Комментарии МакДональда на Деяния апостолов 9 глава

В. Обращение Савла из Тарса (9,1-31)

9,1-2 Глава 9 – определенный поворотный пункт в Деяниях. До сих пор Петр занимал видное положение, проповедуя народу израильскому С этого момента все более выдающейся фигурой постепенно будет становиться апостол Павел, а Благая Весть все больше и больше будет распространяться среди язычников.

Савлу Тарсянину в это время, возможно, было чуть больше тридцати лет. Законоучители иудейские считали его одним из самых перспективных молодых иудеев. Что касается рвения, то в этом он превосходил всех своих товарищей.

Наблюдая за ростом христианской веры, известной как путь Господень (см. также 18,26; 19:9,23), он видел в ней угрозу своей собственной религии. Поэтому с неиссякаемой энергией, казалось, он принялся истреблять эту вредную секту. В частности, он добился от первосвященника официальных полномочий, позволяющих ему отыскивать последователей Иисуса в Дамаске (Сирия), чтобы связав приводить их в Иерусалим на суд и казнь.

9,3-6 Он и его спутники подходили к Дамаску. Внезапно яркий свет осиял его с неба, и Савл упал на землю. Он услышал голос, говорящий ему: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Когда Савл спросил: "Кто Ты, Господи?"- ему дан был ответ: "Я Иисус, Которого ты гонишь".

Чтобы понять, какие чувства обуревали Савла в этот момент, необходимо помнить: он был твердо убежден, что Иисус из Назарета умер и погребен. Так как лидер "секты" погиб, все, что нужно было сделать,- уничтожить Его последователей. Тогда земля освободится от этого "бедствия".

Теперь же на Савла обрушивается истина: Иисус вовсе не мертв, а воскрес из мертвых и воссел одесную Бога на небесах! То, что он увидел Спасителя во славе, круто изменило всю его жизнь.

Савл узнал также, что, преследуя учеников Иисуса, он гнал Самого Господа. Боль, причиненную членам Тела Христова на земле, ощущал и Глава Тела на небесах.

Савл прежде должен был получить учение, а затем уже служение. Сначала он узнал все о Самом Иисусе. Затем был послан в Дамаск, где он должен был получить приказ о выступлении в поход.

9,7-9 Люди же, шедшие с ним, в это время находились в полном изумлении. Они слышали звук с небес, но не могли разобрать слов, которые слышал Савл (22,9). Они не видели Господа, лишь Савл видел Его. С этого момента он был призван к апостольскому служению.

Гордого некогда фарисея повели за руку в Дамаск, где он три дня не видел. Все это время он не ел и не пил.

9,10-14 Можно представить, какой эффект произвела эта новость на христиан в Дамаске. Они знали, что Савл идет в город, чтобы схватить их. Они молились, надеясь на вмешательство Божье. Возможно, они даже осмеливались молиться об обращении Савла. А теперь они слышат, что первый враг веры стал христианином. Они с трудом верили собственным ушам.

Когда Господь сказал Анании, одному из христиан в Дамаске, пойти к Савлу. Анания высказал все плохие предчувствия, которые наполняли его сердце в отношении этого человека. Но получив уверение, что Савл сейчас молится, а не преследует христиан, Анания пошел в Иудин дом на Прямой улице.

9,15-16 У Господа был чудесный план для Савла: "...он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми; и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое". Прежде всего, Павел будет апостолом язычников, и это задание приведет его к царям. Но он также будет проповедовать своим соотечественникам по плоти, и вот от них он испытает самые сильные преследования.

9,17-18 Трогательно проявляя христианскую любовь и милосердие, Анания выражает свое единение с новообращенным, возложив на него руки, назвав его "брат Савл "и объяснив цель своего прихода. Он пришел, чтобы Савл мог прозреть и исполниться Святого Духа.

Нужно отметить, что Святой Дух снизошел на Савла через возложение рук простого ученика. Анания был, как выражаются комментаторы, просто мирянином. То, что Господь использовал человека, который не был апостолом, – упрек тем, кто пытается сделать духовное прерогативой духовенства.

Когда человек истинно обращен, с ним всегда случаются определенные события. Существуют некоторые признаки, подтверждающие реальность обращения. Это утверждение верно в отношении Савла Тарсянина. Каковы эти признаки? Фрэнсис В. Диксон перечисляет некоторые из них:

1. Он встретил Господа и услышал Его голос (Цеян. 9,4-6). Он получил Божественное откровение, которое только одно могло убедить его и сделать смиренным учеником и преданным последователем, каким он стал.

2. Он исполнился страстным желанием повиноваться Господу и творить Его волю (Деян. 9,6).

3. Он начал молиться Деян. 9,11).

4. Он крестился (Деян. 9,18).

5. Он пребывал в общении с народом Божьим (Деян. 9,19).

6. Он начал убедительно свидетельствовать (Деян. 9,20).

7. Он возрастал в благодати (Деян. 9,22).

СЛУЖЕНИЕ МИРЯН

Один из самых важных уроков, преподанных нам в Деяниях, таков: христианство – движение мирян. Свидетельство было доверено всем верующим, а не только специально подготовленным священникам и другим духовным лицам.

Харнак заявлял, что "великие победы ранней Церкви в Римской империи были достигнуты не учителями, проповедниками или апостолами, а простыми миссионерами". (Harnack, цитируется по Leighton Ford, The Christian Persuader,. 46.)

Дин Индж писал:

"Христианство начиналось как религия, в которой роль пророков играли простые, не имеющие духовного сана люди. ...Именно от рядовых членов Церкви зависит будущее христианства". (Dean Inge, цитируется по Е. Stanley Jones, Conversion,. 219.)

Брайан Грин отмечает:

"Будущее христианства и евангелизация всего мира находятся главным образом в руках простых мужчин и женщин, а не профессионалов от религии". (Bryan Green, там же.)

Лейтон Форд говорит:

"Церковь, которая доверяет свидетельство лишь специалистам, живет нарушая как замысел своего Главы, так и устойчивую практику первых христиан. Благовествование было задачей всей Церкви, а не только ее лидеров". (Leighton Ford, цитируется no Jones, Conversion,. 46.)

И наконец, Дж. А. Стюарт пишет:

"Каждый член поместной общины в личных контактах завоевывал души для Христа, а затем приводил этих новообращенных в ту же церковь, к которой принадлежал сам. Там они глубже знакомились с учением и укреплялись в вере в Искупителя. Затем, в свою очередь, они поступали так же". (James A. Stewart, Pastures of Tender Grass,. 70.)

В апостольской Церкви не было священнослужителя, который возглавлял бы местную общину. Обычная поместная церковь состояла из верующих (святых), епископов и диаконов (Флп. 1,1). Все святые были служителями^, новозаветном смысле. Епископы были старейшинами, блюстителями или духовными вождями. Диаконы занимались финансовыми делами поместной церкви.

Ни один епископ или старейшина не был профессиональным священнослужителем. Пастырями для общины верующих было несколько старейшин, которые трудились совместно.

Кто-то спросит: "А как же апостолы, пророки, проповедники Евангелия, пастыри и учителя? Не были ли они священнослужителями в первых церквах?" Ответ на этот вопрос дан в Ефесянам 4,12. Эти дары были ниспосланы для духовного роста святых, чтобы они (верующие) могли совершать служение, созидая тем самым Тело Христово. Цель этих служителей заключалась не в том, чтобы утвердиться во главе местной общины, а чтобы приблизить день, когда местная церковь будет в состоянии существовать без их помощи. Тогда они могли идти дальше для основания и укрепления других церквей.

Согласно историкам Церкви, церковная иерархия появилась во втором веке. В период, описанный в Деяниях, она еще не была известна. Она послужила помехой на пути всемирной евангелизации и распространения Церкви, так как при ней слишком многое зависит от очень небольшого количества людей.

Христиане в НЗ не только проповедовали, но также были и священниками. Как святое священство, они имели постоянный доступ к Богу для поклонения Ему (1 Пет. 2,5). Как царственное священство, они обладали правом возвещать о Том, Кто призвал их "из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2,9). Всеобщее священство не значит, что все христиане были достаточно подготовлены, чтобы проповедовать или учить публично; оно, главным образом, ограничивается поклонением и свидетельством. Но что оно действительно означает, так это то, что в Церкви не должно быть особого класса священников, которые полностью контролировали бы богослужение.

9,19-25 Ученики в Дамаске открыли свои сердца и дома для Савла. Вскоре он уже проповедовал в синагогах, бесстрашно свидетельствуя о том, что Иисус есть Сын Божий. Это приводило его слушателей иудеев в изумление. Они знали, что Савл ненавидел само имя Иисуса. А теперь он учит, что Иисус есть Бог. Как могло такое случиться?

Мы не знаем, какое время он оставался в Дамаске в первый раз. Однако из Галатам, 1,17 мы узнаем, что, покинув Дамаск, он отправился на неопределенное время в Аравию, а затем вернулся назад. В какую часть главы 9 мы можем "вместить" это путешествие? Возможно, между стихами 21 и 22.

Многие из слуг Божьих, лучше всех послуживших Ему, до того как начать проповедническую деятельность некоторое время пребывали в Аравии или в пустыне.

В Аравии у Савла была возможность поразмышлять о великих событиях, которые произошли в его жизни, и особенно о евангелии милости Божьей, дарованной ему Когда он вернулся в Дамаск, ему удалось привести в замешательство иудеев в синагогах, доказывая, что Сей есть Христос, Мессия народа израильского. Это так разъярило их, что они согласились убить того, кто когда-то был лучшим среди них, а теперь стал "вероотступником", "ренегатом" и "перевертышем". Савл бежал, спустившись ночью в корзине через отверстие в городской стене. Это выглядело как позорное бегство, но гордыня Савла и так уже была сломлена, а переломивший себя человек ради Христа может вытерпеть позор, которого другие постарались бы избежать.

9,26-30 С позиций обычного человека Иерусалим был для Савла самым опасным местом. Однако уверенность, что на все воля Божья, позволяет ему уделить соответствующее внимание личной безопасности.

Вопрос, был ли этот первый визит Павла как христианина в Иерусалим тем же, который состоялся через три года после его обращения (Гал. 1,18), еще остается открытым. Во время первого посещения Иерусалима Павел из всех апостолов видел лишь Петра и Иакова. Здесь, в стихе 27, говорится, что Варнава, взяв его, пришел к апостолам. Разумеется, здесь могут подразумеваться Петр и Иаков, но могут иметься в виду и все апостолы. В последнем случае это его второй визит в Иерусалим, не упомянутый более нигде.

Сначала ученики в Иерусалиме боялись принять Савла, сомневаясь в искренности его обращения. Варнава, оправдывая свое имя – "сын утешения", отнесся к Савлу по-дружески, рассказав о его обращении и бесстрашном свидетельстве о Христе в Дамаске. Когда же христиане увидели, как Савл смело проповедовал во имя Господа Иисуса в Иерусалиме, они поняли, что он искренен. Против него яростно выступили еллинисты. Когда братия узнали, что ему угрожает опасность от этих иудеев, они проводили Савла в Кесарию. Оттуда он направился в свой родной город Тарс, расположенный рядом с юго-восточным побережьем Малой Азии.

9,31 Затем для церквей в Палестине наступила короткая передышка. Это было временем закрепления уже завоеванных позиций и численного и духовного роста христианских общин.

III. ЦЕРКОВЬ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ (9,32-28,31)

А. Петр проповедует язычникам Евангелие (9,32 – 11,18)

9,32-34 Когда вновь повествование возвращается к Петру, мы застаем его посещающим христиан в разных частях Иудеи. Наконец он прибывает в Лидду (Лод), на северо-западе от Иерусалима, по дороге к Иоппии (современная Яффа). Там он встречает парализованного человека, который восемь уже лет лежал в постели. Назвав его по имени, Петр сказал ему, что Иисус Христос – его Исцелитель. Еней тотчас встал и убрал свою постель. Вполне возможно, что одновременно с физическим исцелением он получил и новую духовную жизнь.

9,35 Исцеление расслабленного стало свидетельством о Господе для Лидды и для всей прибрежной равнины Сарон. В результате многие обратились к Господу.

9,36-38 Иоппия была главным морским портом Палестины на Средиземном море и находилась примерно в тридцати милях к северо-востоку от Иерусалима. Среди живущих там христиан была одна добросердечная женщина по имени Тавифа ("Серна"), которая славилась тем, что шила одежду для бедных. Когда она внезапно умерла, ученики послали сообщение в Лидду, умоляя Петра незамедлительно прийти к ним.

9,39-41 Придя, Петр увидел всех вдовиц, которые со слезами показывали рубашки и платья, какие делала Серна для них. Он попросил их выйти, затем, преклонив колена, помолился и приказал Тавифе встать. Тотчас же она воскресла и вновь присоединилась к своим друзьям-христианам.

9,42 Чудо воскрешения сделалось широко известным, так что многие уверовали в Господа. Но если сравнить стихи 42 и 35, окажется, что после исцеления Енея обратилось больше людей, чем вследствие воскрешения Серны.

9,43 Петр довольно дней пробыл в Иоппии, живя в доме Симона, кожевника. Упоминание о ремесле Симона имеет особый смысл. Иудеи считали кожевенное дело нечистым занятием. Постоянный контакт с трупами животных осквернял правоверного иудея. Тот факт, что Петр жил у Симона, показывает, что он уже не был связан этим иудейским предрассудком.

Часто указывают на то, что в каждой из трех идущих подряд глав мы становимся свидетелями обращения потомка одного из сыновей Ноя. Евнух ефиоплянин (гл. 8), без сомнения, принадлежал к роду Хама. Предком Савла из Тарса (гл. 9) был Сим. В главе 10 в лице Корнилия мы встретим человека, принадлежавшего к потомству Иафета. Это прекрасное доказательство того, что Благая Весть едина для всех рас и культур и что во Христе между ними стираются все границы. В главе 2 Петр воспользовался ключами Царства, чтобы открыть дверь веры иудеям, в главе 10 мы увидим, как он делает то же для язычников.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →