Комментарии МакДональда на Деяния апостолов 3 глава

Д. Исцеление хромого и призыв народа израильского к покаянию (3,1-26)

3,1 В Иерусалиме было три часа пополудни, когда Петр и Иоанн шли вместе в храм. Как уже упоминалось ранее, первые христиане-евреи в течение некоторого времени после образования христианской Церкви продолжали посещать служения в иудейском храме. Разрыв с иудаизмом не был мгновенным, требовался переходный период. Для современных верующих было бы непростительным следовать их примеру, так как у нас есть полное откровение НЗ, а в нем сказано: "...выйдем к Нему за стан, нося Его поругание" (Евр. 13,13; см. также 2 Кор. 6,17-18).

3,2 Приблизившись к храму, они увидели людей, несущих инвалида-нищего к его обычному месту у дверей, называемых Красными. Беспомощность этого человека, хромого от рождения, резко контрастировала с великолепной архитектурой храма. Это напоминает нам о бедности и невежестве, которые в изобилии можно встретить в тени великих соборов, и о неспособности могущественных церковных организаций помочь больным и калекам.

3,3 Несомненно, этот хромой человек уже не надеялся на исцеление и смирился с тем, что для него осталась одна возможность – просить милостыню.

3,4 Всмотревшись в этого беспомощного калеку, Петр увидел возможность показать могущественную силу Бога! "Если мы водимы Духом Святым, то остановим взгляд свой на тех, кого Господь избрал для благословения, а не будем стрелять холостыми патронами и сотрясать воздух" ("Избранное").

Обратившись к нищему со словами "взгляни на нас", Петр хотел привлечь к себе и к Иоанну внимание не публики, а хромого.

3,5-6 Все еще надеясь получить лишь денежную помощь, калека пристально смотрел т них. То, что он услышал затем, с одной стороны, разочаровало, а с другой – потрясло его. У Петра не было ничего, что бы он мог подать ему как милостыню. Но он мог дать ему нечто лучшее. Именем Иисуса Христа из Назарета он приказал хромому встать и идти. Один остроумный старый проповедник сказал: "Калека-нищий просил милостыню, а получил ноги" (В английском игра слов: alms (милостыня) и arms (руки) произносятся одинаково.)

Рассказывают, что однажды Фома Аквинский пришел к Папе Римскому, когда тот пересчитывал большую сумму денег. Папа похвалился: "Теперь мы не можем сказать, как некогда Петр: "Серебра и золота нет у меня"!" Фома ответил на это: "Но и сказать, как Петр: "Встань и ходи!" – вы тоже не можете!"

3,7 Когда Петр помог этому человеку подняться на ноги, укрепились его до сих пор недействующие стуши и колет. Это снова напоминает нам, что в духовной жизни необычным образом смешивается Божественное и человеческое. Петр помогает этому человеку подняться на ноги, а затем Бог исцеляет его. Мы должны делать то, что в наших силах, тогда Бог сделает то, чего не можем сделать мы.

3,8 Чудо исцеления было мгновенным, а не постепенным. Обратите внимание на то, сколько глаголов, описывающих движение, использует Дух Божий: ...вскочив стал... начал ходить, и вошел... ходя и скача.

Когда мы вспомним, как медленно и болезненно учится ходить младенец, мы поймем, каким чудом было для этого человека то, что он сразу же, первый раз в своей жизни, смог ходить и прыгать.

Это чудо, сотворенное во имя Иисуса, еще раз засвидетельствовало израильскому народу о том, что Тот, Кого они распяли, жив и хочет стать их Исцелителем и Спасителем.

3,9-10 Люди привыкли каждый день видеть этого нищего у двери храма. Теперь, когда он получил исцеление, о чуде неизбежно стало известно всем. Народ не мог отрицать, что произошло великое чудо, но что все это значило?

3.11 И так как исцеленный не отходил от Петра и Иоанна, вылечивших его, весь народ сбежался в Соломонов притвор, часть храмовой постройки. Их восхищение и изумление дали возможность Петру обратиться к ним с проповедью.

3,12 Прежде всего Петр отвлек внимание людей от исцеленного и самих апостолов. Объяснение чуда не крылось ни в одном из них.

3,13-16 Сразу же он называет им истинного Творца чуда. Им был Иисус – Тот самый, Кого они предали, от Кого отреклись и Кого они убили. Бог воскресил Его из мертвых и прославил на небесах. Теперь, ради веры в Него, этот человек был исцелен от своего недуга.

Замечательно святое дерзновение Петра, бросившего обвинение народу израильскому. Он обвиняет их в следующем:

1. Они предали Иисуса (на суд язычникам).

2. Они отреклись от Него перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

3. Они отреклись от Святого и Праведного и просили освободить убийцу (Варавву).

4. Они убили Начальника (или Творца) жизни.

И напротив, обратите внимание, как относится к Иисусу Бог:

1. Он воскресил Его из мертвых (ст. 15).

2. Он прославил Слугу Своего Иисуса (а не Сына Своего Иисуса, как переведено в Синодальном переводе, ст. 13).

Заметьте, наконец, что, объясняя чудо исцеления, апостол основной упор делает на веру в Христа. В этом стихе, как и во всех других местах, имя означает человека. Таким образом, вера во имя Его означает веру в Христа.

3,17 В этом стихе Петр резко меняет тон своего обращения. Возложив на Израиль вину за смерть Господа Иисуса, теперь он обращается к ним как к своим еврейским братьям, милосердно допуская, что они сделали это по неведению, и призывая их к покаянию и обращению.

Может показаться, что слова Петра о том, что иудеи распяли Господа Иисуса по неведению, противоречат фактам. Не пришел ли Он к ним, обладая "верительными грамотами" Мессии? Не творил ли Он среди них чудеса? Не привел ли их в ярость тем, что объявил Себя равным Богу? Да, все это так. И тем не менее они оставались в неведении о том, что Иисус Христос -Бог во плоти. Они ожидали Мессию, но не смиренного и милосердного, а могущественного воина-освободителя. Они приняли Иисуса за самозванца.

Они не знали, что Он действительно был Сыном Божьим. Может быть, они даже полагали, что, убивая Его, совершают угодное Богу дело. Так сказал Сам Спаситель на кресте: "...не знают, что делают" (Лк. 23,34), а Павел позднее писал: "...если бы [власти века сего] познали, то не распяли бы Господа славы" (1 Кор. 2,8).

Все это должно было уверить мужей израильских, что их грех, хотя и великий, может быть прощен милостью Божьей.

3,18 Не оправдывая их преступление, Петр показывает, что Бог использовал его, чтобы достичь Своих целей. Пророки ВЗ предсказывали, что Мессия пострадает. Эти страдания при чинил Ему еврейский народ. Но теперь Он может стать их Господом и Спасителем. Благодаря Ему они могут получить прощение своих грехов.

3,19 Народ Израиля должен покаяться и обратиться. Когда они сделают это, их грехи загладятся, и придут времена отрады.

Следует помнить, что это обращение адресовано мужам израильским (ст. 12). В нем подчеркивается необходимость общенародного покаяния, которое должно предшествовать национальному возрождению и благословению. Временами отрады от лица Господа названо благословенное грядущее Царство Христа на земле, о чем упоминается в следующем стихе.

3,20 После того как Израиль покается, Бог пошлет Мессию, Иисуса. Как уже упоминалось, здесь имеется в виду второе пришествие Христа, когда Он на тысячу лет воцарится на земле.

3,21 Неизбежно возникает вопрос: "Если бы Израиль покаялся, когда Петр призывал его к этому, вернулся бы тогда Господь Иисус на землю?" Великие и благочестивые люди по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают, что Он вернулся бы; в противном случае, говорят они, это обетование не было бы честным. Другие считают, что данная речь была пророческой и предсказывала порядок событий, которые действительно произойдут. Но этот вопрос чисто гипотетический. В действительности Израиль не покаялся и Господь Иисус не вернулся.

Согласно 21-му стиху, Бог предвидел, что народ израильский отвергнет Христа и до Его второго пришествия пройдут века. Небо должно принять Христа до времен совершения всего. Времена совершения всего – это Тысячелетнее Царство Христа. Эти слова не говорят о всеобщем спасении, как предполагают некоторые; такое учение чуждо Библии. Скорее они подразумевают время, когда сотворенный мир освободится из рабства тления и Христос в праведности воцарится над всей землей.

Эти времена совершения были предсказаны ветхозаветными пророками.

На стих 21 ссылаются, пытаясь опровергнуть восхищение Церкви, которое произойдет перед началом великой скорби. Аргументы при этом таковы: если небо должно принять Иисуса до начала Тысячелетнего Царства, то Он не может прийти прежде, чтобы забрать Церковь на небо. Ответ на это, разумеется, кроется в том, что Петр обращается здесь к мужам израильским (ст. 12). Он говорит им, как Бог будет поступать с Израилем как народом. Что касается народа израильского, то для него Господь будет оставаться на небе до Своего пришествия и воцарения в конце времени великой скорби. Однако евреи, уверовавшие в Него в течение эпохи Церкви, вместе с верующими язычниками на равных будут участвовать в восхищении Церкви, которое может произойти в любой момент. К тому же в момент восхищения Господь не покидает небеса, мы поднимаемся к Нему.

3,22 В качестве примера ветхозаветного пророчества о славном царствовании Христа Петр цитирует Второзаконие (18:15,18,19). Этот отрывок описывает Христа как Божьего пророка золотого века Израиля, пророка, толкующего волю и закон Божий.

Когда Моисей говорил: "Пророка... воздвигнет вам Господь, Бог ваш", он имел в виду не сходство характеров или способностей, но сходство в том, что оба они были воздвигнуты Богом. "Он воздвигнет Его так же, как Он воздвиг меня".

3,23 В период царствования Христа на земле всякий, кто откажется слушать Его и повиноваться Ему, будет истреблен. Разумеется, отвергающие Его сейчас также обречены на вечное осуждение, но основная мысль этого стиха заключается в том, что Христос будет править железной рукой и тот, кто ослушается Его и восстанет против Него, будет немедленно наказан.

3,24 Подчеркивая, что времена отрады были неоднократно предсказаны, Петр добавляет, что все пророки от Самуила говорили о днях сих.

3,25 Теперь Петр напоминает своим еврейским слушателям, что обетование этих благословенных времен дано им как сынам пророков и потомкам Авраама. Все же Бог заключил завет с Авраамом благословить все племена земные в семени его. Центром всех обетовании тысячелетних благословений является Семя, то есть Христос. Таким образом, они должны принять Господа Иисуса как Мессию.

3,26 Бог уже воскресил Своего Слугу (3,13) и сначала послал Его к народу израильскому. Это относится скорее к воплощению и жизни нашего Господа, чем к Его воскресению. Если бы они приняли Его, Он бы отвратил каждого от т. злых дел.

В этой проповеди Петра, обращенной к народу израильскому, мы замечаем, что имеется в виду не Церковь, а именно Царство, и внимание акцентируется на нации, а не на личностях. Дух Божий продолжительное время обращался к Израилю, долготерпеливо и милосердно умоляя древний народ Божий принять Господа Иисуса во славе как Мессию и таким образом ускорить пришествие Христа на землю и Его воцарение. Но Израиль не услышал эту мольбу.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →