Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 4 глава

Д. Согласованность Благой Вести с Ветхим Заветом (Гл. 4)

Итак, Павел переходит к пятому основному вопросу: не противоречит ли Благая Весть Ветхому Завету? Ответ на вопрос особенно важен для иудеев. Поэтому апостол показывает, что между Новым и Ветхим Заветами существует полная гармония. В обоих случаях оправдание совершалось по вере.

4,1 Павел доказывает свою точку зрения, используя в качестве примера две важные личности ветхозаветной истории: Авраама и Давида. С каждым из них Бог заключал важные заветы.

Один жил за несколько столетий до того, как был дан закон, другой – через много лет после. Один был оправдан до обрезания, другой – уже после того как был обрезан.

Давайте сначала рассмотрим Авраама, которого все иудеи называют своим отцом. Каким был его жизненный опыт по плоти? (Или опыт "нашего прародителя Авраама по плоти".) Что он обрел в личном оправдании?

4,2 Если Авраам оправдался делами, то он имеет право хвалиться. Он мог бы одобрительно похлопать себя по плечу за то, что приобрел праведность перед Богом. Но это абсолютно невозможно. Никто никогда не сможет хвалиться перед Богом (Еф. 2,9). И Писание нигде ничего не говорит о том, что у Авраама были какие-то основания хвалиться, что он оправдался делами.

Кто-то может возразить: "А разве не написано у Иакова (2,21), что Авраам оправдался делами?" Да, написано, но совсем в другом смысле. Авраам оправдался верою (Быт. 15,6), когда поверил Божьему обещанию о бесчисленном потомстве. И лишь спустя тридцать лет доказал свое оправдание делами, когда решился принести Исаака в жертву всесожжения Богу. Этот акт послушания показал реальность его веры. Это было внешним проявлением того, что он истинно оправдался верой.

4,3 Что говорит Писание об оправдании Авраама? Оно гласит, что "Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (Быт. 15,6). Бог открыл Себя Аврааму и пообещал, что у него будет бесчисленное потомство. Патриарх поверил Господу, и Бог вменил ему это в праведность. Другими словами, Авраам оправдался верой. Именно верой и ничем иным. О делах здесь даже не упоминается.

4,4 Все это приводит нас к одному из самых грандиозных утверждений Библии, в котором дела и вера противопоставляются по отношению к спасению.

Рассмотрим это с такой точки зрения. Когда человек работает и в конце недели получает зарплату, это его воздаяние. Он это заработал. Он не кланяется и не расшаркивается перед начальством, благодаря за такую доброту и убеждая в том, что он этих денег не заслуживает. Наоборот! Он кладет эти деньги в карман и идет домой, чувствуя, что эти деньги – компенсация за потраченное время и силы. Но оправдание происходит совсем не так.

4,5 Как это ни странно, оправданный – это, в первую очередь, не делающий. Он отказывается от всякой возможности заработать спасение. Он полностью отрицает, что в нем есть что-либо доброе или достойное уважения.

Он признает, что даже самые лучшие его поступки не отвечают требованиям Божьей праведности.

Напротив, он верит в Того, Кто оправдывает нечестивых. Он полагает свою веру и надежду на Господа. Он доверяет Божьим словам. И, как мы уже видели, это не заслуга человека.

Заслуга не в его вере, а в Объекте его веры.

Заметьте: он верит в Того, Кто оправдывает нечестивого. Он не пытается сослаться на то, что старался жить правильно, что следовал "золотому правилу" и что не обращался плохо с людьми. Нет, он приходит как нечестивый, виновный грешник и полагается на милость Божью.

И каков результат? Его вера вменяется ему в праведность. Из-за того что он приходит с верой, а не с делами, Бог вменяет ему праведность. Благодаря заслугам воскресшего Спасителя Бог одевает его в праведность и таким образом признает годным для небесного Царства. С этого момента Бог видит его во Христе и на этом основании принимает.

Итак, оправдание предназначено для нечестивых, а не для праведных. Это результат милости, а не оплаты. И дается оно по вере, а не по делам.

4,6 Для дальнейшего обоснования своих утверждений Павел обращается к примеру Давида. Слова "так и" в начале стиха указывают на то, что его опыт аналогичен опыту Авраама. Прекрасный певец Израиля сказал, что подлинно счастливым человеком является грешник, которого Бог признает праведным независимо от его дел.

Хотя сам Давид не говорил об этом так многословно, Павел выводит это утверждение из Псалма 31,1-2, который он и цитирует в следующих двух стихах.

4,7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты;

4,8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха. Что же увидел Павел в этих стихах? Во-первых, он отметил, что Давид ничего не говорит о делах: прощение зависит лишь от милости Божьей, а не от усилий человека. Во-вторых, он увидел, что если Господь не вменит человеку греха, то человек будет праведен перед Ним. И, в-третьих, Павел показывает, что Бог оправдывает нечестивых: Давид был виновен в прелюбодеянии и убийстве, но в этих стихах он испытывает радость полного прощения.

4,9 Но в умах иудеев все еще может таиться мысль о том, что избранный народ имеет особое место в Божьем оправдании, что спастись могут только обрезанные. И апостол снова обращается к примеру Авраама, чтобы показать неправильность этого утверждения. Он снова задает вопрос: "Вменяется ли праведность только иудеям или также и верующим язычникам?"

То, что Павел привел в пример Авраама, могло натолкнуть читателей на мысль, что все это относится лишь к иудеям.

4,10 Здесь Павел напоминает интересный исторический факт, на который многие могли и не обратить внимания. Он отмечает, что Авраам получил оправдание (Быт. 15,6), до того как был обрезан (Быт. 17,24). Если отец израильского народа мог получить оправдание до обрезания, то возникает вопрос: "Почему же тогда не могут быть оправданы и другие необрезанные?"

Авраам в самом прямом смысле был оправдан тогда, когда был еще язычником, и это открывает дорогу для оправдания других язычников, даже не затрагивая вопрос обрезания.

4,11 Итак, обрезание не было причиной оправдания Авраама. Это был просто видимый знак на его плоти, свидетельствующий, что он уже оправдан по вере. В сущности, обрезание было внешним признаком завета между Богом и израильским народом; но здесь его значение расширено, чтобы указать на праведность, которую Бог вменил Аврааму по вере.

Кроме того что обрезание было знаком, оно также было и печатью – печатью праведности через веру, которую Авраам имел в необрезании. Знак указывает на существование того, что он обозначает. Печать же удостоверяет, подтверждает, заверяет и гарантирует подлинность того, что ею отмечено. Обрезание давало Аврааму уверенность в том, что Бог воспринимал его как оправданного по вере и так относился к нему.

Обрезание было печатью праведности Авраамовой веры. Это может означать как то, что его вера была праведной, так и то, что он приобрел праведность через веру. Последнее кажется более верным: обрезание было печатью праведности, характеризующей его веру или полученной на основании веры.

В силу того что Авраам получил оправдание до того, как был обрезан, он может быть отцом всех верующих в необрезании, то есть верующих язычников. Они могут получить оправдание так же, как и он, – по вере.

Когда говорится, что Авраам является отцом всех верующих язычников, этим, конечно же, не подразумевается физическое происхождение. Смысл заключается в том, что верующих можно считать его детьми, так как они подражают его вере. Они его дети не по рождению, а по следованию за ним как за образцом. Также этот отрывок ничего не говорит о том, что верующие язычники становятся Израилем Божьим. Израиль Божий состоит из иудеев, которые приняли Иисуса Мессию как своего Господа и Спасителя.

4,12 Авраам получил знак обрезания также и для того, чтобы стать отцом тех иудеев, которые не только приняли обрезание, но и следуют по его стопам на пути веры – той веры, которую имел он в необрезании. Существует разница между потомками Авраама и детьми Авраама. Иисус говорил фарисеям: "Знаю, что вы семя Авраамово" (Ин. 8,37). Но затем Он сказал им: "Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы" (Ин. 8,39). То есть в этом отрывке Павел настаивает, что само физическое обрезание не засчитывается. Нужна вера в живого Бога. И те обрезанные, которые верят в Господа Иисуса Христа, являются истинным Израилем Божьим.

Другими словами, в жизни Авраама было время, когда он имел веру, но не был обрезан, и было время, когда он имел веру и был обрезан. Орлиный взор Павла видит в этом факте то, что как верующие язычники, так и верующие иудеи могут называть Авраама своим отцом и считать себя его детьми.

4,13 "Доводы беспрерывно накапливаются, по мере того как Павел преследует оппонента по всем узким тропкам логики и отрывков Писания". (Daily Notes of the Scripture Union, других данных нет).

Сейчас Павел столкнулся с утверждением, что благословение передается через закон и что язычники, не знающие закона, находятся под проклятием (см. Ин. 7,49).

Когда Бог пообещал Аврааму и семени его, что он будет наследником мира, Он не оговорил это никаким условием или законом. (Сам закон был дан лишь спустя 430 лет – Гал. 3,17.) Это было обетование благодати без условий, принимаемое верой – той же верой, по которой мы получаем Божью праведность и сегодня.

Выражение "наследник мира" означает, что он будет отцом всех верующих язычников так же, как и иудеев (4,11-12), и отцом многих народов (4,17-18), а не только иудеев. В самом полном смысле это обетование было исполнено, когда Господь Иисус Христос, Семя Авраамово, принял скипетр вселенской власти и теперь правит как Царь царей и Господь господствующих.

4,14 Если те, кто ищет Божьего благословения, особенно в вопросе оправдания, могут получить его через соблюдение закона, то вера тщетна и обетование бездейственно. Вера не совместима с законом, так как ее основной принцип противоположен ему: вера связана с доверием, а закон – с деланием. Обещание было бы бездейственным, так как оно зависело бы от условия, которое исполнить невозможно.

4,15 Закон производит Божий гнев, а не благословение. Он наводит проклятие на тех, кто не исполняет его полностью и постоянно. И поскольку никто не может этого сделать, все, кто под законом, обречены на смерть. Невозможно находиться под законом и избежать проклятия.

Но там, где нет закона, нет и преступления. Преступление – это нарушение известного закона. Но при этом Павел не пишет, что где нет закона, нет и греха. Какой-то поступок может быть заведомо неправильным, даже если он не оговорен в законе. Но он становится преступлением лишь тогда, когда появляется знак: "Ограничение скорости – 40 км/час". Иудеи считали, что с законом они унаследовали благословение, но на самом деле они унаследовали лишь преступление. Бог дал закон, чтобы грех стал преступлением, или, другими словами, чтобы грех проявился во всей своей греховности. Он никогда не рассматривал закон как средство спасения грешных преступников!

4,16 В результате того, что закон производил лишь Божий гнев, а не оправдание, Бог решил, что будет спасать людей по милости через веру. Он даст вечную жизнь как бесплатный, незаслуженный дар нечестивым грешникам, которые примут его простой верой.

И в этом смысле обетование жизни непреложно для всех. Мы хотели бы остановиться на двух словах – "непреложно" и "для всех". Во-первых, Бог хочет, чтобы Его обещание было непреложно. Если бы оправдание зависело от того, как человек исполняет закон, то он никогда не был бы уверен в том, что Божье обетование еще действует, так как сомневался бы, достаточно ли он творит добрых дел. Никто стремящийся заработать спасение не имеет радости полной уверенности в нем. Но когда спасение дается как дар, который нужно принять лишь верой, человек может быть уверен в своем спасении, основываясь на авторитете Слова Божьего.

Во-вторых, Бог хочет, чтобы обетование было непреложно для всех, не только для иудеев, которым был дан закон, но и для язычников, которые поверили Господу так же, как и Авраам. Авраам есть отец всем нам, то есть всем верующим – иудеям и язычникам.

4,17 Чтобы подтвердить, что Авраам – отец всем верующим, Павел вставляет цитату из Бытия (17,5): "Я поставил тебя отцом многих народов". То, что Бог избрал Израиль Своим народом, не означало, что Его благодать и милость ограничены только этой нацией. Апостол искусно цитирует один за другим стихи из ВЗ, чтобы показать, что Бог высоко ценил веру, в ком бы ее ни нашел.

Фраза "пред Богом, Которому он поверил" продолжает мысль стиха 16: "...Авраама, который есть отец всем нам". Связь между стихами такая: Авраам является отцом всех нас в глазах Бога, Которому он (Авраам) поверил, Богу, животворящему мертвых и говорящему о несуществующем, как о существующем. Чтобы понять такое описание Бога, нам нужно посмотреть на следующие стихи. То, что Он дает жизнь мертвым, сказано об Аврааме и Сарре, поскольку, хотя они и не умерли физически, они были бездетны и уже вышли из того возраста, когда люди могут иметь детей (см. 4,19). Бог называет то, что не существует, так, будто оно уже существует, – это относится к бесчисленному потомству, включающему многие народы (см. 4,18).

4,18 В предыдущих стихах Павел особо подчеркнул, что обетование Авраам получил по вере, а не по закону, и что оно дано по милости и непреложно для всего его семени. Это естественно подводит нас к мысли о том, что Авраам верил в Бога, воскрешающего мертвых. Бог пообещал Аврааму потомство настолько же бесчисленное, как звезды или как песок. С человеческой точки зрения, у него не было и малейшего шанса. Но, сверх человеческой надежды, Авраам поверил с надеждою, что станет отцом многих народов, как Бог и обещал в Книге Бытие (15,5): "Так многочисленно будет семя твое".

4,19 Когда Авраам впервые получил обетование о многочисленном потомстве, ему было семьдесят пять лет (Быт. 12,2-4). В то время он физически был еще способен стать отцом, так как вскоре после этого родил Измаила (Быт. 16,1-11). Но в этом стихе Павел пишет о том времени, когда Аврааму исполнилось уже сто лет, и ему снова было повторено это обещание (Быт. 17,15-21). К тому времени способность зачать новую жизнь, без чудесного вмешательства, была уже утрачена. Однако Бог пообещал Аврааму сына, и он поверил Божьему обещанию.

И, не изнемогши в вере, он не думал ни о своем теле, которое к тому времени уже омертвело, ни об омертвевшей Сарриной утробе. С человеческой точки зрения это было абсолютно безнадежно, но Авраам поверил. (Несмотря на то что в некоторых рукописях пропущено "не", основное значение остается прежним.)

4,20 Кажущаяся невыполнимость обетования не заставила Авраама поколебаться. Это сказал Бог, и Авраам поверил. С точки зрения патриарха, обещание могло остаться неисполненным лишь в одном случае: если Бог его обманет. Вера Авраама была живой и сильной. Он воздал славу Богу за то, что на Него можно положиться и что Он выполнит Свое обещание вопреки всем законам природы и вероятности.

4,21 Авраам не представлял, как Бог исполнит Свое обещание, но это было не так уж важно. Он знал Бога и имел полную уверенность, что Бог силен исполнить обещанное. С одной стороны, это было проявлением удивительной веры, но с другой стороны, это было вполне разумной реакцией, так как Божье слово – самое верное, что есть во вселенной, и Авраам ничем не рисковал, полагаясь на него.

4,22 Бог был рад найти человека, верующего в Его слово, как Он радуется этому и сегодня. И поэтому Он засчитал это Аврааму в праведность. Там, где раньше сочетались грех и вина, теперь есть лишь полная праведность перед Богом. Авраам был избавлен от проклятия и оправдан святым Богом по вере.

4,23 История о его оправдании написана не только в отношении к нему одному. Конечно же, в том, что это было написано в отношении к нему, заложен глубокий смысл: постоянное свидетельство о его освобождении и праведном положении перед Богом.

4,24 Но все это написано и в отношении к нам. Наша вера также вменяется нам в праведность, когда мы веруем в Бога, Который воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего. Единственное отличие состоит в том, что Авраам верил, что Бог даст жизнь мертвым (то есть слабому телу и омертвевшей утробе Сарры). Мы же верим, что Бог дал жизнь мертвым, воскресив Господа Иисуса Христа. Ч. Г. Макинтош описывает это так:

"Авраам был призван поверить обетованию, тогда как мы удостоены чести верить в уже свершившееся. Он жил верою в то, что еще должно было произойти в будущем; мы же взираем на то, что уже сделано, на свершившееся искупление, подтвержденное воскресшим и прославленным Спасителем, Который воссел одесную престола величия на небесах". (C.H. Mackintosh, The Mackintosh Treasury: Miscellaneous Writings by C. H. Mackintosh, p. 66.)

4,25 Господь Иисус был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. И хотя в оригинале здесь в связи с нашими грехами и с нашим оправданием используется один и тот же предлог (греч. dia), конечно же, контекст требует разных смысловых оттенков. Он был предан не только из-за наших грехов, но и за них, то есть чтобы избавить нас от них. И воскрес Он для того, чтобы показать полное удовлетворение Божьего правосудия жертвой Христа, дающей нам оправдание.

В первом случае наши грехи были проблемой, требующей разрешения. Во втором случае наше оправдание является завершенным действием, которое подтверждено фактом воскресения Христа. Если бы Христос остался в гробнице, не было бы никакого оправдания. Но факт Его воскресения свидетельствует нам, что дело сделано, цена уплачена, Бог навсегда удовлетворен тем искуплением грехов, которое совершил Спаситель.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →