Комментарии МакДональда на евангелие от Иоанна 8 глава

Е. Женщина, взятая в прелюбодеянии (8,1-11)

8,1 Этот стих тесно связан с последним стихом главы 7. Связь легче заметить, поместив два стиха вместе следующим образом: "И разошлись все по домам, Иисус же пошел на гору Елеонскую". Господь верно сказал: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову".

8,2 Гора Елеонская расположена недалеко от храма. Рано утром Господь Иисус спустился с горы Елеонской, пересек долину Кедрон, опять поднялся на гору и вошел в город, где расположен был храм. И весь народ шел к Нему; Он сел и учил их.

8,3 Тут книжники (группа людей, переписывавших Священное Писание и обучавших ему) и фарисеи попытались спровоцировать Господа Иисуса на неверные высказывания и в результате предъявить Ему обвинение. Они привели женщину, взятую в прелюбодеянии, и поставили ее посреди толпы, вероятно, перед Иисусом.

8,4 Они обвинили эту женщину в прелюбодеянии, что, вероятно, так и было. Нет никакой причины подвергать сомнению то, что она была взята при совершении ужасного греха. Но где был мужчина? Слишком часто в жизни несли наказание женщины, в то время как мужчины, также виновные в этом, оставались безнаказанными.

8,5 Теперь становится понятной их уловка. Они хотели, чтобы Господь сказал нечто противоречащее закону Моисея. Если бы их замысел удался, то они могли бы настроить простых людей против Иисуса. Они напомнили Господу о законе Моисея, заповедовавшем людей, взятых в прелюбодеянии, побивать камнями до смерти. В своих злых целях фарисеи надеялись, что Господь не согласится с этим, поэтому они спросили, что Он скажет по этому поводу. Они думали, что, согласно правосудию и закону Моисееву, ей необходимо преподать урок. Как говорит Дарби:

"Развращенное сердце человека утешается и успокаивается, как только находит кого-либо хуже себя. Он думает, что чей-то больший грех оправдывает его собственный; обвиняя и неистово осуждая другого, он забывает свое собственное зло. Он, таким образом, радуется в беззаконии". (J. N. Darby, более полных данных нет.)

8,6 У фарисеев не было никакого правдоподобного обвинения против Господа, и они пытались сами найти его. Они знали: если Он позволит женщине уйти безнаказанно, значит, Он против закона Моисеева и они обвинят Его в беззаконии. Если же Он осудит женщину на смерть, они смогут использовать это как подтверждение Его враждебного отношения к римскому владычеству, и тогда у них будет повод говорить, что Он не милосерден.

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле. Мы не знаем, что Он писал. Многие вполне убеждены, что знают это, но следует признать факт: Библия не сообщает нам этого.

8,7 Недовольные, иудеи продолжали настойчиво требовать ответа. Тогда Иисус просто заявил, что закон должен быть выполнен, но привести его в исполнение могут те, кто не совершил никакого греха. Таким образом Господь поддержал закон Моисея. Он не сказал, что женщина не должна понести наказание, предусмотренное законом. Но при этом Он обвинил всех этих людей в грехе. Желающие судить других должны быть чисты сами. Этот стих часто используют для извинения грехов. При этом рассуждают так: мы освобождены от ответственности, потому что все остальные также сделали что-нибудь не так. Но этот стих не извиняет грех. Скорее, он осуждает того, кто виновен, даже если он никогда не был изобличен.

8,8 И опять Спаситель наклонился низко и писал на земле. Это единственное упоминание о том, что Господь Иисус писал что-то, но все Им написанное давно уже стерто с лица земли.

8,9 Обвинителей женщины обличила совесть. Им нечего было сказать. Они стали уходить один за другим. Все они, от старших до младших, были виновны. И остался один Иисус и женщина, стоящая перед Ним.

8,10 С удивительной добротой Господь Иисус указал женщине, что все ее обвинители исчезли. Их нигде не было видно. В толпе не нашлось никого, кто посмел бы осудить ее.

8,11 Слово "Господь" здесь, вероятно, означает "Господин". Когда женщина сказала: "Никто, Господин", Господь произнес замечательные слова: "И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". Господь не утверждал, что имел гражданские полномочия решать такие вопросы. Это право принадлежало римскому правительству, и Он не претендовал на него. Он не осудил и не простил ее. В данное время это не входило в Его обязанности. Но Он предупредил, что она должна воздерживаться от греха.

Из первой главы Ев. от Иоанна мы узнали, что "благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа". И вот пример этому. В словах "и Я не осуждаю тебя" отражена благодать; слова "иди и впредь не греши" являются словами истины. Господь не сказал: "Иди и греши как можно меньше". Иисус Христос – Бог, и Его эталон – абсолютное совершенство. Он не может одобрить никакой грех. Потому Иисус устанавливает перед ней идеальный стандарт Самого Бога. (Стихов 7,53 – 8,11 нет в наиболее древних рукописях Иоанна, но есть в более чем 900 греческих рукописях (подавляющее большинство). Точно не известно, являются ли эти стихи частью первоначального текста. Мы полагаем, что их следует принять как часть богодухновенного текста. Все, чему они учат, находится в полном согласии с остальной частью Библии. Августин пишет, что кое-кто исключил это место из опасения, что оно будет способствовать развитию свободных представлений о морали.)

Ж. Иисус – свет миру (8,12-20)

8,12 Далее события перемещаются к сокровищнице храма (см. ст. 20). Множество людей все еще следовало за Иисусом. Он обратился к ним с одним из многих великих заявлений о Своем мессианстве. Он сказал: "Я свет миру".

Другими словами, мир находится во тьме греха и невежества, он не видит истинного смысла жизни. Свет миру – Иисус. Без Него нет избавления от мрака греха. Без Него нет ориентиров на пути жизни, нет знания о подлинном смысле жизни и вопросах вечности. Иисус обещал, что любой, кто последует за Ним, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Следовать за Иисусом – значит верить в Него. Многие люди ошибочно полагают, что могут жить так, как жил Иисус. И при этом никогда не пережить рождение свыше. Следовать за Иисусом – значит прийти к Нему в раскаянии, поверить Ему как Господу и Спасителю и затем вверить Ему свою жизнь. Тот, кто так поступил, имеет руководство в жизни, а также ясную и светлую надежду после смерти.

8,13 Теперь фарисеи стали вменять Иисусу в вину неправомерность Его свидетельства. Они напомнили Ему, что Он свидетельствует Сам о Себе. Собственное свидетельство человека не считалось достаточным, потому что обычно человек к себе необъективен. Фарисеи были не прочь подвергнуть сомнению слова Иисуса. Они действительно сомневались в истинности Его слов.

8,14 Господь признавал, что надо иметь двух или трех свидетелей. Но в данном случае Его свидетель был абсолютно истинен, потому что это был Бог. Он знал, что пришел с небес и возвращается на небеса. Но они не знали, откуда Он пришел и куда идет. Они думали, что Он всего лишь такой же человек, как и они, и отказывались верить, что Он вечный Сын, равный Отцу.

8,15 Фарисеи судили других по внешним признакам и обычным человеческим меркам. Они смотрели на Иисуса как на плотника из Назарета и не могли допустить, что Он отличается от любого другого живого человека. Господь Иисус сказал, что Он никого не судит. Это означает, что Он не судит о людях, как фарисеи, по мирским меркам. Но, скорее всего, это означает, что цель Его прихода в мир состояла в том, чтобы не судить людей, но спасти их.

8,16 Если же Господу и приходится судить, то Его суд справедлив и истинен. Он – Бог, и все, что Он делает, согласуется с волей Отца, пославшего Его. Много раз Господь Иисус говорил фарисеям о Своем единстве с Богом Отцом. Именно это и вызывало в их сердцах самое злобное противостояние Ему.

8,17-18 Господь подтвердил, что, согласно закону Моисея, свидетельство двух человек истинно. Ни одно из Его слов не имело целью отрицать этот факт.

Если они настаивают на двух свидетелях, Ему нетрудно представить их.

Прежде всего, Он Сам нес свидетельство Своей безгрешной жизнью и словами, исходившими из Его уст. Во-вторых, Отец свидетельствовал о Господе Иисусе Своими прозвучавшими с небес громкими словами, которые многие слышали, и чудесами, которые Он дал сотворить Господу. Христос выполнил пророчества ВЗ о Мессии, но и перед лицом этих сильных свидетельств иудейские начальники все же не желали верить.

8,19 Следующий вопрос фарисеев, несомненно, был произнесен в презрительном тоне. Возможно, они оглядывали толпу, когда спросили: "Где Твой Отец?" Иисус отвечал им, что они не знают ни Его, то есть Кто Он в действительности, ни Отца Его. Естественно, они должны были энергично отрицать то, что не знают Бога. Тем не менее это было так. Если бы они приняли Господа Иисуса, они бы знали и Отца Его. Но никто не может знать Бога Отца, кроме как через Иисуса Христа. Таким образом, отвергнув Спасителя, они не могли честно утверждать, что знают и любят Бога.

8,20 Здесь мы узнаем, что разговор, описанный в предыдущих стихах, происходил у сокровищницы храма. Вновь Господь окружен Божественной защитой, и никто не может взять Его, чтобы арестовать или убить. Час Его еще не пришел. "Час Его" относится ко времени, когда Он будет распят на Голгофе и умрет за грехи мира.

З. Спор иудеев с Иисусом (8,21-59)

8,21 Опять Иисус показал совершенное знание будущего. Он сказал Своим обвинителям, что отходит, имея в виду не только Свою смерть и погребение, но и Свое воскресение и вознесение на небеса. Иудеи будут искать Мессию, не понимая, что Он уже приходил к ним и что они отвергли Его.

Отвергнув Его, они умрут во грехе. Он имел в виду, что им навсегда будет закрыт доступ на небеса, куда отойдет Господь. Это святая правда! Отказывающиеся принять Господа Иисуса не имеют никакой надежды попасть на небеса. Как ужасно умирать в грехах, без Бога, без Христа, без надежды на вечность!

8,22 Иудеи не поняли, что Господь говорит о возвращении на небеса. Что Он подразумевает под словом "отхожу"? Имеет ли Он в виду, что опередит их замысел убить Его, совершив самоубийство? Им казалась странной такая мысль. Если Он собирается убить Самого Себя, то ничто не помешает им сделать то же самое и после смерти последовать за Ним. Это еще один пример мрака неверия. Кажется невероятным, как они могли быть настолько темными и невежественными относительно всего, что говорил Спаситель!

8,23 Их нелепые размышления о возможности самоубийства побудили Господа сказать им, что они от нижних.

Это значило, что у них очень ограниченный взгляд на вещи. Они не могут подняться выше буквального значения вещей. Они лишены всякого духовного понимания. Напротив, Христос – от вышних. Его мысли, слова и дела – Божественны. Все, что привлекает их, от мира сего, в то время как вся жизнь Иисуса говорит о том, что Он пришел из более чистых мест, чем этот мир.

8,24 Желая акцентировать на чем-то внимание, Иисус часто использовал прием повторения. Здесь Он еще раз строго предупредил их, что они умрут во грехах их. Если они настойчиво отказываются верить в Него, то у них не остается никакой альтернативы. Только через Господа Иисуса можно получить прощение грехов, поэтому всякий, кто умирает с непрощенными грехами, не может попасть на небеса. "Ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших". Мы видим в словах это Я (Есмь) еще одно заявление о Божественности Господа Иисуса.

8,25 Иудеи совершенно запутались в учении Господа Иисуса. Они спросили Его прямо, Кто же Он. Возможно, они говорили это с сарказмом, как бы подразумевая: "И Кто же Ты такой, что смеешь говорить с нами таким образом?" Или, может быть, они действительно стремились услышать, что Он скажет о Себе. Его ответ стоит процитировать: "От начала Сущий, как и говорю вам". Он был обещанный Мессия. Иудеи часто слышали от Него эти слова, но их упрямые сердца отказывались принимать истину. Его ответ может иметь другое значение: Господь Иисус действительно был именно Тем, Кого Он проповедовал. Его слова не расходились с делами. Он был живым воплощением всего, чему учил. Его жизнь согласовывалась с Его учением.

8,26 Значение этого стиха не ясно. Вероятно, Господь говорит здесь о том, что Он много чего еще может говорить и судить об этих неверующих иудеях. Он мог бы выявить злые мысли и побуждения их сердец. Однако Он послушно говорил только то, что Ему велел говорить Отец. И так как Отец истинен, то и Иисус достоин того, чтобы Ему верили и слушали Его.

8,27 Иудеи не поняли здесь, что Он говорил им о Боге Отце. Кажется, их умы все более помрачались. Ранее, когда Господь Иисус утверждал, что Он Сын Божий, они понимали, что Он претендует на равенство с Богом Отцом. Теперь уже они так не думали.

8,28 Вновь Иисус пророчествует о том, что должно случиться. Прежде всего, иудеи вознесут Сына Человеческого. Это относится к Его смерти через распятие на кресте. После распятия они узнают, что Он Мессия. Они узнают это по землетрясению и тьме, но более всего по Его телесному воскресению из мертвых. Обратите особое внимание на слова Господа: "Тогда узнаете, что это Я". Более глубокое значение этих слов таково: "Тогда узнаете, что Я есмь Бог". Тогда они поймут, что Он не делал ничего от Себя, то есть по Своей собственной воле. Скорее, Он пришел в мир как исполняющий волю, говорящий только то, чему научил Его Отец.

8,29-30 Отношения Господа с Богом Отцом были очень тесными. Каждое из этих высказываний было заявлением о равенстве с Богом. В Его земном служении Отец всегда был рядом. Никогда Иисус не оставался один. Он всегда делал то, что угодно Богу. Такие слова могла говорить безгрешная Личность. Никто из рожденных от земных родителей не сможет когда-либо совершенно правдиво произнести такие слова: "Я всегда делаю то, что Ему угодно". Слишком часто мы делаем то, что угодно нам. Иногда нами движет побуждение угодить друзьям. Только Господь Иисус был всецело охвачен желанием делать то, что угодно Богу.

Когда Он говорил эти замечательные слова, то увидел, что многие открыто уверовали в Него. Несомненно, некоторые уверовали истинно. Другие, должно быть, верили Ему только на словах.

8,31 Тогда Иисус провел различие между "учениками" и истинно учениками. Ученик – тот, кто утверждает, что является учеником, но истинно ученик тот, кто полностью посвятил себя Господу Иисусу Христу. Истинных верующих отличает такая характерная черта: они пребывают в Слове Его. Это значит, что они продолжают пребывать в учении Христа. Они не сворачивают от Него в сторону. Истинной вере всегда присуще постоянство. Они спасены не потому, что пребывают в Его Слове, но пребывают в Его Слове, потому что спасены.

8,32 Здесь всем истинным ученикам обещано, что они познают истину и истина сделает их свободными.

Иудеи не знали истины и потому находились в ужасном рабстве. Они были рабами невежества, ошибок, греха, закона и суеверия. Те, кто действительно знает Господа Иисуса, освобождены от греха, ходят во свете и водимы Святым Духом Божьим.

8,33 Некоторые из иудеев, стоявших рядом, услышали слова Господа о том, что они станут свободными. Их это очень обидело. Они гордились своей принадлежностью к семени Авраама и говорили, что никогда не были рабами.

Но это была неправда. Израиль был в рабстве египетском, ассирийском, вавилонском, персидском, греческом и теперь римском. Более того, во время беседы с Господом Иисусом он находился в рабстве – греха и дьявола.

8,34 Здесь Господь явно говорил о рабстве греха. Он напомнил Своим иудейским слушателям, что всякий, делающий грех, есть раб греха. Иудеи делали вид, что очень религиозны, но истина заключалась в том, что они были бесчестными, непочтительными и готовыми пойти на убийство, – даже сейчас они замышляли лишить жизни Сына Божьего.

8,35 Затем Иисус сравнил условия пребывания в доме раба и сына. Раб не имеет никакой гарантии, что будет жить там всегда; для сына же дом – родной.

Независимо от того, кого подразумевает слово "сын" – Сына Божьего или тех, кто станет детьми Божьими, уверовав во Христа, ясно одно: Господь Иисус сказал иудеям, что они не сыновья, а рабы, которые могут оказаться вне дома в любое время.

8,36 Без сомнения, слово "Сын" в этом стихе относится к Самому Христу. Те, кто освобожден Им, – истинно свободны. То есть человек, который приходит к Спасителю и получает от Него вечную жизнь, освобожден от рабства греха, приверженности букве закона, суеверия и сатанизма.

8,37 Поскольку происхождение этих иудеев было известно, Господь признавал их потомками Авраама (буквально "семенем"). Но очевидно, что они не являлись духовным семенем Авраама. Они не были Божьим народом, подобно Аврааму. Они хотели убить Господа Иисуса, потому что Его учение не вмещалось в них. Это означает, что они не позволяли словам Христа действовать в их жизнях. Они сопротивлялись Его учению и не приносили Ему добрый плод.

8,38 Иисус учил их всему, о чем Отец уполномочил Его говорить. Он и Его Отец были настолько едины, что слова, произносимые Иисусом, были словами Бога Отца. Господь Иисус в совершенстве представлял Своего Отца, когда жил здесь, на земле. Напротив, иудеи делали то, что узнали от своего отца. Господь Иисус имел в виду не их земных отцов, а, скорее, дьявола.

8,39 Еще раз иудеи потребовали признать их родство с Авраамом. Они хвалились тем, что их отец – Авраам. Однако Господь Иисус заметил, что хотя они и потомки Авраамовы [семя] (ст. 37), они не его дети. Обычно дети наружностью, походкой и речью походят на своих родителей. У иудеев все было по-другому. Их жизни были полной противоположностью Аврааму. Хотя они были потомками Авраама по плоти, нравственно они являлись детьми дьявола.

8,40 Господь продолжил указывать на ясные различия между ними и Авраамом. Иисус пришел в мир, говорил истину и ничего более. Их оскорбило и сбило с толку Его учение, поэтому они хотели убить Его. Авраам этого не делал. Он всегда стоял на стороне истины и справедливости.

8,41 Было совершенно ясно, кто их отец, потому что они действовали точно так же, как он. Они делали дела своего отца, то есть дьявола. Иудеи, возможно, обвиняли Господа в том, что тот родился от любодеяния. Но многие изучающие Библию видят в слове "любодеяние" ссылку на идолопоклонство.

Иудеи утверждали, что никогда не совершали духовного прелюбодеяния. Они всегда были верны Богу. Он – единственный, Кого они когда-либо признавали своим Отцом.

8,42 Господь показал ошибочность их претензий, напомнив, что если бы они любили Бога, то полюбили бы и Того, Кого послал Бог. Совершенно нелепо клясться в любви к Богу и в то же самое время ненавидеть Господа Иисуса Христа. Иисус сказал, что Он исшел от Бога. Это значит, что Он вечный единородный Сын Божий. Не было конкретного времени рождения Сына Божьего, эти отношения Сына и Отца существовали от вечности. Он также напомнил иудеям, что пришел от Бога.

Очевидно, Он здесь заявлял о Своем предсуществовании. Он обитал в небесах с Отцом задолго до того, как пришел на эту землю. Но Отец послал Его спасти мир, и Он пришел сюда, как послушный Сын.

8,43 В стихе 43 изложено различие между речью и словом. Слово Христа относится ко всему Его учению. "Речь" подразумевает слова, в которые Он облекал Свои истины. Они даже не могли понять Его речь. Когда Он говорил о хлебе, они думали только о буквальном хлебе. Когда Он говорил о воде, они никогда не соотносили ее с духовной водой. Почему они не могли понять Его речь? Причина в том, что они не желали терпеть Его учение.

8,44 Теперь Господь Иисус открыто сказал им, что их отец дьявол. Это не означало, что они родились от дьявола таким же способом, как верующие рождены от Бога. Скорее, это означало, что, как говорил Августин, они были детьми дьявола в подражании. Они продемонстрировали свою связь с дьяволом, живя так, как он. Слова: "...и вы хотите исполнять похоти отца вашего" выражают намерения, или склонности, их сердец.

Дьявол был человекоубийца от начала. Он принес смерть Адаму и всему человечеству. Он не только убийца, но и лжец. Он не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, он просто говорит свое. Ложь стала частью его сущности. Он лжец и отец лжи. Именно в этом иудеи подражали дьяволу. Они были убийцами, потому что намерение их сердец состояло в том, чтобы убить Сына Божьего. Они были лжецами, потому что говорили, что их Отец – Бог. Они претендовали на то, что являются Божьим духовным народом, но их жизнь была порочной.

8,45 Те, кто находится во власти лжи, кажется, теряют способность воспринимать истину. Перед этими людьми стоял Господь Иисус, Который всегда говорил истину. И они не верили Ему. Это свидетельствовало о том, что их подлинная сущность была испорченной. Ленски хорошо написал:

"Когда развращенный разум сталкивается с истиной, он ищет только одного: как бы возразить; когда он сталкивается с чем-то отличающимся от этой истины, он ищет причину, позволяющую принять это различие". (R.C.H. Lenski, The Interpretation of Colossians, Thessalonians, Timothy, Titus, Philemon, pp. 701, 02.)

8,46 Только Христос, безгрешный Сын Божий, имел право произнести подобные слова. Нет в мире человека, который мог бы обвинить Его хотя бы в одном грехе. В Его характере не было ни одного изъяна. Он был совершенен во всем. Он говорил только слова истины, и все же они не верили Ему.

8,47 Человек, действительно любящий Бога, слышит слова Божьи и повинуется им. Иудеи отвергли весть Спасителя и тем самым продемонстрировали, что на самом деле не принадлежат Богу. Из этого стиха ясно, что Господь Иисус провозглашал слова Самого Бога. По этому поводу не может быть никакого недопонимания.

8,48 Еще раз иудеи прибегли к языку оскорблений, поскольку не могли отвечать на слова Господа Иисуса по-другому. Называя Его самарянином, они бессмысленно возводили этническое клеветническое обвинение. Это похоже на то, как если бы они сказали, что Он не чистокровный иудей, а враг Израиля. Они также обвиняли Его в том, что в Нем бес. Несомненно, этим они предполагали, что Он безумен. По их мнению, только человек, у которого не все в порядке с головой, может делать такие заявления, какие делал Иисус.

8,49 Обратите внимание, какой взвешенный ответ дал Иисус Своим врагам. Его учение – слова не бесноватого, а Того, Кто стремится прославить Бога Отца. И они бесчестили Его не потому, что Он был безумным, а потому, что Он был полностью поглощен интересами Своего Небесного Отца.

8,50 Им следовало бы знать, что Он вовсе не ищет Своей славы. Все, что Он делал, преследовало одну цель: прославить Его Отца. Даже обвиняя их в том, что они бесчестят Его, Он не подразумевал, что Он ищет Своей славы. Затем Господь добавил: "Есть Ищущий и Судящий". Эти слова, конечно же, относятся к Богу. Бог Отец ищет славы для Своего любимого Сына и осудит всех тех, кто оказался не в состоянии прославить Его.

8,51 Здесь вновь приведено одно из тех величественных высказываний Господа Иисуса, которое мог произнести только Тот, Кто Сам является Богом. Слова предваряются знакомым решительным: "Истинно, истинно говорю вам". Иисус обещал, что каждый, кто соблюдет слово Его, тот не увидит смерти вовек. Это не относится к физической смерти, потому что ежедневно умирают многие верующие в Господа Иисуса. Здесь сказано о духовной смерти. Господь говорил, что уверовавшие в Него избавлены от вечной смерти и никогда не будут переносить страшные муки ада.

8,52 Это еще больше убедило иудеев в том, что Иисус "безумен". Они напомнили Ему, что Авраам умер и пророки. Как же Он мог сказать, что всякий, кто соблюдет слово Его, тот не вкусит смерти вовек? Как это можно согласовать?

8,53 Они поняли, что, по сути, Господь утверждал, что Он больше, чем их отец Авраам и пророки. Авраам никогда не избавлял кого-либо от смерти и не мог избавить от смерти самого себя. Не могли этого и пророки. Но вот появился Некто, Кто утверждает, что может освободить Своих последователей от смерти. Он, должно быть, считает Себя большим, чем отцы.

8,54 Иудеи думали, что Иисус стремится привлечь к Себе внимание. Иисус заверил их, что это не так. Его прославляет Отец, Сам Бог, о Котором они говорили, что любят Его и служат Ему.

8,55 Иудеи утверждали, что их Отец Бог, но в действительности они не познали Его. Теперь они говорят с Тем, Кто знает Бога Отца, с Тем, Кто равен Ему. Они хотели, чтобы Иисус отрекся от Своего равенства с Отцом, но Он сказал, что если Он поступит так, то будет лжецом. Он знал Бога Отца и соблюдал Его слово.

8,56 Так как иудеи продолжали в качестве аргумента ссылаться на Авраама, Господь напомнил им, что Авраам рад был увидеть день прихода Мессии и он действительно верой увидел его и возрадовался. Господь Иисус говорил, что Он Тот, Кого ожидал Авраам. Вера Авраама основывалась на приходе Христа.

Когда Авраам увидел день Христа? Возможно, это случилось, когда он привел Исаака на гору Мориа, чтобы принести его во всесожжение Богу. Тогда была представлена вся драма смерти и воскресения Мессии, и, возможно, Авраам увидел это посредством веры. Таким образом, Господь Иисус утверждал, что выполнены все ветхозаветные пророчества о Мессии.

8,57 Еще раз иудеи проявили неспособность понимать Божественные истины. Иисус сказал: "Авраам возрадовался, увидев день Мой", они же ответили, что Он говорит так, будто видел Авраама. Здесь есть большое различие. Господь Иисус претендовал на более высокое положение, чем занимал Авраам. Он был предметом мыслей и чаяний Авраама. Авраам верой ожидал дня Христова. Иудеи не могли понять этого. Они рассуждали: Иисусу нет еще пятидесяти лет. (В действительности в то время Ему было лишь около тридцати трех лет.) Как Он мог видеть Авраама?

8,58 Господь Иисус сделал здесь еще одно заявление о том, что Он Бог. Он не сказал: "Прежде нежели был Авраам, был Я". Это могло означать, что Он существовал до Авраама. Но Он использовал имя Бога: Я есмь. Господь Иисус обитал с Богом Отцом от вечности. Невозможно говорить о времени Его возникновения или о том, что когда-то Он не существовал. Поэтому Он и сказал: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь".

8,59 Тут же иудеи попытались побить Иисуса до смерти, но Он скрылся и вышел из храма. Иудеи прекрасно поняли, что Иисус имел в виду, говоря: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь".

Он утверждал, что Он – Иегова! Именно по этой причине они взяли каменья, чтобы бросить в Него. По их мнению, это было богохульством. Они не желали признать, что Мессия стоял посреди них. Им не нужен Тот, Кто будет царствовать над ними!


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →