Комментарии МакДональда на евангелие от Иоанна 19 глава

Ж. Приговор Пилата: невиновен, но осужден (19,1-16)

19,1 Пилат поступил чрезвычайно несправедливо, велев бичевать невинного Человека. Возможно, он надеялся, что это наказание удовлетворит иудеев и они не потребуют смерти Иисуса. Бичевание было римским видом наказания. Заключенного били кнутом или прутом. В кнут вплетались кусочки металла или кости, которые оставляли глубокие раны на теле.

19,2-3 Воины насмехались над Иисусом, называя Царем. Венец для Царя! Но это был терновый венец. Он причинял чрезвычайную боль, поскольку его надвинули Ему на чело.

Шипы – символ проклятия, которое принесли человечеству грехи. Здесь мы видим Господа Иисуса, понесшего проклятие наших грехов, чтобы мы обрели венец славы. Багряница также использовалась для смеха. Багряный цвет был символом царской власти. И опять он напоминает о наших грехах, возложенных на Иисуса, чтобы мы облеклись в одежды праведности Божьей.

Как волнующе думать о вечном Сыне Божьем, на Которого подняло руку Его же творение! Сотворенные Им уста теперь издеваются над Ним!

19,4 И опять Пилат вышел к толпе и объявил, что выводит к ним Иисуса, но не находит в Нем никакой вины. Таким образом, Пилат осудил себя собственными словами. Он не нашел никакой вины в Христе, но все же не позволил Ему уйти.

19,5 Иисус вышел в терновом венце и в багрянице, и Пилат представил Его: "Се, Человек!" Трудно определить, сказал ли он это с насмешкой, сочувствием или без каких-либо особых эмоций.

19,6 Первосвященники заметили, что Пилат колеблется, и злобно закричали, что Иисус должен быть распят. Именно религиозные лидеры были инициаторами смерти Спасителя. И часто на протяжении последующих столетий именно официальные представители Церкви наиболее рьяно преследовали истинных верующих. Пилат, казалось, испытывал отвращение к ним и их беспочвенной ненависти к Иисусу. Он сказал в ответ: "Если вы так считаете, почему бы вам не взять и не распять Его? Насколько я понимаю, Он невинен". Однако Пилат знал, что иудеи не могут приговорить Его к смерти, потому что право осуществить приговор имели тогда только римляне.

19,7 Увидев, что не сумеют доказать угрозу, исходящую от Иисуса правительству кесаря, они вновь предъявили против Него религиозное обвинение. Христос, мол, претендует на равенство с Богом и говорит, что Он Сын Божий. Иудеям это казалось богохульством, заслуживающим смерти.

19,8-9 Пилат забеспокоился, представив возможность того, что Иисус – Сын Божий. Его уже встревожила вся эта неразбериха, и он еще больше убоялся.

Пилат вновь вошел с Иисусом в преторию, или зал суда, и спросил, откуда Тот пришел. В этой истории Пилат – наиболее трагическая фигура.

Он признал, что Иисус не сделал ничего плохого, и все же не имел морального мужества, чтобы позволить Ему уйти, ибо боялся иудеев. Почему Иисус не дал ему никакого ответа? Вероятно, потому что знал: Пилат не желает действовать согласно своей точке зрения, хотя и имеет свет. Пилат согрешил в этот день, упустив возможность. Он не получит больше света, ибо не откликнулся на свет, имевшийся в нем.

19,10 Пилат пытался заставить Господа отвечать, угрожая Ему. Он напомнил Иисусу, что, как римский прокуратор, имеет власть и полномочия отпустить Его или распять.

19,11 Самообладание Господа Иисуса удивительно. Он был более спокоен, нежели Пилат. Он спокойно ответил, что какой бы властью ни обладал Пилат, она дана ему Богом. Все правительства установлены Богом, и всякая власть, гражданская или духовная,- от Бога.

"Кто предал Меня тебе" может относиться к: 1) Каиафе, первосвященнику; 2) Иуде, предателю или 3) иудеям вообще. Смысл в том, что сами иудеи обладали достаточным знанием.

У них было Священное Писание, предсказывающее приход Мессии. Они должны были бы распознать Его, когда Он пришел. Но они отвергли Его и даже требовали лишить Его жизнь.

Этот стих учит нас, что есть разные степени вины. Пилат был виновен, но Каиафа, Иуда и все злые иудеи более виновны.

19,12 Пилат был настроен отпустить Иисуса, но иудеи использовали последний и наиболее веский аргумент, осуждающий самого Пилата: "Если отпустишь Этого Человека, ты не друг кесарю". (Кесарь – официальное название римского императора.) Как будто им было дело до кесаря! Они ненавидели его. Они хотели уничтожить его и освободиться из-под его гнета.

Все же здесь они притворились, что защищают империю кесаря от Иисуса, утверждающего, что Он Царь! Они пожнут наказание за это ужасное лицемерие, когда римляне войдут в Иерусалим в 70 г. н. э. и разрушат город до основания, вырезав его жителей.

19,13 Пилат не мог позволить иудеям усомниться в его нелояльности к кесарю, поэтому неохотно, но подчинился толпе. Он вывел Иисуса вон на общественное место, называемое судилищем, где решались подобные дела.

19,14 Праздник иудейской Пасхи состоялся накануне вечером. Подготовка к дню иудейской Пасхи означает подготовку к празднику, который следовал за первым. "И час шестый" – вероятно, шесть утра, но существуют нерешенные проблемы относительно счета времени в Евангелиях. "Се, Царь ваш!" Почти наверняка Пилат сказал так, чтобы досадить иудеям и рассердить их. Он, несомненно, обвинял их за то, что был пойман в ловушку и вынужден осудить Иисуса.

19,15 Иудеи требовали распять Иисуса. Пилат задал язвительный вопрос: "Вы имеете в виду, что хотите распять вашего Царя?" Тогда иудеи пали весьма низко, говоря: "Нет у нас царя, кроме кесаря!" Неверующая нация! Отвергнуть своего Бога ради злого монарха-язычника!

19,16 Пилат желал угодить иудеям и передал Иисуса солдатам на распятие. Он возлюбил славу людскую больше, чем славу Божью.

З. Распятие на кресте (19,17-24)

19,17 Слово, переведенное как "крест", может относиться к отдельному бревну (столбу) или, возможно, к двум бревнам, сколоченным крестообразно. Во всяком случае он был такого размера, что человек мог нести его.

Иисус нес крест Свой часть пути. Согласно другим Евангелиям, потом его взял человек по имени Симон Киринеянин. Лобное место, возможно, получило это название по двум причинам: 1) сама возвышенность была похожа на череп, особенно, если в этом холме по сторонам были вырыты пещеры; сейчас в Израиле это место называется "Голгофа Гордона"; 2) на этом месте казнили преступников; возможно, в этом районе находили черепа и кости, хотя, согласно закону Моисееву о погребении, это наименее вероятно.

19,18 Руки и ноги Господа Иисуса были пригвождены к кресту. Затем крест подняли и закрепили в вырытом в земле углублении. Вот какого приема от Своих удостоился единственный совершенный Человек, когда-либо живший на нашей планете! Если вы никогда прежде не верили Ему как своему Господу и Спасителю, неужели не поверите теперь, читая этот простой рассказ о том, как Он умер за вас?

С Ним распяли двух разбойников по ту и по другую сторону. Таким образом исполнилось пророчество Исаии (53,12): "...и к злодеям причтен был".

19,19 Бытовала традиция делать надпись над головой казненного с указанием его преступления. Пилат приказал написать: "ИИСУС НАЗОРЕЙ, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ", и поместить на кресте.

19,20 Алегзандер очень выразительно описал этот факт:

Еврейский – священный язык патриархов и пророков. Греческий – язык мелодичный и благородный, воспевший чувственное восприятие и тело, а также язык философских абстракций. Латинский – язык людей, изначально самых сильных среди всех сынов человеческих. Три языка представляют три расы и их взгляды – откровение, искусство, литературу, прогресс, войну и юриспруденцию. Повсюду, где существуют эти три человеческих устремления, повсюду, где раздается человеческая речь, повсюду, где имеется сердце для греха, язык для речи, глаза для чтения, крест несет весть". (Alexander, более полных данных нет.)

Место... было недалеко от города. Господь Иисус был распят за пределами города. Точное место достоверно не известно.

19,21 Первосвященникам не понравилась надпись. Они хотели, чтобы надпись отражала требование Иисуса, но не сам факт (который имел место).

19,22 Пилат отказался изменить надпись. Иудеи начали его раздражать, и он им ни за что больше не уступит. Но ему следовало быть более решительным раньше!

19,23 После казни воинам позволяли взять одежды умерших. Здесь мы читаем, как они делят между собой одежды Христа. Очевидно, одежду поделили на пять частей. Часть одежды они поделили на четыре части, а пятому достался хитон, который был не сшитый, и если его разодрать, то он не будет представлять никакой ценности.

19,24 Они бросают жребий о хитоне, и он достается безымянному победителю. Они и не подозревали, что этим исполнили удивительное пророчество, написанное за тысячелетие до этого (Пс. 21,19)! Эти исполненные пророчества вновь напоминают нам, что Книга эта – богодухновенное Слово Божье и Иисус Христос – действительно обещанный Мессия.

И. Иисус поручает Свою мать Иоанну (19,25-27)

19,25 Многие исследователи Библии считают, что в этом стихе описаны четыре женщины: 1) Мария, мать Иисуса; 2) сестра Марии, Саломея, мать Иоанна; 3) Мария, жена Клеопова; 4) Мария Магдалина.

19,26-27 Несмотря на Свои страдания, Господь продолжал заботиться о других. Увидев Свою мать и Иоанна, ученика, Он представил ей Иоанна как того, кто в дальнейшем будет ей вместо сына. Назвав мать "жено", Господь не проявил неуважение к ней.

Но примечательно, что Он не назвал ее "Мать". Не урок ли это для тех, кто хотел бы возвеличить Марию до преклонения? Иисус попросил Иоанна заботиться о Марии, как о собственной матери. Иоанн повиновался и взял Марию к себе.

К. Христос совершил порученное Ему (19,28-30)

19,28 По-видимому, между стихами 27 и 28 прошли три часа темноты – от полудня до трех часов пополудни. В это время Иисус был оставлен Богом, поскольку понес наказание за наши грехи. Его крик: "Жажду!" – свидетельствовал о действительной, физической жажде, усилившейся от мук распятия на кресте. Но он также напоминает нам, что Его духовная жажда спасти души человеческие превосходила физическую жажду.

19,29 Воины дали Ему пить уксус. (В некоторых английских переводах – "винный уксус" или "кислое вино".)

Они, вероятно, привязали губку к концу копья с иссопом и поднесли к Его губам. (Иссоп – растение, также используется в иудейской Пасхе – Исх. 12,22.) Не следует путать с уксусом, смешанным с желчью, который предложили Ему ранее (Мф. 27,34). Иисус отказался от той смеси, потому что она действовала как обезболивающее. Он должен был понести наши грехи в полном сознании.

19,30 "Совершилось!" Дело, порученное Ему Отцом, выполнено! Душа вышла из Него как жертва за грех! Дело искупления и освобождения совершено! Он еще не умер, но Его смерть, погребение и вознесение были настолько предопределенными, словно уже совершились. Господь Иисус объявил, что путь, который приведет грешников к спасению, проложен. Возблагодарим же Бога за совершенное Господом Иисусом на Голгофском кресте!

Некоторые богословы утверждают, что преклонение головы может означать откидывание головы назад. Вайн пишет: "Он не беспомощно преклонил главу после смерти, но обдуманно откинул ее в положение покоя".

То, что Он предал дух, подчеркивает добровольность Его смерти. Время Своей смерти определил Он Сам. Полностью управляя Своими способностями, Он отдал дух, чего ни один простой человек не мог бы сделать.

Л. Спасителю копьем пронзают ребра (19,31-37)

19,31 Вновь мы видим, сколь тщательными были религиозные иудеи в деталях, совершая хладнокровное убийство. Они "пытались избавиться от комара, а проглотили верблюда". Они помнили, что тела не должны оставаться на кресте в субботу. Ведь в городе отмечали религиозный праздник. И они просили Пилата перебить всем трем казненным голени, дабы ускорить их смерть.

19,32 Священное Писание не описывает, как перебивали голени. Но, по-видимому, их перебивали в нескольких местах, так как смерть не наступит, если перебить только раз.

19,33 У этих воинов был большой опыт. Они знали, что Иисус был уже мертв. Вероятность слабости или обморока полностью исключалась. Они не перебили Ему голени.

19,34 Нам не сообщается, почему один из воинов копьем пронзил ему ребра. Возможно, это была заключительная вспышка зла в его сердце. Это был зловещий выстрел побежденного противника после сражения, свидетельствующий об укоренившейся в сердце человека ненависти к Богу и Христу. О значении крови и воды есть разные мнения. Некоторые считают это признаком смерти от разрыва сердца, но мы уже читали, что Иисус принял смерть добровольно. Другие усматривают в этом символ крещения и Вечери Господней, что кажется неправдоподобным. Кровь свидетельствует об очищении от вины греха, а вода символизирует очищение от скверны греха посредством Слова. Это выражено в стихе:

Пусть вода и Кровь,
Текущие из Твоего пронзенного тела,
Вдвойне исцелят от греха
И спасут меня от его вины
и власти.

(Огастес Топледи)

19,35 Стих 35 может означать, что ноги Иисуса не были перебиты, что ребра Иисуса были пронзены копьем, что Его действительно распяли на кресте. В видевшем, несомненно, узнается автор Евангелия - Иоанн.

19,36 Этот стих подтверждает сказанное в стихе 33 со ссылкой на пророчество (Исход, 12,46): "Кость Его да не сокрушится". Данные слова относились к иудейскому пасхальному агнцу. Завет Божий требовал, чтобы его кости оставались целыми. Христос – истинный пасхальный Агнец, в Котором пророчество сбылось с абсолютной точностью.

19,37 Стих 37 связан со стихом 34. Воин не понимал, что его поступок соответствовал еще одному поразительному пророчеству Священного Писания (Зах. 12,10). "Человек проявляет свою злобу, а Бог исполняет Свои планы". Пророчество Захарии относится к грядущим дням, когда верующие иудеи увидят Господа возвращающимся на землю: "Воззрят на Того, Которого пронзили". Да, они будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне.

М.Иисус погребен в могиле Иосифа (19,38-42)

19,38 Здесь описывается погребение Иисуса. До сих пор Иосиф из Аримафеи был тайным учеником. Из страха от иудеев он не исповедовал Христа открыто. Теперь он смело сделал шаг вперед и попросил разрешения снять тело Иисуса и похоронить его. Делая это, он навлекал на себя отлучение, ненависть и преследование. Прискорбно только, что он не встал на защиту отвергнутого Господина, когда Иисус еще проповедовал народу.

19,39-40 Читатели Евангелия от Иоанна уже знакомы с Никодимом, который некогда приходил к Иисусу ночью (гл. 3), а позднее, когда дело Иисуса слушалось в синедрионе, настаивал, чтобы Иисусу дали высказаться в Свое оправдание (7,50-51). Он присоединился к Иосифу и принес с собой сто литров состава из смирны и алоя. Эти благовония, вероятно, были порошкообразными, и ими посыпали тело. Затем тело обвили погребальными пеленами.

19,41 Почти каждая деталь в этих стихах находит подтверждение в пророчествах. Исаия предсказал, что Мессию захотят похоронить со злодеями, но Он будет погребен у богатого (Ис. 53,9). Новый гроб в саду, очевидно, принадлежал богатому человеку. От Мат фея мы узнаем, что он принадлежал Иосифу Аримафейскому.

19,42 Тело Иисуса положили в могилу. По случаю своего праздника, начавшегося на закате, иудеи хотели поскорее убрать тело с глаз. Согласно Божьему замыслу, тело должно было находиться в земле три дня и три ночи. В этой связи следует заметить, что иудеи любую часть суток считали как день. Так что Господь был в могиле неполных три дня, что соответствует Его предсказанию (Матфея, 12,40).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →