Комментарии МакДональда на послание Иакова 4 глава

VIII.ВОЖДЕЛЕНИЯ: ПРИЧИНА И ИЗБАВЛЕНИЕ (Гл. 4)

Иаков указал, что мудрый человек – миролюбив. Теперь ему напоминают о трагических раздорах, часто существующих среди детей Божьих. Какова причина всего этого? Почему так много несчастных домов и так много церквей, раздираемых разногласиями? Почему существуют такая ожесточенная вражда среди христианских работников на родине и такие конфликты среди миссионеров за рубежом? Причина в том, что мы непрерывно стремимся удовлетворить свою жажду удовольствий и обладания богатством и превзойти в этом других.

4,1-2 Печально, что среди христиан есть вражды и распри. Не реалистично предполагать, что эти стихи не относятся к верующим, иначе они теряют для нас всю ценность. Каковы же причины этой вражды? Она – от сильных вожделений, постоянно воюющих в нас, чтобы быть удовлетворенными.

Мы жаждем обладать материальными благами. Мы стремимся к престижу. Мы страстно желаем удовольствий и удовлетворения плотских вожделений. Эти мощные силы воюют в членах наших. Мы никогда не удовлетворены. Мы всегда хотим большего. И все же кажется, что мы постоянно разочаровываемся в своем желании получить то, что хотим. Неудовлетворенное ожидание становится столь мощным, что мы растаптываем тех, кто, как нам кажется, препятствует нашему успеху.

Иаков говорит: "Убиваете". В значительной степени он использует это слово в переносном смысле. Мы не убиваем буквально, но гнев, зависть и жестокость, исходящие от нас, убивают в зачаточном состоянии.

4,2-3 Мы желаем – и не имеем. Мы хотим иметь больше и лучше, чем у других. И в этом стремлении мы враждуем и пожираем друг друга.

Джон и Джейн только что поженились. У Джона сносная работа с умеренным жалованьем. Джейн хочет иметь такой же хороший дом, как и другие молодые пары в церкви. Джон хочет автомобиль последней марки. Джейн хочет прекрасную бытовую технику и красивую обстановку. Некоторые из этих вещей придется купить в рассрочку. Жалованья Джона едва хватает , чтобы вынести такое напряжение. Затем в семье появляется младенец; это влечет дополнительные расходы. Бюджет семьи крайне неустойчив. Поскольку требования Джейн возрастают, Джон начинает возражать и становится раздражительным. В ответ Джейн прибегает к злословию и слезам. Вскоре стены дома начинают дрожать от словесной перепалки. Вещизм разрушает семью.

В другом случае может статься так, что Джейн завистлива. Ей кажется, что Боб и Сью Смиты занимают более видное место в общине, чем она и Джон. Вскоре она делает Сью замечания, унижающие ее достоинство. Между ними быстро разгорается вражда, Джон и Боб также оказываются втянутыми в борьбу. Затем другие христиане принимают чью-то сторону – и община разделена из-за стремления одного человека к видному положению.

Здесь указан источник препирательств и вражды среди верующих.

Они возникают из-за желания иметь больше и от зависти. "Не отставать от Джонсов" – таково вежливое название этого явления; чтобы быть более точным, его нужно назвать жадностью, алчностью и завистью. Желание становится настолько сильным, что люди делают все возможное, чтобы удовлетворить его. Они не спешат осознать, что истинное наслаждение не в удовлетворении своих желаний, а в умении довольствоваться пропитанием и одеждой (1 Тим. 6,8).

Правильный подход к этой проблеме – молитва. "Не препирайтесь. Не враждуйте. Молитесь", – говорит Иаков. Не имеете, потому что не просите. Вместо того чтобы все свои нужды принести Господу в молитве, мы стараемся получить желаемое собственными усилиями. Если мы хотим то, чего не имеем, то должны просить об этом Бога. Если мы просим, а молитва остается без ответа, что тогда? Это означает, что наши намерения не были чисты. Мы хотели владеть этим имуществом не для славы Божьей или блага наших близких. Мы хотели его ради собственного эгоистичного удовольствия. Мы хотели, чтобы оно удовлетворило наши естественные вожделения. Бог не обещает, что будет отвечать на такие молитвы.

Какой серьезный урок по психологии преподан в этих первых трех стихах! Если бы люди были довольны тем, что дал им Бог, каких потрясающих конфликтов и волнений удалось бы нам избежать! Если бы мы любили своих ближних, как себя, и больше хотели поделиться, нежели приобрести, какой бы тогда был мир! Если бы мы следовали заповеди Спасителя оставить все накопленное и собирать сокровища в небесах, а не на земле, прекратились бы все раздоры!

4,4 Иаков определяет чрезмерную любовь к материальным вещам как духовное прелюбодеяние. (В большинстве манускриптов читаем "прелюбодеи и прелюбодейки", что, возможно, предполагает буквальную безнравственность в некоторых общинах. В Александрийском манускрипте (NU) дана только женская форма "прелюбодейка", что допускает переносное значение. Некоторые английские переводы Библии допускают оба значения: физическое и/или духовное прелюбодеяние.)

Бог хочет, чтобы мы любили Его прежде всего и больше всего. Любя преходящие вещи этого мира, мы изменяем Ему.

Жадность – форма идолопоклонства. Это означает, что мы настоятельно желаем того, чего Бог не хочет нам дать. Это означает, что мы дали в своем сердце место идолам. Мы ценим материальное выше воли Божьей. Поэтому жадность – это идолопоклонство, а идолопоклонство – духовная неверность Господу.

Дружба с миром есть также вражда с Богом. Мир – это не планета, на которой мы живем, и не окружающая нас природа. Это созданная человеком система, цель которой – удовлетворять похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. В этой системе нет места Богу или Его Сыну. Это может быть мир искусства, культуры, образования, науки и даже религии. Но это сфера, где имя Христа неприятно или даже запрещено, разве только оно – пустая формальность. Короче говоря, это человеческий мир, находящийся вне сферы истинной Церкви. Быть другом этой системы – значит стать врагом Богу. Именно этот мир распял Господа жизни и славы. В действительности религиозный мир сыграл ключевую роль, приговаривая Его к смерти. Кажется невероятным, что верующие хотят идти рука об руку с миром, который убил их Спасителя!

4,5 Стих 5 – один из наиболее трудных в Послании. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?

Первая трудность состоит в том, что Иаков, кажется, ссылается на ВЗ. Однако этих слов нет ни в ВЗ, ни даже в апокрифических книгах. Есть два возможных объяснения. Поскольку эти слова не найдены в ВЗ, Иаков, возможно, цитировал их как общее учение Священного Писания. Второе решение проблемы дается в английском исправленном переводе Библии (RV). Там стих разбит на два вопроса: "Или вы думаете, что напрасно говорит Писание? Разве дух, который Он вселил в нас, жаждет зависти?" Здесь имеется в виду, что, осуждая мирской дух соперничества, Библия не тратит слов впусту ю.

Вторая трудность в стихе 5 – значение второй части стиха. Вопрос состоит в том, о каком духе идет речь: о Святом Духе (как в NKJV) или духе необузданной зависти? (В древнейших манускриптах нет графического отличия для заглавных и прописных букв. В идеале здесь должна быть такая буква "д", которая была бы чем-то средним между первым вариантом и вторым. Это характерно для многих мест НЗ, где из контекста не ясно, о каком духе идет речь. Так как нет подобной формы букв, то переводчикам и редакторам приходится решать, исходя из понимания контекста. Здесь и в других местах мнения ученых богословов разделились.)

Если имеется в виду первое, значит Дух Святой, Которого Бог дал нам, не порождает жадность и зависть, приводящие к вражде; скорее Он до ревности жаждет нашей всецелой преданности Христу. Если же верно второе, то значение отрывка таково: дух, пребывающий в нас, то есть дух жадности и зависти, является причиной нашей неверности Богу.

4,6 Но тем большую дает благодать. В первых пяти стихах мы видели, сколь греховной может быть ветхая природа верующего. Теперь мы узнаем, что не оставлены бороться с вожделениями плоти собственными силами. Благодарение Богу, Он дает больше благодати или силы всякий раз, когда они необходимы (Евр. 4,16). Он обещал: "...как дни твои, будет умножаться богатство твое" (Втор. 33,25; в английском переводе Библии: "сила твоя").

Он дает больше благодати,
Когда возрастают трудности,
Он посылает больше силы,
Когда добавляется работа,
К новому несчастью
Он добавляет Свою милость,
К умноженным испытаниям -
Свой умноженный мир.

(Энни Джонсон Флинт)

В доказательство того, что Бог дает благодать, когда она необходима, Иаков ссылается на Притчи 3,34, но здесь есть еще одна мысль: именно смиренному, а не гордому, обещана благодать. Бог противится гордым, но не может устоять перед сокрушенными духом.

4,7 В стихах 7-10 мы находим, что к истинному раскаянию ведут шесть шагов. Иакова возмущали грехи святых.

Его слова проникают в наши сердца, подобно стрелам осуждения. Они обрушиваются, словно удары молнии от трона Божьего. Мы понимаем, что с нами говорит Бог. Наши сердца сокрушаются под влияниям Его слов. Но вопрос теперь в том, что нам делать?

Первое, что надо сделать, – покориться Богу. Это означает, что мы должны подчиниться Ему, быть готовыми слушать Его и повиноваться Ему. Мы должны быть чуткими и сокрушенными, а не гордыми и упрямыми. Затем мы должны противостать дьяволу.Мы противостоим, закрыв уши и сердце для его предложений и искушений. Мы противостоим, используя Священное Писание как меч Духа для отражения его атак. Если мы противостоим, он убежит от нас.

4,8 Далее мы должны приблизиться к Богу. Мы делаем это посредством молитвы. Мы должны пребывать пред Ним в усиленной молитве веры, сообщая Ему все, что лежит у нас на сердце. Приближаясь к Нему таким способом, мы увидим, что и Он приближается к нам. Мы думали, что Он будет далек от нас из-за нашей похоти и любви к миру, но когда мы приближаемся к Нему, Он прощает и возрождает нас. Четвертый шаг: "...очистите руки, грешники; исправьте сердца, двоедушные". Руки свидетельствуют о наших действиях, а сердца о наших стремлениях и желаниях. Мы очищаем наши руки и сердца, признавая грехи и откзываясь грешить явно и тайно. Как грешники, мы должны исповедоваться в злых делах; как двоедушные, мы должны исповедаться в наших противоречивых побуждениях.

4,9 Исповедание должно сопровождаться глубоким сокрушением о грехе. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Когда Бог посещает нас, осуждая наши грехи, не время для легкомыслия. Скорее это время пасть перед Ним ниц и плакать из-за нашей греховности, беспомощности, черствости и бесплодности. Мы должны сокрушаться и плакать из-за нашего материализма, дружбы с миром и формализма. И внутри, и извне мы должны проявить плод благочестивого раскаяния.

4,10 Наконец, мы должны смириться перед Господом. Если мы честно займем свое место в прахе у Его ног, Он вознесет нас в назначенное время.

Так мы должны реагировать, когда Господь показывает нам самих себя.

Слишком часто, однако, этого не происходит. Иногда, например, Бог взывает к нашим сердцам, когда мы находимся в собрании. Короткое время мы взволнованы и переполнены благими намерениями. Но когда собрание заканчивается, люди начинают оживленно и непринужденно беседовать. Вся атмосфера служения рассеялась, сила улетучилась, и Дух Божий угашен.

4,11-12 Следующий грех, о котором говорит Иаков, – осуждение, или злословие против брата. Кто-то предложил три вопроса, на которые мы должны ответить, прежде чем критиковать других: какую пользу принесет критика твоему брату? Какую пользу она даст тебе? Как через это прославится Бог?

Царский закон любви гласит, что мы должны любить ближнего своего, как самих себя. Поэтому злословить брата или судить его намерения – то же, что и выступать против этого закона и осуждать его как никуда не годный. Сознательно нарушать закон – значит не почитать и презирать его.

Это равносильно утверждению, что закон плохой и не достоин повиновения. "Отказывающийся повиноваться, в сущности, говорит, что закон, вероятно, противозаконен". Такое поведение ставит злословящего брата в странное положение судьи, а не того, кто должен быть судим. Он ставит себя выше закона, а не подчиняется ему. Но только Бог выше закона; Он – Тот, Кто дал закон и Кто судит на основании закона. Кто же дерзает посягать на место Бога и судить другого? (В тексте NU читаем "соседа".)

4,13 Следующий грех, который Иаков осуждает, – это уверенность в себе, хвастливое планирование вне зависимости от Бога (ст. 13-16). Он рисует дельца, который разработал законченный план действий на будущее. Обратите внимание на детали. Он обдумал время (сегодня или завтра); персонал (мы); место (такой-то город); продолжительность (проживем один год); деятельность (торговать); ожидаемый результат (получать прибыль).

Чего не хватает в этой картине? Он ни разу не вспоминает о Боге. В жизни возникает необходимость строить планы на будущее, но делать это по собственной воле греховно. Говорить "мы будем" или "я буду", в сущности, грех. Обратите, например, внимание на многочисленные "я буду" Люцифера в Исаии 14,13-14: "А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".

4,14 Неверно планировать так, словно это завтра наступит обязательно. "Не говори ...завтра..." (Притч. 3,28). Мы не знаем, что несет с собой "завтра". Наши жизни такие же хрупкие и непредсказуемые, как облако дыма.

4,15 Все свои планы нужно согласовывать с Богом, и они должны соответствовать Его воле. Нам следует жить и говорить, осознавая то, что наши судьбы находятся в Его власти. Мы должны говорить: "Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое". Так, в книге Деяний апостол Павел говорит: "...к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу" (18,21); в 1 Коринфянам 4,19 он писал: "Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу..." Иногда христиане используют буквы "D.V.", отражающие этот смысл зависимости от Бога. Это начальные буквы двух латинских слов Deo volente, означающих "если на то воля Божья".

4,16 "Вы, по своей надменности, тщеславитесь", – пишет Иаков. Христиане гордились своими хвастливыми планами на будущее. Они были высокомерны в своей уверенности, что ничто не помешает осуществлению их планов. Они действовали, как будто сами распоряжались своей судьбой. Всякое подобное хвастовство есть зло, потому что в нем нет места Богу.

4,17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. В этом контексте делать добро означает уповать на Бога в каждый момент жизни, жить в ежеминутной зависимости от Него.

Если мы знаем, что должны так поступать и все же не поступаем, значит мы точно грешим. Конечно, этот принцип имеет более широкое применение.

В любой сфере жизни возможность делать добро возлагает на нас ответственность за его выполнение. Если мы знаем, что правильно, мы обязаны жить согласно полученному свету. Если мы не делаем этого, значит грешим против Бога, против ближних и против самих себя.

В главе 4 Иаков испытывает наше отношение к жадности и вражде, злословию и планированию без совета с Господом. Давайте поэтому зададим себе следующие вопросы: стремлюсь ли я всегда получить больше или удовлетворен тем, что имею? Завидую ли я тем, кто имеет больше, чем я? Молюсь ли я прежде, чем что-то купить? Когда Бог говорит со мной, я покоряюсь или сопротивляюсь? Осуждаю ли я своих братьев? Планирую ли я что-нибудь без совета с Господом?


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →