Комментарии МакДональда на 1-е послание Петра 3 глава

Г. Как жена должна относиться к мужу (3,1-6)

3,1 Петр обратил внимание на обязанность христиан подчиняться человеческим властям и земным господам. Теперь он переходит к теме покорности жен их мужьям.

Каждая жена должна повиноваться своему мужу независимо от того, верующий он или нет. Бог определил мужчине место главы, и Его воля заключается в том, чтобы женщина признавала власть мужчины. Отношения между мужем и женой иллюстрируют отношения между Христом и Церковью.

Женщина должна повиноваться своему мужу так же, как Церковь должна повиноваться Христу.

В нашем обществе такие отношения отошли в прошлое. Женщины захватывают власть над мужчинами, и наше общество все более и более становится матриархальным. Во многих церквах женщины кажутся более активными и одаренными, чем мужчины. Но Слово Божье незыблемо. Главенство мужчины – это Божественное установление. Как бы разумно ни звучали аргументы, но результатом узурпации женщиной власти над мужчиной в конечном счете будут лишь проблемы и хаос.

Даже если муж неверующий, жена все равно должна уважать его как главу. Это будет свидетельством ее веры в Христа. Ее жизнь как покорной, любящей, преданной жены может содействовать приобретению его для Спасителя. И она может приобрести его без слов. Это значит, что жена не должна постоянно читать мужу проповеди. Вероятно, жены, ворчавшие на мужей и старавшиеся вбить им в голову Евангелие, нанесли им большой вред. Здесь подчеркивается, что приобрести мужа для живого Христа жены могут своей повседневной жизнью.

Но предположим, что муж вмешивается в христианскую жизнь своей жены. Что ей делать в таком случае?

Если он требует, чтобы она не повиновалась ясной заповеди Писания, то она вольна ослушаться мужа и сохранить верность Господу. Если же дело касается скорее христианских прав, а не однозначного долга, то она должна повиноваться мужу и отказаться от своих привилегий.

Когда Петр говорит о жене христианке, имеющей мужа язычника, он тем самым не смотрит сквозь пальцы на бракосочетание верующего с неверующим. На это никогда не было воли Божьей. Апостол прежде всего рассматривает случаи, когда жена уверовала после брака. Ее обязанность состоит в том, чтобы повиноваться даже неверующему мужу.

3,2 На неспасенного мужа может произвести впечатление благоговейное и чистое поведение его жены. Дух Божий может использовать ее жизнь, чтобы обличить его в греховности и привести к вере в Христа.

Джордж Мюллер рассказал о богатом немце, жена которого была искренней верующей. Этот человек страшно пил, допоздна засиживаясь в трактире. Она отсылала слуг спать, а сама не ложилась до тех пор, пока он не возвращался, любезно его встречала и никогда не бранила и не жаловалась. Иногда ей даже приходилось раздевать его и укладывать в постель.

Однажды ночью в трактире он сказал своим близким друзьям: "Держу пари, что, когда мы придем ко мне домой, моя жена будет сидеть и ждать меня. Она откроет дверь и окажет нам царский прием, даже приготовит для нас ужин, если я попрошу ее".

Сначала друзья были настроены скептически, но решили пойти и убедиться. И точно, она открыла дверь, вежливо их приняла и охотно, без малейшего недовольства, согласилась приготовить для них ужин. Накрыв стол, она пошла к себе в комнату. Как только она вышла, один из гостей начал осуждать мужа: "Какой же ты мужчина, если так плохо обращаешься с такой хорошей женщиной?" Обвинитель, не закончив ужинать, встал и ушел из дому. За ним вышел другой и третий, и так ушли все, не доев ужина.

За каких-то полчаса муж глубоко осознал свою греховность и особенно бессердечное отношение к жене. Он пошел в комнату жены, попросил ее помолиться о нем, раскаялся в грехах и пришел ко Христу. С того времени он стал преданным учеником Господа Иисуса. Он был приобретен без единого слова!

Джордж Мюллер советовал:

"Не отчаивайтесь, если вам приходится страдать от неверующих родственников. Возможно, очень скоро Господь исполнит желание сердца вашего и ответит на вашу о них молитву. А вы тем временем стремитесь нести истину, не упрекая их за неправильное отношение к вам, но проявляя к ним мягкость, нежность и доброту Господа Иисуса Христа". (George Muller, в периодическом журнале под названием "Слово", под редакцией Ричарда Берсона, дата неизвестна, сс. 33-35.)

3,3 Может показаться, что здесь тема меняется и переходит к женской одежде, но фактически апостол описывает, как жена может наилучшим образом угождать и служить мужу. Влиять на него будет не столько то, как она выглядит, сколько ее внутренняя жизнь, исполненная святости и повиновения.

Следует избегать различных внешних украшений:

1. Внешнее плетение волос. Некоторые думают, что недопустима даже скромная коса. Вероятнее всего, Петр выступает против чрезмерно громоздких причесок с каскадами лент, которые были популярны в древнем Риме.

2. Золотые уборы. Некоторые толкуют это как абсолютный запрет любых ювелирных изделий. Другие видят в этом запрет эффектных и экстравагантных драгоценностей.

3. Нарядность в одежде. Очевидно, запрещена не обычная одежда, а кричащие платья. Прочтите Исаии 3,16-25 и узнаете, что Бог думает о всех формах экстравагантных украшений.

ХРИСТИАНСКАЯ ОДЕЖДА

В выборе одежды и драгоценностей все верующие, как мужчины, так и женщины, должны руководствоваться одинаковыми принципами. Первый принцип – стоимость. Сколько мы тратим на одежду? Вся ли она необходима нам? Можно ли расходовать деньги лучшим образом?

В Первом послании к Тимофею (2,9) запрещается дорогая одежда: "...ни многоценною одеждою". Дело не в том, можем мы позволить себе такую одежду или нет. Христианину грех тратить деньги на дорогую одежду, потому что Слово Божье запрещает это. Против этого восстает и сострадание. Отчаянно тяжелое положение наших ближних в других странах, их огромные духовные и физические нужды подтверждают бессердечность излишней траты денег на одежду.

Это относится не только к качеству покупаемой одежды, но и к ее количеству. Шкафы некоторых христиан напоминают магазины или склады одежды. Когда они отправляются в отпуск, на заднем сиденье автомобиля протянут стержень, на котором висит множество платьев, рубашек и костюмов, которые могут посоперничать с образцами путешествующего продавца одежды.

Почему мы так поступаем? Разве это не гордыня? Нам нравится слышать комплименты о нашем хорошем вкусе, прекрасной внешности. Расходы на покупку одежды – это только один принцип, которым мы должны руководствоваться в выборе одежды.

Второй принцип – скромность. Павел говорит: "...с стыдливостью и целомудрием". Одно из значений слова "стыдливость" – скромность, сдержанность. Одна из функций одежды – прикрытие наготы человека. По крайней мере, так было вначале. Но теперь одежда, по-видимому, предназначена для все большего показа анатомических особенностей. Человек таким образом гордится своим позором. Не удивительно, когда это делают люди безбожные, но довольно отвратительно наблюдать, как им подражают христиане.

Но скромность может также подразумевать привлекательность. Это означает, что христианин должен одеваться опрятно. Нет никакого достоинства в запущенности и неопрятности.

Освальд Чамберс сказал, что неряшливость – оскорбление Духа Святого. Одежда верующего должна быть чистой и выглаженной, в хорошем состоянии и по размеру.

Вообще христианин должен избегать фасонов, привлекающих к себе внимание. Это не его жизненная цель. Он находится на земле не как украшение, а как плодоносящая ветвь виноградной Лозы. Мы можем привлекать к себе внимание многими способами.

Старомодная одежда тоже привлекает внимание. Христианин должен также избегать одежды, которая чрезмерно открытая, или броская, или странная.

Наконец, христианин (и это может быть особой проблемой для молодого верующего) должен избегать одежды неприличной или провоцирующей возбуждение. Мы уже упоминали открытые фасоны. Но одежда может закрывать все тело и тем не менее пробуждать в других похоти. Современные фасоны не предназначены для поддержания духовности. Напротив, они отражают присущую нашему веку одержимость сексом. Верующий никогда не должен носить одежду, которая возбуждает страсть или затрудняет другим христианскую жизнь.

Большая проблема, конечно, заключается в том, чтобы противостать огромному социальному давлению. Это всегда было и будет реальностью жизни.

Христианину нужен сильный спинной хребет, чтобы сопротивляться крайностям моды, плыть против течения общественного мнения и украшать себя так, как приличествует Евангелию.

Если мы сделаем Христа Господом нашего платяного шкафа, все будет хорошо.

3,4 Одежда, делающая верующих истинно привлекательными, – это красота сокровенного сердца человека. Модные прически, дорогостоящие украшения и прекрасная одежда тленны. Приводя этот яркий контраст, Петр требует, чтобы мы сделали выбор.

Ф. Б. Мейер замечает: "Есть множество людей, чье тело снаружи богато украшено, но внутреннее существо одето в лохмотья; но есть другие, одеяние которых изношено и потерто, но внутренне они великолепны". (F. B. Meyer, Tried, p. 117.)

Люди думают, что ценны сокровища; Бог считает драгоценными сокровища кроткого и молчаливого духа.

3,5 Благочестивые женщины ВЗ украшали себя, совершенствуя моральную и духовную красоту внутренней жизни. Один аспект этой красоты в сознательном повиновении своим мужьям. Эти святые жены уповали на Бога. Их жизнь сосредоточивалась на Боге. Желая во всем Ему угождать, они признавали определенный Им порядок и повиновались своим мужьям.

3,6 Здесь в пример приведена Сарра. Она повиновалась Аврааму, называя его господином. В Бытие 18,12 мы читаем, что Сарра произносила это слово "внутренне". Она не создавала шумихи вокруг своего повиновения Аврааму, называя его при всех господином. Она внутренне признала его своим главой, и это признание проявлялось в ее действиях. Женщины, следующие примеру Сарры, – ее дети. Иудейские женщины – потомки Сарры по рождению.

Но, чтобы быть ее детьми в лучшем смысле, они должны подражать ее поведению. Дети должны быть похожими на своих родителей.

Они должны делать добро и не смущаться ни от какого страха. То есть жена христианка должна выполнять назначенную ей Богом роль послушной помощницы и не пугаться, даже если ей суждено сносить неблагоразумное поведение неверующего мужа, кроме, естественно, тех случаев, когда оно переходит в насилие или угрожает жизни.

Д. Как муж должен относиться к жене (3,7)

Теперь апостол обращается к мужьям и указывает на соответствующие обязанности, которые те должны выполнять. Им следует заботиться о своих женах, проявляя любовь, обходительность и благоразумие. Они должны чутко относиться к женам как представительницам немощнейшего пола.

В наши дни, когда в разгаре феминистское движение, Библия, говоря о женщинах как немощнейших сосудах, может показаться идущей не в ногу со временем. Но факт, что обычная женщина физически более немощная, чем мужчина, не требует доказательств. Также, говоря в целом, она не способна управлять своими чувствами, как мужчина, и чаще руководствуется эмоциональными порывами, чем рациональным, логическим мышлением. Она слаба в анализе глубоких теологических проблем. И вообще она более зависима, чем мужчина.

Но то, что женщина во многом слабее, не означает, что она хуже мужчины; Библия ни в коем случае не подразумевает этого. Также это не значит, что она в действительности иногда не может быть сильнее или компетентнее в некоторых сферах. Как правило, женщины более преданы Христу, чем мужчины. И они обычно более терпеливо переносят длительную боль и тяжелые обстоятельства.

Муж должен признавать, что жена – такой же сонаследник благодатной жизни. Здесь имеется в виду семья, в которой оба супруга верующие. Жена в чем-то слабее мужа, но она наслаждается равным положением перед Богом и одинаково разделяет дар вечной жизни. Также она более, чем муж, вовлечена в рождение в мир новой жизни.

Когда есть разногласия, появляется препятствие молитвам. Бигг говорит: "Вздохи обиженной жены создают помехи в молитвах мужа, когда Бог выслушивает их". (Charles Bigg, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Peter and St. Jude (ICC), p. 155.) Паре очень трудно молиться вместе, если что-то нарушает их общение. Ради мира и благополучия в доме мужу и жене важно соблюдать несколько основных правил:

1. Быть абсолютно честными, чтобы иметь основание для взаимного доверия.

2 . Держать линию связи свободной, то есть постоянно общаться. Должна существовать постоянная готовность разобраться в ситуации. Когда в котле накапливается пар, неизбежен взрыв. Выяснение отношений предполагает готовность каждого сказать: "Я сожалею, извини", и простить, возможно, не раз.

3. Не замечать незначительные ошибки и своеобразные манеры. Любовь покрывает множество грехов. Не требуйте совершенства от других, если не способны достичь его в себе самом.

4. Старайтесь быть едиными в вопросах бюджета. Избегайте чрезмерных расходов, покупок в кредит и стремления "не отставать от Джонсов".

5. Помнить, что любовь – заповедь, а не бесконтрольные эмоции. Любовь включает все, что описано в 13-й главе 1 Коринфянам. Например, любовь обходительна; она удержит вас от критики или противоречий вашему супругу на глазах у других. Любовь будет удерживать вас от ссоры в присутствии детей, зная, что это может подорвать их чувство безопасности. В этом и сотне других случаев любовь создает в семье атмосферу счастья и удаляет вражду и разобщенность.

Е. Как брат должен относиться к братству (3,8)

То что эти стихи прежде всего относятся к христианину и его отношению с общиной, очевидно из призывов к единству и братской любви. Другие три настоятельных призыва могут иметь более широкое применение.

Слово "наконец" не подразумевает, что Петр собирается завершать свое Послание. Он обращался к различным группам населения – слугам, женам и мужьям. Теперь, в заключение, он обращается ко всем нам.

Будьте все единомысленны. Это не означает, что у христиан будет одинаковый взгляд на вещи. Это была бы однородность, а не единство. Лучшая формула дана в известном выражении: в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь. Мы должны быть сострадательны друг к другу. Это буквально означает "страдать вместе", и это наставление особенно необходимо тем, кто подвергается преследованиям. Совет полезен во все времена, ибо никто и никогда не освобожден от страдания.

Будьте братолюбивы. Неизвестный автор пишет:

"Провидение не спрашивает нас, кого мы хотели бы видеть нашими братьями, это решено за нас; но нам заповедано любить их независимо от наших естественных склонностей и вкусов. Вы возразите, что это невозможно. Но помните, что истинная любовь не обязательно начинается с эмоций, а зависит от воли; она определяется не чувствами, а делами; не сантиментами, а действиями; не ласковыми словами, а благородными и бескорыстными поступками.

Быть милосердным – значит иметь сердце, чуткое к нуждам и переживаниям других. Оно отказывается стать холодным, черствым или циничным, несмотря на бесчестность.

Смиренномудрие. (Вместо слова "смиренномудрие" (philophrones) в тексте NU читаем "скромность" (tapeinophrones). Оба означают прекрасные достоинства, соответствующие контексту; какое из них считать оригинальным, зависит от точки зрения того, кто анализирует текст НЗ.) Данное слово имеет столь узкое значение, что этому понятию нужно учить как одному из христианских достоинств. По существу, оно означает "смиренно думать о других", "ставить других выше себя", "говорить и делать дела милосердия".

Смиренномудрие служит другим прежде, чем себе, ищет любую возможность помочь и выражает немедленную признательность за оказанную доброту. Оно никогда не бывает грубым, вульгарным или невежливым.

Ж. Как страждущий должен относиться к гонителям (3,9 – 4,6)

3,9 Это Послание написано на фоне преследований и страданий. Начиная с этого стиха и до 4,6, речь идет о христианине и его отношении к гонителям. Верующим неоднократно даются настоятельные советы страдать ради правды, не принимая ответных мер. Мы не должны воздавать злом за зло или ругательством за ругательство. Вместо этого мы призваны благословлять обижающих нас и отвечать на оскорбление добротой. Как христиане, мы призваны делать другим не зло, а добро, не проклинать, а благословлять. Тогда Бог вознаградит наши поступки благословением.

3,10 В стихах 10-12 Петр ссылается на Псалом 33,13-17, подтверждая, что благословение Божье наследуют те, кто воздерживается от злых дел и речей и поступает праведно. Сила первого стиха в следующем: тому, кто любит всю полноту жизни и хочет видеть добрые дни, следует воздерживаться от злых разговоров или лукавства. Он не должен в ответ на оскорбления и ложь воздавать тем же. У Иоанна (12,25) осуждается любовь к жизни, но там имеется в виду жизнь в угоду себе и пренебрежение истинной целью жизни. Здесь же говорится о жизни, исполняющей предначертание Божье.

3,11 Запрещены не только злые речи, но и злые дела. Ответные меры только усугубляют конфликт. Унизительно использовать мирские средства самозащиты. Верующий должен отвечать на зло добром и искать мира, кротко снося оскорбления. Нельзя огонь потушить огнем.

"Единственный способ преодолеть зло – позволить ему идти своим путем, чтобы оно не встречало сопротивления, которого ищет. Сопротивление порождает еще большее зло и подливает масла в огонь. Но когда зло не встречает никаких возражений и сталкивается не с препятствиями, а только с терпеливой выносливостью, жало его вырвано, и оно, наконец, встречает противника, который сильнее его. Конечно, это может случиться только в том случае, если отброшено малейшее желание сопротивления, если достигнут полный отказ от мести. Тогда зло не находит себе мишень, не может порождать дальнейшее зло и остается бесплодным" ("Избранное").

3,12 Господь с одобрением смотрит на поступающих праведно. Он внимателен к их молитвам. Конечно, Господь слышит молитвы всех Своих людей. Но Он особо прислушивается к мольбам тех, кто страдает ради Христа и не воздает злом за зло.

Лицо Господне против делающих зло. Это прежде всего относится к гонителям Его народа. Но это может также подразумевать верующих, отвечающих своим противникам физическим насилием и необузданным языком. Зло есть зло, и Бог выступает против него везде, где его находит, будь то в спасенном человеке или погибающем.

Ссылаясь на Псалом 33,17, Петр не приводит заключительные слова: "...чтобы истребить с земли память о них". (В Синодальном переводе эти слова даны в скобках.) Это упущение не было оплошностью. Мы живем в век особой благодати Божьей, это лето Господне благоприятное. День гнева нашего Бога пока еще не настал. Когда Господь Иисус возвратится как Царь царей и Господь господствующих, Он накажет делающих зло и сотрет с земли воспоминание о них.

3,13 Петр продолжает свои аргументы вопросом: "И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?" Подразумеваемый ответ: "Никто". И все же история мучеников, кажется, доказывает, что враги Евангелия делают зло верным ученикам.

Существует по крайней мере два возможных объяснения этого парадокса:

1. Говоря в общем, идущим путем праведности нельзя причинить вред. Политика непротивления разоружает неприятеля. Могут быть исключения, но, как правило, тот, кто стремится к правде, защищен от зла именно своим совершенством.

2. Самое плохое, что противник способен сделать христианину, не причинит последнему вечного вреда. Враг может искалечить его тело, но не искалечит душу.

В годы Второй мировой войны христианский мальчик двенадцати лет отказался присоединиться к некоему движению в Европе. "Разве ты не знаешь, что мы имеем власть убить тебя?" – сказали ему. "Вы не знаете, – ответил мальчик спокойно, – что это я имею власть умереть за Христа!" Он был убежден в том, что никто не может повредить ему.

3,14 Но предположим, что за свою преданность Спасителю христианин должен страдать от преследований. Что тогда? Есть три результата страданий:

1. Бог обращает страдание Себе во славу.

2. Он использует страдание, чтобы принести благословение другим.

3. Он благословляет страдающих во имя Его.

Не бойтесь людей и не смущайтесь их угроз. Как сильно помогала мученикам в жизни такая линия поведения! Когда Поликарпу обещали, что выпустят его, если он будет поносить Христа, он сказал: "Восемьдесят шесть лет я служил Христу, и Он никогда не делал мне зла. Как я могу поносить моего Царя и Спасителя?" Когда губернатор угрожал натравить на него диких животных, он ответил: "Мне будет только лучше, если я быстро освобожусь от этой жалкой жизни". Наконец, правитель пригрозил, что сожжет его заживо. Поликарп сказал: "Я не боюсь огня, который быстро сгорает; вы не знаете того огня, который горит во веки веков".

3,15 В последней части стиха 14 и в этом стихе Петр ссылается на Исаию (8,12-13), где сказано: "...не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!" Некто сказал: "Мы не очень боимся Бога, потому что сильно боимся человека".

Исаия говорит о Господе воинств, перед Которым нужно благоговеть. Петр, ссылаясь на это место, по вдохновению Духа Святого учит святить Господа Бога в сердцах наших. (В тексте NU читаем "Христа как Господа" вместо "Господь Бог". Можно предложить, что Христос НЗ – Иегова-Саваоф ВЗ.)

Почитать Господа – значит делать Его Повелителем наших жизней. Все, что мы делаем и говорим, должно соответствовать Его воле, Его желанию и прославлять Его. Господство Христа должно распространяться на каждую сферу нашей жизни – наше имущество, наши занятия, нашу библиотеку, семейную жизнь, свободное время – ничто не должно быть исключено.

Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Прежде всего эти слова относятся к христианам, которые терпят преследования за веру. Сознание присутствия Господа Христа должно придавать им святую смелость и вдохновлять их свидетельствовать о своем добром исповедании.

Стих применим и к повседневной жизни. Люди часто задают нам вопросы, которые вполне естественно открывают дверь для свидетельства им о Господе. Мы должны быть готовы рассказывать о том, какие великие дела сотворил для нас Господь. Но в любом случае свидетельствовать нужно с кротостью и почтением. Когда мы говорим о нашем Спасителе и Господе, не должно быть и намека на резкость, горечь или дерзость.

3,16 Верующий должен иметь добрую совесть. Зная, что невиновен в преступлении, он сможет переносить преследования со смелостью льва. Если же совесть его осквернена, его будет мучить чувство вины и он не сможет противостоять противнику. Даже если жизнь верующего безупречна, враги Евангелия все равно будут обвинять его и лжесвидетельствовать против него. Но когда дело дойдет до суда и обвинения окажутся ложными, обвинители будут постыжены.

3,17 Если христианин должен пострадать, что Бог иногда допускает по Своей воле, то за добрые дела. Но если он навлечет на себя страдания за свои собственные преступления, в этом нет никакого достоинства.

3,18 В оставшихся стихах главы 3 Христос представлен как классический пример Того, Кто пострадал за праведные дела, и напоминает нам о том, что для Него страдание было путем к славе.

Заметьте шесть особенностей Его страданий. (1) Они были искупительными, то есть освободили уверовавших грешников от наказания за грех. (2) Они были действенны на все века. Он умер однажды ради всех и разрешил проблему греха. Дело искупления совершилось. (3) Они были заместительными. Праведник умер за неправедных. "Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис. 53,6). (4) Они были примирительными. Через Его смерть мы можем прийти к Богу. Грех, ставший причиной отчуждения, был устранен. (5) Они были мучительными. Его смерть была следствием казни. (6) Наконец, кульминацией Его страданий стало воскресение. Он восстал из мертвых на третий день. Выражение "но ожив Духом" означает, что Его воскресение совершилось силой Духа Святого.

3,19 Стихи 19-20 представляют собой один из наиболее озадачивающих и интригующих текстов НЗ. Они стали поводом для таких небиблейских доктрин, как чистилище, с одной стороны, и всеобщее спасение, с другой. Однако среди евангельских христиан обычно приняты две интерпретации.

Согласно первой, в период между Своей смертью и воскресением Христос в духе сошел в преисподнюю и провозгласил о триумфе Своего великого подвига на кресте. Среди христиан, придерживающихся этого взгляда, нет согласия в том, были ли духи в темнице верующими, неверующими или теми и другими. Но они соглашаются с тем, что Господь Иисус не проповедовал этим духам Евангелие.

Иначе отсюда вытекала бы доктрина о второй возможности, что нигде не подтверждается Библией. Сторонники этого представления часто связывают это место с Ефесянам 4,9, где Господь описан как нисходивший "в преисподние места земли". Они ссылаются на эти слова как на еще одно доказательство того, что Он сошел в преисподнюю в бестелесном состоянии и объявил о Своей победе на Голгофе.

Они также ссылаются на слова из апостольского Символа веры: "сошел в ад".

Вторая интерпретация относит эти слова к описанным Петром событиям в дни Ноя. Именно дух Христа проповедовал через Ноя поколению неверующих перед потопом. В то время они были не духами в бестелесном состоянии, а живыми мужчинами и женщинами, отклонившими предупреждения Ноя, за что и погибли от наводнения. Теперь они – духи в темнице преисподней.

Вторая точка зрения более соответствует контексту и поэтому вызывает меньше затруднений. Давайте исследуем этот стих фразу за фразой.

Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал. Относительное местоимение "которым" явно относится к Духу в конце стиха 18. Мы понимаем, что имеется в виду Дух Святой. В 1,11 этого Послания Дух Христа, то есть Дух Святой, описан как говорящий через ветхозаветных пророков.

И в Бытие (6,3) Бог говорит о Духе Своем, то есть Духе Святом, терпение Которого было на исходе из-за греховности людей, живших до потопа.

Он, сошед, проповедовал. Как уже было упомянуто, проповедовал именно Христос, но через Ноя. В 2 Петра 2,5 Ной назван проповедником правды.

Слово с таким же корнем используется здесь для описания проповеди Христа.

Находящимся в темнице духам. Когда проповедовал Ной, эти люди были живыми мужчинами и женщинами, слышавшими предупреждение о надвигающемся потопе и обещание спасения в ковчеге. Они отвергли эту весть и погибли при наводнении. Теперь они бестелесные духи, томящиеся в темнице в ожидании окончательного суда.

Таким образом, более подробно стих можно изложить так: "Которым (Духом Святым) Он (Христос) находящимся в темнице (преисподней) духам, сошед, проповедал (через Ноя)".

Но какое мы имеем право считать духами в темнице людей, живших в дни Ноя? Ответ найдем в следующем стихе.

3,20 Здесь духи в темнице названы явно. Кем они были? Теми, которые некогда были непокорными. Когда они были непокорными? Когда ожидало их Божье долготерпение, во дни Ноя, во время строения ковчега. Каков был заключительный результат? Только немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

Здесь самое время остановиться и вспомнить об общей мысли, проходящей через все это Послание, написанное на общем фоне преследований.

Христиане, которым писал Петр, были гонимы за свою жизнь и свидетельство. Возможно, они задавались вопросом: если христианская вера правильная, почему они должны страдать, а не царствовать? Если христианство – истинная вера, почему так мало христиан?

Отвечая на первый вопрос, Петр указывает на Господа Иисуса. Христос страдал за правду вплоть до самой смерти.

Но Бог воскресил Его из мертвых и прославил на небесах (см. ст. 22). Путь к славе пролегает через долину страданий.

Далее Петр обращается к Ною. В течение ста двадцати лет этот преданный проповедник предупреждал о том, что Бог собирается уничтожить мир водой. Благодарностью ему были презрение и отвержение. Но Бог оправдал Ноя, спасши его с семейством от потопа.

Тогда возникает вопрос: "Если мы правы, почему нас так мало?" Петр отвечает: "Было время, когда только восемь человек во всем мире были правы, а все остальные – не правы!" Как правило, в мировой истории не право большинство. Обычно истинных верующих немного, поэтому вера не должна смущаться из-за небольшого числа спасенных. В дни Ноя было всего лишь восемь верующих; сегодня их – миллионы.

В конце стиха 20 читаем, что немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Вода здесь служила судом, через который Бог провел их невредимыми.

Для того чтобы правильно понять это утверждение и последующий стих, мы должны видеть символическое значение ковчега и потопа. Ковчег олицетворяет Господа Иисуса Христа.

Воды потопа символизируют суд Божий. Ковчег был единственным путем спасения. Когда начался потоп, спаслись только находившиеся внутри ковчега; все, находившиеся вне его, погибли. Таким образом, Христос – единственный путь спасения; пребывающие в Христе находятся в полной безопасности, гарантированной им Самим Богом. Оставшиеся вне ковчега не могли быть в более гибельном состоянии.

Вода не служила средством спасения, поскольку все, находившиеся в воде, утонули. Убежищем был ковчег.

Ковчег плыл по воде суда; он принял на себя весь основной напор шторма. Ни одна капля воды не просочилась внутрь ковчега. Таким образом, Христос претерпел ярость Божьего суда за наши грехи. Те, кто пребывает в Нем, не подлежат никакому суду (Ин. 5,24).

Вода находилась под ковчегом, она низвергалась на него сверху, она со всех сторон окружала его. Но ковчег нес своих верующих обитателей от воды к безопасности среди обновленного творения. Так и доверяющие Спасителю благополучно пересекут море смерти и разрушения и причалят к земле воскресения и новой жизни.

3,21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает. Еще раз мы попали на трудную и спорную территорию! Этот стих – поле битвы между теми, кто учит о возрождении через крещение, и теми, кто отрицает спасительную силу крещения.

КРЕЩЕНИЕ

Давайте сначала рассмотрим, что крещение может означать, а затем – что не может.

Действительно, есть крещение, которое спасает нас, – не наше крещение в воде, но крещение, имевшее место на Голгофе почти две тысячи лет назад.

Смерть Христа была крещением. Он крестился в водах суда. Именно его Он имел в виду, когда говорил: "Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!" (Лк. 12,50).

Псалмопевец описал это крещение так: "Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною" (Пс. 41,8). В Своей смерти Христос крестился в водах и волнах гнева Божьего, и именно это крещение является основанием для нашего спасения.

Но мы должны принять Его смерть для себя. Так же как Ной и его семейство должны были войти в ковчег, чтобы спастись, так и мы должны уповать на Господа как нашего единственного Спасителя. Только тогда мы соединимся с Ним в Его смерти, погребении и воскресении. Тогда в самом прямом смысле мы были бы преданы распятию вместе с Ним (Гал. 2,20), погребены с Ним (Рим. 6,4) и воскресли бы с Ним к обновленной жизни (Рим. 6,4).

Все это представлено в крещении верующего. Церемония – внешний символ того, что произошло в духовной жизни; мы крестились в смерть Христа. Погружаясь в воду, мы признаем свое погребение с Ним. Выходя из воды, мы показываем, что воскресли с Ним и хотим ходить в обновленной жизни.

Прообразом нашего спасения служит крещение, символизирующее крещение Христа в смерть на кресте и наше отождествление с Ним в Его смерти, представленное водным крещением.

Стих не может подразумевать, что мы получаем спасение в результате ритуального крещения в воде, поскольку:

1. Это сделало бы Спасителем воду, а не Господа Иисуса. Но Он сказал: "Я есмь путь..." (Ин. 14,6).

2. Этим подразумевалось бы, что Христос умер напрасно. Если люди могут спастись водой, то зачем Господу Иисусу нужно было умирать?

3. Такое спасение не подтверждалось бы жизнью. Многие из крестившихся своей дальнейшей жизнью доказали, что никогда не были рождены свыше.

Также этот стих не подразумевает, что мы спасаемся верой плюс крещением.

1. Такая трактовка подразумевала бы, что дело Спасителя на кресте не было достаточным. Когда Он воскликнул: "Совершилось!", то, исходя из этого представления, Его утверждение не соответствовало бы действительности, поскольку к совершенному Им делу спасения нужно было бы еще добавить крещение.

2. Если спасение невозможно без крещения, то странно, что Сам Господь никого не крестил. Иоанн (4,1-2) утверждает, что Иисус не крестил Своих последователей; крестили Его ученики.

3. Апостол Павел благодарил Бога за то, что он крестил очень немногих коринфян (1 Кор. 1,14-16). Если крещение столь существенно для спасения, то такое благодарение евангелиста выглядело бы странным! То, что некоторых Павел действительно крестил, говорит о том, что он учил верующих крещению; но то, что он крестил лишь немногих, указывает на то, что апостол не рассматривал крещение как необходимое условие для спасения.

4. Кающийся разбойник на кресте не был крещен, однако получил уверенность, что будет в раю вместе с Христом (Лк. 23,43).

5. Язычники, спасенные в Кесарии, получили Духа Святого, уверовав (Деян. 10,44), что служило доказательством их принадлежности Христу (Рим. 8,9). После получения Духа Святого, то есть уже имея спасение, они крестились (ст. 47-48).

Крещение не было необходимо для их спасения. Сначала они обрели спасение, а затем крестились в воде.

6. В НЗ крещение всегда связано со смертью, а не с духовным рождением.

7. В НЗ насчитывается около 150 мест, которые учат, что спасение можно получить только по вере. Им нельзя противопоставить два или три стиха, которые якобы учат, что для спасения необходимо крещение.

Поэтому слова в стихе 21 "крещение... спасает" означают не наше крещение в обычной воде, а крещение Христа в смерти и наше отождествление с Ним в Его смерти.

Не плотской нечистоты омытие. Церемониальное служение ВЗ, знакомое иудеям-христианам, читателям Петра, очищало только внешне. Оно не могло дать священникам или людям добрую совесть в отношении греха.

Крещение, о котором говорит Петр, не физическое или даже ритуальное очищение от осквернения. Вода действительно удаляет с тела грязь, но она не может дать добрую совесть перед Богом. Только личное отождествление с Христом в Его смерти, погребении и воскресении может это сделать.

Но обещание Богу доброй совести. Неизбежно возникает вопрос: "Как я могу быть праведным перед Богом? Как я могу иметь перед Ним добрую совесть?" Ответ находится в крещении, о котором говорил Петр, в крещении Христа в смерть на Голгофе и личном принятии Его дела. Своей смертью Христос раз и навсегда уладил вопрос греха.

Спасает воскресением Иисуса Христа. Как мне узнать, что Бог удовлетворен? Я знаю это, потому что Он воскресил Христа из мертвых. Добрая совесть нерасторжимо связана с воскресением Иисуса Христа; они стоят или падают вместе. Воскресение говорит мне, что Бог вполне удовлетворен искупительной жертвой Своего Сына.

Если бы Христос не воскрес, мы никогда не могли бы убедиться в том, что с нашими грехами покончено. Он умер бы подобно любому другому человеку.

Но воскресший Христос – наша абсолютная гарантия того, что Божьи требования к нашим грехам были полностью удовлетворены.

Автор гимнов Джеймс Г. Дек выразился так: "Наша совесть исполнена непреходящим миром: это Агнец в вышних, сидящий на троне".

Итак, крещение – обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа. Мое единственное право на добрую совесть основано на смерти, погребении и воскресении Господа Иисуса. Порядок здесь следующий:

1. На Голгофе Христос крестился за меня в смерть.

2. Доверяясь Ему как Господу и Спасителю, я духом объединяюсь с Ним в Его смерти, погребении и воскресении.

3. Зная то, что Он воскрес, я получаю ответ на свою просьбу о доброй совести.

4. В водном крещении я видимым образом свидетельствую о духовном освобождении, которое я испытал.

3,22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились ангелы и власти и силы. Господь Иисус Христос не только воскрес из мертвых, но восшел на небо, откуда однажды сошел. Сегодня Он пребывает там не как невидимый, неосязаемый дух, но как живой Человек в прославленном теле из плоти и крови. На этом теле навечно запечатлелись раны, нанесенные Ему на Голгофе, – красноречивые и вечные знаки Его любви к нам.

Наш Господь пребывает одесную Бога, то есть занимает место:

власти: поскольку правая рука более сильная, чем левая, она олицетворяет власть (Мф. 26,64);

чести: "Его возвысил Бог десницею Своею..." (Деян. 2,33; 5,31);

покоя: завершив порученное Ему дело, Христос "воссел одесную (престола) величия на высоте" (Евр. 1,3; см. также 8,1; 10,12). Этот покойпокой удовлетворения и радости от чувства выполненного долга, а не покой, вызванный усталостью;

Ходатая: Павел говорит, что, пребывая по правую руку Божью, Христос ходатайствует за нас (Рим. 8,34).

превознесения: "...Посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (Еф. 1,20-21);

владычества: в Евреям 1,13 Бог Отец говорит Сыну: "Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих". Владычество подчеркивается и в 1 Петра 3,22: "...пребывает одесную Бога, и Которому покорились ангелы и власти и силы".

Ангелы и власти и силы, несомненно, представляют собой все звания небесных существ. Все они – слуги восшедшего на небо, прославленного Христа.

Наш Господь пострадал за добрые дела. Люди отвергли Его и когда Он до Своего воплощения свидетельствовал через Ноя, и когда пришел на землю как Сын Человеческий. Он крестился в темных водах смерти на Голгофе. Но Бог воскресил Его из мертвых и прославил, посадив справа от Себя на небесах. В вечных Божьих замыслах страдания должны были предшествовать славе.

Это урок как для первых читателей Петра, так и для нас. Мы не должны расстраиваться, когда нам противодействуют и даже преследуют за добрые дела, так как не заслуживаем лучшего отношения, чем наш Спаситель в дни жизни на земле. Нас должно успокаивать обещание, что, страдая вместе с Ним, мы вместе с Ним и прославимся (Рим. 8,17). Кроме того, нынешние страдания не идут ни в какое сравнение с той славой, которая ожидает нас (Рим. 8,18). Скорби легки и кратковременны; слава же вечна и несравненна (2 Кор. 4,17).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →