Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 3 глава

3,1 В первых восьми стихах этой главы Павел продолжает тему вины иудеев. Здесь как бы появляется некий иудейский оппонент, который пытается опровергнуть слова апостола. Эта дискуссия выглядит так:

ОППОНЕНТ: Если все, что вы сказали в стихах 2,17-29, – правда, то какое же тогда преимущество быть иудеем и какая вообще польза от обрезания?

3,2 ПАВЕЛ: Иудеи имели много особых привилегий. Одна из самых важных та, что им доверено Слово Божье. Иудеям были даны ветхозаветные Писания, чтобы они их переписывали и сохраняли. Но как же народ Израиля отреагировал на эту замечательную привилегию? В целом он продемонстрировал ужасающее неверие.

3,3 ОППОНЕНТ: Хорошо, допустим, что не все иудеи были верующими, но значит ли это, что Бог не выполнит Своих обещаний? В конце концов, Он ведь Сам избрал Израиль Своим народом и Сам заключил с ним завет. Может ли чья-либо неверность заставить Бога нарушить Свое слово?

3,4 ПАВЕЛ: Конечно же, нет! Если возникает вопрос, кто прав – человек или Бог, то всегда начинайте с того, что Бог прав, а каждый человек лжив. Об этом же писал и Давид в Псалме 50,6: "...Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем". Наши грехи лишь подтверждают истинность Божьих слов.

3,5 ОППОНЕНТ: Если это так, то за что же тогда Бог обвиняет нас? Если наша неправедность позволяет ярче сиять праведности Божьей, как Он может изливать на нас Свой гнев? (И Павел отмечает, что, задавая этот вопрос, он пользуется чисто человеческой логикой.)

3,6 ПАВЕЛ: Этот аргумент не заслуживает серьезного рассмотрения. Если бы Бог мог поступать несправедливо, то как бы Он тогда смог судить мир? Но все мы признаем, что Он будет судить мир.

3,7 ОППОНЕНТ: Но если мои грехи возвышают славу Божью и если моя неверность прославляет Его верность, как же Он может постоянно обвинять меня в том, что я грешник?

3,8 Не логично ли здесь будет сказать: "не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?.."

ПАВЕЛ: Да, кстати, некоторые люди обвиняют нас, христиан, в том, что мы якобы пользуемся этим аргументом, но это клевета.

Что касается вашего высказывания, я могу только сказать, что те, кто так рассуждает, как раз и заслуживают суда.

(Каким бы глупым ни казался последний аргумент оппонента, тем не менее он постоянно выдвигается против Благой Вести о благодати Божьей.

Люди часто говорят: "Если спасение дается просто по вере в Христа, то можно идти и спокойно грешить. Если благодать Божья покрывает человеческие грехи, то чем больше грешишь, тем больше проявляется благодать".

Апостол даст более подробный ответ на этот вопрос в главе 6.)

3,9 ОППОНЕНТ: То есть не хотите ли вы тем самым сказать, что мы все же имеем преимущество перед этими грешными язычниками? Или иудеи хуже язычников? Ответом на этот вопрос будет то, что иудеи не лучше и не хуже.

Все грешники. И здесь тема Послания естественно переходит к следующему вопросу. Павел уже показал, что язычники – погибшие; также погибшими являются люди, полагающиеся на свою порядочность, будь то иудеи или язычники; также погибшими следует признать и иудеев. И вот звучит последний вопрос: "Неужели все люди погибшие?"

И Павел отвечает: "Да, мы уже доказали, что все люди находятся под властью греха". Значит, с этой точки зрения, иудеи ничем не отличаются от язычников.

3,10 За дальнейшими доказательствами обратимся к ВЗ. Сначала мы видим, как грех с момента рождения передается от родителей детям (3,10-12), затем – как грех влияет на все органы человека (3,13-18). Мы можем выразить эту же мысль словами: "...нет делающего добро, нет ни одного" (см. Пс. 13,1).

3,11 Нет никого, кто имел бы верные представления о Боге. Нет никого, кто ищет Бога (Пс. 13,2). Если падший человек жил бы сам по себе, он никогда не стал бы искать Бога. Если же человек ищет Бога, то это происходит только при действии Святого Духа.

3,12 Все отошли от Бога. Все человечество погрязло в грехе. Нет никого, кто жил бы достойной жизнью, нет ни одного (Пс. 13,3).

3,13 Гортань человека похожа на открытый гроб, их речь – постоянный обман (Пс. 5,10). "...Яд аспида под устами их" (Пс. 139,4).

3,14 Их уста полны злословия и ненависти (Пс. 9,28).

3,15 "Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови" (Ис. 59,7).

3,16 После себя они оставляют разрушение и нищету (Ис. 59,7).

3,17 "...Пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира" (Ис. 59,8).

3,18 "...Нет страха Божия пред глазами его" (Пс. 35,2).

Вот так выглядит Божий "рентгеновский снимок" человеческой расы. Он открывает нам всеобщую неправедность (3,10); незнание Бога и независимость от Него (3,11); уклонение от доброго и его полное отсутствие (3,12). Гортань человека полна гнили, язык лжив, губы ядовиты (3,13); уста извергают злословие (3,14); ноги направлены к убийству (3,15); после себя он оставляет беды и разрушения (3,16); он не знает, как искать мира (3,17); нет в нем никакого страха перед Богом (3,18). Итак, мы видим полную развращенность человека, из чего следует, что грех повлиял как на все человечество в целом, так и на каждую часть естества человека. Конечно же, отдельно взятый человек не совершал всех этих грехов, но по своей природе он способен на это.

Если бы Павел захотел привести более полный список человеческих грехов, то он мог бы также добавить сюда и сексуальные грехи: прелюбодеяние, гомосексуализм, лесбиянство, извращения, скотоложство, проституцию, изнасилования, распутство, порнографию и прочие непристойности.

Также он мог бы добавить и грехи, которые влечет за собой война: уничтожение невинных, зверства, газовые камеры, печи, концентрационные лагеря, орудия пыток, садизм. Он мог бы упомянуть грехи в семье: супружеская неверность, разводы, избиение жен, душевная черствость, плохое обращение с детьми. Добавьте сюда убийства, увечья, воровство, грабежи, хищения, вандализм, взяточничество и коррупцию. Также сюда следует вписать и грехи словом: богохульство, непристойные шутки, похотливые речи, проклятия, злословие, ложь, клевета, сплетни, оскорбления, брюзжание и ворчливость. Прибавьте еще и другие личные грехи: пьянство, наркоманию, гордость, зависть, жадность, неблагодарность, развращенные мысли, ненависть и раздражительность. Этот список, кажется, можно продолжать до бесконечности: загрязнение природы, расизм, эксплуатация, мошенничество, предательство, нарушение обещаний и многое, многое другое. Какие же еще нужны доказательства порочности человечества?

3,19 Когда Бог дал Израилю закон, Он использовал этот народ в качестве пробного образца всего человечества. Он увидел, что израильский народ испорчен, и вполне корректно распространил этот вывод на все человечество. Так же поступает исследователь-эпидемиолог, когда, отобрав из колодца небольшую пробу воды и обнаружив, что она заражена, утверждает, что заражен весь колодец.

Итак, Павел здесь объясняет, что когда говорит закон, он говорит тем, кто под законом – народу Израиля, для того чтобы всякие уста, иудеев и язычников, были заграждены и чтобы весь мир осознал свою вину перед Богом.

3,20 Никто не может оправдаться законом. Закон был дан не для оправдания людей, а для того чтобы помочь им осознать свою греховность. Это не знание о спасении, а средство познать грех.

Мы никогда не поняли бы, что такое кривая линия, если бы не знали о прямой. Закон – как прямая. Сравнивая себя с ним, люди понимают, насколько они искривлены.

Мы можем использовать зеркало, чтобы увидеть грязь на лице, но зеркало не предназначено для очищения грязных лиц. Термометр показывает, что у человека простуда, но не может вылечить, даже если его проглотить.

Закон хорош для того, чтобы обличить человека в грехе, но бесполезен для спасения от греха. Лютер писал, что цель закона не оправдать, а устрашить.

Г. Основа и термины Благой Вести (3,21-31)

3,21 Теперь мы переходим к самому сердцу Послания к Римлянам, где Павел отвечает на вопрос: Как, согласно Благой Вести, святой Бог может оправдать нечестивых грешников?

Павел пишет, что праведность Божья была явлена независимо от закона. Это значит, что Бог открыл Свой план, или способ, праведного спасения неправедных грешников не через исполнение закона. Так как Бог свят, Он не может мириться с грехом, не обращать на него внимания или закрывать на него глаза. Он должен наказать грех. А единственное наказание за грех – смерть. Но при этом Бог любит грешника и хочет спасти его. Возникает дилемма. Праведность Божья требует смерти грешника, а Его любовь желает грешнику вечного счастья. Благая Весть повествует нам о том, как Бог спасает грешника, не идя на компромисс со Своей праведностью.

Об этом праведном плане свидетельствуют закон и пророки. О нем в символах и образах было предсказано в системе жертвоприношения, требовавшей пролития крови для искупления грехов. Также были даны и прямые предсказания (см., например, Ис. 51:5,6,8; 56,1; Дан. 9,24).

3,22 В предыдущем стихе говорится, что это праведное спасение достигается не через исполнение закона.

Теперь апостол говорит нам, как же достигается спасение – через веру в Иисуса Христа. И здесь "верить" означает полностью полагаться на живого Господа Иисуса Христа как на своего единственного Спасителя от греха и единственную надежду попасть на небеса. Спасение основано на Личности и деле Христа, описанных в Библии.

Вера – не прыжок в темноту. Она основана на неопровержимых свидетельствах и на непогрешимости Слова Божьего. Вера также не является чем-то нелогичным и необоснованным. Что может быть более логичным, чем то, что творение должно доверять Творцу?

Также веру нельзя считать какой-то заслугой, благодаря которой человек зарабатывает себе спасение. Человек не может хвалиться тем, что верит в Господа; он будет неразумен, если не поверит. Вера – это не попытка добиться спасения, но простое принятие спасения, которое Бог дает нам даром.

Павел продолжает свою мысль, говоря, что спасение действенно для всех и на всех верующих. Оно для всех, то есть доступно всем, предлагается всем и достаточно для всех. Но оно принадлежит только тем, кто верует, то есть оно действует в жизни только тех, кто принял Господа Иисуса Христа конкретным актом веры. Прощение предлагается всем, но оно вступает в силу в жизни человека только тогда, когда он принимает это прощение.

Утверждая, что спасение предназначено всем, Павел имеет в виду как иудеев, так и язычников – ведь в этом между ними нет различия. У иудеев нет никаких особых привилегий, а у язычников, по сравнению с ними, нет никаких особых препятствий.

3,23 Благая весть настолько же всем доступна, как и всем необходима. И это действительно всеобщая нужда, потому что все согрешили и лишены славы Божьей. Все согрешили в Адаме; когда он согрешил, он согрешил и как представитель всех своих потомков.

Но люди грешны не только по рождению, они также грешны и по своим собственным делам. И они лишены славы Божьей сами в себе.

РАЗГОВОР О ГРЕХЕ

Грех – это любая мысль, слово или дело, которые не соответствуют Божьим стандартам святости и совершенства. Это промах, непопадание в цель.

Индеец, стрела которого не попадает в мишень, говорит: "Я согрешил", так как на его языке грех и промах – одно и то же слово. (То же верно как для иврита, так и для греческого языка.)

Грех – это беззаконие (1 Ин. 3,4), бунт твари против воли Бога. Грех – это не только делание того, чего делать нельзя, но также и неделание того, что нужно (Иак. 4,17). Все, что совершается не по вере, – грех (Рим. 14,23).

Это значит, что грешно делать то, в правомерности чего ты сомневаешься. Если совесть человека неспокойна по поводу какого-либо поступка, но он все же его совершает, он грешит.

"Всякая неправда есть грех..." (1 Ин. 5,17). "Помысл глупости – грех..." (Притч. 24,9). Грех зарождается в мыслях. И если он поощряется и развивается, то проявляется в конкретном поступке, а последствия этого поступка – смерть. Грех привлекателен, когда его собираешься совершить, но ужасен, когда уже совершен.

Иногда Павел по-разному определяет грех и грехи. Грехами он называет те неправильные поступки, которые мы совершили. А понятие "грех" относится к нашей злой природе, то есть к тому, какие мы сами. И то, какие мы есть, гораздо хуже того, что мы совершаем. Но Христос умер не только за наши поступки, но и за нашу греховную природу. Бог мог бы простить наши грехи, но Библия говорит, что Он не может простить нашу греховность,

то есть наш грех. Он обвиняет и осуждает грех во плоти (Рим. 8,3).

Также существует разница между грехом и преступлением. Преступление – это нарушение известного тебе закона. Воровство грешно само по себе.

Но когда воровать запрещает закон, оно становится преступлением. "...Где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4,15).

Итак, Павел показал, что все люди согрешили и лишены славы Божьей. Теперь он представляет решение проблемы.

3,24 Получая оправдание даром, по благодати Его. Благая Весть повествует нам о том, что Божье оправдание грешников – это дар, незаслуженная милость. Что мы подразумеваем, говоря об оправдании?

Слово "оправдать" означает "признать или объявить праведным". Например, когда грешник верой принимает Господа Иисуса Христа, Бог объявляет его праведным. В НЗ именно такой смысл чаще всего вкладывается в это слово.

В некотором смысле человек может оправдывать Бога через веру и послушание Его Слову. Иначе говоря, этим он провозглашает праведность всего того, что Бог говорит или делает.

И конечно же, человек может оправдывать сам себя, то есть отстаивать свою праведность (см. Лк. 10,29). Но самооправдание – это форма самообмана.

Оправдать не значит сделать праведным. Как, например, мы не можем сделать Бога праведным, ведь Он и так праведен. Но мы можем провозглашать праведность Бога. Также и Бог не делает верующего праведным и безгрешным, но считает его таковым. Как пишет А. Т. Пиерсон, "Бог, оправдывая грешников, называет их праведными, когда на самом деле они неправедны; не вменяет греха там, где грех на самом деле есть, и вменяет праведность там, где ее на самом деле нет". (Arthur T. Pierson, Shall We Continue in Sin? p. 23.)

Известная формула оправдания – как будто я никогда и не грешил – недостаточна. Когда Бог оправдывает поверившего грешника, Он не только снимает с него вину, но еще и одевает в праведность, чтобы тот подходил для неба. "Оправдание ведет от освобождения к одобрению, от извинения к поощрению". (Paul Van Gorder, in Our Daily Bread.) Прощение лишь освобождает от вины, оправдание приписывает человеку праведность.

Причина, по которой Бог признает безбожных грешников праведными, заключается в том, что Господь Иисус Христос Своей смертью и воскресением внес полную плату за их грехи. И когда грешник принимает Христа верой, он получает оправдание.

Когда Иаков пишет об оправдании делами (Иак. 2,24), он имеет в виду не то, что мы спасаемся делами или верой и делами, но верой, проявляющейся в добрых делах.

Необходимо понимать, что оправдание происходит у Самого Бога. Верующий знает, что оправдан, не потому что чувствует это, а потому что так написано в Библии. Скоуфилд выразил данную мысль так: "Оправдание – действие Божье, которым Он признает праведными всех, кто верит в Иисуса. И оно совершается в Божьем сознании, а не в нервной системе или чувствах верующего".

Здесь, в стихе 24, апостол пишет, что мы получаем оправдание даром. Мы не покупаем и не зарабатываем его, а просто получаем в подарок. Далее читаем, что мы оправданы по благодати Божьей. Это значит, что оправдание происходит без какого бы то ни было учета наших достоинств. То есть мы его не заслужили, не искали и не покупали.

Для того чтобы в дальнейшем избежать путаницы, мы сейчас остановимся и рассмотрим шесть разных аспектов оправдания, изложенных в НЗ.

Сказано, что мы оправдываемся благодатью, верой, Кровью, силой, Богом и делами; и здесь нет никакого противоречия. Мы оправданы благодатью – то есть мы этого не заслужили. Мы оправданы верою (Рим. 5,1) – значит, нам нужно принять оправдание верой в Господа Иисуса Христа. Мы оправданы Кровью (Рим. 5,9) – это говорит о той цене, которую Спаситель уплатил за наше оправдание. Мы оправданы силой (Рим. 4,24-25) – той же силой, которая воскресила Господа Иисуса из мертвых. Мы оправданы Богом (Рим. 8,33) – Он Тот, Кто признал нас праведными. Мы оправданы делами (Иак. 2,24) – не в том смысле, что оправдание зарабатывается делами; дела свидетельствуют о нашем оправдании.

Вернемся к стиху 24, где читаем, что оправданы искуплением во Христе Иисусе. Искупление – это выкуп чего-либо через уплату соответствующей цены. Господь Иисус выкупил нас на невольничьем рынке греха. Его драгоценная Кровь была той ценой, которую Он уплатил, чтобы удовлетворить требованиям святого и праведного Бога. Если кто-нибудь спросит: "Кому была внесена плата?" – значит, он не совсем все понял. В Писании нигде не говорится о том, что эта цена была конкретно кому-то уплачена – Богу или дьяволу. Этот выкуп был основой договора, позволяющего считать спасение нечестивых справедливым.

3,25 Бог предложил Иисуса Христа в жертву умилостивления. Жертва умилостивления дается для того, чтобы удовлетворить правосудие, отвратить Божий гнев и проявить милость на основании принятой жертвы.

В НЗ Христос трижды назван умилостивлением. Здесь, в стихе 25, мы читаем, что те, кто с верой обращаются ко Христу, находят милость благодаря чистоте Его пролитой Крови. В 1 Ин. 2,2 Христос назван умилостивлением за наши грехи и за грехи всего мира. Его жертва достаточна для всего мира, но действенна только в сердцах тех, кто поверил в Него. И наконец, в 1 Ин. 4,10 Божья любовь проявилась в том, что Он послал Своего Сына в умилостивление за наши грехи.

Молитва мытаря у Луки (18,13) может звучать так: "Боже, умилостивись ко мне, грешному!" Он просил Бога проявить к нему милость, не требуя возмездия за его тяжкие грехи.

Также слово "умилостивление" встречаем в Евреям 2,17: "Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа". Здесь под выражением "для умилостивления за грехи" подразумевается их отмена после внесения соответствующей платы.

В ВЗ название крышки ковчега завета соответствовало по значению словам "примирение" или "умилостивление". В день очищения первосвященник окроплял крышку ковчега кровью жертвы. И после этого грехи первосвященника и всего народа считались искупленными, или покрытыми.

Когда Христос стал умилостивлением за наши грехи, Он сделал нечто большее. Он не только покрыл их, но и полностью удалил.

Далее в стихе 25 Павел пишет, что Бог отдал Христа в жертву умилостивления в Крови Его через веру. Наша вера не должна основываться на Его Крови; мы верим в Самого Христа. Спасти нас может только воскресший и живой Христос Иисус. Он и есть умилостивление. Вера в Него – условие, благодаря которому умилостивление распространяется и на нас. Его Кровь – это и есть та цена, которую Он уплатил за нас.

Жертва Христа показывает Божью праведность в прощении грехов, соделанных прежде. Это относится к грехам, совершенным до смерти Христа.

От Адама до Христа Бог спасал верующих в Него на основании тех откровений, которые Он им давал. Например, Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15,6). Но на основании чего Бог мог сделать это справедливо? Ведь не было никакого безгрешного заместителя, и не была пролита кровь совершенной жертвы.

Другими словами, тогда Христос еще не умер, и долг не был оплачен. На каком же тогда законном основании Бог мог спасать верующих грешников в ветхозаветный период?

Ответ таков: хотя тогда Христос еще не умирал, Бог знал, что это произойдет, и спасал людей на основании будущей жертвы Христа. Несмотря на то что ветхозаветные святые ничего не знали о Голгофе, Бог знал о ней и распространял жертву Христа и на них, когда они обращались к нему с верой. В самом прямом смысле ветхозаветные верующие получали спасение в кредит, на основании той цены, которая еще будет уплачена. Они жили, взирая на будущую Голгофу, мы – на прошедшую. Именно это Павел и имеет в виду, говоря, что умилостивление Христа показало Божью праведность в прощении грехов, соделанных прежде. Речь здесь вовсе не идет о грехах, совершенных человеком до его обращения, как многие неверно считают. Эта точка зрения ведет к тому, что смерть Христа имеет отношение только к грехам, совершенным до рождения свыше, а за грехи после обращения человек несет ответственность сам. Нет, Павел пишет о кажущейся снисходительности Бога к грехам тех, кто был спасаем до креста. Может создаться впечатление, что Он просто извинял эти грехи или притворялся, что не замечает их. Павел отвергает эту точку зрения. Господь знал, что Христос совершит полное искупление, и на основании этого спасал людей.

Итак, период ВЗ был временем долготерпения Божьего. В течение как минимум четырех тысяч лет Бог сдерживал Свой суд над грехом. Затем, когда пришло время, Он послал Своего Сына стать Тем, Кто понесет грехи на Себе. Когда Господь Иисус взял на Себя наши грехи, Бог излил всю ярость Своего праведного, святого гнева на возлюбленного Сына.

3,26 Итак, смерть Христа показывает праведность Божью. Бог справедлив, так как потребовал полной расплаты за грех. И теперь Он может оправдывать грешников, не закрывая глаза на их грех и не идя на компромисс со Своей праведностью, так как за них была убита совершенная искупительная Жертва, которая потом воскресла. Альберт Мидлайн выразил эту истину в следующих стихах:

Совершенная праведность Божья
Была явлена в Крови Спасителя;
И у креста Христова мы находим
Его праведность и чудную милость.
Бог не может оставить грешника безнаказанным -
Ведь грех требует смертной кары,-
Но в Христовом кресте мы видим,
Как Бог может спасти нас, оставаясь праведным.

Грех был возложен на Спасителя,
И Его Кровью был уплачен долг;
Строгое правосудие удовлетворено,
И милость может торжествовать.
Поверивший грешник получает освобождение,
Он может сказать: "Спаситель умер за меня".
Он может, указав на искупительную
Кровь, Сказать: "Это примирило меня с Богом".

3,27 Где же то, чем нам можно было бы хвалиться в этом плане спасения? Оно уничтожено, закрыто, запрещено. Каким образом эта похвальба уничтожена? Делами? Нет. Если бы спасение можно было заслужить делами, это давало бы повод всевозможным самопоздравлениям. Но когда спасение основывается на вере, не остается повода для хвастовства.

Оправданный человек может лишь сказать: "Я только грешил, и только Иисус совершил спасение". Истинная вера отвергает всякую возможность самоулучшения, самосовершенствования и самоспасения, взирая только на Христа как на Спасителя.

Вера говорит:

С пустыми руками стремлюсь к Твоему кресту;
Нагим прихожу к Тебе за одеждой;
Беспомощный, смотрю на Тебя в надежде на милость;
Запачканный, прихожу очиститься.
Омой меня, Спаситель, иначе я умру.

(Огаст М. Топледи)

3,28 Поскольку теперь не остается никакой возможности хвалиться, Павел повторяет, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

3,29 Каким Благая Весть представляет Бога? Является ли Он исключительно Богом иудеев? Нет, Он также и Бог язычников. Господь Иисус умер не за какой-то конкретный народ, а за грешников всего мира. И дар спасения предлагает всем, кто пожелает, как иудеям, так и язычникам.

3,30 Нет двух Богов – одного для иудеев, а другого для язычников. Есть только один Бог и один путь спасения для всего человечества. Этот Бог оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Какова бы ни была причина использования разных предлогов (по и через), это не меняет основы оправдания, в обоих случаях требуется вера. (Кренфилд указывает на то (Romans, I:222),что попытки найти существенные отличия между этими двумя предлогами неубедительны. Вероятно, был прав Августин, приписывая отличие риторическому разнообразию.)

3,31 Но остается еще один важный вопрос. Если мы утверждаем, что спасение дается по вере, а не по закону, значит ли это, что закон вообще не нужен и должен быть уничтожен? Отбрасывает ли Благая Весть закон в сторону за ненадобностью? Никак, наоборот, она утверждает закон и вот как.

Закон требует абсолютного послушания. Нарушение закона должно быть наказано. Это наказание – СМЕРТЬ.

Если нарушитель закона заплатит эту цену, то погибнет навечно. Благая Весть повествует о том, как Христос уплатил цену за нарушение закона. Он не отнесся к этому как к чему-то, на что можно не обращать внимания. Он внес полную плату. И теперь каждый, кто нарушает закон, может воспользоваться тем фактом, что Христос уже за него заплатил. Таким образом, Благая Весть о спасении по вере защищает закон, утверждая, что его высшие требования должны быть и были удовлетворены.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →