Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 1 глава

I. ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ: БЛАГАЯ ВЕСТЬ БОЖЬЯ (Гл. 1 – 8)

А. Знакомство с Благой Вестью (1,1-15)

1,1 Павел представляет себя как человека, который был приобретен (что видно из слов "раб Иисуса Христа"), призван (по дороге в Дамаск Спаситель призвал Павла быть апостолом, особым посланником) и избран (специально выделен для того, чтобы благовествовать язычникам [см. Деян. 9,15; 13,2]).

Также и мы все были приобретены драгоценной Кровью Христовой, призваны быть Его свидетелями и избраны нести Благую Весть всюду, куда бы мы ни шли.

1,2 Возможно, многие евреи считали, что Благая Весть представляет собой что-то совершенно новое и не имеющее отношения к их духовному наследию, поэтому Павел подчеркивает, что Бог обещал Благую Весть через Своих пророков еще в ВЗ как в конкретных высказываниях (Втор. 18,15; Ис. 7,14; Ав. 2,4), так и в форме различных образов и символов (например, Ноев ковчег, медный змей, система жертвоприношений).

1,3 Евангелие – это Благая Весть о Божьем Сыне, об Иисусе Христе, Господе нашем, Который по Своей человеческой природе произошел от семени Давида. Выражение "по плоти" указывает на то, что наш Господь – не просто человек, так как это слово подчеркивает, что речь идет о Его человеческой природе. Если бы Христос был просто человеком, то не было бы никакой необходимости как-то особенно выделять эту черту Его естества, ведь никакой другой тогда бы и не было. Но Он – не только человек, и об этом говорит следующий стих.

1,4 Господь Иисус назван Сыном Божьим в силе. Святой Дух, о Котором здесь говорится как о духе святыни, Сам указал на Иисуса при Его крещении и в Его чудесах. Чудеса Спасителя, совершаемые силой Святого Духа, свидетельствовали о том, что Он есть Сын Божий. (Некоторые богословы считают, что слова "дух святыни" говорят о святости Самого Христа.) Когда мы читаем, что Он открылся Сыном Божьим в силе через воскресение из мертвых, нам, естественно, кажется, что здесь речь идет о Его воскресении. Но на самом деле эти слова буквально означают "через воскресение мертвых", то есть при этом апостол, возможно, думал о воскрешении и дочери Иаира, и сына наинской вдовы, и Лазаря. Но, в любом случае, здесь в первую очередь подразумевается воскресение Самого Господа.

Когда мы говорим, что Иисус есть Сын Божий, мы имеем в виду, что Он в этом смысле – единственный. У Бога много сыновей. Все верующие названы Его сынами (Гал. 4,5-7), и даже об ангелах говорится как о сыновьях (Иов. 1,6; 2,1). Но Иисус – особенный Сын. Когда Господь говорил о Боге как о Своем Отце, иудеи вполне правильно понимали, что Он претендует на равенство с Богом (Ин. 5,18).

1,5 Именно через Иисуса Христа Павел получил благодать (незаслуженную милость, благодаря которой он и был спасен) и апостольство. И когда он пишет, что мы получили благодать и апостольство, он, скорее всего, под авторским "мы" подразумевает одного лишь себя. Апостольство Павла было связано с языческими народами, и это отличает его от остальных апостолов. Его миссия заключалась в том, чтобы призывать все народы к послушанию вере, то есть к повиновению евангельскому призыву через покаяние и веру в Господа Иисуса Христа (Деян. 20,21). И эта всемирная проповедь совершалась лишь во имя Господа, ради того, чтобы радовать Его и воздавать Ему славу.

1,6 Среди ответивших на евангельский призыв были те, к которым Павел обратился как к призванным Иисусом Христом, подчеркивая тем самым, что в деле их спасения инициатива принадлежала Богу.

1,7 Это Послание адресовано всем верующим Рима, а не какой-то отдельной церкви, как другие Послания.

Его последняя глава свидетельствует о том, что в Риме было несколько общин верующих, и содержащееся в этом стихе приветствие относится ко всем.

Возлюбленные Божьи, призванные святые – эти два прекрасных звания истинны для всех, кто искуплен драгоценной Кровью Христа. На этих избранных Божественная любовь распространяется особенным образом, их призвание – быть отделенными от мира для Бога, так как в этом и заключается смысл слова "святые".

Стандартное Павлово приветствие сочетает в себе благодать и мир. Благодать (charis) – особое пожелание в греческом языке, а мир (shalom) – традиционное еврейское приветствие. Такое комбинированное приветствие особенно важно в этом Послании, так как здесь Павел поясняет, как иудеи и язычники становятся одним новым человеком во Христе.

Здесь говорится не о той благодати, посредством которой получают спасение (читатели Послания уже были спасены), но о той благодати, которая совершенствует христианина и дает ему силы для служения. Мир – это не мир с Богом в обычном смысле (святые уже имеют такой мир, так как оправданы по вере), но мир, обитающий в их сердцах в силу того, что там правит Бог, хотя сами они и находятся в самом центре круговорота жизни.

Желая благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, Павел тем самым явно подразумевает равенство Отца и Сына. Если бы Иисус был простым человеком, было бы бессмысленно ставить Его в один ряд с Отцом в даровании благодати и мира. Это звучало бы примерно как "благодать вам и мир от Бога Отца нашего и от Авраама Линкольна".

1,8 Всегда, когда это было возможно, апостол Павел начинал свои послания со слов одобрения и высокой оценки того, что в его читателях заслуживало похвалы. (Хороший пример для нас!) И здесь он благодарит Бога через Иисуса Христа, нашего Посредника, за то что вера римских христиан возвещалась во всем мире. Их христианское свидетельство было известно и обсуждалось по всей Римской империи, которая представляла весь мир с точки зрения жителя Средиземноморья.

1,9 Поскольку римские христиане стремились к тому, чтобы их свет сиял перед людьми, Павлу приходилось непрестанно молиться о них. Он призывает Бога в свидетели постоянства его молитв, так как никто этого знать не может, кроме Бога, Которому апостол служил своим духом в благовествовании Сына Его. И молитвы Павла не были заученными наизусть и механически повторяемыми ежедневно, как некий религиозный ритуал. Это было его служение, сопровождаемое горячими, исполненными верой молитвами. К этому добровольному, преданному, неустанному служению побуждал его дух, который более всего любил Господа Иисуса. В этом выражалось его пламенное стремление распространять Благую Весть о Божьем Сыне.

1,10 Наряду с тем, что Павел благодарит Бога за христиан в Риме, он также молится о том, чтобы ему представилась возможность посетить их в недалеком будущем. И, как и все остальное в его жизни, он хочет, чтобы это путешествие соответствовало воле Божьей.

1,11 Павлом двигало желание оказать римским святым некую духовную помощь для их утверждения в вере. Конечно, здесь речь не идет о том, что он хотел даровать им некое "повторное благословение", он также не собирался передать им какой-либо духовный дар через возложение рук (то, что упоминается в связи с Тимофеем в 2 Тим. 1,6). Павел хотел, проповедуя им Слово, способствовать их духовному росту.

1,12 Он продолжает объяснять им, что эта помощь будет взаимной. Он сможет утешиться их верою, а они – его. В общине, где люди назидают друг друга, происходит некое совместное духовное обогащение. "Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего" (Притч. 27,17). Обратите внимание на смирение и любезность Павла – он вовсе не считал себя выше того, чтобы принимать от других святых помощь.

1,13 Он многократно намеревался посетить Рим, но встречал различные препятствия. Возможно, возникала острая необходимость быть в других местах или Святой Дух не допускал его, а может, это было результатом прямого противостояния сатаны. Павел хочет иметь некий плод и среди римских язычников, как он имел его у прочих народов. Здесь он говорит о плоде проповеди Евангелия, что становится понятным из следующих двух стихов. В стихах 11 и 12 он выразил желание встретиться с римскими христианами, крепкими в своей вере. Здесь же он говорит о своем желании видеть, как в столице Римской империи люди обращаются к Христу.

1,14 Тот, в чьем сердце живет Иисус Христос, знает, как справиться с самой большой нуждой всего человечества. У него есть лекарство против болезни греха, он знает путь, следуя которым можно избежать вечных ужасов ада и обрести гарантию вечной радости с Богом. Это налагает на него почетную обязанность делиться Благой Вестью со всеми людьми вне зависимости от того, к какому народу и культуре они принадлежат, – и еллинам, и варварам, и вне зависимости от их положения и образования – и мудрецам, и невеждам. Павел четко осознавал эту обязанность. Он сказал: "Я должен".

1,15 Для того чтобы хоть как-то расплатиться с этим долгом, апостол был готов проповедовать Евангелие находящимся в Риме со всей властью, данной ему Богом. Ясно, что этот стих не относится к римским верующим, так как они уже ответили на радостный призыв. Павел собирался благовествовать необращенным язычникам столицы империи.

Б. Определение Благой Вести 1,16-17)

1,16 Апостол не стыдился нести Благую Весть Божью в развращенный столичный город Рим, хотя иудеи считали благовестие соблазном, а еллины – безумием: ведь Павел знал, что оно есть сила Божья ко спасению, то есть весть о том, что Бог Своей силой спасает каждого, кто поверит в Его Сына. Эта сила равно распространяется как на иудеев, так и на еллинов.

То, что спасение дано во-первых иудею, а уже потом еллину, видно из книги Деяний. Хотя мы всегда будем обязаны древнему Божьему народу, иудеям, мы не обязаны идти прежде благовествовать им, а уж только потом – язычникам. Сегодня отношения Бога и с иудеями, и с язычниками находятся на одном основании, поэтому и призыв, и сроки для всех одинаковы.

1,17 В этом стихе впервые в Послании заходит разговор о праведности, поэтому мы немного остановимся и лучше разберемся с тем, что такое "праведность". В НЗ это слово используется по-разному, но мы рассмотрим только три его значения.

Во-первых, оно обозначает такое качество Бога, согласно которому все, что Он делает, всегда правильно, справедливо, истинно и соответствует всем остальным Его качествам. Когда мы говорим, что Бог праведен, мы имеем в виду, что в Нем нет никакой неправды, нечестия или несправедливости.

Во-вторых, праведность Божья может относиться к тому, что Он оправдывает нечестивых грешников и при этом все же остается справедливым, так как Иисус, будучи безгрешной заместительной Жертвой, удовлетворил все требования Божественной справедливости.

И наконец, праведность Божья имеет отношение к тому совершенному положению, которое Бог дает всем, кто верует в Его Сына (2 Кор. 5,21).

Тех, кто неправеден сам по себе, Бог принимает как праведных, поскольку видит их в свете совершенства Своего Сына и вменяет им Его праведность.

Какое же из значений используется в стихе 17? Собственно говоря, здесь могут подходить все три значения правды, или праведности, Божьей, но основной смысл, похоже, заключается в том, что Бог оправдывает грешников по вере.

Праведность Божья открывается в Евангелии. Сначала Евангелие повествует нам о том, что праведность Божья требует, чтобы грех был наказан, а наказание за грех – вечная смерть.

Но затем мы узнаем, что Божья любовь готова удовлетворить Его праведность. Бог послал Своего Сына, чтобы Он умер вместо грешных людей, сполна заплатив за всех. И теперь, когда требования праведности Божьей удовлетворены, Он может справедливо спасать всех, кто воспользуется тем, что совершил Христос.

Праведность Божья открывается от веры в веру. Выражение "от веры в веру" может означать: 1) от верности Божьей к нашей вере; 2) от одной степени веры к следующей; 3) все только по вере – от начала и до конца. Наиболее вероятным здесь является последнее значение. Божья праведность вменяется человеку не на основании его дел и дается не тому, кто пытается приобрести или заслужить ее. Она открывается только по вере. И это полностью согласуется с Божьим постановлением в Книге пророка Аввакума (2,4): "...праведный своею верою жив будет", что также можно понимать, как "оправданный своею верою будет жить".

Итак, в первых семнадцати стихах Послания к Римлянам Павел изложил его главную тему и сделал несколько основных утверждений. Теперь он переходит к третьему основному вопросу: "Почему люди нуждаются в Евангелии?" Вкратце можно ответить, что без Благой Вести они – погибшие люди. Но при этом сразу же возникают дополнительные вопросы. 1) Неужели достойны погибели те язычники, которые так никогда и не услышали Благой Вести (1,18-32)? 2) Неужели люди, уверенные в своей порядочности и нравственности, будь то иудеи или язычники, также погибшие (2,1-16)?; 3) Неужели погибшими следует считать представителей древнего Божьего народа, иудеев (2,17 – 3,8)? 4) Неужели все люди погибшие (3,9-20)?

В. Всеобщая нужда в Благой вести (1,18 – 3,20)

1,18 В этом стихе Павел отвечает на вопрос, почему люди нуждаются в Евангелии. И ответ заключается в том, что без него все они идут в погибель, что гнев Божий открывается с неба на всякое нечестие людей, которые своей греховной жизнью подавляют истину неправедностью. Но как же открывается гнев Божий? Один из ответов приводится здесь же. Бог предает этих людей их же нечистоте (1,24), постыдным страстям (1,26) и превратному уму (1,28). Но иногда Бог вмешивается в историю человечества, чтобы проявить Свое крайнее недовольство человеческим грехом, например: всемирный потоп (Быт. 7), уничтожение Содома и Гоморры (Быт. 19), наказание Корея, Дафана и Авирона (Чис. 16,32).

1,19 Неужели те язычники, которые так никогда и не услышали Благой Вести, также погибшие? Павел поясняет, что они идут в погибель не из-за того, что лишены достаточной информации, а из-за того что, видя свет, они тем не менее отказываются от него! То, что можно знать о Боге через рассматривание творения, Он явил им. Бог не оставил их без откровения о Себе.

1,20 В создании мира для всех нас были открыты два невидимых Божьих качества: Его вечная сила и Божество, то есть Божественность. Они открывают нам Бога как Личность, полную славы, а не просто как некое высшее Существо, поскольку Его высшая Сущность и так не подлежит сомнению.

Аргумент вполне ясен: творение не может появиться без Творца. Произведение искусства требует наличия художника. Глядя на солнце, луну и звезды, любой может понять, что есть Бог.

Итак, можно сказать, что язычникам, которые не слышали Благой Вести, нет извинения. Бог открылся им в Своем творении, но они не ответили на Его откровение. То есть эти люди виновны не в том, что отвергли Спасителя, о Котором они и не слышали, а в том, что не поверили в то, что могли знать о Боге.

1,21 Из-за того, что, познавши Бога через Его творения, они не прославили Его за то, Кем Он является, и не возблагодарили за то, что Он сделал, но, напротив, предали себя суетным философиям и измышлению других богов, они утратили способность ясно мыслить и видеть. Тот же, кто отказывается видеть, со временем вообще лишается зрения.

1,22 По мере того как люди становились все более и более самоуверенными в своих мнимых знаниях, они все дальше и дальше погружались в невежество и сумасбродство. Эти два качества всегда присущи тем, кто отвергает знание Божье, – они становятся невыносимо самонадеянными и в то же время глубоко невежественными.

1,23 Хотя некоторые и считают, что человек постоянно эволюционирует от низшего к высшему, древние были людьми гораздо более высокой морали. Отказавшись познать истинного, бесконечного, нетленного Бога, они впоследствии деградировали до такого безумия и развращенности, что стали поклоняться идолам. Этот стих опровергает теорию эволюции человечества.

Религиозность заложена в человеке подсознательно. Ему нужен кто-то, кому он мог бы поклоняться. Отвергнув поклонение живому Богу, он сделал себе богов из дерева и камня, придав им образ, подобный человеку, птицам, четвероногим и пресмыкающимся. Отметьте регресс в последовательности: человек, птицы, животные, пресмыкающиеся. При этом нужно также помнить, что человек становится похожим на то, чему поклоняется. И по мере того как регрессировало его божество, регрессировал и моральный облик самого человека. Если его бог – рептилия, то и сам он имеет право жить так, как ему нравится. Также важно отметить, что поклоняющийся обычно ставит себя в низшее и подчиненное положение перед объектом поклонения.

Таким образом, человек, созданный по образу и подобию Божьему, ставит себя ниже положения змеи! Поклоняющийся идолу поклоняется бесам. Павел вполне конкретно заявляет, что люди, приносящие жертвы идолам, приносят их бесам, а не Богу (1 Кор. 10,20).

1,24 В этой главе трижды говорится о том, что Бог предал человека тому, к чему тот стремился: нечистоте (1,24), постыдным страстям (1,26) и превратному уму (1,28). Другими словами, гнев Божий излился на все грани человеческого естества.

В ответ на злые страсти их сердец Бог предал их половой нечистоте – прелюбодеянию, блуду, распущенности, проституции, разврату и т.д. Жизнь для них превратилась в непрекращающиеся развратные оргии, в которых они сквернили сами свои тела.

1,25 Бог оставил их потому, что сначала они сами отказались от истины Божьей и предались лжи идолопоклонства. Идол – это обман, ложное представление о Боге. Идолослужитель поклоняется образу твари, что оскорбляет и бесславит Творца, Который достоин вечной славы, а не оскорблений.

1,26 По той же причине Бог предал людей тому, чтобы они предавались разврату с представителями того же пола. Женщины неестественным образом бесстыдно удовлетворяли свои похоти с женщинами.

1,27 Мужчины предавались разврату с мужчинами, полностью извращая естественное употребление. Отказавшись от брачных отношений, установленных Самим Богом, они разжигались похотью на других мужчинах.

Но этот грех отразился и на их теле, и на душе. Болезни, комплексы, постоянное чувство вины и деградация личности поразили их, как яд скорпиона. Этот стих опровергает мнение, что каждый человек, совершив подобный грех, может легко забыть о нем. В наше время гомосексуализм принято считать или болезнью, или вполне законным альтернативным образом жизни. Христиане должны быть очень осторожны в таких вопросах, чтобы не перенять мирскую точку зрения, но руководствоваться лишь Словом Божьим. В ВЗ этот грех наказывался смертью (Лев. 18,29; 20,13), и в НЗ также говорится, что делающие такое достойны смерти (Рим. 1,32). Библия считает гомосексуализм очень серьезным грехом. Из-за него были стерты с лица земли Содом и Гоморра, где мужчины, движимые похотью, восстали на праведного Лота (Быт. 19,4-25).

Евангелие предлагает помилование и прощение гомосексуалистам так же, как и всем грешникам, если они покаются в своем грехе и уверуют в Господа Иисуса Христа. И даже христиане, впавшие в этот отвратительный грех, могут получить прощение и обновление, если исповедуют и оставят его. Тот, кто хочет полностью подчиниться воле Божьей, может быть полностью избавлен от подобного влечения. При этом во многих случаях очень важно иметь постоянную помощь и духовную поддержку.

Бесспорно, что некоторым людям присуще некое как бы природное влечение к лицам своего пола. Это неудивительно, так как падшая человеческая природа способна на любые формы порока и извращения. Грех заключается не в склонности к нему, а в самом действии. Святой Дух дает нам силу противостоять искушению и побеждать грех в течение всей нашей жизни (1 Кор. 10,13). Некоторые христиане в Коринфе были живым подтверждением того, что от этого греха действительно можно избавиться (1 Кор. 6,9-11).

1,28 Так как люди отказались думать о Боге как о Создателе, Хранителе и Избавителе, Он отдал их во власть их превратного ума, чтобы они предавались всем нижеперечисленным непотребствам. Этот стих помогает глубже вникнуть в суть проблемы, почему людям так нравится теория эволюции. Причина не в интеллектуальных аргументах, а в человеческих желаниях.

Люди не хотят иметь Бога в своем разуме. Ведь дело не в том, что аргументы в пользу теории эволюции настолько очевидны, что людям приходится верить в нее, совсем не в этом.

Просто они хотят найти такую теорию происхождения мира, в которой не было бы места для Бога; ведь они знают, что если Бог существует, то они несут перед Ним моральную ответственность.

1,29 Здесь приводится перечень разнообразных грехов, которые описывают человека, отчужденного от Бога. Заметьте, что он исполнен этих грехов, а не просто иногда увлекается ими. Он хорошо обучен грехам, которые противны человеческому естеству.

Это неправедность (несправедливость), блуд (прелюбодеяние и другие формы недозволенных половых отношений); лукавство (проявление зла); корыстолюбие (жадность, ненасытная страсть к накопительству); злоба (стремление причинять боль окружающим, ядовитая ненависть); зависть (чувство зависти и ревности ко всем окружающим); убийство (умышленное противозаконное убийство будь то в гневе или при любых других обстоятельствах); распри (пререкания, ссоры, раздоры); обман (хитрость, предательство, интриги); злонравие (злоба, жестокость, раздражительность).

[Легко заметить, как некоторые переписчики рукописей ошибочно убрали слова о половой распущенности: в греческом языке слово "porneia" сходно по написанию со словом "poneria" (зло).]

1,30 Люди злоречивы (злословят и сплетничают); клеветники (открыто поносят и оскорбляют окружающих); богоненавистники (ненавидят Бога); обидчики (презирают и унижают людей); самохвалы (хвастливы, выставляют себя напоказ); горды (высокомерны, самонадеянны); изобретательны на зло (выдумывают разные хитроумные способы приносить вред); непослушны родителям (отрицают родительский авторитет);

1,31 безрассудны (не имеют моральных и духовных приоритетов, бессовестны); вероломны (нарушают обещания, соглашения и контракты ради собственной выгоды); нелюбовны (действуют вопреки естественным отношениям и обязанностям между людьми); непримиримы (не хотят прощать, неумолимы); немилостивы (жестоки, мстительны, безжалостны).

[В ст. 31 содержится пять слов с отрицательным значением, начинающихся с отрицательной приставки альфа- (ср. а-теист, "нет Бога"), сходные по строению с английскими словами, начинающимися с приставки "un". В NU пропущено слово "немилостивы" (aspondous), которое сходно со словом "нелюбовны" (astorgous).]

1,32 Те, кто неправильно употребляет и извращает половые отношения (1:24,26-27) и предается вышеперечисленным грехам (1,29-31), в глубине души понимают, что не только совершают нечто неправильное, но и достойны за это смерти. И хотя они знают Божьи установления, однако пытаются оправдать и узаконить свои грехи. Это знание не удерживает их от того, чтобы в полной мере предаваться нечестию. Они объединяются с другими людьми, чтобы побуждать их к тому же, и ощущают при этом некое чувство товарищества со своими партнерами по греху.

НЕ УСЛЫШАВШИЕ БЛАГУЮ ВЕСТЬ ЯЗЫЧНИКИ

Как же тогда Бог отвечает на вопрос, погибшие ли те язычники, которые так никогда и не услышали Благую Весть? Язычники виновны в том, что не жили в соответствии с тем светом, который Бог открыл им в Своем творении. Вместо этого они стали поклоняться идолам и в результате предались низости и разврату.

Но все-таки предположим, что есть некий язычник, который действительно живет в соответствии с Божьим светом, видимым в творении. Допустим, он сжег всех своих идолов и пытается познать истинного Бога. Что же будет с ним?

У евангельских верующих есть две основных точки зрения по этому вопросу.

Одни верят, что если человек действительно живет в согласии с тем светом, который открывается нам в творении, Бог даст ему возможность услышать Благую Весть. В качестве примера приводится Корнилий. Он искал Бога. Бог призрел на его молитвы и благодеяния и послал Петра рассказать ему о том, как обрести спасение (Деян. 11,14).

Другие считают, что если человек живет верою в единого живого Бога, открывающегося в творении, но умирает так и не услышав Благой Вести, Бог тем не менее дарует ему прощение на основании смерти Христа на Голгофе. И хотя этот человек не знает ничего ни о Христе, ни о Его жертве, Бог на основании его стремления к свету распространяет действие этой жертвы и на него. Те, кто придерживается этой точки зрения, утверждают, что точно так же Бог спасал живших до Голгофы и спасает умственно недоразвитых людей и детей, которые умирают не достигнув того возраста, когда начинают нести ответственность за свои грехи.

Первая точка зрения может быть подтверждена случаем с Корнилием. Применимость же второй точки зрения ко времени после смерти и воскресения Христа (нашему времени) не находит подтверждения в Писании. Кроме того, она сильно преуменьшает необходимость повсеместной миссионерской деятельности.

Итак, Павел показал, что язычники являются погибшими и нуждаются в Благой Вести. Теперь он обращается к следующей группе людей, по поводу которой есть разные точки зрения.

Мы считаем, что здесь он обращается к людям, которые оправдываются своей порядочностью и высокоморальностью, будь то иудеи или язычники. Из первого же стиха становится ясно, что эти люди – самоуверенные моралисты, так как они осуждают поведение окружающих, хотя сами совершают те же грехи. Стихи 9, 10, 12, 14 и 15 показывают, что Павел имеет здесь в виду и иудеев, и язычников. Таким образом, перед нами встает вопрос: "Неужели люди, уверенные в своей порядочности и нравственности, будь то иудеи или язычники, также погибшие?" Как мы увидим далее, ответ однозначен: "Да, они также погибшие".


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →