Комментарии МакДональда на евангелие от Иоанна 7 глава

V. ТРЕТИЙ ГОД СЛУЖЕНИЯ СЫНА БОЖЬЕГО: ИЕРУСАЛИМ (7,1-10,39)

А. Иисус не соглашается со Своими братьями (7,1-9)

7,1 Между главами 6 и 7 прошло несколько месяцев. Иисус оставался в Галилее. Он не хотел ходить по Иудее, которая была главным центром иудеев, искавших убить Его. Общепризнано, что под иудеями в этом стихе подразумеваются религиозные лидеры или правители. (Полезно знать, что в греческом слово "еврей" (Ioudaios) может означать: 1) иудеянин (в противоположность галилеянину); 2) любой еврей (включая того, кто принимает Христа); 3) противник христианства, особенно религиозный лидер. Иоанн использует слово "иудей" главным образом в последнем смысле, хотя сам был евреем-христианином.) Они сильно ненавидели Господа Иисуса и искали возможности убить Его.

7,2 Поставление кущей – одно из важных событий в иудейском календаре. Оно происходило в период жатвы и напоминало о том времени, когда иудеи жили во временных укрытиях, или шатрах, после исхода из Египта. Это был торжественный, радостный праздник, символизирующий ожидание того дня, когда воцарится Мессия и спасенный израильский народ будет жить на земле в мире и процветании.

7,3 Братьями Господа, упомянутыми в стихе 3, были, по всей видимости, сыновья Марии, рожденные после Иисуса (некоторые считают, что речь идет о двоюродных братьях или других отдаленных родственниках). Но независимо от степени родства с Господом Иисусом они, тем не менее, были далеки от спасения. В действительности они не верили в Господа Иисуса. Они посоветовали Ему пойти на праздник Кущей в Иерусалим и явить Свои чудеса там, чтобы ученики Его видели дела, которые Он делает. Здесь имеются в виду не двенадцать учеников, а те, которые утверждали, что являются последователями Господа Иисуса в Иудее.

Хотя братья не верили в Него, они хотели, чтобы Он явил Себя миру открыто. Возможно, они хотели обратить внимание на себя, как на родственников знаменитого человека. Или, что более вероятно, они завидовали известности Иисуса и настаивали на Его путешествии в Иудею в надежде, что там Он будет убит.

7,4 Возможно, эти слова были сказаны с сарказмом. Его родственники, скорее всего, предполагали, что Господь ищет известности. Какой смысл совершать все эти чудеса в Галилее, если Он не хочет стать знаменитым? Фактически они говорили: "Для Тебя открываются широкие возможности. Если Ты ищешь известности, Тебе следует идти на праздник в Иерусалим. Там соберутся сотни людей, и Ты сможешь показать им Свои чудеса. Галилея – тихое место, здесь Ты творишь чудеса втайне. Почему Ты так поступаешь, если мы знаем, что Ты хочешь стать известным?" Затем они добавили: "Если ты творишь такие дела, то яви Себя миру". Этим они хотели сказать: "Если Ты действительно Мессия и Твои чудеса – доказательство этому, то почему бы Тебе не представить эти доказательства там, где они действительно будут иметь значение, то есть в Иудее?"

7,5 Братья Его не имели искреннего желания видеть Иисуса прославленным. На самом деле они не верили, что Он Мессия. Они также не желали довериться Ему. Все, что они говорили, было исполнено сарказма. Их сердца были не правы перед Господом.

И Господу Иисусу, наверное, было особенно горько, что Его собственные братья сомневаются в Его словах и делах. Но так случается часто: верующие в Бога встречают самое ярое противодействие со стороны самых близких и самых дорогих им людей.

7,6 Жизнь Господа была предопределена от начала и до конца. Каждый день и каждый шаг осуществлялись согласно заранее подготовленному плану. Предусмотренное время открыто явить Себя миру еще не настало. Он в точности знал, что Ему предстоит и что нет воли Божьей на то, чтобы Он в это время шел в Иерусалим явить Себя. Но Он напомнил Своим братьям, что для них всегда время. Они жили согласно собственным желаниям и не повиновались воле Божьей. Они могли строить свои планы и путешествовать ради удовольствия, потому что хотели исполнять только личные желания.

7,7 Мир не мог ненавидеть братьев Господа, потому что они принадлежали миру. Они встали по одну сторону с миром против Иисуса. Их жизни были в полной гармонии с миром. Под миром здесь понимается созданная человеком система, в которой Богу и Христу нет места: это мир культуры, искусства, образования или религии. Фактически в Иудее был религиозный мир, так как именно иудейские правители больше всех ненавидели Христа.

Мир ненавидел Христа, потому что Он свидетельствовал о нем, что его дела злы. Это печальная оценка развращенной человеческой натуры: безгрешный, святой Человек пришел в мир, а мир ищет убить Его. Безупречная жизнь Христа показала, насколько несовершенна жизнь других людей.

Прямая линия, помещенная рядом с ломаной, делает явной ее искривленность. Так и приход Господа в мир показал всю греховность человека. Такое разоблачение оскорбляло человека. И вместо того чтобы раскаяться и воззвать к милосердию Божьему, он желал уничтожить Того, Кто обнажил его грех.

Ф. Б. Мейер комментирует:

"О, это один из наиболее ужасных упреков, которые Воплощенная Любовь делает не только в дни Своего пребывания во плоти, но и сейчас: "Вас мир не может ненавидеть". Когда мир не ненавидит, когда ты любим и обласкан миром, когда тебе льстят – это одно из наиболее ужасных положений, в котором может оказаться христианин. "Что плохого я сделал, – спросил древний мудрец, – что он так хорошо говорит обо мне?" Отсутствие ненависти мира доказывает, что мы не свидетельствуем о том, что его дела злы. Сердечность мирской любви доказывает, что мы – его собственность, принадлежим ему. Дружба с миром – вражда с Богом. Поэтому тот, кто является другом мира, – враг Божий (Ин. 7,7; 15,19; Иак. 4,4)". (Meyer, Tried, p. 129.)

7,8 Господь сказал Своим братьям, чтобы они пошли на этот праздник. В этом есть нечто очень печальное. Они считали себя религиозными людьми. Они собирались праздновать праздник Кущей. При этом в лице Христа посреди них стоял Бог, а они не имели подлинной любви к Нему. Человеку нравятся религиозные ритуалы, потому что их можно соблюдать без какого-либо истинного сердечного участия. Но поставьте его лицом к лицу со Христом, и он будет чувствовать себя неловко. Иисус сказал, что Он еще не пойдет на этот праздник, потому что Его время еще не исполнилось. Он не имел в виду, что вообще не пойдет на праздник, потому что из стиха 10 мы узнаем, что Он пошел туда. Скорее всего, Он подразумевал, что не пойдет со Своими братьями, так как не хотел громкой публичной известности. Время для этого еще не наступило. Он придет, но придет тайно и тихо, с минимумом огласки.

7,9 Итак, Господь остался в Галилее, а Его братья отправились на праздник. Они оставили позади Того, Кто мог дать им то веселье и радость, которые предполагал этот праздник.

Б. Иисус учит в храме (7,10-31)

7,10 Когда братья Его пришли в Иерусалим, Господь Иисус тихо последовал за ними. Как набожный иудей, Он хотел присутствовать на празднике. Но, как послушный Сын Божий, Он не мог это делать явно, а как бы тайно.

7,11 Иудеи же искали Его на празднике. Это, несомненно, были правители, стремившиеся убить Его. Спрашивая: "Где Он?" – они желали уничтожить Его, а не поклониться Ему.

7,12 Ясно, что присутствие Господа вызвало толки в народе. Чудеса, явленные Им, все больше и больше заставляли людей думать над тем, Кто Он в действительности. На празднике велись тайные беседы о том, подлинный Он пророк или ложный. Одни говорили, что Он добр, а другие: "Нет, но обольщает народ".

7,13 Иудейские лидеры столь сильно выступали против Иисуса, что никто не смел открыто высказываться в Его пользу. Несомненно, многие из простых людей поняли, что Он действительно Мессия Израиля, но не смели выйти и сказать об этом, потому что боялись преследования духовных властей.

7,14 Праздник Кущей длился несколько дней. После того как почти половина его прошла, вошел Иисус в храм (крытую галерею, где людям позволялось собираться) и учил.

7,15 Слушавшие Спасителя дивились. Вполне вероятно, что больше всего их впечатлило именно Его знание ВЗ. Но их внимание привлекли также широта Его учения и способность учить. Они знали, что Иисус не принадлежал ни к одной из известных религиозных школ тех дней, и не могли понять, где Он получил такое образование. Мир и сейчас изумляется, а нередко и негодует, когда находятся верующие, которые не имеют официального религиозного образования, но способны проповедовать и учить Слову Божьему.

7,16 Еще раз прочтем прекрасные слова о том, как Господь отказался от приписываемой Ему чести, но просто переадресовал славу Своему Отцу. Иисус ответил, что Его учение не Его собственное, но исходит от Пославшего Его. Что бы Господь Иисус ни говорил и чему бы ни учил, все было от Его Отца, повелевавшего Ему говорить и учить. Он не действовал без воли Отца.

7,17 Если бы иудеи действительно хотели узнать, истинно Его учение или нет, они бы легко это выяснили. Кто хочет творить волю Бога, тому Бог покажет, исходит ли учение Христа от Бога или Господь просто учит тому, чему Сам хочет учить. Здесь дано замечательное обещание каждому, искренне стремящемуся найти истину. Если человек искренне и действительно хочет знать истину, Бог покажет ее ему.

"Повиновение – инструмент духовного познания".

7,18 Любой, говорящий сам от себя, то есть по собственной воле, ищет славы себе. Но у Господа Иисуса все подругому. Он искал славы Отцу, пославшему Его. Поскольку Его побуждения были абсолютно чисты, Его послание было абсолютно истинным. И нет неправды в Нем.

Иисус – единственный, о Ком можно было сказать такие слова. Любой другой учитель примешивал к своему служению долю эгоизма. Однако каждый служитель Господень должен стремиться прославить Бога, а не себя.

7,19 Затем Господь прямо обвинил иудеев. Он напомнил, что Моисей дал им закон. Они гордились тем, что обладали законом. Но они забыли, что простое обладание законом не приносит никакой пользы. Закон требовал повиновения предписаниям или заповедям. Они гордились законом, однако ни один из них не исполнял его, потому что они сговорились убить Господа Иисуса. Закон же запрещал убийство. Они нарушали закон в своих намерениях относительно Господа Иисуса Христа.

7,20 Люди чувствовали проницательную остроту обвинения, которое бросил им Иисус, но, вместо того чтобы признать Его правоту, они начали оскорблять Его. Они спросили, не бес ли в Нем. Они отвергли Его утверждение о том, что кто-то ищет убить Его.

7,21 Здесь Иисус напомнил о случае исцеления немощного в купальне Вифезда. Это чудо навлекло на Него ненависть иудейских лидеров, и именно с того момента они решили убить Его и начали плести против Него коварный заговор. Господь напомнил им, что Он сделал одно дело, и все они удивлялись. Они не столько удивились чуду, сколько были потрясены тем, что Он делает такое в субботу.

7,22 Закон Моисеев повелевал, что ребенок мужского пола должен быть обрезан на восьмой день после рождения. (В действительности обрезание берет начало не от Моисея, а от "отцов", то есть Авраама, Исаака, Иакова.) Даже если восьмой день выпадал на субботу, иудеи не считали это препятствием и обрезали мальчика. Они чувствовали, что это необходимо и что Господь позволяет им выполнять эту работу.

7,23 Если ребенку в субботу делают обрезание, чтобы не нарушить закон Моисеев, почему они негодуют на Господа Иисуса за то, что Он всего человека исцелил в субботу? Если закон позволяет работу по необходимости, то не разрешает ли он также дела милосердия?

Обрезание – незначительная хирургическая операция, которую делают ребенку мужского пола. Разумеется, она причиняет боль, а ее физическая польза незначительна. В отличие от этого, Господь Иисус полностью исцелил человека в субботу. И иудеи обвинили Его.

7,24 Проблема заключалась в том, что иудеи судили обо всем по наружности, а не по внутренней сущности. Их суд был несправедлив. Свои действия они признавали абсолютно законными, но если подобное делал Господь, это считалось совершенно неправильным. По своей природе человек всегда имеет тенденцию судить по виду, а не по истинной сущности. Господь Иисус не нарушил закон Моисея; это иудеи нарушали его своей непримиримой ненавистью к Нему.

7,25 К этому времени в Иерусалиме уже стало известно, что иудейские начальники составляют заговор против Спасителя. Некоторые из горожан интересовались, не Тот ли это, Кого преследуют начальники.

7,26 Они не могли понять, почему, в таком случае, Господу Иисусу позволено говорить так открыто и явно. Если правители так сильно ненавидят Его, тогда почему они все еще позволяют Ему учить? Можно ли допустить, что они пришли наконец удостовериться в том, что Он подлинно Мессия, как Он утверждает?

7,27 Люди, не желающие признать Иисуса Мессией, думали, что знают, откуда Он пришел. Они полагали, что Он прибыл из Назарета. Они знали Его мать Марию и считали Иосифа Его отцом. Иудеи тех времен верили: когда придет Мессия, Он явится внезапно и таинственным образом. Им и в голову не приходило, что Он родится как Младенец и вырастет как Человек.

Из ВЗ они должны были знать, что Он родится в Вифлееме, но оказалось, что они вовсе не осведомлены о подробностях прихода Мессии. Именно поэтому они сказали: "Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он".

7,28 В этом стихе Иисус возгласил к людям, собравшимся и слушавшим беседу. Он сказал, что в действительности они знают Его и знают, откуда Он пришел. Здесь, конечно, Он подразумевал, что Его знают как человека. Они знали Его как Иисуса из Назарета. Но не знали, что Он также Бог.

Именно это Он объясняет во второй части стиха. Как человек, Он жил в Назарете.

Но им также следует понять, что Он пришел не Сам от Себя, но был послан Богом Отцом, Которого они не знают. В этих словах Господь Иисус открыто притязает на равенство с Богом. Он не пришел Сам от Себя, то есть Своей собственной властью, и не выполняет Свою собственную волю. Он послан в мир истинным Богом, и этого Бога иудеи не знают.

7,29 Но Иисус знал Его. Он пребывал с Богом от вечности и был во всем равен Богу Отцу. Когда Господь сказал, что Он от Бога, Он не просто имел в виду, что послан от Бога, но что Он всегда жил с Богом и равен Ему во всем. Словами: "Он послал Меня", Господь вполне определенно заявил, что Он Христос Бог, Помазанник, Которого Бог послал в мир выполнить дело искупления.

7,30 Иудеи поняли и значение слов Иисуса, и Его утверждение, что Он – Мессия. Они полагали, что это явное богохульство, и попытались арестовать Его, но не смогли наложить на Него руки, потому что еще ни пришел час Его. Сила Божья хранила Господа Иисуса от злых замыслов людей до тех пор, пока не пришло Его время предложить Себя в жертву за грехи.

7,31 В действительности же многие из народа уверовали в Господа Иисуса. Хотелось бы думать, что их вера истинна. Их рассуждения были следующими. Мог ли Иисус совершить нечто большее, чтобы доказать, что Он Мессия? Если допустить, что Иисус не Мессия, то когда придет Христос, неужели Он сотворит больше знамений, чем сотворил Иисус? Из их вопроса очевидно, что для них чудеса Иисуса являлись доказательством того, что Он действительно Мессия.

В. Враждебность фарисеев (7,32-36)

7,32 Поскольку фарисеи постоянно находились среди народа, они слышали эти потаенные толки. Народ толковал о Спасителе, причем не осуждая Его, а тайно восторгаясь Им. Фарисеи боялись, что народ может принять Иисуса, и послали служителей арестовать Его.

7,33 Слова в стихе 33, несомненно, сказаны служителям, пришедшим схватить Его, а также фарисеям и всему народу.

Господь Иисус вовсе не снижал Своих предыдущих требований. Более того, Он усиливал их. Он напомнил иудеям, что не долго Ему быть с ними, и затем Он возвратится к Богу Отцу, пославшему Его. Конечно же, только одна эта фраза могла еще больше разозлить фарисеев.

7,34 Придут дни, когда фарисеи будут искать Его и не найдут. В их жизни наступит время, когда они станут нуждаться в Спасителе, но будет слишком поздно. Он возвратится на небо, но, из-за их неверия и злобы, они не смогут там встретиться с Ним. Слова этого стиха имеют особую важность. Они напоминают нам, что есть такое понятие, как упущенная возможность. Если люди упустят предоставленную им возможность сегодня, то она никогда больше не будет им дана.

7,35 Иудеи не сумели понять значение слов Господа. Они не могли себе представить, что Он вернется на небо. Они думали, что, возможно, Он продолжит проповедовать среди иудеев, рассеянных среди еллинов (греков), или даже учить самих еллинов.

7,36 Вновь они удивились Его словам. Что Он имел в виду, говоря, что они будут искать Его и не смогут найти? Куда это Он пойдет, что они не смогут последовать за Ним? Здесь иудеи продемонстрировали слепоту неверия. Нет сердца более погруженного во мрак, чем то, которое отказывается принимать Господа Иисуса. Говоря современным языком, нет более слепого, чем тот, кто не желает видеть. Здесь как раз этот случай. Они не хотели принять Господа Иисуса, поэтому и не могли.

Г. Обетование Святого Духа (7,37-39)

7,37 В ВЗ не упомянуто, что в первые семь дней праздника Кущей иудеи совершали обряд черпания воды из водоема Силоам и выливания ее в серебряные сосуды, расположенные возле жертвенника. В восьмой день этот обряд не совершался, и потому предложение Христа дать воду жизни вечной выглядело еще более потрясающим. Иудеи исполняли этот религиозный обряд, но он не приносил удовлетворения их сердцам, поскольку они так и не поняли истинный смысл праздника. Они уже собирались разойтись по домам, но в последний великий день праздника Иисус встал и возгласил к ним. Он приглашал их прийти за духовным удовлетворением к Нему. Обратите особое внимание на Его слова. Приглашение относилось ко всем. Его Благая Весть была универсальной вестью. Нет того, кто не мог бы получить спасение, если он придет к Христу.

Но, заметьте, здесь есть условие. Священное Писание говорит: "Кто жаждет". (В английском переводе: "Если кто жаждет...") Жажда здесь указывает на духовную нужду. Если человек не знает, что он грешник, он никогда не захочет спастись. Если он не понимает, что он погибает, он никогда не возопит о помощи. Если человек не осознает крайней духовной нищеты в своей жизни, он не придет к Господу, чтобы удовлетворить свои потребности. Спаситель призвал жаждущую душу прийти к Нему – не в церковь, не к проповеднику, не к воде для крещения или к Вечере Господней. Иисус сказал: "Иди ко Мне". Никто другой и ничто другое не даст воды. "Иди ко Мне и пей". "Пить" – значит принять Христа лично. Это значит довериться Ему как Господу и Спасителю. Это значит впустить Его в свою жизнь так, как мы вливаем стакан воды в наши тела.

7,38 Стих 38 подтверждает, что принять Христа и пить – то же, что уверовать в Него. Все, уверовавшие в Него, не будут жаждать и получат реки духовного благословения, которое потечет от них к другим. Весь ВЗ учит, что принявшие Мессию напьются сами и станут источниками благословения для других (напр., Ис. 55,1). Выражение "из сердца потекут реки воды живой" означает: из чрева человека, или его духовной жизни, потекут потоки помощи другим. Стотт указывает, что мы пьем маленькими глотками или потягиваем, но выпитое умножается, сливаясь в могучие истекающие потоки. Темпл предупреждает: "Никто не может быть исполненным Духом Божьим и держать этот Дух при себе. Дух изливается оттуда, где Он есть; если же Он не изливается, то Его там нет".

7,39 Здесь ясно отмечено, что слова "вода живая" относятся к Святому Духу. Стих 39 очень важен; он учит, что все, принимающие Господа Иисуса Христа, получают и Духа Божьего.

Иными словами, заявления некоторых о том, что Святой Дух поселяется в людях после их обращения, неверны.

Этот стих ясно и однозначно утверждает, что все, кто уверовал в Христа, получают Духа. Когда Господь Иисус говорил эти слова, не был еще дан Дух Святой. Только после возвращения Господа Иисуса на небо и Его прославления Святой Дух сошел в день Пятидесятницы. С того момента в каждом, кто истинно верует в Господа Иисуса Христа, пребывает Дух Святой.

Д. Мнения об Иисусе разделились (7,40-53)

7,40-41 После этого многие слушавшие поверили, что Господь Иисус точно пророк, о котором Моисей говорил во Втор. 18,15.18. Другие даже готовы были признать, что Иисус есть Христос, Мессия. Но некоторые думали, что это невозможно. Они полагали, что Иисус пришел из Назарета Галилейского, а никакое ветхозаветное пророчество не предсказывало, что Христос придет из Галилеи.

7,42 Эти иудеи были правы, веря, что Христос придет из города Вифлеема и от семени Давидова. Если бы они взяли на себя труд поинтересоваться, они обнаружили бы, что Иисус родился в Вифлееме и является прямым потомком Давида через Марию.

7,43 Из-за разных мнений и общего невежества произошла о Нем распря в народе. Сейчас происходит то же самое. Мужчины и женщины расходятся в своих взглядах на Иисуса Христа.

Некоторые говорят, что Он просто человек, подобный другим. Иные допускают, что Он самый великий Человек, когда-либо живший на земле. Но верящие Слову Божьему знают, что "Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Рим. 9,5).

7,44 Опять была предпринята попытка арестовать Господа Иисуса, но никому не удалось схватить Его.

Пока человек послушен воле Божьей, нет никакой силы на земле, способной воспрепятствовать ему. "Мы бессмертны, пока не выполним свою работу". Время Господа еще не наступило, поэтому люди никак не могли повредить Ему.

7,45 Фарисеи и первосвященники послали служителей схватить Иисуса. Служители возвратились, но Господа с ними не было. Первосвященники и фарисеи с недовольством спросили служителей, почему те не привели Его.

7,46 Здесь описан случай, когда греховные люди были вынуждены хорошо отзываться о Спасителе, хотя они сами и не принимали Его. Вот их незабываемые слова: "Никогда человек не говорил так, как Этот Человек!" Наверное, эти служители слушали многих знаменитостей тех времен, но никогда не слышали, чтобы кто-то говорил с таким авторитетом, благодатью и мудростью.

7,47-48 Желая запугать служителей, фарисеи обвинили их в том, что и они прельстились Иисусом. Они напомнили им, что ни один из начальников иудейских не уверовал в Него. Какой ужасный аргумент! Позор правителям иудейского народа, не сумевшим распознать пришедшего Мессию.

Фарисеи не только не желали верить в Господа Иисуса сами, но противодействовали тому, чтобы и другие верили в Него. То же мы видим и сегодня. Многие не хотят обрести спасение сами и делают все возможное, чтобы не дать получить его своим родственникам и друзьям.

7,49 Здесь фарисеи называли иудейский народ невеждой и проклятым. Их аргументация была такова: если простой народ и знает что-либо из Священного Писания, то он должен знать, что Иисус не является Мессией.

Есть ли большее заблуждение, чем заблуждение фарисеев!

7,50 Здесь к ним обратился Никодим. Именно он пришел к Иисусу ночью и узнал, что должен родиться свыше. Оказалось, что Никодим действительно уверовал в Господа Иисуса Христа и получил спасение. Здесь он выступил перед иудейскими начальниками, чтобы заступиться за своего Господа.

7,51 С точки зрения Никодима, иудеи не дали Иисусу возможности оправдаться. Иудейский закон не судил человека, если прежде не выслушал его оправдательных доводов. Но именно так поступали иудейские начальники. Боялись ли они фактов? Ответ очевиден: они боялись.

7,52 В ответ начальники накинулись на одного из своих коллег, то есть на Никодима. Они с ехидством спросили его, не является ли также и он одним из последователей Иисуса из Галилеи? Неужели он не знает, что в ВЗ не сказано о пророке, который придет из Галилеи? Здесь, как видим, начальники показали свое собственное невежество. Неужели они никогда не читали о пророке Ионе? Он был выходцем из Галилеи.

7,53 Праздник Кущей уже окончился. Люди возвратились к своим домам. Некоторые встретили Спасителя лицом к лицу и уверовали в Него. Но большинство отвергло Его, и иудейские начальники еще больше утвердились в желании покончить с Ним. Они считали, что Он представляет угрозу их религии и укладу жизни.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →