Комментарии МакДональда на 2-е послание Иоанна, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

[Второе послание Иоанна] открывает нам новую грань апостола: оно представляет его как пастыря каждой отдельной души. ... Кому бы это письмо ни было адресовано ... поместной ли церкви или ... женщине-христианке ... написано оно ради каждого человека, ибо он дорог апостолу настолько, что он шлет письмо. А. Пламмер

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Наряду с Третьим посланием Иоанна, эта короткая записка – все, что у нас есть из бесценной личной переписки одного из наиболее любимых нами ранних святых, апостола Иоанна.

Иногда христиане интересуются, насколько "открытыми" или "закрытыми" они должны быть с другими, особенно с теми, кто исповедует христианство. Второе и Третье послания Иоанна отвечают на этот практический вопрос. Второе послание указывает, как важно хранить наш дом (или домашнюю церковь) от еретиков. В Третьем послании поощряется "политика открытых дверей" для странствующих проповедников и миссионеров.

II. АВТОРСТВО

Внешнее свидетельство для 2 Иоанна слабее, чем для 1 Иоанна, несомненно, из-за его краткости и частного характера. Ириней ссылается на него, но, как и другие, думает, что это Послание – часть 1 Иоанна (разбивка на главы и стихи была осуществлена столетиями позже). Ориген сомневался в том, кому принадлежит Послание, но Климент и Дионисий, оба из Александрии, ссылаются на него как написанное Иоанном. Киприан определенно указывает на стих 10 как написанный апостолом Иоанном.

Внутреннее свидетельство заключается в том, что стиль и словарный запас Послания такие же, как в Евангелии и Первом и Третьем посланиях Иоанна. Даже при том, что 2 и 3 Иоанна начинаются не так, как 1 Иоанна, они столь подобны, что не многие отрицают, что все они написаны одной и той же рукой и, очевидно, приблизительно в одно и то же время.

Нет ни одной веской причины сомневаться в традиционно приписываемом авторстве 2 Иоанна апостолу (см. более подробное "Введение" к 1 Иоанна).

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Как и в случае с 1 Иоанна, возможны два основных периода. Указывают либо раннюю дату (60-е гг.), до разрушения Иерусалима, либо позднюю (85-90 гг.). Если верна первая дата, то Послание, вероятно, было послано из Иерусалима; если последняя, то из Ефеса, где престарелый апостол окончил свои дни.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Предпосылкой к написанию этого Послания послужило широко распространенное на заре христианства служение странствующих проповедников, которое и поныне практикуется в определенных кругах. Христианские дома и общины, которые посещали эти евангелисты и служители слова, оказывали им гостеприимство, помогали пропитанием и иногда деньгами.

К сожалению, лжеучителя и религиозные шарлатаны быстро начали злоупотреблять этой традицией как средством легкой наживы и распространения своей ереси, типа гностицизма (см. "Введение" к 1 Иоанна).

Если в первом столетии было важно предупреждать об еретиках и " спекулянтах от религии", то что бы апостол Иоанн сказал, если бы увидел сегодняшнее пестрое одеяло, сшитое из лоскутов многочисленных сект, культов и лжерелигий?

Центральная тема 2 Иоанна следующая: мы должны пресекать сотрудничество со всяким, кто распространяет ложь о Личности нашего Господа (ст. 10-11).

План

I. Приветствие Апостола: благодать, милость и мир (ст. 1-3)

II. Радость Апостола: послушные дети (ст. 4)

III. Просьба Апостола: любите друг друга (ст. 5-6)

IV. Беспокойство Апостола: антихристы и обольстители (ст. 7-11)

V. Надежда Апостола: личное посещение (ст. 12-13)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →