Комментарии МакДональда на послание Иуды, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Это Послание небольшое, но в нем содержатся величественные слова небесной благодати. Ориген

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Лука начинает историю христианства с Деяний апостолов, а Иуда избран, чтобы написать предпоследнюю книгу НЗ, по праву названную "деяниями отступников". Иуда предпочел бы поделиться с читателями своими мыслями об общей христианской вере, но лжеучение настолько распространилось, что он вынужден написать увещание "подвизаться за веру, однажды преданную святым".

Иуда не смягчает слов! Разоблачая пресловутых еретиков, он, как кажется, использует любые доводы, приводя примеры из природы, ВЗ и иудейских преданий (Енох), чтобы пробудить христиан.

Несмотря на резкий язык, Послание является шедевром композиции, усыпанным триадами (напр., три зла в ст. 11). Описания отступников ярки и незабываемы.

Церковь навсегда останется в долгу перед Иудой за красивое благословение, которым он заканчивает свое письмо. Хотя его Послание и коротко, оно очень необходимо в эти дни все возрастающего отступничества.

II. АВТОРСТВО

Внешнее свидетельство

Послание Иуды – короткое, в нем использованы апокрифические материалы, и написал его не апостол (ст. 17), однако его внешнее свидетельство более сильное, чем свидетельство 2 Петра.

Ерма, Поликарп и, вероятно, Афенагор используют материалы, заимствованные из этого Послания. Тертуллиан определенно ссылается на упоминаемые Иудой слова Еноха. Евсевий считает Послание Иуды одной из спорных книг (antilegomena). Список Мураторийского канона причисляет Послание Иуды к подлинным.

Внутреннее свидетельство

Имя Иуда (то же, что Иудас и Иудах, еврейское Иегуда) было очень популярным иудейским именем. Из семи Иуд в НЗ трое были предложены в качестве "Иуды... брата Иакова", написавшего это Послание:

1. Апостол Иуда (не Искариот, совершивший самоубийство). В стихе 17 автор открыто заявляет, что не принадлежит к апостолам, хотя ссылка на апостольство усилила бы его положение. Следовательно, он маловероятный кандидат.

2. Иуда, один из начальствующих между братьями, посланный в Антиохию с Павлом, Варнавой и Силой (Деян. 15,22). Возможно, это и он, но никакое свидетельство не связывает этого человека с письмом.

3. Иуда, младший сводный брат нашего Господа и брат Иакова (см. "Введение" к Посланию Иакова). Это самая подходящая кандидатура, ибо, подобно Господу Иисусу и Иакову, он использовал примеры из природы и яркий, красочный стиль. Мы принимаем эту точку зрения.

Подобно своему брату Иакову, Иуда был слишком скромен, чтобы злоупотреблять своими родственными отношениями со Спасителем. В конце концов, именно духовные отношения с Господом Иисусом имеют значение.

Разве Христос не сказал: "Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф. 12,50)? В другом случае Он учил, что более блаженны слышащие Слово Божье и исполняющие его, а не родственники Его, близкие по крови (Лк. 11,27-28). Подобно Иакову, Иуда занял место "раба". Оба они не верили в Божественность своего сводного брата вплоть до Его воскресения, следовательно, дух раба здесь закономерен.

Иуда был женат и вместе с женой странствовал, проповедуя Евангелие (1 Кор. 9,5). Внуки Иуды были приведены к императору Домициану в 90-е годы, обвиняемые в том, что они христиане. Увидев их руки, огрубевшие от многолетнего крестьянского труда, император освободил их как безопасных иудеев.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ Вопрос, использовал ли Петр Послание Иуды или Иуда переделал 2 Петра (или оба использовали общий источник), остается спорным. Оба послания слишком похожи, что не может быть совпадением. В своем Втором послании (2,1 и 3,3) Петр пишет, что "будут" лжеучителя и наглые ругатели, а Иуда говорит, что такие люди "вкрались" (ст. 4), так что, вероятно, Иуда – более поздний автор. Приемлемой может быть дата между 67 и 80 годами. Иуда нигде не упоминает о разрушении Иерусалима (70 г. н.э.). Из этого можно предположить, что город еще не был разрушен, и поэтому вероятны 67-70 годы. Можно также предположить, что разрушение уже произошло (если Послание было написано в 80-х годах н. э. или, если Иуда жил довольно долго, даже в 85 году).

Тогда Иуда не ссылается на это событие, потому что оно было все еще слишком болезненным для чувствительного еврея христианина.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Иуду беспокоит отступничество. Уже тогда в церковь проникали изменники религии, которые принимали вид служителей Божьих, но в действительности были врагами креста Христова. Иуда решил обличить этих предателей и описать их окончательную погибель. Отступник – человек, утверждающий, что он истинный верующий, в действительности же никогда не переживший возрождение. Он может принять крещение и пребывать в общении с другими членами поместной христианской церкви. Но через некоторое время он сознательно отказывается от христианской веры и злонамеренно отрекается от Спасителя. Он отвергает Божество Христа, Его искупительную жертву на Голгофе, Его телесное воскресение и другие фундаментальные доктрины.

Здесь вовсе не имеется в виду, что человек возвращается к прежней жизни; отступник вообще никогда не имел веры. Он нисколько не сомневается в правильности умышленного отказа от единственного Божьего пути спасения.

Он тверд в своем неверии и упрямо противостоит Богу Христу.

Отступничество – не просто отречение от Спасителя. Петр также отрекался. Петр был истинным верующим, который в трудный момент не устоял под бременем. Но он искренно любил Господа и доказал истинность своей веры последующим раскаянием и восстановлением.

Иуда Искариот был отступником. Он считал себя учеником; около трех лет он ходил с Господом Иисусом. Он даже был казначеем среди учеников, но в конце концов показал свой истинный нрав, предав Господа за тридцать сребреников.

Отступничество – грех, ведущий к смерти, и согрешивший не достоин того, чтобы верующие молились о его прощении (1 Ин. 5,16). Отступника невозможно возродить покаянием, ибо он распинает в себе Сына Божьего и ругается Ему (Евр. 6,6). Для тех, кто, получив познание истины, умышленно грешит, "не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр. 10,26-27).

Семя отступничества было посеяно еще на заре христианства. Павел предупреждал пресвитеров Ефеса, что по его отшествии войдут к ним лютые волки, не щадящие стада, и из их числа восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь учеников за собою (Деян. 20,29-30). В своем Первом послании Иоанн говорил об антихристах, которые пребывали в христианском общении, но оказались неверующими. Они вышли из членства, то есть отпали от веры (1 Ин. 2,18-19).

Из 2 Фессалоникийцам 2,2-4 мы узнаем, что перед днем Господним произойдет большое отступление от веры. Как мы понимаем, порядок его будет следующим:

Сначала Господь сойдет с неба, чтобы забрать Свою Церковь в дом Отца (Ин. 14,1-3; 1 Фес. 4,13-18).

Затем произойдет массовое отступление номинальных христиан, оставленных на земле.

Затем на мировой арене на передний план выйдет человек греха.

Затем начнется день Господень – семилетний период скорби.

Человек греха будет архиотступником, не только противящимся Христу, но и требующим, чтобы ему самому поклонялись, как Богу.

Петр подробно описывает лжеучителей-отступников, которые восстанут в последние дни (2 Пет. 2). В некоторых случаях его описание почти идентично описанию Иуды. Можно заметить подобие, сравнив следующие стихи:

Иуды 2 Петра
Ст. 4 2,1-3
Ст. 7 2,6
Ст. 8 2,10
Ст. 9 2,11
Ст. 10 2,12
Ст. 16 2,18

В действительности же различия между двумя посланиями более существенны, чем подобия. Иуда совсем не упоминает о Ное, потопе и Лоте. Петр опускает всякое упоминание об израильтянах, вышедших из земли Египетской, о Михаиле, Каине, Корее или пророчества Еноха. В отличие от Иуды, он не приводит так много сведений о согрешивших ангелах. Он говорит о лжеучителях, отрицающих Господа, искупившего их, в то время как Иуда вдается в подробности, говоря, что они обращают благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергают единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа (Иуд. 4).

Таким образом, вместо рассуждений о двух посланиях как работах под копирку, мы должны понять, что Святой Дух отобрал нужные материалы, чтобы в каждом случае достигнуть Своей цели, и что две главы не так уж сильно совпадают, как кажется на первый взгляд. Те, кто изучал четыре Евангелия и сравнивал Ефесянам с Колоссянам, понимают, что Дух Божий никогда напрасно не повторяется. В подобиях и различиях заложен духовный смысл, если мы, конечно, способны увидеть его.

План

I. Приветствие (ст. 1-2)

II. Обличение отступников (ст. 3-16)

III. Роль верующего среди отступничества (ст. 17-23)

IV. Красивое благословение (ст. 24-25)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →