Комментарии МакДональда на Деяния апостолов 8 глава

II. ЦЕРКОВЬ В ИУДЕЕ И САМАРИИ (8,1 – 9,31)

А. Служение Филиппа в Самарии (8,1-25)

8,1 И вновь Дух Божий упоминает имя Савла. В душе этого молодого человека уже начиналась внутренняя борьба. Дни его как врага христианства были уже сочтены, хотя внешне он еще оставался им. Савл одобрял убиение Стефана, но это стало началом пути, в конце которого он перестал быть главным гонителем христиан.

Новая эпоха начинается словами: "В те дни". Казалось, смерть Стефана стала началом широкомасштабных гонений на церковь. Верующие рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

Господь поручил Своим последователям начать свидетельствовать в Иерусалиме, а затем распространить свою деятельность на Иудею, Самарию и до "края земли". До сих пор их свидетельство ограничивалось только Иерусалимом. Возможно, они не решались расширять сферу свидетельства. Но теперь они вынуждены были покинуть Иерусалим из-за гонений.

Сами апостолы оставались в городе. Как лаконично заметил Келли, "оставшиеся, естественно, подвергались самой большой опасности".

С точки зрения обычного человека, для верующих это был страшный день. Один из их единоверцев лишился жизни. На них самих охотились, как на кроликов. Но с точки зрения Бога день этот вовсе не был темным. Пшеничное зерно было брошено в почву и неизбежно должно принести урожай. Бури страданий разносили семена Благой Вести до самых дальних уголков, и кто мог бы оценить, какова будет жатва?

8,2 Имена мужей благоговейных, которые погребли Стефана, неизвестны. Возможно, это были христиане, еще не изгнанные из Иерусалима. Или, может быть, это были набожные иудеи, которые увидели в этом мученике нечто такое, что с их точки зрения делало его достойным приличного погребения.

8,3 И вновь имя Савла. С неутомимой энергией он врывается в церкви, влачит своих несчастных жертв из домов и отдает их в темницу. Если бы только он мог забыть Стефана – какое достоинство, какая непоколебимая убежденность, лицо ангела! Он должен искоренить эти воспоминания, и он пытался сделать это, все сильнее и сильнее преследуя единоверцев Стефана.

8,4-8 Рассеяние христиан не помешало их свидетельству. Повсюду, куда они приходили, они несли Благую Весть о спасении. Филипп, один из диаконов, упомянутых в главе 6, направился на север, в город Самарийский. (Этот город расположен ниже Иерусалима по широте.) Он не только рассказывал о Христе, но и совершал много чудес. Из одержимых выходили нечистые духи, и расслабленные и хромые исцелялись. Народ внимал Благой Вести, и в результате, как и следовало ожидать, была радость великая.

Первые христиане исполняли повеления, ясно выраженные Иисусом Христом:

они покинули Иерусалим после вознесения Христа (Ин. 20,21; ср. Деян. 8,1-4);

они продавали свое имущество и раздавали милостыню бедным (Лк. 12,33; 18,22; ср. Деян. 2,45; 4,34);

они оставляли отцов, матерей, дома и земли и шли повсюду, проповедуя Слово (Мф. 10,37; ср. Деян. 8,1-4);

они находили учеников и учили их труду и послушанию (Мф. 28,18-19; ср. 1 Фес. 1,6);

они брали свой крест и шли за Иисусом (Деян. 4; 1 Фес. 2);

они радовались в скорбях и гонениях (Мф. 5,11-12; ср. Деян. 16; 1 Фес. 1,6-8);

они предоставляли мертвым погребать своих мертвецов, а сами шли и проповедовали Евангелие (Лк. 9,59-60);

они отрясали прах со своих ног, если люди не слушали и не принимали их, и продолжали двигаться вперед (Лк. 9,5; ср. Деян. 13,51);

они исцеляли больных, изгоняли бесов, воскрешали мертвых, и вера их приносила устойчивые результаты (Мк. 16,18; Деян. 3-16). (Homer L. Payne, "What Is A Missionary Church?" The Sunday School Times, February 22,1964,. 129.)

8,9-11 Среди наиболее известных слушателей Филиппа находился чародей именем Симон. Он сам перед тем произвел большое впечатление на народ Самарийский своим искусством волхвования. Он выдавал себя за кого-то великого, и некоторые люди были действительно убеждены, что он есть великая сила Божья.

8,12-13 Когда многие люди поверили проповеди Филиппа и крестились, Симон также объявил себя христианином, крестился и последовал за Филиппом, очарованный чудесами, которые тот совершал. (Поскольку в тексте говорится, что Симон "уверовал" и он просит Петра молиться о нем (ст. 24), было высказано предположение, что он получил спасение, но оставался очень плотским человеком.)

Из последующих событий становится ясно, что Симон не был рожден свыше. Он исповедал веру, но не имел ее. Проповедующие спасение через крещение оказываются в данном случае в затруднительном положении. Симон был крещен, но все еще оставался в грехах своих.

Обратите внимание, что Филипп благовествовал о Царстве Божьем и о имени Иисуса Христа. Царство Божье – это область, где правителем признается Бог. В настоящее время Царь отсутствует, и вместо буквального, земного Царства у нас есть духовное, невидимое Царство Божье в жизни тех, кто предан Ему В будущем Царь вернется на землю, чтобы основать настоящее Царство со столицей в Иерусалиме. Чтобы действительно войти в Царство в любой его форме, человек должен родиться свыше. Вера во имя Иисуса Христа – путь к этому возрождению. Без сомнения, таков был общий смысл проповеди Филиппа.

8,14-17 Когда новость о том, что самаряне с ревностью приняли слово, дошла до апостолов в Иерусалиме, они послали к ним Петра и Иоанна. К их прибытию уверовавшие уже были крещены во имя Господа Иисуса, но на них еще не сходил Дух Святой. Очевидно, руководимые Божьим провидением, апостолы помолились о том, чтобы эти верующие приняли Духа Святого, и возложили на них руки. Как только это было сделано, самаряне приняли Духа Святого.

В этой связи сразу же возникает вопрос: почему существует различие между последовательностью событий здесь и в день Пятидесятницы? В день Пятидесятницы иудеи:

1. Покаялись.
2. Были крещены.
3. Приняли Духа Святого.

Самаритяне же:

1) уверовали;
2) были крещены;
3) апостолы помолились о них и возложили на них руки;
4) они приняли Духа Святого.

В одном мы можем быть уверены: все они были спасены только по вере в Господа Иисуса. Он – единственный Путь спасения. Однако в это переходное время от иудаизма к христианству Бог действует особо в разных группах верующих. Верующие еврейского происхождения должны были отмежеваться от народа израильского, приняв крещение, прежде чем Дух Святой снизошел на них. Самарянам же потребовалась особая молитва и возложение рук апостолов. Почему?

Возможно, лучший ответ на этот вопрос таков: это должно было показать единство Церкви, в которую входили и евреи, и самаряне. Существовала реальная опасность того, что среди верующих в Иерусалиме могла сохраниться идея о превосходстве евреев, и они по-прежнему старались бы не иметь ничего общего со своими самарянскими братьями. Во избежание раскола или даже мысли о двух церквах (одной – еврейской, другой -самарян), Бог послал апостолов возложить руки на самарян, что означало полное единение с ними как верующими в Господа Иисуса.

Когда в стихе 16 говорится, что они только были крещены во имя Господа Иисуса (см. также 10,48 и 19,5), это не означает, что существовало какое бы то ни было отличие этого крещения от крещения "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28,19). "Лука не воспроизводит использованную формулировку, – пишет В. Е. Вайн, – а только констатирует исторический факт". Оба выражения означают преданность и тождественность, и все истинно верующие с радостью подтверждают свою верность союзу с Троицей и Господом Иисусом.

8,18-21 Тот факт, что Святой Дух сошел, когда апостолы возложили на самарян руки, произвел на Симона волхва особое впечатление. Он не понимал глубокого духовного смысла этого действия и рассматривал Дух скорее как сверхъестественную силу, которая была бы полезна ему в его ремесле. Поэтому, пытаясь купить эту силу, он предложил апостолам деньги.

Ответ Петра позволяет заключить, что Симон не был истинно обращенным:

1. ...серебро твое да будет в погибель с тобою. Ни один верующий никогда не погибнет (Ин. 3,16).

2. ...нет тебе в сем части и жребия; другими словами, он не входил в общину.

3. ...сердце твое не право перед Богом. Это точное описание неспасенного человека.

4. ...вижу тебя исполненного горькой желчи и вузах неправды. Можно ли сказать такое о возрожденном человеке?

8,22-24 Петр убеждал Симона покаяться в его великом грехе и молитъся, чтобы Бог простил ему нечестивые помыслы. В ответ Симон попросил Петра стать посредником между ним и Богом. Он является предшественником тех, кто предпочитает обращаться к посреднику-человеку, а не к Самому Господу. То, что со стороны Симона не последовало истинного раскаяния, следует из его слов: "Помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами ". Он сожалел не о своем грехе, а о последствиях, которые тот мог иметь для него.

Именно имя этого человека, Симона, дало нам современное слово "симония" – бизнес на святом, использование святого в корыстных целях. Это понятие охватывает продажу индульгенций и других предполагаемых духовных преимуществ и все формы коммерциализации в духовной сфере.

8,25 Петр и Иоанн, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим. Но первый плацдарм был уже завоеван, и они продолжали проповедовать во многих селениях самарийских.

Б. Филипп и евнух ефиоплянин (8,26-40)

8,26 Именно во время великого духовного пробуждения Самарии Ангел Господень указал Филиппу на новое поле деятельности. Он должен был оставить место, где благословения изливались на многих, и проповедовать одному человеку. Ангел мог направить Филиппа, но не мог благовествовать за него: это право дано людям, но не ангелам.

Смиренно, не задавая никаких вопросов, Филипп отправился на юг от Самарии по направлению к Иерусалиму, а затем вышел на одну из дорог, ведущих в Газу. (Древний филистимский город на Средиземноморском побережье, к юго-западу от Иерусалима, на дороге из Палестины в Египет.) Не ясно, к чему относятся слова "которая пуста" – к дороге или к самой Газе. Но принципиального значения это не имеет: Филипп оставил густонаселенную и духовно плодоносную местность, чтобы отправиться в пустынный край.

8,27-29 В дороге он поравнялся с караваном. На главной колеснице ехал вельможа – евнух, казначей Кандакии, царицы Ефиопской. (Ефиопией называлась территория южной части Египта и Судана. Слуг-мужчин женщин-властительниц иногда кастрировали. Евнухам был закрыт доступ в высшие слои иудейского общества (Втор. 23,1). Они могли только получить статус "прозелитов у врат". Но здесь евнух становится полноправным членом христианской Церкви. Кандакия, вероятно, титул (как фараон), а не имя собственное.) Очевидно, этот человек некогда был обращен в иудаизм, так как он приезжал в Иерусалим для поклонения и теперь возвращался домой. В пути он читал пророка Исаию. Буквально через долю секунды Дух приказал Филиппу подойти и пристать к колеснице.

8,30-31 Филипп начинает разговор дружеским вопросом: "Разумеешь ли, что читаешь?" Евнух охотно признал, что ему нужен наставник и пригласил Филиппа сесть с ним в колесницу. Приятно видеть здесь полное отсутствие каких бы то ни было расовых предрассудков.

8,32-33 Чудесным образом оказалось, что евнух как раз читал 53-ю главу Исаии, гдее изложено непревзойденное описание страдающего Мессии. Почему Филипп подошел к колеснице именно в этот момент?

Данный отрывок из Исаии изображает Того, Кто был кроток и безгласен перед Своими врагами. Того, Кто был лишен справедливого суда, Того, у Кого не было надежды на потомство, так как Он был убит в расцвете лет и не имел жены.

8,34-35 Евнух спросил, говорил ли Исаия о себе или о ком другом. Это, разумеется, дало Филиппу желанную возможность рассказать, что эти Писания исполнились в жизни и смерти Иисуса из Назарета. Без сомнения, находясь в Иерусалиме, ефиоплянин слышал рассказы о человеке по имени Иисус, но в этих рассказах Его, разумеется, представляли в невыгодном свете. Сейчас же евнух узнал, что Иисус Назарянин и есть тот страдающий Раб Иеговы, о котором писал Исаия.

8,36 Вполне вероятно, что Филипп объяснил ефиоплянину высокий смысл христианского крещения, которое отождествляет человека с Христом в Его смерти, погребении и воскресении. И когда они оказались рядом с каким-то водоемом, евнух выразил желание креститься.

8,37 Стих 37 отсутствует в большинстве греческих рукописей НЗ. И дело не в том, что его содержание противоречит Писанию: несомненно, вера в Иисуса Христа обязательно должна предшествовать крещению. Просто этот стих не подтверждается основными новозаветными документами. (Как в древнейших, так и в более поздних рукописях этот стих отсутствует. Считается, что эта формула крещения использовалась в Риме в начале второго века, поскольку эта фраза встречается в западных рукописях, включая латинский перевод. Приверженцы идеи духовного возрождения, происходящего при крещении, очевидно, не захотят терять этот стих.)

8,38 Колесница останавливается, и Филипп крестит евнуха. То, что это было крещение погружением, видно из самой формулировки: они сошли в воду, и они вышли из воды. (То, что древнейшим способом крещения было погружение, признает большинство ученых католического вероисповедания, Кальвин и многие другие, которые практикуют крещение окроплением. Однако справедливости ради нужно упомянуть, что греческие слова, означающие "в" и "из" можно также перевести "к" и "от".)

Впечатляет простота этого обряда. На пустынной дороге верующий крестил новообращенного. Не было ни церкви, ни других христиан, ни апостолов. Только слуги из каравана стали свидетелями крещения их хозяина; они поняли, что отныне он – последователь Иисуса из Назарета.

8,39 Как только крещение окончилось, Дух Господень восхитил Филиппа. Это более, чем простое перемещение в пространстве, речь идет о чудесном внезапном исчезновении. Цель его была в том, чтобы евнух остался наедине с Самим Господом, а не отвлекался на человека, способствовавшего его обращению.

Пусть красота Его окружает меня,
Когда заблудшего веду к Нему.
И пусть забудет он о проводнике
Когда придет к Господу Христу.

(Кейт Б. Вилкинсон)

Евнух продолжал путь, радуясь. В послушании Господу есть радость, превосходящая все другие приятные эмоции.

8,40 Филипп же в это время возобновляет свое благовестие в Азоте, находившемся к северу от Газы и к западу от Иерусалима, недалеко от моря. Отсюда он двинулся вдоль побережья на север, к Кесарии.

А что же евнух? У Филиппа не было возможности продолжать заботиться о новообращенном. Проповедник мог лишь вверить его Богу и ветхозаветному Писанию. И тем не менее, укрепленный Духом Святым, этот новый христианин вернулся в Ефиопию, свидетельствуя всем о спасительной милости Господа Иисуса Христа. (Эфиопия – единственная в Африке страна, где христианская традиция не прерывалась с древнейших времен до наших дней. Возможно, преданность Филиппа была тем ключом, который открыл там дверь Церкви.)

ЗАМЕТКИ О ХРИСТИАНСКОМ КРЕЩЕНИИ

Крещение евнуха, которому мы только что были свидетелями, – один из многих примеров, показывающих, что христианское крещение составляло часть учения и практики ранней Церкви (2,38; 22,16). Оно отличалось от крещения Иоанна, которое символизировало покаяние (13,24; 19,4). Ско рее оно было публичным признанием отождествления с Христом.

Оно неизменно следовало за обращением (2,41; 8,12; 18,8) и было одинаковым для мужчин и женщин (8,12), иудеев и язычников (10:48). Упоминается, что крестились целыми домами (10,47-48; 16,15; 16,33), но, по крайней мере, в двух из названных случаев известно, что все домашние были уже уверовавшими. Ни в одном случае не упоминается о крещении младенцев.

Верующие крестились вскоре после обращения (8,36; 9,18; 16,33). Очевидно, это происходило на основании провозглашения ими веры в Христа. Не требовалось никакого испытательного срока, чтобы убедиться в истинности обращения. Конечно, боясь подвергнуться гонениям, люди могли воздерживаться от открытого провозглашения своей веры.

То, что само по себе крещение не имело спасительной силы, видно из случая с Симоном (8,13). Даже заявив о своей вере и крестившись, он был исполнен "горькой желчи и в узах неправды" (8,23). Его сердце было "не право пред Богом" (8,21).

Как уже упоминалось, крещение производилось погружением (8,38-39): "...и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды..." Даже многие современные приверженцы крещения окроплением признают, что христиане первого века крестили погружением.

В двух случаях, как кажется, крещение связано с прощением грехов. В день Пятидесятницы Петр сказал: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов..." (2,38). И позднее Анания сказал Савпу: "Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа..." (22,16). В обоих случаях это относилось к иудеям. Ни одному язычнику не было сказано креститься для отпущения грехов. Принимая христианское крещение, иудей публично отрекался от народа, который отверг и распял своего Мессию. Его прощение основывалось на вере в Господа Иисуса. Ценой прощения была драгоценная Кровь Господа. Это прощение иудей получал посредством водного крещения, так как крещение публично отделяло его от иудейской почвы и делало христианином.

Формула крещения "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28,19) отсутствует в книге Деяний апостолов. Как самаряне (8,16), так и последователи Иоанна (19,5) были крещены ю имя Господа Иисуса. Однако это не обязательно означает, что традиционная формула тогда не использовалась. Выражение "во имя Господа Иисуса" может означать "властью Господа Иисуса".

Ученики Иоанна крестились дважды: сначала крещением Иоанновым, которое означало покаяние, затем, обратившись, они приняли христианское крещение (19:3,5). Это создает прецедент для "повторного крещения" тех, кто был крещен прежде, чем получил спасение.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →