Комментарии МакДональда на послание Иакова 5 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

IX. БОГАТЫЕ И ОЖИДАЮЩЕЕ ИХ РАСКАЯНИЕ (5,1-6)

Одну из наиболее обстоятельных и проникновенных глав своего Послания Иаков начинает с обличения богатых в их грехах. Слова падают, как удары молота, резко и безжалостно. И в самом деле, обвинение настолько сильно, что эти стихи редко звучат с кафедры.

Иаков здесь выступает в роли проповедника социального правосудия. Он негодует против отказа богатых использовать свои деньги на облегчение нужд людей. Он осуждает тех, кто разбогател, эксплуатируя своих рабочих. Он упрекает их в использовании богатства для потворства своим прихотям и роскошной жизни. Наконец, он описывает богатых как высокомерных угнетателей праведных.

5,1 Сначала он призывает богатых плакать и рыдать из-за бедствий, которые им предстоит испытать. Вскоре они предстанут перед Богом и тогда преисполнятся стыда и раскаяния.

Они увидят, что были неверными распорядителями. Они будут скорбеть об упущенных возможностях. Они будут раскаиваться в своих жадности и эгоизме. Они понесут осуждение за свои бесчестные махинации. Они поймут, как грешно было искать безопасность в материальных вещах, а не в Господе.

И они будут горько раскаиваться, что шли по пути потворства своим прихотям. Иаков упоминает четыре основных греха, присущих богатым. Первый грех – накопление богатства.

5,2 Дж. Б. Филипс передает этот отрывок так: "Ваши самые дорогие вещи сгнили, и запасы одежды изъедены молью. Золото ваше и серебро потускнели. Да, их тусклость будет свидетельствовать против ваших нечестивых накоплений, и вы отпрянете от них, словно они накалены докрасна".

Библия нигде не говорит, что быть богатым – грех. Человек, например, может неожиданно унаследовать состояние, и, естественно, нет греха в том, что он стал богатым. Но Библия учит, что грешно копить богатство.

Господь Иисус открыто запретил стяжательство. Он сказал: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше " (Мф. 6,19-21).

Иаков говорит о четырех формах богатства: богатство, одежды, золото и серебро. В библейские времена под богатством в основном имели в виду зерно, масло и другие товары: одежды, золото и серебро. Возможно, когда Иаков говорит: "Богатство ваше сгнило", – он подразумевает, что зерно изъедено червями, а масло прогоркло.

Дело в том, что эти продукты хранились до тех пор, пока не портились. В свое время их можно было бы использовать, чтобы накормить голодных; теперь же они ничего не стоят. "Одежды ваши изъедены молью", – продолжает он. С одеждой, которую носят постоянно, такого не происходит. Но когда шкафы настолько забиты одеждами, что их одевают очень редко, их повреждает моль. Иаков считает нравственным преступлением накапливать одежду подобным образом, в то время как множество людей во всем мире находится в отчаянной нужде.

5,3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь, продолжает он. Золото и серебро не ржавеют, но тускнеют и изменяют цвет, а при неблагоприятных условиях хранения, возможно, могут подвергаться действию коррозии. Вместо того, чтобы вложить свои деньги в дело, накормить голодных, одеть нуждающихся, обеспечить лекарствами больных и распространять Благую Весть, богатый сберегал свои деньги на "черный день". Они никому не принесли пользы и в конечном счете сгнили.

Ржавчина, свидетельствующая о неупотреблении и распаде, будет вещественным доказательством при осуждении богатых. Если это было истинно для богатых в дни Иакова, насколько же это истинно для верующих в наши дни! Какому же осуждению подвергнемся мы, если имеем средства для распространения Евангелия и не хотим воспользоваться ими! Если копим материальные ценности, когда могли бы использовать их для спасения душ!

Выражение "ржавчина их... съест плоть вашу, как огонь" означает, что отказ использовать богатство на пользу другим причинит богатым самые жестокие страдания и раскаяние. Когда их глаза наконец откроются и они увидят всю жестокость своего эгоизма и жадности, богатство (дорогостоящие украшения, шикарная одежда, роскошные дома, дорогие автомобили) будет жечь их как огонь.

5,4 Второй грех, который обличает Иаков, – приобретение богатства за счет удержания надлежащей заработной платы. Работники, пожавшие поля, были лишены своей законной платы. Хотя работники и возражали, они были довольно беспомощны, чтобы добиться возмещения. На земле у них не было никого, кто бы вступился за них.

Однако их вопли слышал Господь Саваоф (евр. "Бог воинств"). Он, стоящий во главе небесного воинства, силен выступить в защиту попранных прав простого народа. Всемогущий Господь Бог вступится и отомстит за них. Таким образом, Библия осуждает не только стяжательство, но и приобретение богатства нечестным путем. В дополнение к греху незаконного удержания заработной платы Иаков мог бы также упомянуть фальсификацию уплаты налога на доход, обвес и обмер, взятки местным инспекторам или другим должностным лицам, лживую рекламу и подделку расходных счетов.

5,5 Далее Иаков осуждает расточительную жизнь богатых. Дорогие украшения, шикарная одежда, изысканная пища и роскошные дома – как они могли тратить свое богатство на себя, когда множество людей испытывало вопиющую нужду? Или возьмем пример из наших дней. Как можно оправдать богатство и расточительность церкви и христиан? Мы живем в мире, где ежедневно тысячи людей умирают от голода. Более половины населения земного шара никогда не слышало о Господе Иисусе Христе. Чем мы в таком мире можем оправдать наши спортивные автомобили, лимузины, быстроходные яхты? Как мы можем расходовать деньги Господа на дорогие гостиницы, первоклассные рестораны, на любые формы потворства своим желаниям? Ясное учение Священного Писания, вопиющие нужды мира, пример Спасителя и простое чувство сострадания говорят нам, что предосудительно жить в комфорте, роскоши и покое, пока есть хотя бы одна душа, которая не слышала Благой Вести.

Живущие в наслаждении и несдержанные в роскошествовании уподоблены тем, кто напитал сердца свои как бы на день заклания, подобно животным, откормленным как раз перед их закланием, или подобно солдатам, занимающимся грабежом, когда другие вокруг них погибают.

5,6 Заключительное обвинение против богатых: они осудили и убили праведника, и он не противился им. Некоторые полагают, что этот праведник – Господь Иисус. Однако в Его смерти виновны скорее религиозные деятели, а не богатые люди. Вероятно, более правильно думать о праведнике как о представляющем всех невинных людей. Иаков думает о присущем богатым грубом, повелительном отношении к своим подчиненным. Богатые осудили их по ложному обвинению своей резкой речью и угрозами. Они убили их, возможно, не в прямом смысле, а заставляя чрезмерно трудиться и недоплачивая за работу. Невинные не оказывали никакого сопротивления.

Возражения могли бы кончиться для них еще большими издевательствами или увольнением с работы.

X. ПРИЗЫВ К ДОЛГОТЕРПЕНИЮ (5,7-12)

5,7 Теперь Иаков обращается к верующим, которые испытывают притеснения, и призывает их к долготерпению. Основание для долготерпения – пришествие Господне. Оно может означать либо восхищение на небо, либо пришествие Христа для царствования.

Оба используются в НЗ как стимулы к

долготерпению.

Земледелец иллюстрирует потребность в терпении. Он не пожинает в тот же самый день, в который садит.

Ему предстоит длительный период ожидания. Сначала должен пройти ранний дождь, который поможет семени прорасти. Затем в конце сезона – поздний дождь, необходимый для хорошего урожая. Некоторые видят в этой ссылке на ранний и поздний дождь обещание того, что благословения Пятидесятницы, которые излились на Церковь на заре христианства, повторятся перед возвращением Господа, но общий смысл НЗ, кажется, не подтверждает такого ожидания. Однако ничто не может запретить нам ожидать верный остаток верующих, сгорающих в служении Богу и согбенных под ношей мировой евангелизации. Есть ли лучший способ приветствовать возвращение Спасителя?

5,8 Когда возвратится Господь, зло земное превратится в добро. Поэтому Его народ должен быть долготерпеливым, подобно земледельцу. Сердца Божьих детей должны укрепляться уверенностью в Его пришествии.

5,9 Во времена преследований и бедствий недопустимо жертвам ополчаться друг против друга. В дни испытаний наблюдается любопытная особенность человеческой натуры, когда в нас вскипает гнев против тех, кого мы больше всего любим. Поэтому Иаков предупреждает: "Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными". (В текстах NU и М читаем "судимыми", но контекст предполагает отрицательный приговор, так что слово "осужденными" обоснованно.) Этот стих призывает слуг Господних вместе трудиться в тяжелых обстоятельствах. Не следует позволять негодованию захлестнуть нас. В конце концов, Судья уже у дверей! Он знает наши мысли. Вскоре мы предстанем пред судилищем Христовым, чтобы дать отчет. Мы не должны судить, чтобы не быть осужденными.

5,10 В пример злострадания и долготерпения приведены ветхозаветные пророки. Обратите внимание, что злострадание предшествует долготерпению. "От скорби происходит терпение" (Рим. 5,3). Как объяснялось выше, терпение в НЗ означает силу духа или непоколебимость. За верность в провозглашении Слова Господня пророков нещадно преследовали. Все же они, как бы видя Невидимого, были тверды (Евр. 11:27,32-40).

5,11 Мы смотрим на пророков, таких как Исаия, Иеремия и Даниил, с большим уважением. Мы чтим их за жизнь, полную рвения и преданности.

В этом смысле мы ублажаем их. Мы соглашаемся, что они были правы, а мир не прав. Мы должны помнить, что они прошли через большие испытания и страдания и с терпением их перенесли. Если мы хотим, чтобы нас ублажали, разумно заключить, что нам следует делать то же самое.

Иов – прекрасный пример терпения или силы духа. Немногие, если вообще такие были в мировой истории, перенесли так много потерь за такое короткое время, как Иов. И все же он никогда не проклинал Бога и не отступал от Него. В конце его терпение было вознаграждено. Бог явил Себя, ибо Он всегда милосерд и сострадателен.

Если бы мы не знали, что Иаков называет концом оного от Господа (заключительный итог или результат, который подводит Господь), мы, вероятно, завидовали бы нечестивым. Асаф позавидовал благоденствию нечестивых (Пс. 72,3-17). Чем больше он думал об этом, тем больше тревожился. Тогда он вошел в святилище Божье и уразумел конец нечестивых. Вся его зависть рассеялась. Давид испытал то же самое. В Псалме 16,15 он описывает удел верующего в предстоящей жизни. Взирая на грядущее воздаяние, верующий становится непоколебимым. В случае с Иовом конец оного от Господа был таков: Бог дал ему вдвое больше того, что он имел прежде (Иов. 42,10-15).

5,12 Нетерпение во времена испытаний также проявляется в клятвах.

Здесь прежде всего речь идет не о богохульстве или проклятии. И не о принесении присяги в суде. Запрещается легкомысленно использовать имя Господа или другое имя в подтверждение истинности слов. Христианин не должен клясться кем-то или чем-то: ни небом, ни землею. Знающие его должны быть уверены, что его "да" означает "да" и его "нет" означает "нет".

На основании этого стиха можно также говорить о недопустимости таких бесполезных выражений, как "ради всего святого", "бог мне судья", "как бог свят", и такими грубыми клятвами, как "побей меня бог", "разрази меня бог" и "ей-богу".

Дабы вам не подпасть осуждению, говорит Иаков, возможно, думая о третьей заповеди: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх. 20,7).

(Большинство текстов дают более интересный вариант чтения. В NU читаем hupo krisin, то есть "под осуждение" использовано вместо греч. слова. Но в ·большинстве манускриптов читаем eis ("в") hupokrisin ("лицемерие"). Если маленький предлог "eis" был опущен по ошибке при переписывании текста, то будет естественным взять приставку hupokrisin как отдельный предлог и получить толкование "под суждение". Оба выражения соответствуют данному контексту, следовательно, все Послание Иакова, подходящее здесь к завершению, можно было бы рассматривать как предупреждение против религиозного лицемерия.)

XI. МОЛИТВА И ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЬНОГО (5,13-20)

Тема заключительных стихов Послания – молитва. Слово это в форме существительного или глагола встречается здесь семь раз.

5,13 В любых обстоятельствах жизни мы должны приходить к Господу с молитвой. В периоды страданий мы должны приближаться к Нему с горячей мольбой. Во времена радости мы должны возносить Ему нашу сердечную хвалу. Он хочет присутствовать во всех переменах настроения в нашей жизни.

Мы должны видеть в Боге первопричину всего, что происходит в нашей жизни. Мы не должны подпадать под влияние того, что Рузерфорд назвал "беспорядочной круговертью, в которой мы позволяем себе быть жертвами обстоятельств или ждать, когда наши обстоятельства изменятся. Мы во всем должны видеть только Его руку и ничто другое".

Это – одна из наиболее спорных частей Послания и, возможно, всего НЗ. Она ставит нас лицом к лицу с проблемой исцеления в жизни современного верующего.

Прежде чем подробней останавливаться на стихах, будет полезным рассмотреть учение Библии о болезни и исцелении.

БОЖЕСТВЕННОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ

1. Христиане признают, что всякая болезнь – преимущественно результат присутствия в мире греха. Если бы не было греха, не было бы и никакой болезни.

2. Иногда болезнь – прямой результат греха в жизни человека. В 1 Коринфянам 11,30 читаем о коринфянах, которые заболели потому, что участвовали в Вечере Господней, не покаявшись в грехе, имевшем место в их жизни, то есть не исповедав и не оставив его.

3. Не всякая болезнь – прямой результат греха в жизни человека. Иов заболел, несмотря на то что был самым благочестивым человеком (Иов. 1,8). Слепорожденный не совершал никаких грехов (Ин. 9,2-3). Болезнь Епафродита была следствием неустанного служения на ниве Господней (Флп. 2,30). Гай был духовно здоров, но нездоров физически (3 Ин. 2).

4. Иногда болезнь – результат сатанинской деятельности. Именно сатана поразил тело Иова лютой проказой (Иов. 2,7). Именно сатана причинил вред женщине, о которой рассказывается у Луки (13,10-17), скорчив ее так, что она не могла выпрямиться: "Сию же дочь... которую связал сатана вот уже восемнадцать лет..." (13,16). Павел имел физическую немощь, вызванную сатаной. Он называл ее жалом во плоти, данным ангелом сатаны, чтобы удручать его (2 Кор. 12,7).

5. Бог может исцелять и делает это. В самом прямом смысле всякое исцеление исходит от Бога. Одно из имен Бога в ВЗ – Иегова-Рофека, "Господь, целитель твой" (Исх. 15,26). Мы должны признавать присутствие Божье в каждом случае исцеления. Из Библии мы узнаем, что Бог использует различные средства для исцеления. Иногда Он исцеляет через естественные физические процессы. Он наделил человеческое тело огромными силами для выздоровления. Врачи знают, что большинство недомоганий лучше всего поддаются лечению утром. Иногда Бог исцеляет через лекарства. Например, Павел советовал Тимофею: "...употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5,23). Иногда Он исцеляет через "освобождение от подспудных страхов, чувства обиды, самоозабоченности и чувства вины, каждое их которых может вызвать болезнь". Иногда Он исцеляет через терапевтов и хирургов. Иисус открыто учил, что больные люди имеют нужду во враче (Мф. 9,12). Павел говорил о Луке как о "враче возлюбленном" (Кол. 4,14) и, естественно, признавал потребность во врачах среди христиан. Бог использует врачей в служении исцеления. Как сказал известный французский хирург Амбруаз Паре: "Хирург перевязывает рану, Бог заживляет ее".

6. Но Бог исцеляет и чудесным образом. Евангелия содержат множество примеров этому. Было бы неверно говорить, что Бог главным образом только так и исцеляет, как неправильно и утверждать, что Он вообще никогда этого не делает. В Библии нет ничего такого, что поколебало бы нашу веру в чудесные Божьи исцеления в настоящее время.

7. Все же мы должны понимать, что не всегда есть Божья воля на исцеление. Павел оставил больного Трофима в Милите (2 Тим. 4,20). Господь не избавил Павла от его жала в плоти (2 Кор. 12,7-10). Если бы воля Божья на исцеление была всегда, то некоторые люди никогда бы не старились и не умирали!

8. Бог не обещал исцелять в любом случае, поэтому мы не можем требовать от Него исцеления. В Филиппийцам 2,27 об исцелении говорится как о помиловании, а не о чем-то, на что мы вправе претендовать.

9. В общем смысле верно то, что исцеление заложено в искуплении, но все же не все благословения, находящиеся в искуплении, даны нам уже сейчас. Например, в искупительную работу Христа включено искупление нашего тела, но мы не получим его до тех пор, пока Христос не придет за Своими святыми (Рим. 8,23). Вот тогда мы полностью и окончательно избавимся от всех болезней.

10. Если мы не можем исцелиться от болезни, то это не значит, что у нас мало или нет веры. Если бы это было так, то можно предположить, что кто-то сможет прожить бесконечно долго; но никто этого не может. Павел, Трофим и Гай не исцелились, и все же их вера была зрелой и действенной.

5,14-15 Возвращаясь к главе 5 Иакова, мы видим, как это место соответствует всему учению Библии об исцелении: Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Если бы это были единственные стихи в Библии, касающиеся исцеления, мы бы предположили, что, выполнив перечисленные здесь требования, христианин может быть уверен в исцелении от всякой болезни, поражающей его при жизни. Однако на основании других отрывков Священного Писания мы можем сказать, что не всегда есть Божья воля на исцеление. Поэтому мы вынуждены заключить, что Иаков говорит не о всех болезнях, а лишь о некоторых, то есть о болезнях, постигших нас в результате определенных обстоятельств. Ключ к пониманию этих стихов дан в словах: "И если он соделал грехи, простятся ему". Исцеление в данном случае связано с прощением грехов.

Здесь описывается человек, совершивший некий грех, и, вероятно, поместная церковь знала об этом. Спустя короткое время его поразила болезнь. Он понимает, что эта болезнь – прямой результат совершенного им греха. Бог наказал его, чтобы дать ему возможность вернуться в общение с Ним. Человек раскаивается о своем грехе и исповедует его перед Богом. Но так как о грехе знает и община, он призывает пресвитеров и также исповедуется им в содеянном. Они молятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне.

Такая молитва веры спасает больного, и Господь восстанавливает его. Этим Господь дает нам определенное обещание: там, где болезнь – прямой результат греха и где этот грех исповедуют и оставляют, как здесь описано, Господь исцеляет.

Кто-то возразит: "Откуда вы знаете, что человек согрешил и что в данном случае он раскаялся и исповедал свой грех?" Ответ находится в заключительной части стиха 15, где сказано, что его грехи прощены. А мы знаем, что грехи прощаются только в результате их исповедания (1 Ин. 1,9).

Кто-то вновь возразит: "Здесь не говорится, что он совершил грехи. Здесь сказано: "и если он соделал грехи". Совершенно верно, но весь контекст свидетельствует о признании греха и восстановлении впавшего в грех. Обратите внимание на следующий стих: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться". Засуха, упомянутая в стихах 17-18, была наказанием Божьим за грехи Израиля. Она прекратилась после того, как народ повернулся к Господу, признав Его истинным Богом (3 Цар. 18,39). Как мы увидим, из стихов 19-20 ясно следует, что речь идет о восстановлении согрешившего.

Общий смысл Иакова 5,13-20 подразумевает, что Бог обещает исцеление человеку, болезнь которого вызвана грехом и который исповедует грех перед пресвитерами. Обязанность пресвитеров заключается в том, чтобы помолиться над ним, помазавши его елеем.

Кое-кто считает, что под елеем подразумевается использование медикаментов, так как елей был лекарственным средством в те дни, когда Иаков писал свое Послание (Лк. 10,34). Другая точка зрения отстаивает ритуальное использование елея. Она подкрепляется выражением "во имя Господне". Другими словами, помазание должно было осуществляться Его властью и в повиновение Его слову. Апостолы иногда использовали елей при сотворении чудодейственных исцелений (Мк. 6,13).

Елей не обладал исцеляющей силой, но символизировал Духа Святого в Его служении исцеления (1 Кор. 12,9).

Кто-то возразит, что ритуальное использование елея противоречит эпохе благодати с ее отказом от церемоний и обрядов. Однако мы используем хлеб и вино как символы Тела и Крови Христа, а во время крещения используем воду. Женщины сидят в собрании с покрытыми головами. И эти уборы символизируют их подчинение мужу.

Почему же мы должны возражать против ритуального использования елея?

В ответ на молитву веры Бог исцелит человека. Эта молитва веры основана на обещании Слова Божьего. Дело не в том, достаточно ли веры у старейшин или самого больного. Старейшины могут молиться с полной уверенностью, потому что Бог обещал восстановить человека, если будут полностью выполнены все указанные условия.

Итак, подведем итог: мы полагаем, что стихи 14-15 относятся к случаю, когда человек заболевает в результате какого-то греха. Поняв это и раскаявшись, он должен призвать пресвитеров церкви и во всем им признаться. Затем они должны помолиться над ним, помазав его елеем во имя Господне. Они могут с верой молиться о его восстановлении, ибо Бог обещает исцеление такому человеку.

5,16 Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. (В тексте NU читаем: "Поэтому исповедуйте свои грехи".) При беглом чтении этого наставления может возникнуть впечатление, что мы должны сообщать другим о всех наших тайных грехах. Но мысль здесь совершенно другая! Прежде всего Иаков имеет в виду, что когда мы согрешаем против кого-то, мы должны тут же признаться в этом грехе человеку, перед которым виноваты.

Также мы должны молиться друг за друга. Вместо того чтобы позволять чувству обиды и недоброжелательства владеть нами, мы должны через исповедание и молитву поддерживать в себе чувство братского общения с другими.

Физическое исцеление связано с духовным восстановлением. Заметьте, как Иаков объединяет исповедание, молитву и исцеление. Это есть четкое указание на жизненно важную взаимосвязь между физическим и духовным. Человек – трехмерное создание, состоящее из духа, души и тела (1 Фес. 5,23). Воздействовать на одну часть или поразить ее – значит воздействовать на все или поразить все. Во времена ВЗ священник был одновременно и врачом. Именно он диагностировал проказу и он же объявлял об исцелении. Таким образом, объединяя служение священника и врача в одном человеке, Господь указал на близкую связь между духом и телом.

Область психосоматической медицины признает эту связь и исследует личностные проблемы, способные вызвать физические недуги. Но современная медицина не имеет средств от греха. Избавление от вины, осквернения, власти греха и наказания за него может прийти только на основании Крови Христа, раскаяния перед Богом и людьми. Чаще, чем нам хотелось бы признать, болезни вызваны такими грехами, как обжорство, заботы, раздражение, дух непрощения, невоздержанность, зависть, эгоизм и гордость.

Грех в жизни влечет за собой болезнь и иногда смерть (1 Кор. 11,30). Мы должны исповедать и оставить грех, как только осознаем, что он вошел в нашу жизнь. Все грехи должны быть исповеданы перед Богом. Кроме того, грехи против других людей нужно исповедать также и перед ними. Это жизненно важно как для нашего духовного здоровья, так и для физического.

5,16-18 "Много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой".

Этот случай записан в 3 Царств 17,1 – 19,10. Ахав был в то время царем Израиля. Уступая своей жене Иезавели, он стал поклоняться Ваалу и насаждал эту мерзкую форму идолопоклонства среди людей. "...И более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева" (3 Цар. 16,33). Засуха, продолжавшаяся в Израиле три с половиной года, была прямым результатом греха.

Тогда между Илией и пророками Ваала произошло известное состязание на горе Кармил. Когда ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, тогда люди были убеждены и вновь обратились к Господу. И опять Илия помолился, и прекратилась засуха. Пример Илии дан нам в ободрение, чтобы мы молились о грешниках, блуждающих вдалеке от общения с Богом. Много может усиленная молитва праведного, или как кто-то перефразировал: "Молитва человека, сердце которого право перед Богом, творит чудеса". Для того чтобы у нас не возникали мысли, что Илия был на порядок выше, чем мы, Иаков напоминает, что Илия был человек с такой же самой бренной плотью. Он был простым человеком, подверженным тем же слабостям и немощам, что и другие люди.

5,19-20 В предыдущих стихах мы видели, как Бог использует для восстановления согрешившего святого пресвитеров церкви. И мы видели Илию, используемого в восстановлении (частичном и временном) согрешившего народа. Теперь призыв посвятить себя этому ответственному служению обращен к нам.

Стих 19 описывает брата христианина, уклонившегося от истины либо в вере, либо в поступках. Другой брат усердно и с верой молится и таким образом с любовью обращает его назад к общению с Богом и с братьями и сестрами во Христе. Как велико значение этого служения! Прежде всего он спасет согрешившего брата от преждевременной смерти от карающей руки Божьей. Кроме того, он покроет множество грехов. Они прощены и забыты Богом. Также они прощены верующими и скрыты от пристального взгляда окружающего мира. Как необходимо это служение сегодня! Ревностно неся Благую Весть погибающим, мы, возможно, не уделяем достаточного внимания тем овцам Христовым, которые отстали от стада.

Еще раз Иаков обращается к нашей совести, затрагивая различные сферы христианской жизни. Он спрашивает нас, например: собираете ли вы сокровища на земле? Можно ли назвать ваши методы ведения дел предельно честными? Например, уплату налога на прибыль? Вы живете роскошно или жертвенно, дабы другие могли прийти и познать Спасителя? Согрешив против другого человека, спешите ли вы пойти к нему и извиниться? Если вы заболели, то к кому прежде всего обращаетесь – к врачу или Господу? Видя, что брат впал в грех, вы осуждаете его или пытаетесь восстановить его?

Итак, мы заканчиваем изучение этого практического краткого Послания. В нем мы увидели испытание веры. Мы видели веру, испытанную жизненными проблемами, дьявольскими искушениями, повиновением Слову Божьему. Человеку, говорящему, что он имеет веру, было предложено показать ее, избегая лицеприятия или снобизма, и подтвердить ее добрыми делами. Подлинная вера проявляется в речах человека; верующий учится подчинять свой язык господству Христа. Истинная вера сопровождается истинной мудростью; жизнь, исполненная зависти и вражды, преображается в действительно благочестивую жизнь.

Вера избегает вражды, конфликтов и зависти, порождаемых алчностью и мирскими амбициями. Она избегает резкого, критического духа. Она избегает уверенности в себе, которая оставляет Бога вне жизненных планов.

Вера, кроме всего прочего, подвергается испытаниям при зарабатывании и трате денег. Несмотря на притеснения, она проявляет силу духа и терпение до пришествия Господня. Слова ее всегда правдивы и не нуждаются ни в каких клятвенных заверениях. Вера обращена к Богу во всех переменах жизненных настроений. В болезни она прежде всего ищет духовные причины. Исповедуясь перед Богом и теми, кому причинила зло, она устраняет эти возможные причины. И наконец, вера проявляет себя в любви и сострадании к тем, кто оступился и впал в грех.

Ваша и моя вера ежедневно подвергается испытанию. Каков приговор Судьи?


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →