Комментарии МакДональда на евангелие от Иоанна 15 глава

Р. Иисус – истинная виноградная Лоза (15,1-11)

15,1 В ВЗ народ израильский изображается как виноградная лоза, посаженная Иеговой. Но народ оказался неверным и неплодоносным, поэтому теперь Господь Иисус явил Себя истинной виноградной лозой, совершеннейшей из всех других видов и форм. Бог Отец – Виноградарь.

15,2 Мнения о том, что подразумевается под ветвью в Нем, не приносящей плода, расходятся. Одни думают, что это – ложный исповедник. Он притворяется христианином, но в действительности никогда не был един с Христом. Другие думают, что это истинный христианин, который утратил спасение из-за того, что не приносит плод. Это явно неверное мнение, поскольку противоречит многим другим утверждениям о том, что верующий имеет вечное спасение. Некоторые полагают, что это – истинный христианин, впоследствии отказавшийся от своих убеждений. Он уходит от Господа и становится рабом ценностей этого мира. Он не в состоянии проявлять плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.

Что Господь делает с неплодоносящей ветвью, зависит от того, как переведен греческий глагол airo. Он может означать "отсекает", как в Синодальном переводе (с тем же значением это слово переведено и в Мф. 9,16 и 16,24). Однако это же слово может означать "поднимает" (как в Ин. 8,59). Тогда оно описывает положительное служение поддержки для бесплодной ветви:

ее приподнимают, чтобы она получала больше света и воздуха в надежде, что она принесет плод.

Ветвь, приносящая плод, – христианин, который все более уподобляется Господу Иисусу. Даже такие виноградные лозы необходимо подрезать и очищать. Так же как обычную виноградную лозу следует очищать от насекомых, плесени и грибка, так и христианина нужно очищать от цепляющегося к нему мирского.

15,3 Очищающее вещество – слово Господне. Первоначально ученики были очищены словом в момент их обращения. Но когда Спаситель беседовал с ними, Его слово также оказывало на их жизни очищающее влияние. Таким образом, этот стих может относиться к оправданию и освящению.

15,4 Пребывать – значит оставаться там, где вы находитесь. Христианин пребывает во Христе; это его место. В ежедневном хождении он должен пребывать в близком общении с Господом. Ветвь пребывает в виноградной лозе, от нее получает жизнь и питание. Так что мы пребываем в Христе, когда проводим время в молитве, читаем и соблюдаем Его слово, общаемся с Его народом и непрерывно сознаем наше единение с Ним. Поскольку таким образом мы поддерживаем с Ним постоянный контакт, мы сознаем, что Он также пребывает в нас и ниспосылает нам духовную силу. Ветвь может только тогда приносить плоды, когда пребывает на виноградной лозе. Единственное условие, позволяющее верующим приносить плоды, подобные плодам Христа, – это ежесекундно жить в общении с Христом.

15,5 Сам Христос – виноградная лоза; верующие – ветви виноградной лозы. И само собой разумеется, что не ветвь живет для виноградной лозы, а поток жизни от виноградной лозы струится через ветви. Иногда мы просим: "Господи, помоги мне жить для Тебя". Было бы лучше просить: "Господь Иисус, живи через меня".

Без Христа мы не можем делать ничего. У ветви виноградной лозы одна большая цель – принести плоды. Из нее не сделаешь мебели, не построишь дом. Из нее не получится даже хороших дров. Но она хороша для плодов, пока пребывает на виноградной лозе.

15,6 Стих 6 вызвал много различных мнений. Одни полагают, что описанный человек – верующий, впавший в грех и впоследствии погибший. Такая интерпретация прямо противоречит многим стихам Священного Писания, которые учат, что ни одно истинное дитя Божье не погибнет. Другие считают, что этот человек – притворно исповедующий веру, он имитирует христианина, но никогда не был рожден свыше. Часто как пример такого человека называют Иуду.

Мы полагаем, что этот человек – истинно верующий, потому что он – среди истинных христиан, как видно из этого стиха. Суть здесь не в спасении, а в пребывании на лозе и плодоношении. Из-за небрежности и жизни без молитвы такой верующий теряет общение с Господом. В результате он совершает грех, и его свидетельство разрушается. Из-за нежелания пребывать во Христе он извергнется вон, как ветвь, – не Христом, а другими людьми. Ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Не Бог это делает, а люди. Как это понять? Этого отпавшего христианина осмеивают люди. Они топчут его имя в грязи. Они бросают его свидетельство христианина в огонь.

Это хорошо прослеживается в жизни Давида. Он был истинно верующим, но не послушал Господа и совершил грех прелюбодеяния и убийства. Его поносили враги Господа. Даже сегодня атеисты насмехаются над именем Давида (и Бога Давидова). Они бросают его, как сказано, в огонь.

15,7 Пребывание – секрет успешной молитвенной жизни. Чем ближе мы подходим к Господу, тем больше учимся думать Его мыслями. Чем больше мы узнаем Его через Слово Его, тем лучше понимаем Его волю. Чем чаще наши желания совпадают с Его волей, тем больше мы можем быть уверены в том, что Он ответит на наши молитвы.

15,8 Дети Божьи являют миру свое сходство с Христом, и тем прославляется Отец. Люди вынуждены признать, что, должно быть, Он – великий Бог, если может преобразовывать столь злых грешников в Божьих святых.

Обратите внимание на имеющуюся в этой главе прогрессию: плод (ст. 2), больше плода (ст. 2), много плода (ст. 8). "И будете Моими учениками". Это означает, что, когда мы пребываем в Нем, мы являемся Его учениками. Если мы похожи на нашего Господа, то и другие видят, что мы – истинно ученики.

15,9 Любовь Спасителя к нам такая же, как и любовь Отца к Сыну. Она та же по качеству и степени. Это большая, необъятная, глубокая, безграничная, превыше всякого разумения любовь, которую человек никогда полностью не постигнет. Это глубина, где тонут все наши мысли. Когда мы читаем такие слова, наши сердца преклоняются перед Ним. "Пребудьте в любви Моей", – сказал наш Господь. Это означает, что мы должны принимать Его любовь и наслаждаться ею в своей жизни.

15,10 Первая часть стиха 10 объясняет, как мы можем пребывать в Его любви: соблюдать Его заповеди. "Нет никакого иного способа быть счастливым в Иисусе, как довериться и повиноваться". Вторая половина стиха подает нам совершенный Пример. Господь Иисус соблюдал заповеди Отца Своего. Во всех Своих деяниях Он повиновался воле Божьей. Он постоянно испытывал радость от любви Отца. Ничто не могло омрачить сладостного чувства любящего общения.

15,11 В общении с Богом Отцом Иисус испытывал глубокую радость. Он хотел, чтобы Его ученики имели ту радость, которая следует за подчинением Ему. Он хотел, чтобы Его радость была их радостью. Представления человека о радости сводятся к тому, что максимальное счастье в жизни можно иметь без Бога. Господь учил, что подлинная радость приходит тогда, когда мы как можно полнее принимаем в свою жизнь Бога. "И радость ваша будет совершенна", или "полная". Их радость будет совершенной в результате пребывания во Христе и соблюдения Его заповедей. Многие использовали главу 15 Иоанна, чтобы выразить сомнение в безопасности верующего. Они использовали предыдущие стихи, чтобы показать, что в конечном счете овца Христова может погибнуть. Но цель Господа не в том, "что вы можете быть полностью охвачены сомнениями", но что радость ваша может быть совершенной.

С. Заповедь любить друг друга (15,12-17)

15,12 Скоро Господь уйдет от Своих учеников. Они останутся во враждебном мире. С ростом напряженности появится опасность соперничества между учениками. Поэтому Господь оставляет эту постоянную заповедь: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас".

15,13 Они должны любить вплоть до готовности умереть друг за друга. Люди, желающие так поступать, не будут враждовать между собой. Самый большой пример человеческого самопожертвования – положить душу свою за друзей своих. Ученики Христовы призваны олицетворять такую преданность. Некоторые полагают свою жизнь в буквальном смысле; другие проводят всю жизнь в неутомимом служении детям Божьим. Пример тому – Господь Иисус. Он положил жизнь Свою за друзей Своих. Конечно, когда Он умирал за них, они были врагами, но когда они обретут спасение, станут Его друзьями. Вот почему высказывание, что Он умер как за Своих друзей, так и за врагов, правильно.

15,14 Мы показываем, что мы – Его друзья, исполняя то, что Он заповедал нам. Исполняя Его заповеди, мы не становимся Его друзьями, а, скорее, показываем миру, что мы Его друзья.

15,15 Здесь Господь подчеркнул различие между рабами и друзьями. От рабов ожидают лишь выполнения порученной им работы, но друзья всегда пользуются доверием. Другу мы раскрываем наши планы на будущее. С ним мы делимся самой секретной информацией. В некотором смысле ученики всегда будут оставаться Господними рабами, но при этом они больше, чем рабы, – они будут друзьями.

Господь уже теперь раскрывал им то, что слышал от Своего Отца. Он рассказал им о Своем уходе, сошествии Духа Святого, Своем втором пришествии и их ответственности перед Ним во всякое время. Кто-то заметил, что, как ветви, мы получаем (ст. 5), как ученики, мы следуем (ст. 8) и, как друзья, мы общаемся (ст. 15).

15,16 Иисус напомнил ученикам, что Он Тот, Кто избрал их, чтобы у них не было ни малейшего желания расхолаживаться и отчаиваться. Он избрал их для вечного спасения, ученичества и для принесения плода. Он поставил учеников на труд, который они должны исполнить. Мы должны идти и приносить плод. Плод может означать благодать христианской жизни, например: любовь, радость, мир и т.д. Или же это души, приведенные к Господу Иисусу Христу. Существует взаимосвязь между этими двумя видами плода. Только в том случае, если мы приносим первый вид плода, мы способны принести и второй.

Выражение "и чтобы плод ваш пребывал" приводит к мысли о том, что под плодом подразумевается спасение душ. Господь избрал учеников, чтобы те шли и приносили пребывающий плод. Его интересует не простое исповедание веры, но подлинные случаи спасения. Л. С. Чафер обращает внимание на то, что в этой главе говорится об эффективности молитвы (ст. 7), совершенной радости (ст. 11) и вечном плоде (ст. 16). "Дабы, чего ни попросите..." Секрет успешного служения – молитва. Ученики посланы идти вперед, и им обещано, что Отец даст им все, что они ни попросят во имя Христа.

15,17 Господь собирался предупредить учеников о враждебности мира. Он начал с просьбы любить друг друга, держаться вместе и как один стоять против врага.

Т. Иисус предсказывает ненависть мира (15,18 – 16,4)

15,18-19 Ученики не должны удивляться или унывать, если мир их ненавидит. (Слово "если" не выражает никакого сомнения в том, что это случится; это будет наверняка, без сомнения.) Мир ненавидел Господа и будет ненавидеть всех, кто похож на Него.

Люди мира любят тех, кто живет так, как они: грязно ругаются, утоляют похоти плоти, или тех, кто ведет себя вполне культурно, но живет только для себя. Христиане осуждают таковых своей святой жизнью, и поэтому мир их ненавидит.

15,20 Здесь слуга буквально означает "раб". Ученик не должен ожидать, что мир станет относиться к нему лучше, чем к его Господину. Он будет гоним так же, как Христос. Его слова будут отвергать так же, как слова Спасителя.

15,21 Эта ненависть и преследование – "за имя Мое". То есть за то, что верующий соединен с Христом, отделен Христом от мира, носит имя Христа и уподобляется Ему. Мир не знает Бога. Они не знают Того, Кто послал Господа в мир, чтобы Тот стал их Спасителем. Но невежество ни в коем случае не оправдывает.

15,22 Господь не учит здесь, что если бы Он не пришел, то люди не были бы грешниками. Со времен Адама все люди грешны. Но их грех не был столь велик, как теперь. Эти люди видели Сына Божьего и слышали Его удивительные слова. Они не нашли в Нем ни одного изъяна. И все же они отвергли Его. Именно это сделало их грех таким великим. Все познается в сравнении.

По сравнению с их ужасным грехом – отвержением Господа славы – их другие грехи были ничто. Отныне они не имеют никакого извинения во грехе своем. Они отвергли "Свет миру"!

15,23 Ненавидя Христа, они ненавидели и Отца Его. Сын и Отец одно. Они не могли сказать, что любят Бога, ибо если бы любили Его, то любили бы и Того, Кого Он послал.

15,24 Они ответственны не только потому, что услышали учение Христа; они видели и Его чудеса. Из-за этого они заслуживали еще большее осуждение. Они видели дела, каких никто другой не совершал. Перед лицом этого свидетельства отказ от Христа был непростительным. Господь сравнил все другие грехи с этим грехом и сказал, что прежние – ничто рядом с последним. Они возненавидели Сына, а значит, ненавидели и Отца; потому для них и прозвучал ужасный приговор.

15,25 Господь понимал, что отношение к Нему людей в точности предсказано пророчеством. В Псалме 68,5 предсказано, что Христа будут ненавидеть без причины. Теперь, когда это сбылось, Господь заметил, что даже ВЗ, который эти люди высоко ценили, предсказал их необоснованную ненависть к Нему. Наличие такого пророчества не значило, что эти люди должны были ненавидеть Христа. Они ненавидели Его по собственному обдуманному выбору, но Бог предвидел, что это случится, и повелел Давиду написать об этом в Псалме.

15,26 Несмотря на то что люди отвергли Христа, свидетельство о Нем не прекратится. Его продолжит Утешитель – Дух Святой. Здесь Господь сказал, что Он пошлет Духа, Который от Отца. В Иоанна 14,16 Духа посылает Отец. Разве это не еще одно доказательство равенства Сына и Отца?

Кто, как не Бог, мог послать Того, Кто есть Бог? Дух Истины, Который от Отца исходит. Это означает, что Бог посылает Его постоянно, и Его приход в день Пятидесятницы – особый пример этого. Дух свидетельствует о Христе. Это – Его великая миссия. Он не стремится сосредоточить внимание людей на Себе, хотя Он – один из членов Троицы. Но Он направляет внимание и грешника, и святого к Господу славы.

15,27 Дух будет свидетельствовать непосредственно через учеников. Они были с Господом сначала (Его служения), знали Его и могли свидетельствовать другим о Его Личности и делах.

Если кто-то и мог найти хоть малейший изъян в Господе, так это те, которые были с Ним дольше всех. Но они ни разу не заметили за Ним ни одного греха. Они могли свидетельствовать о том, что Он – безгрешный Сын Божий и Спаситель мира.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →