Комментарии МакДональда на 1-е послание Иоанна 2 глава

2,1 Иоанн повествует нам о совершенном Божьем стандарте для Его народа и милосердных условиях в случае нашей неудачи. Слова "Дети мои!"

обращены ко всем членам Божьей семьи. Совершенный Божий стандарт сформулирован в словах "сие пишу вам, чтобы вы не согрешали". Бог совершенен, поэтому Его стандарт для людей – абсолютное совершенство. Он не был бы Богом, если бы сказал: "Это пишу вам, чтобы вы грешили как можно меньше". Бог не может потворствовать даже самому незначительному греху и потому ставит перед нами цель: совершенство. Так Господь Иисус поступил с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Он сказал: "И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши".

В то же самое время Господь знает нашу сущность. Он помнит, что мы – прах, и поэтому милостиво предпринял меры, позволяющие нам исправлять промахи. Эти меры описаны в словах: "...а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника". Ходатай – тот, кто становится на сторону другого человека, чтобы помочь ему в нужде. Именно так поступает Господь Иисус, когда мы грешим. Он тут же приходит к нам, чтобы восстановить наше общение с Ним. Заметьте, что здесь не сказано: "Если человек исповедует грехи свои..."

Как Ходатай, наш Господь настаивает на том, чтобы мы признали и оставили свой грех.

В этом стихе есть нечто очень замечательное, что нельзя выпустить из виду. В нем говорится: "...а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом". Здесь не сказано "пред Богом", но "пред Отцом". Даже если мы и согрешаем, Он все равно наш Отец.

Это напоминает нам благословенную истину о том, что грех в жизни верующего нарушает общение, но не разрушает родство. Человек, родившийся свыше, становится членом Божьей семьи. Отныне Бог – его Отец, и ничто не может нарушить эту связь. Рождение – это то, что невозможно уничтожить. Сын может опозорить своего отца, но он все равно останется сыном по факту рождения.

Заметьте, что наш Ходатай – Иисус Христос, праведник. Хорошо иметь праведного Заступника. Когда дьявол выдвигает против верующего обвинение, Господь Иисус указывает на завершенное Им на Голгофе дело и говорит: "Занеси это обвинение на Мой счет".

2,2 Господь Иисус – не только наш Ходатай, но и умилостивление за грехи наши. Это означает, что, умирая за нас, Он освободил нас от вины греха и примирил с Богом, обеспечив необходимое удовлетворение и удалив всякие препятствия к общению. Бог проявляет к нам благодать, потому что Христос удовлетворил требования правосудия.

Не часто защитник (или адвокат) платит за грехи своего подзащитного; но именно так поступил наш Господь, и что наиболее замечательно, Он заплатил за них, отдав Себя в жертву.

Иоанн добавляет, что Он стал жертвой умилостивления не только за грехи наши, но и за грехи всего мира. Это не означает, что весь мир спасен. Скорее это означает, что жертвенный подвиг Господа Иисуса достаточен по своей ценности, чтобы спасти весь мир, но способен спасти лишь тех, кто действительно доверяется Ему. Его жертва достаточна для всех людей, поэтому Евангелие можно предлагать всему миру. Но если бы все люди спасались автоматически, не было бы никакой надобности проповедовать им Евангелие.

Интересно, что надпись на кресте была написана на еврейском языке – языке избранного Божьего народа, и на греческом и латинском – основных языках известного тогда мира. Таким образом, всему миру было объявлено о том, что Иисус Христос – достаточный Спаситель для всех людей повсюду.

III. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕБЫВАЮЩИХ В ХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕНИИ: ПОВИНОВЕНИЕ И ЛЮБОВЬ (2,3-11)

2,3 Иоанн собирается рассказать об истинных чертах тех, кто пребывает в христианском общении. Первая – повиновение. Мы можем быть уверены в наших отношениях с Богом, если в нашей жизни есть любовь и желание выполнять Его волю. Несомненно, эти стихи направлены против гностиков, которые утверждали, что обладают исключительным знанием Бога, но пренебрегали заповедями Господними. Иоанн показывает, что такое знание – пустое и бессмысленное.

Иоанн описывает повиновение верующего в трех областях: соблюдать Его заповеди (ст. 3); соблюдать Его слово (ст. 5); поступать так, как Он поступал (ст. 6). Здесь прослеживается определенное развитие мысли. Соблюдать Его заповеди – значит повиноваться учению Господа Иисуса, изложенному в НЗ. Для того чтобы соблюдать Его слово, нужно не только повиноваться написанному, но и желать делать то, что угодно Богу. Поступать так, как Он поступал, – а это полное выражение Божьего стандарта для Его народа, – значит жить так, как жил Иисус.

2,4 Скорее всего, Иоанн имел в виду то, что обычно христианин хочет соблюдать Его заповеди и делать угодное Ему, а не то, что христианская жизнь определяется безупречным повиновением воле Божьей. Иоанн рассматривает жизнь человека в целом. Если кто-то говорит, что знает Бога, но заповедей Его не соблюдает, то ясно, что он лжец и нет в нем истины.

2,5 Напротив, когда мы соблюдаем Его слово, тогда любовь Божья совершилась в нас. Любовь Божья означает не нашу любовь к Богу, а скорее Его любовь к нам. Дело в том, что Божья любовь к нам достигла цели через соблюдение нами Его слова. Она достигает своей цели и приближается к завершению, научив повиноваться Ему.

2,6 Поэтому, кто говорит, что пребывает в Нем, должен поступать так, как поступал Господь Иисус. Его жизнь, описанная в Евангелиях, – руководящий принцип и образец для нас. Мы можем жить так только благодаря силе Духа Святого, а не нашей собственной силе или энергии. Наша обязанность – полностью вверить свою жизнь Ему и позволить Ему жить в нас и через нас.

2,7 Другая важная черта истинно верующих – братолюбие. Иоанн говорит, что пишет не новую заповедь, но древнюю, которую они имели от начала. Иными словами, Господь Иисус с самого начала земного служения учил Своих учеников любить друг друга.

Гностики всегда выставляли напоказ новизну своего учения. Но апостол советует своим читателям все проверять через призму учения Господа Иисуса, которое Он оставил здесь на земле. Всегда есть опасность существенно отклониться от того, что было в начале. (В греческом критическом тексте опущено второе "от начала".) Иоанн говорит: "Вернитесь к началу и узнаете, что истинно".

2,8 Однако эта заповедь не только древняя, но и новая по своему смыслу. Когда Господь Иисус был на земле, Он не только учил учеников любить друг друга, но и показал им живой пример того, что имел в виду. Его жизнь была исполнена любви к другим. Когда Он жил на земле, заповедь истинно в Нем пребывала. Но теперь эта древняя заповедь в некотором смысле является новой. По милости Божьей она истинна не только в Господе Иисусе, но и в верующих. Эти христиане прежде были язычниками, живущими в ненависти и страстях. Теперь они показали пример и реализовали великий закон любви в своей жизни.

Таким образом, тьма проходит, когда люди получают свет Евангелия. Не вся тьма исчезла, ибо многие не пришли ко Христу, но Христос, истинный свет, уже светит, и всякий раз, когда грешники обращаются к Нему, они получают спасение и впредь любят своих верующих братьев.

2,9-11 В стихах 9-11 противопоставляются любовь ложная и истинная. Если кто-то утверждает, что он христианин, и при этом ненавидит истинных христиан, это явный признак того, что он еще во тьме. Последнее выражение относится не к случаю, когда человек отступает от веры и впадает в грех, как может показаться на первый взгляд. Человек продолжает быть таким, каким был всегда, то есть неспасенным. Но тот, кто истинно любит брата своего, пребывает во свете, и нет в нем соблазна. Это может означать как то, что самому человеку не грозит соблазн, так и то, что он не станет причиной соблазна для других. Оба толкования истинны. Если христианин действительно живет в общении с Господом, свет освещает его путь и никого не задевает какое-либо несоответствие между его вероисповеданием и жизнью. Гностики глубоко ненавидели тех, кто был верен Слову Божьему. Это доказывало, что они находились во тьме и во тьме ходили и не знали, куда идут, потому что тьма ослепила им глаза.

Как бы иллюстрируя пример братолюбия, о котором он говорил, апостол прекращает адресовывать исполненные любви обращения членам Божьей семьи.

IV.СТАДИИ РОСТА В ОБЩЕНИИ (2,12-14)

2,12 Сначала Иоанн обращается ко всей семье со словом "дети". Здесь не имеется в виду возраст или духовное развитие. Иоанн говорит со всеми, кто принадлежит Господу, и это подтверждает вторая часть стиха: потому что прощены вам грехи ради имени Его. Это истинно для всех христиан. Как замечательно – иметь полное освобождение от грехов и знать об этом. Обратите внимание: наши грехи прощены ради имени Его. Именно ради имени Христа Бог прощает нам грехи.

2,13 Отцы описаны как познавшие Сущего от начала, как зрелые верующие, познавшие приятное товарищество Сына Божьего и искупленные Им. Юноши в духовной семье отличаются энергией и боевой готовностью.

Это период столкновения и борьбы с противником. Юноши победили лукавого, потому что познали тайну победы: "Не я, но Христос, живущий во мне". Дети – младенцы в вере. Они знают Отца, хотя, возможно, и не очень хорошо.

2,14 Иоанн вновь обращается к отцам, и это обращение похоже на первое. Он обращается к ним, потому что они достигли зрелости в духовном опыте. Юноши описаны как сильные в Господе и пребывающие во власти Его могущества. Они победили лукавого, потому что Слово Божье пребывает в них. Господь Иисус смог победить дьявола в пустыне, цитируя Священное Писание. Это подчеркивает, как важно постоянно читать Библию и быть готовым отразить нападки дьявола.

V. ДВЕ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ: МИРСКИЕ И ЛОЖНЫЕ УЧИТЕЛЯ (2,15-28)

В стихах 15-17 нас настоятельно предупреждают не любить мир и все его лукавые пути. Возможно, это предупреждение прежде всего адресовано молодым людям, для которых мир часто имеет особую привлекательность, но оно обращено и ко всему народу Божьему. Мир здесь – не планета, на которой мы живем, и не естественная среда обитания. Скорее всего, это система, которую выстроил человек в попытке стать счастливым без Христа.

Она включает мир культуры, театра, искусства, образования – короче говоря, любую область, в которой Господа Иисуса не любят и куда Его не приглашают. Кто-то дал такое определение миру: "Человеческое общество, организованное на неверных принципах, для которого характерны низменные желания, ложные ценности и эгоизм".

2,15-16 Нас ясно предупреждают не любить мир, ни то, что в мире по той простой причине, что любовь мира не идет ни в какое сравнение с любовью Отца. Все, что предлагает мир, можно охарактеризовать как похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую.

Похоть плоти относится к чувственным плотским вожделениям, проистекающим из нашей внутренней злой природы. Похоть очей относится к нечистым желаниям, которые возникают как результат того, что мы видим. Гордость житейская – это нечестивые амбиции самовозвеличивания и самохвальства. Эти три элемента мирского присутствуют в случае с Евой. Плод был приятным на вкус; это – похоть плоти. Плод был приятным на вид; это – похоть очей. Плод был желанным для обретения мудрости; это характеризует гордость житейскую.

Как дьявол противостоит Христу, а плоть враждебна Духу, точно так же мир антагонистичен Отцу. Похоти, алчность и амбиции не есть от Отца, но от мира сего. То есть они проистекают не от Отца, их источник находится в мире. Быть от мира сего – значит любить преходящее. Сердце человека никогда не найдет удовлетворения в этих вещах.

2,17 И мир проходит, и похоть его. Когда банк близок к банкротству, расторопные люди не несут туда свои вклады. Когда колеблется основа, умные строители не продолжают стройку.

Сосредоточение на этом мире подобно перестановке шезлонгов на "Титанике". Мудрые люди не живут для преходящего мира. Всякий исполняющий волю Божью пребывает вовек. Именно воля Божья уводит нас от преходящих искушений. Великий евангелист Д. Л. Муди любил этот стих при жизни, и он же начертан на его надгробной плите: "Исполняющий волю Божью пребывает вовек".

2,18 Другое испытание для пребывающих в христианском общении – проверка вероучения. Предупреждение адресовано младенцам во Христе, которые еще не могут противостоять лжеучителям. Неутвержденные в вере особенно восприимчивы к лжи антихриста. Читатели Иоанна слышали, что прежде пришествия Христа придет антихрист, выдающий себя за Христа.

Как надвигающимся событиям предшествуют определенные признаки, так и появлению антихриста предшествует появление многих антихристов. Это лжеучителя, предлагающие ложного христа и ложное евангелие. Примечательно, что для наших дней характерно наличие многих культов, отвергающих Христа, и этим все они доказывают, что пришествие Спасителя близко.

2,19 Лжеучителя открыто заявляли, что они христиане, и ассоциировали себя с апостолами. Однако в сердце они не были подлинно одно целое с истинно верующими, и, выйдя из общины, они показали это. Если бы они были наши, то остались бы с нами. Здесь мы узнаем, что истинной вере всегда свойственно постоянство. Если человек действительно был рожден свыше, он останется с Господом. Это не значит, что мы спасаемся, если до конца устоим в испытаниях, скорее претерпевающие до конца действительно спасены. Лжеучителя вышли и через то открылось, что не все наши.

2,20 Но тогда возникает вопрос: как молодой верующий может знать, что правда, а что ложь? Ответ таков: мы имеем помазание от Святого и знаем все, и это помазание подразумевает Духа Святого и исходит от Святого, то есть Господа Иисуса Христа. Спасенный человек получает Духа Святого, Который позволяет верующему отличать правду от лжи. Когда Иоанн говорит своим молодым читателям: "Вы знаете все", он не имеет в виду абсолютный смысл сказанного. У них нет совершенного знания, но есть способность определять, что истинно, а что нет. Таким образом, самый молодой, самый наивный верующий имеет большую проницательность в Божественных вещах, чем неспасенный философ. Христианин видит больше, стоя на коленях, чем мирской человек, стоя на цыпочках. В физическом мире родившийся младенец сразу наделен всеми способностями, которые присущи человеческой расе. У него есть глаза, руки, ноги и умственные способности. Их невозможно получить позже.

Тело растет и развивается, однако сама личность заложена вначале. То же происходит и с человеком, рожденным свыше. В тот момент он получает все дары, которые проявятся позже, и у него будут бесконечные возможности развивать их.

2,21 Иоанн написал не потому, что его читатели были неосведомлены об истине, а скорее потому, чтобы укрепить их в истине, которую они знали, и напомнить, что всякая ложь не от истины. Гностики проповедовали доктрины, противоречившие Слову Божьему, и поэтому были лжецами. Их основная ложь, само основание всего их учения, заключалась в опровержении того, что Иисус есть Христос. В предисловии указано, что, согласно их учению, Иисус был простым человеком, а Христос сошел на Него в момент крещения. И сегодня некоторые культы несут эту большую ложь. Библия всюду настаивает, что Иисус НЗ – ГОСПОДЬ (Иегова) ВЗ. Утверждать, что Христос сошел на Иисуса, неверно, поскольку Иисус есть Христос.

2,22 Иоанн ясно указывает, что отрицать Божественную сущность Господа Иисуса – значит отрицать и Отца. Некоторым нравится считать, что они поклоняются Богу, но они не хотят иметь каких-либо отношений с Господом Иисусом Христом. Апостол говорит: "Это антихрист, отвергающий Отца и Сына".

2,23 В Ев. от Иоанна (8,19.42) Иисус сказал, что тот, кто не признает Его Божественной природы и не любит Его, не знает Отца и не может считать Бога своим Отцом. То же говорит Иоанн: "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца". Здесь нам изложена замечательная истина о единстве Отца и Сына. Нельзя иметь Отца, не имея Сына.

Это следует принять во внимание всем унитариям, христианской науке, мусульманам, модернистам, свидетелям Иеговы и иудеям.

2,24 Охраной от лжеучителей молодым верующим послужит следующее: что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас. Это относится к учению Господа Иисуса и Его апостолов. Мы в абсолютной безопасности, если пребываем в Слове Божьем. Всякое учение мы должны проверять вопросом: "Что говорит Священное Писание?" Если учение не согласуется с Библией, его нужно отвергнуть. Как обычно говорил доктор Айэнсайд: "Если это ново, значит, не истинно, а если истинно, значит, не ново".

2,25 Пребывая в христианском вероучении, мы подтверждаем истинность нашей веры. И обетование этой веры – жизнь вечная. Принимая Господа Иисуса, мы получаем Его личную жизнь, жизнь вечную, и эта жизнь позволяет нам проверять все новые и сомнительные доктрины.

2,26-27 Таким образом, в своем Послании Иоанн предупреждал молодых верующих о лжеучителях. Он совсем не опасается возможных последствий, помня, что его читатели получили помазание от Господа Иисуса. Как было упомянуто выше, помазание – это Дух Святой, и здесь мы узнаем, что Дух Святой в вас пребывает. Это – безусловное утверждение, что полученный нами Дух Святой никогда нас не покинет. Мы получили Духа Святого и не имеем нужды, чтобы кто учил нас.

Это не значит, что нам не нужны христианские учителя в Церкви. Бог определенным образом предусмотрел таких учителей в Ефесянам 4,11. Это значит, что христианин не нуждается в другом учении, кроме изложенного в Слове Божьем, как истине Божьей. Гностики утверждали, что им дана дополнительная истина, но Иоанн говорит здесь, что нет никакой потребности в дополнительной истине. Со Словом Божьим в руках и Духом Божьим в сердцах мы имеем все, что нужно для назидания в истине Божьей.

2,28 Иоанн обращается ко всем возлюбленным детям семьи Божьей и призывает их пребывать в Нем так, "чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его". Здесь слово "нам" относится к апостолам. Иоанн учит, что если христиане, которым он писал, не останутся верными Господу, то апостолы, приведшие их ко Христу, постыдятся в пришествие Христа. Этот стих подчеркивает важность дальнейшего душепопечительства во всех евангелизационных усилиях. Он также подразумевает возможность позора в пришествие Христа.

VI. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕБЫВАЮЩИХ В ХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕНИИ: ПРАВЕДНОСТЬ И ЛЮБОВЬ, ДАЮЩИЕ УВЕРЕННОСТЬ (2,29 – 3,24)

2,29 Третья отличительная черта семьи – праведность. Мы знаем, что в физическом мире подобное порождает себе подобное. Точно так же и в духовном мире. Всякий, делающий правду, рожден от Бога. Бог – праведник, значит, все творимое Им праведно, и поэтому всякий, рожденный от Него, – праведник. Такова неопровержимая логика Иоанна.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →