Комментарии МакДональда на 2-е послание Петра 2 глава

III. ПРЕДСКАЗАНИЕ О ПОЯВЛЕНИИ ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ (Гл. 2)

2,1 В конце главы 1 Петр упомянул ветхозаветных пророков как людей, которые говорили не по собственной воле, но движимые Духом Святым. Теперь он напоминает, что кроме истинных пророков ветхозаветного периода были и лжепророки. Так же и в эпоху христианства будут как учителя, заслуживающие доверия, так и лжеучителя.

Эти лжеучителя внедряются в Церковь. Они изображают из себя служителей Евангелия. Именно это и представляет особую опасность. Если бы они вышли и прямо заявили, что они атеисты или агностики, люди были бы начеку. Но они – мастера лжи. Они носят Библию и используют общепринятые в христианстве выражения, причем используют их, вкладывая в

них совершенно противоположный смысл. Президент либеральной теологической семинарии подтвердил эту стратегию следующим образом:

"Церкви часто меняют убеждения без формального отказа от точки зрения, которой придерживались ранее, и их богословы обычно находят пути сохранить неразрывность с прошлым, используя реинтерпретацию, или новое объяснение".

В. А. Крисуэлл описывает лжеучителя следующим образом:

"...Учтивый, приветливый, представительный ученый человек, утверждающий, что он – друг Христа. Он проповедует с кафедры, пишет научные книги, публикует статьи в религиозных журналах. Он нападает на христианство изнутри. Он превращает церковь и школу в гнездовье для всякой грязной и злобной птицы. Он заквашивает пищу на вероучении саддукеев". (Wallie Amos Criswell, The Evangel, November 1949, p. 1.)

Откуда берутся эти лжеучителя? Возможно, стоит упомянуть наиболее явные места, где их нетрудно найти:
– либеральный и неоортодоксальный протестантизм;
– либеральный римский католицизм;
– унитаризм и универсализм;
– расселлизм (Свидетели Иеговы);
– мормонизм;
– христианская наука;
– школа христианского единства;
– христодельфианизм;
– армстронгизм ("Божья радиоцерковь").

Под личиной служения праведности они, наряду с истинным библейским вероучением, тайно вводят пагубные для души ереси. Это преднамеренно вводящая в заблуждение смесь лжи и истины. Прежде всего, они торгуют вразнос системой опровержений.

Вот некоторые из опровержений, которые можно найти в вышеперечисленных группах.

Они отрицают словесную, безоговорочную богодухновенность Библии, Троицу, Божество Христа, Его непорочное зачатие и Его искупительную смерть за грешников. Они особенно неистовы в опровержении бесценности Его пролитой Крови. Они отрицают Его телесное воскресение, вечное наказание, спасение благодатью по вере в Господа Иисуса Христа, реальность библейских чудес.

Другие ложные учения, обычные для сегодняшнего дня: теория Кеносиса, или богоснисхождения, – ересь, согласно которой Христос, сойдя на землю, лишился признаков Божества, то есть мог грешить, ошибаться и т.п.; фантазия "Бог мертв", эволюция, универсальное спасение, чистилище, молитвы о мертвых и т.д.

Самый большой грех лжеучителей заключается в том, что они отвергают искупившего их Господа. Они могут говорить хорошие слова об Иисусе, ссылаться на Его "небесное происхождение", Его высокую этику, Его превосходный пример и при этом напрочь не признавать Его Богом и единственным Спасителем.

Нельс Ферре писал: "Иисус никогда не был и не становился Богом... Называть Иисуса Богом – значит заменить идола на воплощение Бога в нем". (Nels Ferre, The Sun and the Umbrella, pp. 35, 112.)

Епископ-методист Джеральд Кеннеди соглашался с этим:

"Я откровенно признаю: утверждение (что Христос является Богом) не нравится мне и кажется далеким от удовлетворительного. Я предпочел бы такую формулировку: Бог был в Христе, ибо я полагаю, что свидетельство НЗ, взятого в целом, направлено против вероучения о Божестве Иисуса, хотя, я думаю, оно несет непревзойденное свидетельство о Божественности Иисуса". (Gerald Kennedy, God's Good News, p. 125.)

Этим и многими другими способами лжеучителя отрицают Господа, искупившего их. Здесь мы должны остановиться и напомнить самим себе, что эти лжеучителя, о которых пишет Петр, были искуплены Господом, но никогда не были выкуплены, или освобождены. НЗ делает различие между искуплением и выкупом, освобождением. Все искуплены, но не все освобождены. Освобождение ждет только тех, кто принимает Иисуса Христа как Господа и Спасителя, пролившего за них драгоценную Кровь (1 Пет. 1,18-19).

В Ев. от Матфея (13,44) Господь Иисус изображен как человек, продавший все, что у него было, чтобы купить поле. В стихе 38 этой же главы поле ясно названо миром. Таким образом, Своей смертью на кресте Господь искупил мир и всех живущих в нем. Но Он не выкупил весь мир. Его жертва была достаточна для выкупа всего человечества, но эффективна только для тех, кто раскаивается в грехах, верует и принимает Его.

Эти лжеучителя никогда не были истинно рожденными свыше, и это отражается на их судьбе. Они навлекут сами на себя скорую погибель. Их погибель – вечное наказание в озере огненном.

2,2 Петр предсказывает, что они привлекут множество последователей. Они добьются этого, попирая библейские нормы этики и поощряя плотские похоти. Вот два примера. Англиканский епископ Джон А.T. Робинсон писал:

"...Ничто нельзя клеймить всегда как "неправильное". Например, нельзя утверждать, что добрачные половые отношения или развод неправильны или греховны сами по себе. Они могут быть таковыми в 99 случаях или даже в 100 случаях из 100, но они внутренне не таковы, ибо единственное присущее им зло – отсутствие или недостаток любви". (Robinson, Honest, p. 118.)

В книге "Призванные к ответственной свободе", изданной Национальным советом церквей, молодежи рекомендуется:

"В личном, индивидуальном смысле не внешнее семейное положение людей перед законом оправдывает и освящает сексуальность, а скорее то, что они испытывают друг к другу в сердце. Если подходить с этой точки зрения, то супружество по типу "рука об руку" может быть очень неправильным, в то время как интимная сексуальная игра может быть правильной и хорошей". (NCC, Called to Responsible Freedom, p. 11.)

В результате подобного типа поведения, преподаваемого и осуществляемого лжеучителями, путь истины оказывается в поношении. Неверующие испытывают глубокое презрение к христианству.

2,3 Эти лжеучителя алчны как в сексуальной, так и в финансовой сферах. Они избрали служение как прибыльную профессию. Их основная цель в том, чтобы приобретать множество последователей и таким образом увеличивать свой доход.

Они уловляют людей льстивыми словами. Дарби сказал: "Нет более сатанинского дьявола, чем тот, который носит Библию". Эти люди с Библией в руках изображают из себя служителей правды, поют известные евангелистские гимны и используют библейские выражения. Но все это – камуфляж для еретических учений и аморальности.

Этих религиозных представителей пятой колонны ждет ужасное осуждение. Суд их давно готов; он вооружился для кровопролития. И погибель их не дремлет; она бодрствует, готовая атаковать, подобно пантере.

2,4 В стихах 4-10 приведены три примера из ВЗ суда Божьего над отступниками – ангелами, людьми, жившими до потопа, и городами Содом и Гоморрой.

Мы предполагаем, что согрешившие ангелы – это те же, что и упомянутые у Иуды6. Там мы находим, что: они не сохранили свое достоинство; они оставили свое жилище. Хотя, не имея веских причин, мы не можем с уверенностью считать их теми же "сыновьями Божьими," упомянутыми в Бытие 6,2: "Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал".

Ангелы названы сынами Божьими у Иова (1,6; 2,1). На основании Бытие 6 предполагается, что эти сыны Божьи не сохранили своего ангельского достоинства, оставили свое жилище на небесах и спустились на землю, где брали в жены человеческих жен. Дети, рожденные от них, были исполинами, что означает "падшие" (Быт. 6,4). Как видно из Бытие 6,3, эти порочные половые союзы были весьма неприятны Богу.

Оспаривая эту точку зрения, обычно приводят следующий довод: ангелы – бесполые и потому не могут жениться. Но Библия не говорит этого.

Она лишь говорит, что на небесах они не женятся (Мк. 12,25). В ВЗ ангелы часто являлись в человеческом облике. Например, Лот видел двух ангелов, пришедших в Содом (Быт. 19,1); они описаны как мужи в стихах 5, 10, 12. У них были ноги (ст. 2) и руки (ст. 10); они могли есть (ст. 3); они обладали физической силой (ст. 10, 16). Извращенные похоти содомлян свидетельствуют о том, что у ангелов были тела, которыми можно было злоупотреблять в сексуальном плане (ст. 5).

Бог был оскорблен тем, что ангелы грубо нарушили установленный Им порядок. Он не пощадил их, но бросил в ад, связав узами кромешного мрака до заключительного суда.

2,5 Вторая иллюстрация прямого вмешательства Бога и наказания за грехи касается людей, погибших при потопе. Их зло было велико. Все мысли и помышления сердец их были зло во всякое время (Быт. 6,5). Земля перед лицом Божьим растлилась и наполнилась злодеянием (Быт. 6,11-13).

Господь раскаялся, что создал человека на земле (Быт. 6,6). Он был так огорчен, что решил истребить людей с лица земли (Быт. 6,7). Он не пощадил первого мира, но навел потоп, чтобы уничтожить его безбожных жителей.

Только Ной и его семейство обрели благоволение в глазах Господа. Они искали и нашли убежище в ковчеге и благополучно перенесли бурю Божьего гнева и негодования.

Ной описан как проповедник правды. Несомненно, пока он строил ковчег, удары его молотка как бы предупреждали насмешливых наблюдателей, чтобы те отвернулись от греха, иначе понесут за свое зло справедливое Божье наказание.

2,6 Третий пример беспощадного суда Божьего касается разрушения Содома и Гоморры. Эти два города, расположенные где-то в нынешней южной области Мертвого моря, были гнездом сексуального извращения. Люди там считали гомосексуализм нормальным явлением жизни. Подобный грех описан в Римлянам 1,26-27: "...женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение".

Бог считал такое необузданное извращение не болезнью, а грехом. Чтобы показать всем последующим поколениям Свою особое отвращение к гомосексуализму, Он пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь (Быт. 19,24), превратив их в пепел. Разрушение было столь полным, что сегодня есть большие сомнения относительно точного местоположения городов. Они служат примером всем, кто легализует этот грех или мирится с ним, как с болезнью.

Важно отметить, что сегодня либеральные священнослужители все более и более откровенно высказываются в пользу сексуального извращения. Один из должностных лиц Объединенной церкви Христа в журнале "Социальное действие" рекомендовал церквам прекратить дискриминацию гомосексуалистов при поступлении в семинарии, посвящении в духовный сан и зачислении в штат сотрудников церкви. Девяносто епископальных священников недавно решили, что гомосексуальные отношения между договорившимися взрослыми нравственно нейтральны. Религиозные лжеучителя находятся в центре движения за легализацию этого греха.

Не случайно в этом Послании, имеющем дело с отступничеством, так много сказано о безнравственности, поскольку то и другое часто шагают вместе. Своими корнями отступничество часто уходит к моральному падению.

Например, человек может впасть в серьезный сексуальный грех. Вместо того чтобы признать свою вину и очиститься Кровью Христа, он решает отбросить познание Божье, осуждающее его действия и жить, практически отвергая Бога. А. Дж. Поллок рассказывает о встрече с молодым человеком, который некогда открыто считал себя христианином, но теперь был полон сомнений и опровержений. Поллок спросил его: "Мой друг, какой грех вы совершили в последнее время?" Молодой человек опустил голову, быстро замял беседу и ушел с постыженным видом. (A. J. Pollock, Why I Believe the Bible is the Word of God, p. 23.)

2,7 Тот же самый Бог, Который уничтожает нечестивых, спасает праведных. Петр иллюстрирует это на примере Лота. Если бы у нас были сведения о Лоте только из ВЗ, мы и не подумали бы, что он истинно верующий. В Бытие он описан как не находящий себе места, ищущий выгоды человек, желающий покончить с грехом и растлением, чтобы завоевать себе место и имя в мире. Но Петр, который писал по вдохновению от Бога, сообщает нам, что Ной был праведным человеком, утомленным обращением между людьми неистово развратными. Бог видел, что Лот имел подлинную веру, любил справедливость и ненавидел грех.

2,8 Желая подчеркнуть, что, несмотря на кажущуюся противоположность, Лот действительно был праведником, Петр повторяет, что его душа ежедневно мучилась, видя и слыша дела беззаконные в Содоме. Ужасная безнравственность людей причиняла ему глубокие страдания.

2,9 Вывод таков: Господь знает, как избавлять благочестивых от искушения и наказывать беззаконников. Он может спасать Своих людей от суда и в то же время соблюдать беззаконников ко дню суда, для наказания.

Грешники блюдутся для ада (ст. 9), а ад – для них (ст. 17). В противоположность этому для верующих сохраняется наследство, и они хранятся для наследства (1 Пет. 1,4-5).

2,10 Способность Бога содержать грешников в заточении до их заключительного суда особенно истинна для группы людей, описанных в этой главе, – лжеучителей, жизнь которых осквернена сексуальными похотями, кто бунтует против начальства и кто смело швыряет оскорбления высоким должностным лицам.

Не секрет, что религиозным лжелидерам, изображающим из себя служителей Христовых, нередко присущи низкие моральные стандарты. Они не только позволяют себе незаконные сексуальные поступки, но и открыто защищают вседозволенность. Епископальный священник школы для девушек в Балтиморе, штат Мэриленд, писал:

"Всем нам надо расслабиться и прекратить испытывать чувство вины по поводу наших сексуальных действий, мыслей и желаний. Я имею в виду следующее: какими бы ни были мысли – гетеросексуальными, гомосексуальными или аутосексуальными... секс – это радость... и значит, нет никаких законов, обязывающих вас делать что-либо или не делать. Так сказать, нет никаких правил игры". (Pageant Magazine, October, 1965.)

Также существенно то, что либеральные религиозные лидеры находятся обычно в центре движений, борющихся за насильственное свержение правительства. Модернистские служители часто присоединяются к подрывным политическим движениям.

Директор церковных и общественных дел пресвитерии Филадельфии сказал: "Я не думаю, что мы не прибегнем к этому (использованию церковью бомб и гранат) в будущем, если все ненасильственные методы окажутся неэффективными".

Эти люди дерзки и своевольны. Их бесстыдное отрицание всякой законной власти, кажется, не имеет пределов. Они не брезгуют никаким языком, оскорбляя своих правителей. То, что человеческие правительства установлены Богом (Рим. 13,1) и их запрещено злословить (Деян. 23,5), менее всего принимается ими в расчет. Кажется, им доставляет удовольствие шокировать других своим агрессивным обвинением высших (греч.: "прославленные" или "великолепные"). Это обобщающий термин, который включает всех – и Ангелов, и людей, наделенных верховной властью от Бога. Здесь это слово, вероятно, означает человеческих правителей.

2,11 Наглость этих так называемых служителей от религии не имеет себе равных даже в сонме Ангелов. Хотя ангелы и превосходят людей крепостью и силой, они не произносят перед Господом укоризненного суда против начальствующих. Здесь ссылка на начальствующих (или прославленных), по всей видимости, подразумевает ангелов, находящихся у власти.

Принято считать, что эта неясная ссылка на ангелов чем-то схожа на подобную у Иуды (9): "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"". Мы не знаем, почему шел спор о теле Моисея. Для нас важно следующее: Михаил знал, что в мире духов дьявол наделен властью, и хотя он не имел никакой власти над Михаилом, все же последний не прибегал к злословию. В свете этого подумайте о наглости людей, смеющих делать то, чего избегают святые ангелы! И подумайте о соответственном суде, на котором им воздастся за такое вызывающее поведение!

2,12 Они, эти религиозные лидеры-отступники, напоминают бессмысленных животных. Вместо того чтобы использовать логику рассуждений, отличающую их от животных, они живут так, словно вся суть их существования сводится к удовлетворению плотских вожделений. У множества животных, кажется, нет более достойной судьбы, чем быть убитыми и замученными. Так и лжеучителя ускоряют собственное уничтожение, игнорируя свое истинное призвание – прославлять Бога и вечно Им наслаждаться.

Они злословят то, чего не понимают. Их невежество особенно проявляется тогда, когда они критикуют Библию. Они лишены Божественной жизни, поэтому крайне неспособны понять слова, пути и дела Божьи (1 Кор. 2,14).

Тем не менее они изображают из себя экспертов в духовной сфере. Скромный верующий может увидеть больше, стоя на коленях, чем они – стоя на цыпочках.

Они будут уничтожены точно так же, как животные. Они выбрали скотскую жизнь и умрут так же. Их смерть не будет исчезновением, они умрут бесславно и безнадежно.

2,13 После смерти они будут страдать за свое беззаконие. Филлипс перефразировал это так: "Их злые дела навлекли на них злой конец и будут оплачены сполна".

Эти люди настолько бесстыдны и распутны, что творят свои греховные дела даже при свете дня. Большинство людей упивается ночью, под покровом темноты (Ин. 3,19), когда зажигаются огни баров и публичных домов (1 Фес. 5,7). Лжеучители отбросили ограничения, обычно скрывающие грех во мраке.

Вкушая пищу с христианами, они, словно срамники и осквернители, непристойно, гнусно вторгаются в чужие дома и наслаждаются перееданием и чрезмерным питьем. Описывая таких людей, Иуда говорит: "Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви: пиршествуя с вами, без страха утучняют себя" (Иуд. 12). Посещая вечери любви, которые в первоапостольской церкви сопутствовали Вечере Господней, лжеучители были крайне несдержанными и абсолютно равнодушными к духовному значению Вечери.

Вместо того, чтобы думать о других, что всегда свойственно любви, они эгоистично заботились только о себе.

2,14 Еще более постыдно то, что глаза их исполнены любострастия и непрестанного греха. Здесь описываются люди, которые, вероятно, произносят религиозные проповеди, отдают распоряжения, наставляют членов общины; в то же время их глаза постоянно ищут женщин, с которыми можно заняться прелюбодеянием. Их стремление к разврату, возможно, замаскированное под "одеждами" служения, кажется безграничным.

Они прельщают неутвержденные души. Возможно, оправдывая грех, они неправильно используют места Священного Писания. Или объясняют, что вопросы "хорошо это или плохо" в значительной мере определяются культурой. Или вкрадчиво заверяют обманутых ими, что не может быть неправильным то, что делается по любви. Неутвержденные души с легкостью приходят к выводу: если это хорошо для религиозного лидера, значит, это должно быть нормальным и для мирянина.

Сердце их приучено к любостяжанию. Они – не рядовые любители, а профессионалы в искусстве обольщения.

Слово "любостяжание" может включать любой вид чрезмерных желаний, здесь же контекст, скорее всего, указывает на сексуальные желания.

Петр думает об этой ужасной пародии на христианство, о грехе, который совершают эти отступники, ассоциируя себя с именем Христа, и поэтому восклицает: это сыны проклятия! Он не проклинает их; он просто предвидит, что они испытают проклятие Божье во всей его ярости.

2,15 Во многом эти лжеучители походят на пророка Валаама, сына Восорова. Они лживо изображают из себя глашатаев Божьих (Чис. 22,38). Они вводят в соблазн других (Откр. 2,14).

Но главное сходство в том, что они используют служение как средство финансового обогащения. Валаам был мадиамским пророком, которого царь Моава нанял проклясть Израиль. Мотивом для выполнения этого задания послужили деньги.

2,16 При одной из попыток проклясть Израиль Валаам и его ослица встретили Ангела Господня (то есть Господа Иисуса в одном из Его обликов до воплощения). Ослица упорно отказывалась идти вперед. Когда же Валаам начал хлестать ее, ослица проговорила к нему человеческим голосом (Чис. 22,15-34). Это было удивительное явление: бессловесная ослица, говорящая человеческим голосом (имеющая больше здравого смысла, чем ее хозяин!). Но чудо не потрясло Валаама настолько, чтобы остановить его в безумии.

Ленски говорит:

"Валаам – пугающий пример "пророка", которому Бог сказал, чего не надо делать, которому Бог чинил препятствия на пути к греху, позволив даже бессловесной ослице заговорить с ним, но который несмотря ни на что питал тайную любовь к тому, что можно урвать от неправедности, и потому погиб". (Lenski, Interpretation, pp. 326-327.)

Сегодня Бог не обращается к лжеучителям через бессловесных животных. Но есть причины полагать, что Он часто использует другие способы, чтобы обличить их в безумии и безрассудстве и повернуть на истинный путь, который есть Христос. Бог часто использует простое свидетельство скромного верующего, чтобы смутить этих людей, гордящихся своими превосходными знаниями и положением в церкви. Ссылаясь на стих из Священного Писания или задавая острые вопросы, исполненный Духом "мирянин" способен заставить современного Валаама скорчиться от унижения и гнева.

2,17 Петр уподобляет лжеучителей безводным источникам. Нуждающиеся люди идут к ним, чтобы утолить духовную жажду, но уходят разочарованными. Они подобны пустым колодцам.

Они также подобны облакам и мглам, гонимым бурей. Облака обещают страдающей от длительной засухи земле дождь. Но затем разражается буря и далеко уносит облака. Надежды разбиты; иссохшие уста не получили влаги. Для таких религиозных шарлатанов приготовлен мрак вечной тьмы. Приняв вид служителей Евангелия, они в действительности не могут предложить ничего, что касается Благой Вести. Люди идут к ним за хлебом, а получают камень. Наказание за такой обман – вечность во мраке тьмы. (Здесь в греческом тексте слово "навеки" опущено, но у Иуды (13) оно есть.)

2,18 Они произносят надутое пустословие, или, как перевел Кнох, используют "красивые фразы, не имеющие никакого смысла." Это точное описание слов многих либеральных проповедников и лидеров псевдокультов.

Они – профессиональные ораторы, очаровывающие слушателей своей напыщенной риторикой. Их богатый словарный запас привлекает непроницательных людей. То, чего не хватает их проповедям в содержательном плане, они восполняют безапелляционным, убедительным изложением. Но когда они заканчивают говорить, становится ясно, что они не сказали ничего. Как пример такой бесплодной проповеди приводим цитату известного богослова наших дней:

"Здесь речь идет не об отношениях паритета или неравенства, но о подобии. Это то, что мы думаем и что выражаем как истинное знание Бога, хотя по вере мы все еще знаем и помним, что все, что мы знаем как "подобие", не идентично с подобием, предполагаемым здесь. Все же мы знаем и помним – и снова по вере, – что подобие, предполагаемое здесь, способно отразиться в том, что мы знаем как подобие и называем его так, чтобы в нашем размышлении и разговоре подобие стало подобным подобию, устанавливаемому в истинном откровении Бога (которому оно само по себе не подобно); и мы думаем и говорим не ложно, а правильно, когда описываем отношения как одно из подобий".

Стратегия этих лжеучителей заключается в том, чтобы уловлять людей, обещая неограниченную свободу всяким похотям и страстям. Они учат, что похоти даны нам от Бога, следовательно, их нельзя ограничивать. Они говорят, что, сдерживая их, люди могут нанести серьезный вред своей индивидуальности. Они защищают добрачные сексуальные отношения и ослабляют нравственные устои семьи.

Их жертвами становятся те, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. (В греческом тексте: "едва убежали".) Эти неспасенные люди прежде потворствовали своим греховным удовольствиям, но потом их взгляды изменились. Они приняли решение измениться, начать новую страницу и посещать церковь. Вместо церкви, исповедующей учение Библии, они попадают на служения, где властвует один из подобных лжепастырей. Вместо Благой Вести о спасении по вере в Христа они слышат о потворстве греху и вседозволенности. Для них это довольно неожиданно; они всегда думали, что грех – это плохо, что церковь против греха. Теперь они узнают, что религия одобряет грех!

2,19 Служители-отступники много говорят о свободе, имея в виду свободу от Божественной власти и свободу грешить. Фактически это не свобода, а самая худшая форма рабства. Они сами – рабы тления. Связанные цепями злых вожделений и привычек, они бессильны вырваться на свободу.

2,20 Стихи 20-22 обращаются не к лжеучителям, а к их жертвам. Эти люди изменились к лучшему, но не были рождены свыше. Через частичное познание Христа и христианских принципов они отвергли греховную жизнь и начали морально очищаться.

Но затем они подпадали под влияние лжеучителей, которые насмехаются над пуританским целомудрием и выступают крестовым походом за свободу от моральных запретов. В результате грехи, от которых они были временно избавлены, снова увлекают их.

В действительности они погружаются в них еще глубже, чем прежде, потому что теперь, когда религиозные ограничения отпали, ничто не может сдержать их. Поэтому истинно то, что последнее состояние бывает для таковых хуже первого.

2,21 Чем большими привилегиями пользуется человек, тем больше его ответственность. Чем больше человек знает о христианских нормах, тем более он обязан соответствовать им. Лучше бы им никогда не познать святые заповеди Божьи, нежели, познав их, возвратиться назад к мерзостям мира.

2,22 Эти люди поступают согласно верной пословице о псе, который возвращается на свою отвратительную блевотину (см. Притч. 26,11), и вымытой свинье, которая идет валяться в грязи.

Символично то, что для иллюстрации Петр использует пса и свинью. Согласно закону Моисея, пес и свинья были нечистыми животными. В пословице ничего не говорится о том, что в их характере что-то изменилось. Они были нечистыми до освобождения от блевотины и грязи, и, возвратившись туда же, все равно были нечистыми.

То же происходит с людьми, о которых писал Петр. Они подверглись моральному обновлению, но так и не получили новую природу. Говоря языком Ев. от Матфея (12,43-45), их дом был незанят, выметен и убран, но они так и не пригласили в него Спасителя.

Нечистый дух, вышедший оттуда, пошел и нашел семь других духов, более злых, чем он, и они заняли пустой дом. Последнее состояние того дома бывает хуже первоначального.

Это место не следует использовать для подтверждения учения о том, что истинные верующие могут отпасть от благодати и погибнуть. Эти люди никогда не были истинными верующими. Они так и не получили новую природу. Своим последним состоянием они демонстрируют, что их природа все еще нечиста и зла. Конечно же, урок здесь в том, что преобразования не только не достаточно, но оно и безусловно опасно, потому что может усыпить человека, внушив ложную безопасность. Человек может получить новую природу, только когда родится свыше. Он рождается свыше, раскаявшись перед Богом и поверив в нашего Господа Иисуса Христа.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →