Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 2 глава

2,1 Следующую группу составляют те, кто, поглядывая свысока на варваров-язычников, считают себя более цивилизованными, образованными и благородными. Они осуждают невежественных язычников за их постыдные нравы, но сами не менее виновны, разве только их грехи более изощрены. После грехопадения человек гораздо охотнее подмечает чужие недостатки, чем свои. То, что в других ему кажется отвратительным и недостойным, он вполне уважает в себе. Но то, что он судит других за их грехи, означает, что сам он знает разницу между добром и злом. Если он понимает, что тот, кто уведет у него жену, поступит неправильно, значит, он понимает, что ему самому также не дозволено уводить чью-либо жену. Таким образом, если человек осуждает другого за грехи, которые совершает сам, то он остается без извинения.

По своей сути грехи образованных и невежественных людей ничем не отличаются друг от друга. И хотя моралист может возразить, что он не совершал всех вышеперечисленных грехов, он должен помнить следующее:

1. Он вполне способен их совершить.

2. Нарушая какую-то одну заповедь, он становится виновен во всем (Иак. 2,10).

3. Он совершает мысленные грехи, которые, хотя могут никогда и не воплотиться в жизни, также недопустимы. Иисус, например, учил, что взгляд с вожделением равносилен прелюбодеянию (Мф. 5,28).

2,2 То, что требуется самодовольному моралисту, – это осознание грядущего суда Божьего. В стихах 2-16 апостол заставляет задуматься об этом предстоящем суде и разъясняет, что это будет за суд. Во-первых, суд Божий будет совершаться по истине. Он будет основан не на случайных, недостоверных и субъективных свидетельствах, а на истине, только на истине и ни на чем ином, кроме истины.

2,3 Во-вторых, суд Божий неизбежно придет на того, кто обвиняет других за то, что делает и сам. Способность осуждать не освобождает его от ответственности. Наоборот, она только отягчает его вину.

Суда Божьего можно избежать лишь в том случае, если мы покаемся и будем прощены.

2,4 В-третьих, мы узнаем, что иногда суд Божий откладывается. Это промедление является доказательством благости, кротости и долготерпения Божьего. Его благость означает, что Он благосклонно относится к грешникам, хотя и ненавидит их грех. Его кротость в данном случае выражается в том, что Он медлит со Своим судом над человеческой нечистотой и гордостью. Его долготерпение – это удивительная способность сдерживать Свой гнев, несмотря на то что человек постоянно ведет себя вызывающе.

Благость Божья, выражающаяся в Его покровительстве, защите и опеке, направлена на то, чтобы привести человека к покаянию. Бог не хочет, "чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3,9).

Покаяние означает радикальный поворот жизни на сто восемьдесят градусов – спиной к греху и лицом к Богу. "Это перемена в сознании, производящая перемену в отношении, что приводит к перемене в поступках". (A.P. Gibbs, Preach and Teach the Word, p.12/4.)

При покаянии человек занимает в отношении себя и своих грехов ту же позицию, что и Бог. Это не просто умственное осознание греховности – покаяние происходит и в сердце, как писал Джон Ньютон: "Мое сердце чувствовало и признавало мою вину".

2,5 В-четвертых, мы узнаем, что суд Божий отягощается в соответствии с ростом виновности. Павел поясняет, что упорные и нераскаянные грешники сами собирают себе осуждение, как бы накапливая свои сокровища и строя на них свое будущее. Но какое же будущее их ждет, когда в конце концов гнев Божий откроется им на суде у великого белого престола (Откр. 20,11-15)! В тот день станет ясно, что суд от Бога абсолютно праведен и в нем нет никакой предвзятости или несправедливости.

2,6 В следующих пяти стихах Павел напоминает нам о том, что суд Божий будет производиться согласно делам человека. Человек может хвалиться своей порядочностью. Он может полагаться на свое расовое или национальное происхождение. Он может прикрываться тем, что в его родословной были верующие. Но он будет судим по своим делам, а не по каким-то из этих аргументов. Именно его дела будут определять его судьбу.

Если рассматривать стихи 6-11 вне контекста, можно предположить, что здесь говорится о спасении по делам.

Создается впечатление, будто в них написано, что творящие добрые дела заслужат вечную жизнь.

Но нам необходимо понимать, что здесь не может быть учения о спасении по делам, так как оно противоречит основному свидетельству Писания о том, что спасение дается по вере, независимо от дел. Льюис Чафер указывает, что в НЗ около 150 отрывков ясно основывают спасение на вере. (Lewis S. Chafer, Systematic Theology, III:376.)

При правильном понимании ни один отрывок Писания не может противоречить такому ошеломляющему свидетельству.

Как же нам тогда понять это место?

Прежде всего необходимо осознать, что истинно добрые дела может совершать лишь рожденный свыше. Когда люди спросили Иисуса: "Что нам делать, чтобы творить дела Божии?" – Он ответил: "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6,28-29). Итак, первое доброе дело, которое может совершить человек, – это поверить в Господа Иисуса Христа, хотя при этом мы должны понимать, что сама вера – это не дело, достойное награды, за которое мы получаем спасение. Значит, когда неспасенные предстанут на суд, они ничего не смогут представить в свое оправдание. Все, что они считали своей праведностью, будет выглядеть, как запачканная одежда (Ис. 64,6). Их самый тяжкий грех будет заключаться в том, что они не уверовали в Господа Иисуса (Ин. 3,18).

Более того, их дела будут определять тяжесть наказания (Лк. 12,47-48).

А что было бы, если бы верующих также судили по их делам? Конечно же, они не смогли бы представить никаких добрых дел, которыми могли бы заслужить спасение. Все их дела до спасения были греховными. Но Кровь Христа омыла все прошлое. И теперь Сам Бог не может выдвинуть против них никакого обвинения. После того как верующие получили спасение, они начинают творить добрые дела – может, и не такие уж добрые в глазах мира, но добрые в глазах Бога. Их добрые дела являются результатом спасения, а не отрабатыванием чего-либо. У судилища Христова их дела будут пересмотрены, и они получат награду за верную службу.

Но при этом мы не должны забывать, что в этом отрывке речь идет не о спасенных, а только о неверующих.

2,7 Продолжая разъяснять, что суд будет совершаться согласно делам, Павел отмечает, что Бог даст жизнь вечную тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия. Как мы уже объясняли, это вовсе не означает, что люди спасаются постоянством в добром деле. Это было бы иное евангелие. В реальной жизни никто так не живет, и без Божьей силы никто и не способен так жить. Если кто-то действительно подходит под вышеприведенное определение, то этот человек уже спасен по благодати через веру. То, что он ищет славы, чести и бессмертия, свидетельствует о его рождении свыше. Вся его жизнь подтверждает его обращение.

Он ищет славы и чести небесной, исходящей от Бога (Ин. 5,44); бессмертия, которое связано с воскресением мертвых (1 Кор. 15,53-54); небесного наследия, нетленного, чистого и неувядаемого (1 Пет. 1,4).

Бог наградит вечной жизнью тех, кто подтверждает свое обращение личной жизнью. В НЗ слова "вечная жизнь" могут иметь несколько определений.

Во-первых, они обозначают то, что мы уже имеем, что получаем при обращении (Ин. 5,24). Во-вторых, это то, что мы получим позже, когда примем новые славные тела (Рим. 2,7; 6,22). И в-третьих, хотя жизнь вечная является даром, принимаемым верой, иногда о ней говорится как о награде за верность (Мк. 10,30). Все верующие получат вечную жизнь, но у одних будет больше возможностей наслаждаться ею, чем у других. Вечная жизнь – не просто бесконечное существование, это новое качество жизни, более полноценная жизнь, которую обещал Спаситель (Иоанна, 10,10). Это и есть жизнь Самого Христа (Кол. 1,27).

2,8 Те, которые упорствуют и не покоряются истине, но, более того, предаются неправде, получат ярость и гнев.

Они не покоряются истине; они никогда не отвечали на евангельский призыв. Они избрали покорность неправедности как своему повелителю. Их жизнь состоит из сплошной борьбы, противостояния и непослушания – истинных спутников неверия.

2,9 Апостол опять повторяет Божье постановление, касающееся двух типов дел и делателей, только в другом порядке.

Это постановление – скорбь и теснота каждому человеку, делающему злое.

Здесь мы еще раз подчеркнем, что злые дела выдают злое, неверующее сердце. Дела человека показывают его отношение к Господу.

Слова "во-первых иудея, потом и еллина" объясняют, что суд Божий будет происходить в соответствии с данными привилегиями и откровениями. Иудеям первым была дарована привилегия называться Божьим народом; они же первыми и понесут ответственность. Эта сторона суда Божьего освещена в стихах 12-16.

2,10 Это постановление – слава, и честь, и мир всякому: и иудею, и еллину, делающему доброе. И давайте еще раз вспомним, что с Божьей точки зрения никто не может делать ничего доброго, если не поставит на первое место в своей жизни веру в Господа Иисуса Христа.

Слова "во-первых иудею, потом и еллину" не могут означать большую или меньшую благосклонность Бога к разным народам, так как следующий стих говорит, что Он нелицеприятен. Таким образом, это выражение описывает историческую последовательность, в которой распространялась Благая Весть (как и 1,16). Прежде всего она была проповедана иудеям, и первыми верующими стали иудеи.

2,11 Еще одно утверждение, касающееся суда Божьего, – это то, что Он не взирает на лица. Обычно на судебных процессах предпочтение отдается тому, кто хорошо выглядит, богат и влиятелен, но у Бога нет лицеприятия.

На Его мнение не влияют ни национальность, ни происхождение, ни положение.

2,12 Как мы уже упомянули, стихи 12-16 более подробно объясняют, что тяжесть суда будет зависеть от того, сколько было дано человеку. И здесь снова рассматриваются две группы людей: те, у кого не было закона (язычники), и те, которые под законом (иудеи).

В эти две группы попадают все, кроме членов Божьей Церкви (см. 1 Кор. 10,32, где человечество делится на эти три класса).

Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут. Здесь не написано, что они будут судимы без закона; они без закона погибнут. Те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, и если они не исполняли закон, то также погибнут. Закон требует абсолютного послушания.

2,13 Номинально находиться под законом недостаточно. Закон требует совершенного и постоянного исполнения. Никто не может быть признан праведным только потому, что знает содержание закона. Единственный способ получить оправдание через закон – это следовать ему во всей полноте. Но поскольку все люди являются грешниками, они на это не способны. Таким образом, этот стих описывает некую идеальную ситуацию, а не реальные возможности человека.

НЗ особенно подчеркивает, что человек не может оправдаться через исполнение дел закона (см. Деян. 13,39; Рим. 3,20; Гал. 2:16,21; 3,11). Бог никогда и не намеревался дать закон как средство спасения. Даже если человек, начиная с какого-то поворотного в своей жизни дня, сможет начать соблюдать закон, он все равно не оправдается, так как Бог взыщет с него и за прошлое. Итак, когда в стихе 13 мы читаем, что исполнители закона будут оправданы, нам следует понимать это в смысле абсолютного исполнения. Если кто-то сможет со дня своего рождения во всем быть послушным закону, он будет оправдан. Но горькая, страшная правда состоит в том, что этого не может сделать никто.

2,14 Стихи 14 и 15 представляют собой некую вставку-комментарий к стиху 12, где написано, что грешившие без закона язычники без закона и погибнут. Здесь Павел объясняет, что хотя закон и не был дан язычникам, они имеют внутреннее знание о добре и зле. Они интуитивно знают о том, что нельзя лгать, красть, прелюбодействовать и убивать. Единственная заповедь, которая не открыта каждому на интуитивном уровне, – это заповедь о субботе, но она носит скорее ритуальный, чем моральный характер.

Итак, все сводится к тому, что если язычники не имеют закона, то они сами себе закон. Они сами составляют себе моральный кодекс на основании заложенного в них знания.

2,15 Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах. Заметьте, что в их сердцах записан не сам закон, а дело закона. То дело, которое должен был произвести закон в жизни израильтян, в некоторой степени видно и в жизни язычников. Например, тот факт, что они осознают необходимость уважать родителей, показывает, что дело закона у них написано в сердцах. Также они знают, что некоторые поступки вообще недопустимы. Их совесть, работая в роли индикатора, подтверждает это интуитивное знание. Их мысли постоянно анализируют и оценивают их действия, то обвиняя, то оправдывая, то запрещая, то позволяя.

2,16 Этот стих продолжает тему стиха 12. Он поясняет, когда предстанут перед судом те, которые под законом и без закона. При этом он раскрывает последний факт о суде Божьем: на суде будут рассматриваться не только явные грехи, но также и тайные дела человеков. Тот грех, который сейчас скрыт глубоко в сердце, будет предан скандальной огласке на Суде у великого белого престола. Судьей тогда будет Сам Иисус Христос, так как Отец отдал весь суд Ему (Ин. 5,22). Павел, добавляя "по благовествованию моему", имеет в виду "так гласит моя Благая весть". Благая Весть Павла – это та же Благая Весть, которую проповедовали и другие апостолы.

2,17 С этого стиха апостол Павел начинает рассматривать третью группу людей и таким образом переходит к вопросу, следует ли считать погибшими представителей древнего Божьего народа, иудеев. Конечно же, ответом будет: "Да, они также погибшие".

Несомненно, многие иудеи были уверены в том, что обладают неким иммунитетом от Божьего суда. Они думали, что Бог никогда не пошлет иудея в ад. А язычники, напротив, были топливом для адского пламени. Теперь Павлу предстоит разрушить это предубеждение, показав, что при некоторых обстоятельствах язычники могут оказаться ближе к Богу, чем иудеи.

Сначала здесь перечислены те вещи, на которых иудей основывает свое близкое положение к Богу. Он носит имя иудея и благодаря этому принадлежит к богоизбранному народу. Он нашел для себя успокоение в законе, который дан не для того, чтобы принести покой, но чтобы пробудить совесть человека к осознанию его греховности. Он хвалится Богом, единым истинным Богом, Который вступил в уникальный завет с израильским народом.

2,18 Он знает Божью волю, так как в Писании дано общее представление о ней. Он является сторонником всего лучшего, поскольку закон дает ему правильное представление о моральных ценностях.

2,19 Он гордится тем, что якобы является путеводителем для морально и духовно слепых, светом для тех, кто находится во тьме незнания.

2,20 Он чувствует себя вправе исправлять невежд или необразованных и учить младенцев, так как закон дает ему основы ведения и истины.

2,21 Но то, чем хвалится иудей, никогда не отражалось в его собственной жизни. Эта гордость – гордость за свой народ, его религию – не ведет ни к каким реальным переменам. Он учит других, но сам не прилагает этого к своему сердцу. Он призывает не красть, а сам не следует своим призывам.

2,22 Когда он говорит: "Не прелюбодействуй", то подразумевает: "Делай то, что я говорю, а не то, что делаю". В то время как он ненавидит и гнушается идолов, он без колебания святотатствует, возможно грабя языческие храмы.

2,23 Он хвалится тем, что имеет закон, но своими преступлениями бесчестит Бога, Который его дал.

2,24 Это сочетание высоких слов и низких поступков побуждало язычников хулить имя Божье. Они, как и все люди, судили о Боге на основании того, что видели в Его последователях.

Так же было и в дни Исаии (Ис. 52,5), это же происходит и сегодня. Каждый из нас должен спросить себя:

Если все, что они знают об Иисусе Христе,
Это то, как они видят Его в тебе,
(Вставь сюда свое имя), что же тогда они видят?

2,25 В дополнение к закону, иудеи гордились и своим обрезанием. Это – небольшая хирургическая операция на крайней плоти мужчины иудея. Оно было установлено Богом как знак завета с Авраамом (Быт. 17,9-14). Оно символизировало отделение народа от мира для Бога. Спустя некоторое время иудеи настолько возгордились тем, что у них совершалась эта операция, что стали называть всех язычников "необрезанными".

Здесь Павел связывает обрезание с законом Моисеевым и подчеркивает, что оно остается действительным лишь в сочетании с послушной жизнью.

Богу не нужны просто ритуалы, Его не удовлетворить внешними церемониями, если они не сопряжены с внутренней святостью. Так, обрезанный иудей, который нарушает закон, может с таким же успехом быть и необрезанным.

Когда в этом отрывке апостол пишет об исполняющих, или соблюдающих, закон, мы не должны понимать его слова в абсолютном смысле.

2,26 Также если язычник следует моральному кодексу, предписанному законом, то хоть сам он при этом не под законом, его необрезание становится более приемлемым, чем обрезание иудея, нарушающего закон. При этом обрезанным является сердце язычника, а засчитывается именно это.

2,27 Более примерное поведение язычника обвиняет иудея, который при Писании и обрезании не исполняет закон и не живет обрезанной жизнью – жизнью отделения и освящения.

2,28 В глазах Бога истинный иудей не просто тот, в ком течет кровь Авраама и у кого на теле есть знак обрезания.

Человек может иметь оба эти признака, но при этом быть последним негодяем. Господа не обманут внешние атрибуты нации или религии, Он ищет внутренней искренности и чистоты.

2,29 Истинный иудей – это тот, кто не только является потомком Авраама, но еще и живет благочестивой жизнью. В этом отрывке не говорится о том, что все верующие – иудеи, а Церковь – Израиль Божий. Павел пишет лишь о тех, чьи родители были иудеями, и настаивает на том, что факт рождения в иудейской семье и обряд обрезания недостаточны. Здесь должно быть еще что-то внутреннее.

Истинное обрезание – обрезание сердца; не просто буквальное обрезание плоти, а духовная хирургическая операция на старом, неисправимом сердце.

Те, которые сочетают внешние атрибуты с внутренней благодатью, получают похвалу от Бога, а не от людей.

В этом стихе используется непереводимая игра слов. Слово "иудей" происходит от слова "иуда", что означает "хвала". Истинный иудей – это тот, кто получает похвалу от Бога.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →