскаянием, признав свою вину и позор. Господь Иисус знал все о ее греховной жизни, и Он решил постепенно, шаг за шагом, вести ее к осознанию греховности.

Только те, которые знают, что они погибают, могут быть спасены. Все люди погибшие, но не все хотят признавать это. В желании завоевать людей для Христа мы ни в коем случае не должны избегать вопроса о грехе.

Люди должны стать лицом к лицу с фактом, что они гибнут в разврате и грехах, что им нужен Спаситель, что они не могут спасти себя сами, что Иисус – Спаситель, в Котором они нуждаются, что только Он спасет их, если они раскаются в своих грехах и уверуют в Него.

4,17 Сначала женщина попыталась скрыть истинное положение вещей и при этом не сказать неправду. Она ответила: "У меня нет мужа". Возможно, с юридической точки зрения, ее утверждение верно. Но оно было сказано для того, чтобы утаить отталкивающий факт ее греховного сожительства с мужчиной, который не был ей мужем.

"Она беседует о религии, обсуждает богословие, чуть-чуть иронизирует, делает вид, что потрясена, – все что угодно, лишь бы не дать Христу заглянуть в ее смятенную душу, пытающуюся скрыться от самой себя". (Ежедневные заметки Библейского общества)

Господь Иисус, как Бог, знал о ней все. Он говорит ей: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа". Она могла ввести в заблуждение любого из своих дружков, но не этого Человека. Он знал о ней все.

4,18 Господь никогда не использовал Свое полное знание обо всем и всех, чтобы бесцельно разоблачить или опозорить человека. Здесь Он прибегнул к разоблачению, чтобы освободить человека от бремени греха. Как, должно быть, была поражена женщина, когда Он рассказывал ей ее же прошлое! У нее было пять мужей, и тот, с которым она жила теперь, не муж ей.

Об этом стихе высказываются различные мнения. Некоторые считают, что пять предыдущих мужей или умерли, или бросили ее и что в ее связи с ними не было ничего греховного. Так это или нет, ясно одно: эта женщина была блудницей. "Тот, которого ныне имеешь, не муж тебе". Это важное замечание. Женщина была грешницей, и пока она так поступала, Господь не мог благословить ее "водой живой".

4,19 Когда вся картина жизни предстала пред женщиной, она поняла, что разговаривающий с ней не был обычным человеком. Однако она еще не осознавала, что Он Бог. Самая высокая оценка, какую она могла дать Ему, – что Он пророк, то есть глашатай Божий.

4,20 Женщина, по всей видимости, осознала свой грех и попыталась сменить тему разговора, спросив об истинном месте поклонения. Возможно, произнося слова: "Отцы наши поклонялись на этой горе", она указала на гору Гаризим, возвышавшуюся поблизости. Затем она напомнила Господу (это было излишне), что иудеи считают правильным местом поклонения Иерусалим.

4,21 Иисус не пропустил ее замечание мимо, а использовал его для сообщения следующей духовной истины.

Он сказал ей, что наступает время, когда будут поклоняться и не на горе Гаризим, и не в Иерусалиме. В ВЗ Иерусалим был указан Богом как город, где должно Ему поклоняться. Иерусалимский храм был местом обитания Бога, и набожные иудеи приходили в Иерусалим со своими жертвоприношениями и десятинами. Естественно, в период НЗ все обстоит по другому. Бог не определил место на земле, куда люди должны приходить для поклонения. Господь объяснил это более подробно в последующих стихах.

4,22 Словами: "Вы не знаете, чему кланяетесь", Господь осудил форму поклонения самарян. Это составляет явный контраст с учениями тех современных религиозных деятелей, которые говорят, что все религии хороши и, в конечном счете, все приведут в небесный рай. Господь Иисус сообщил этой женщине, что поклонение самарян было не только неугодно Богу, но Он не принимал его. Это поклонение придумано человеком и не одобряется Словом Божьим. Иудеи поклонялись совсем по-другому. Бог выделил иудеев как Свой избранный земной народ. Он дал им все указания, касающиеся формы поклонения Ему.

Говоря, что "спасение от иудеев", Господь учил, что Бог определил иудеям быть Его посланниками и только им дал Священное Писание. Именно через иудеев был послан Мессия. Он родился от иудейской матери.

4,23 Далее Иисус сообщил женщине, что с Его приходом не будет больше определенного места для поклонения Богу. Отныне верующие в Господа Иисуса могут поклоняться Богу в любое время и в любом месте. Истинное поклонение означает, что верующий входит в присутствие Божье верой и там восхваляет Его и поклоняется Ему.

Человек может находиться в рабочем кабинете, в тюрьме или в поле, но его дух посредством веры будет пребывать в небесной обители с Богом. Иисус сообщил женщине, что с этого времени Отцу будут поклоняться в духе и истине. Иудеи свели поклонение к внешним формам и церемониям. Они думали, что, неукоснительно и формально придерживаясь буквы закона, выполняя определенные ритуалы, они поклоняются Отцу. Но это не было поклонением в духе. Оно было внешним, а не внутренним. Их тела могли склоняться низко к земле, но их сердца не занимали правильного положения перед Богом. Они могли при этом угнетать бедных или совершать бесчестные торговые сделки.

Самаряне, со своей стороны, тоже разработали форму поклонения, но она была ложной. Она не имела никакого духовного авторитета. Они создали собственную религию и выполняли ими же самими изобретенные постановления. Таким образом, когда Господь сказал, что поклоняться надо в духе и истине, Он упрекал и иудеев, и самарян. Более того, Он сообщил им, что с Его приходом люди через Него могут приблизиться к Богу в истине и искреннем поклонении. Задумайтесь над этим! Ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог хочет поклонения людей. Получает ли Он его от меня?

4,24 Бог есть Дух – таково определение Бога. Он не человек, подверженный всем человеческим ошибкам и ограничениям. Он не ограничен ни временем, ни пространством. Он – невидимая Личность, присутствующая во всех местах одновременно, всезнающая и всесильная. Он совершенен во всем. Следовательно, поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. В них не должно быть места никакому притворству и лицемерию.

Не должно быть никакого притязания на религиозность, если внутренняя жизнь испорчена и развращена. Вряд ли Богу угодны всевозможные ритуалы. Даже если Бог Сам установил эти ритуалы, Он все же настаивает, чтобы человек приближался к Нему с сокрушенным и раскаивающимся сердцем.

В этой главе есть еще два слова "должно", обращенные к Победителю душ ("надлежало" – 4,4) и к поклоняющемуся (4,24).

4,25 Слушая Господа, самарянка постепенно пришла к мысли о приходе Мессии. Святой Дух Божий возбудил в ней желание увидеть пришествие Мессии. Она выразила уверенность, что когда Он придет, то возвестит людям все. Этим утверждением она очень ясно высказала понимание одной из великих целей прихода Христа.

Выражение: "Мессия, то есть Христос" – просто объяснение того, что эти два слова означают одно и то же. Мессия – еврейское обозначение Помазанника Божьего; Христос – греческий эквивалент.

4,26 Иисус говорит ей: "Это Я, Который говорю с тобою". Слова Господа Иисуса несут глубокую смысловую нагрузку. Используя слово "Я", Он применил к Себе одно из имен, которым Бог называл Себя в ВЗ. Он сказал: "Я ЕСМЬ, разговаривающий с тобой", или, другими словами: "Иегова, Который говорит с тобой". Он объявил ей потрясающую правду, что разговаривающий с ней есть тот Мессия, Которого она желала видеть, и что Он также Сам Бог. Иегова из ВЗ – Иисус НЗ.

4,27 Возвратившись из Сихаря, ученики нашли Иисуса разговаривающим с женщиной. Они удивились тому, что Он беседовал с ней, поскольку она была самарянкой. Они, вероятно, поняли и то, что это блудница. Однако ж ни один не спросил Господа, что Ему нужно от женщины или чего Он требовал от нее.

Кто-то хорошо сказал: "Ученики удивились, что Он беседует с женщиной; но они были бы еще больше удивлены, если бы Он говорил с ними!"

4,28 Тогда женщина оставила водонос свой! Он символизировал различные вещи в жизни, которые она использовала, чтобы удовлетворить свои самые потаенные желания. Все они потерпели неудачу. Теперь, когда она нашла Господа Иисуса, для нее утратили смысл те вещи, которые прежде имели в ее жизни значение.

Господи, я хотел налить воду в треснувшие сосуды,
Но, увы! Вся вода выбежала!
И тогда как я наклонился, чтобы пить, она вытекала.
Я сокрушался, а она передразнивала меня.
Никто, кроме Христа, не может удовлетворить мою жажду,
Ни одного другого имени нет для меня.
Любовь, жизнь и постоянную радость,
Господь Иисус, я нашел в Тебе.

(Б. E.)

Она не только оставила водонос свой, но и пошла в город. Получив спасение, человек всегда тотчас же начинает думать о других, нуждающихся в воде жизни. Д. Хадсон Тейлор сказал: "Некоторые страстно хотели бы быть преемниками апостолов; я предпочел бы быть преемником самарянки, которая, пока те ходили за продуктами, забыла свой водонос, ища души".

4,29-30 Ее свидетельство было простым, но эффективным. Она пригласила всех горожан прийти и посмотреть Человека, Который сказал ей все, что она сделала. Она также вложила в их сердца мысль о том, что, может быть, этот Человек действительно Мессия. Она сама почти не сомневалась в этом, потому что Он уже объявил ей, что Он – Христос. Но она возбудила их любопытство, с тем чтобы они пошли к Иисусу и выяснили это для себя. Ясно, что эта женщина была известна в селении своим грехом и позором. И как поражались, наверное, люди, видя ее стоящей среди всех и свидетельствующей о Господе Иисусе Христе! Свидетельство женщины было эффективным. Горожане оставили дома и работу и пошли искать Иисуса.

Л. Радость Сына, исполняющего волю Своего Отца (4,31-38)

4,31 Теперь, когда ученики вернулись с пищей, они попросили Господа поесть. Очевидно, они не осознавали важности происходящих событий. В этот исторический момент, когда самарянский город предстал перед Господом славы, их мысли занимало насыщение тел, а не что-то более возвышенное.

4,32 Господь Иисус нашел пищу и поддержку в завоевании поклонников для Своего Отца. В сравнении с этой радостью материальное насыщение не имело для Него большого значения. Мы получаем то, за чем идем в жизни.

Учеников интересовала пища. Они пошли в город за пищей. Они возвратились с нею. Господа интересовали души. Он хотел спасать мужчин и женщин от греха и дать им воду жизни вечной. Он также нашел то, за чем пошел. А что интересует нас?

4,33 Земной взгляд на вещи помешал ученикам понять значение слов Господа. Они не оценили тот факт, что "радость и удача духовного успеха может на некоторое время возвысить над всеми материальными потребностями и насытить подобно мясу и питью".

Итак, они заключили, что кто-то, должно быть, пришел и принес пищу Господу Иисусу.

4,34 Вновь Иисус попытался переключить их внимание с материального на духовное. Его пища была творить волю Пославшего Его и совершить дело, которое Бог поручил Ему. Это не означает, что Господь Иисус воздерживался от приема обычной пищи, это, скорее, означает, что величайшая цель Его жизни заключалась не в том, чтобы угождать телу, а в том, чтобы выполнять волю Божью.

4,35 Возможно, ученики обсуждали будущую жатву. А может, у иудеев была такая пословица: "Четыре месяца между севом и жатвой". Как бы там ни было, Господь Иисус вновь использовал физическое явление, жатву, чтобы преподать духовный урок. Ученики не должны думать, что жатва совершается только в определенное время. Они не могут позволить себе расходовать жизнь на поиски пищи и одежды, думая, что дело Божье можно выполнить потом.

Они должны понять, что нивы уже побелели и поспели к жатве. Под нивами здесь, конечно же, подразумеваются люди. Произнося эти слова, Господь находился среди урожайной нивы, которую заполняли самарянские мужчины и женщины. Он сообщил ученикам, что им предстоит большая работа по сбору урожая и что они должны собирать его незамедлительно и старательно.

Сегодня Господь говорит всем нам, верующим: "Возведите очи ваши и посмотрите на нивы". Пока мы теряем время, раздумывая о множестве нужд в мире, Господь налагает на наши сердца бремя поиска погибающих душ, которые находятся рядом с нами. И нам решать, пойдем ли мы дальше во имя Его, чтобы отыскивать и связывать в снопы собранные колосья.

4,36 Здесь Господь Иисус объясняет ученикам, к чему они призваны. Он избрал их для жатвы. Они не только получат награду в этой жизни, но и соберут плод в жизнь вечную. Служение Христу – это большая награда в нашей жизни. Но в грядущие дни жнецы получат дополнительную радость, когда увидят на небесах результат своей верности в провозглашении Евангелия – спасенные души.

Стих 36 учит тому, что человек заслуживает жизнь вечную не своей верной жатвой, а тем, что плод его работы простирается в жизнь вечную.

На небесах и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут. В земной жизни ниву сначала подготавливают к севу, а затем только засеивают ее зерном. Позже зерно собирают. То же происходит и в духовной жизни. Вначале весть должна быть проповедана, затем ее "поливают" молитвой. А когда приходит срок жатвы, все, кто принимал участие в труде, вместе радоваться будут.

4,37 В этом Господь видел исполнение изречения тех времен: "Один сеет, а другой жнет". Одни христиане призваны проповедовать Евангелие в течение многих лет, не видя при этом большого плода от своего труда. Другие следуют за ними и приводят множество душ к Господу.

4,38 Иисус посылал Своих учеников в местности, уже подготовленные другими. В течение всего ветхозаветного периода пророки предсказывали наступление эры Евангелия и Мессии.

Затем как предшественник Господа пришел Иоанн Креститель, разыскивая и приготавливая сердца людей к Его принятию. Господь лично посеял зерна в Самарии и подготовил жатву для жнущих. Теперь ученики были готовы выйти на урожайную ниву, и Господь хотел, чтобы они знали: радуясь при виде многих обращенных к Христу, они должны понимать, что другие трудились, а они вошли в труд их.

Очень немногие души получают спасение благодаря служению одного человека. Большинство людей слышали Евангелие много раз до того, как приняли Спасителя. Следовательно, тот, кто в конце приводит человека к Христу, не должен возвеличивать себя, как будто он был единственным инструментом в руках Божьих, используемым в этой изумительной работе.

М. Многие самаряне уверовали в Иисуса (4,39-42)

4,39 Благодаря простому и откровенному свидетельству самарянки многие люди уверовали в Господа Иисуса. Она произнесла несколько слов: "Он сказал мне все, что я сделала", но этого было достаточно, чтобы привести их к Спасителю. Эти слова должны послужить нам примером простоты, смелости и прямоты в нашем свидетельстве о Христе.

4,40 Прием, оказанный Господу Иисусу самарянами, был полной противоположностью тому, какой оказали Ему иудеи. Вероятно, самаряне по достоинству оценили этого замечательного Человека и просили Его побыть у них. Приняв приглашение, Господь пробыл там два дня. Только подумайте, какой привилегией пользовался город Сихарь, имея возможность все это время наслаждаться присутствием Господа жизни и славы!

4,41-42 Не бывает двух одинаковых обращений. Некоторые поверили по свидетельству женщины. Намного больше людей уверовало по словам Самого Господа Иисуса. Бог использует различные способы для того, чтобы привести к Себе грешников. Необходимо только одно – вера в Господа Иисуса Христа. Чудесно слышать, как эти самаряне провозглашают такое ясное свидетельство о Спасителе. В них не было ни капли сомнения. Они получили полную уверенность в спасении, основанную не на слове женщины, а на словах Самого Господа Иисуса. Слушая Его и верой принимая Его слова, самаряне узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Только Святой Дух мог дать им это понимание. Иудеи, очевидно, думали, что Мессия придет только для них. Но самаряне поняли, что результаты Христовой миссии будут простираться на весь мир.

Н. Второе чудо: исцеление сына царедворца (4,43-54)

4,43-44 По прошествии же двух дней, проведенных у самарян, Господь направился в Галилею. Стих 44 представляет некоторую трудность для понимания. В нем сказано, что причиной ухода Спасителя из Самарии в Галилею послужило то, что пророк не имеет чести в своем отечестве. Однако Его родной землей была Галилея, так как город Назарет находится именно там. Возможно, в стихе имеется в виду то, что Иисус вошел в Галилею, но не в сам Назарет. В любом случае, утверждение о том, что в родном городе человека обычно не ценят так высоко, как в других местах, безусловно, является истиной. Родственники и друзья помнят Его простым мальчишкой, который ничем не отличался от них. Конечно, соотечественники Господа Иисуса не оценили Его по достоинству.

4,45 По возвращении в Галилею Господь был принят благосклонно, потому что люди видели все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник. Очевидно галилеяне, упоминаемые здесь, были иудеями. Они пришли в Иерусалим для поклонения. Там они видели Господа и были свидетелями Его могущественных дел. Теперь они желали видеть Его у себя в Галилее не потому, что признавали Его Сыном Божьим, но потому, что им было чрезвычайно любопытно посмотреть на Того, Кто был причиной столь многих разговоров повсюду, где Он бывал.

4,46 Вновь селение Кана было удостоено визита Самого Господа. В первое Его посещение люди видели, как Он претворил воду в вино. Теперь они должны были стать свидетелями другого могущественного чуда, слух о котором дойдет даже до Капернаума. Сын некоего царедворца в Капернауме был болен. По-видимому, этот человек был иудеем, служившим у царя Ирода.

4,47 Он услышал, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею. Он, должно быть, верил в способность Христа исцелять, поскольку пришел непосредственно к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который находился при смерти. В этом смысле он, кажется, больше доверял Господу, чем большинство его соотечественников.

4,48 Обращаясь не только к царедворцу, но и ко всем иудеям, Господь напомнил об их "национальной особенности": они желали прежде увидеть чудеса, а после в них поверить. (В греческом языке есть отдельные формы для обращения к одному человеку и ко многим. Здесь используется множественное число.) Вообще-то мы находим, что Господа Иисуса удовлетворяла не та вера, которая основана на чудесах, а та, которая зиждется единственно на Его слове.

Ему оказывают большее почтение, веря в то, что Он сказал, а не в то, что Он доказывает видимым образом. Человеку свойственно желание видеть прежде, чем он поверит. Но Господь Иисус учит нас сначала верить, а затем видеть.

Знамения и чудеса относятся к чуду. Знамения – это чудеса, имеющие глубокий смысл или значение. Чудеса – необычные явления, поражающие людей сверхъестественностью.

4,49 Царедворец с настойчивостью истинной веры полагал, что Господь Иисус может исцелить сына, и больше всего на свете хотел, чтобы Господь пришел к нему. Но его вера была неполной. Он думал, что Иисус должен стоять у кровати мальчика, чтобы вылечить его. Однако Спаситель не упрекнул его за это, но вознаградил за проявленную веру.

4,50 Здесь нам показано возрастание веры человека. Он проявил свою веру, и Господь дал ему даже больше. Иисус послал его домой, пообещав: "Сын твой здоров". Сын был исцелен! Без какого-либо чуда или видимого доказательства человек поверил слову Господа Иисуса и направился домой. Это – вера в действии!

4,51-52 На дороге царедворца встретили слуги его с радостным известием, что сын его здоров. Это сообщение нисколько его не потрясло. Он верил обещанию Господа Иисуса и видел теперь доказательство своей веры. Отец спросил слуг о времени, когда сыну стало лучше. Их ответ засвидетельствовал, что исцеление происходило не постепенно; оно произошло мгновенно.

4,53 Теперь не оставалось ни малейшего сомнения в этом замечательном чуде. В седьмом часу предшествующего дня Иисус сказал царедворцу в Кане: "Cын твой здоров". В тот же самый час в Капернауме сын излечился, и лихорадка оставила его. Из этого царедворец узнал, что Господу Иисусу нет необходимости физически присутствовать, чтобы сотворить чудо или ответить на молитву. Это должно побуждать всех христиан к молитве. Мы имеем могущественного Бога, Который слышит наши просьбы и способен исполнить Свои намерения в любой части мира и в любое время.

Царедворец уверовал сам и весь дом его. Из этого и других подобных стихов НЗ очевидно, что Бог любит видеть семейства, объединенные во Христе. Он не желает видеть семейства в небесах разделенными. Он заботится о том, чтобы все семейство уверовало в Его Сына, и отмечает эти факты.

4,54 Исцеление сына царедворца не было вторым чудом в служении Господа до этого момента. Это было второе чудо, которое сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →