Комментарии МакДональда на 1-е послание Петра 4 глава

4,1 Этот и предшествующие стихи тесно связаны (ср. 3,18). Мы говорили о Христе как о Том, Кто пострадал несправедливо. Он пострадал от рук злых людей за праведность. Поэтому Его последователи должны вооружиться тою же мыслью. Они должны быть готовы к страданиям во имя Его. Они должны с готовностью переносить преследования, потому что они – христиане.

Всякий, страдающий плотью, то есть телом, перестает грешить. Перед верующим стоят две возможности – грех или страдание. Он может жить так же, как и окружающие его безбожники, разделяя их греховные удовольствия, и таким образом избежит преследований. Или он может жить в чистоте и благочестии, неся поругание за Христа, и страдать от злых людей.

Джеймс Гутри, мученик, сказал перед казнью через повешение: "Дорогие друзья, испейте эту чашу страданий, которую я испил, прежде чем согрешить, ибо грех и страдания были предложены мне, и я выбрал страдания".

Когда верующий сознательно выбирает преследования за веру, а не жизнь во грехах, он перестает грешить. Это не значит, что он больше не совершает грех, но власть греха в его жизни сломлена. Когда человек страдает из-за того, что отказывается грешить, он больше не подчиняется желаниям плоти.

4,2 До конца своей земной жизни верующий подчинен не человеческим похотям, но воле Божьей; он предпочитает страдать как христианин, а не грешить подобно неверующим. Он предпочел бы умереть, чем отречься от своего Господа. Остальное во плоти время – оставшиеся дни жизни человека на земле. Верующий предпочитает оставшиеся годы жизни посвятить прославлению Бога, а не удовлетворению плотских похотей.

4,3 Петр обращается к тем, кто до уверования жил, погрязая в моральном разложении языческого мира. С них уже довольно такой жизни! Как христиане, они стали новым творением, и старые грехи нужно отвергнуть. Оставшиеся годы жизни принадлежат Богу, и нужно отдать их Ему.

Перечисленные грехи и сегодня все еще присущи язычникам нехристианского мира – сексуальные грехи, пьянство и идолослужение.

Нечистоты – несдержанные похоти, прежде всего сексуальная безнравственность.

Похоти – любые противозаконные вожделения, скорее всего относящиеся к сексуальным грехам.

Пьянство – пристрастие к алкогольным напиткам, приводящее к ослаблению силы воли и неспособности сопротивляться искушению. Пьянство и безнравственность нередко очень близки.

Излишество в пище – буйные кутежи и ночные застолья.

Излишество в питье – запои, ведущие к распущенности и скандалам.

Нелепое идолослужение – поклонение идолам и всякая безнравственность, сопутствующая таким поклонениям.

Люди уподобляются тому, чему поклоняются. Когда они отказываются от истинного Бога, их моральные стандарты автоматически понижаются. Эти пониженные стандарты разрешают им участвовать во всевозможных греховных удовольствиях, к которым у них инстинктивная тяга. Вот почему языческие религии порождают грех и деградацию.

4,4 Этот стих описывает общий опыт спасшихся от морально разлагающей жизни. Их прежние друзья думают, что они сошли с ума, и обвиняют их в религиозном фанатизме. Отказ христиан участвовать в танцах, светских вечеринках и сексуальных оргиях они считают формой безумия. Чистая, моральная жизнь верующего осуждает грешника; неудивительно, что последний ненавидит такую перемену образа жизни!

4,5 Хотя безбожники и злословят христиан, они дадут ответ за каждое слово и поступок на Суде у великого белого престола. Господь будет судить живых и мертвых. Ясно, что Петр имеет в виду неверующих. Суд над живыми безбожниками произойдет до начала Тысячелетнего Царства; умершие грешники будут судимы после завершения господства Христа на земле. Их осуждение будет доказательством праведности детей Божьих.

4,6 Ибо для того, то есть для защиты детей Божьих, и мертвым было благовествуемо. Опять перед нами место, трудное для понимания. Имеется ли здесь в виду, что Евангелие проповедовалось людям после их смерти или еще при их жизни? И кто были эти люди?

Мы понимаем, что этот стих обращен к людям, которым Евангелие было возвещено, когда они еще жили на земле. Они поверили в Господа, отважно отстаивали истину, страдали от рук злых людей, а в ряде случаев были замучены. Хотя эти верующие и подверглись суду, или были осуждены, по человеку плотью, Бог оправдал их. Теперь они наслаждаются с Ним жизнью вечной.

Они не были мертвы, когда им проповедовалось Евангелие. Но теперь их тела мертвы. Хотя люди считали их безумцами, Бог удостоил их чести, и их дух теперь на небесах.

Проповедь Евангелия имеет для верующих двоякий результат – осуждение людей и одобрение Божье. Барнс объясняет:

"Цель проповеди Евангелия состояла для них в том, что, хотя они и были осуждены людьми и приговорены к смерти, все же по своей высшей природе, по духу, они жили для Бога". (Albert Barnes, Notes on the New Testament: James, Peter, John and Jude, p. 191.)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →