Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 8 глава

К. Святой Дух – сила для праведной жизни (Гл. 8)

В этой главе продолжается тема праведной жизни. В главах 6 и 7 Павел уже ответил на вопросы: "Может ли учение Благой Вести о спасении благодатью по вере допускать или поощрять греховную жизнь?" и "Призывает ли Благая Весть стремиться к праведности через соблюдение закона?" Теперь он переходит к вопросу: "Что побуждает христианина жить праведной жизнью?"

Здесь мы замечаем, что все местоимения первого лица, характерные для предыдущей главы, отодвигаются на задний план и на первое место выходит Личность Святого Духа. Это – ключ к пониманию всей главы. Победа достигается не нашими силами, но силой живущего в нас Святого Духа.

На основании текста этой главы А. Дж. Гордон составил список из семи пунктов, где перечисляет действия Святого Духа, Который: освобождает нас для служения (ст. 2); дает силу для служения (ст. 11); дает победу над грехом (ст. 13); руководит в служении (ст. 14); свидетельствует об усыновлении (ст. 16); поддерживает в служении (ст. 26); помогает в молитве (ст. 26).

8,1 Из долины отчаяния и поражения апостол попадает на победные высоты и восторженно восклицает: "Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе!"

Эти слова содержат двойной смысл. Во-первых, Бог больше не обвиняет нас за наши грехи, потому что мы пребываем во Христе. Находясь в Адаме, мы были под проклятием, но теперь, поскольку Христос свободен от осуждения, в Нем это освобождение имеем и мы. Поэтому мы можем бросить следующий вызов:

Подойдите к моему благословенному Спасителю,
Исследуйте Его с Божьей позиции,
И если найдете на Иисусе хотя бы одно пятно,
Можете считать нечистым и меня.

(В. Н. Томкинс)

Также эти слова означают, что теперь человек освобождается от самоосуждения, описанного в седьмой главе. Сначала мы проходим через описанные в той главе ужасные переживания, чтобы понять, что неспособны исполнить требования закона своими усилиями, но не останавливаемся на этом. В следующем стихе говорится, почему же этого осуждения больше нет. (Широко распространено мнение о том, что слова "которые... живут не по плоти, но по духу" были неправильно переписаны со ст. 4. Тем не менее они есть в большинстве рукописей и могут быть дополнительным описанием людей, живущих во Христе.)

8,2 Духовный закон жизни во Христе Иисусе освободил нас от закона греха и смерти. Эти два закона, или принципа, в корне противоположны. Основа закона Святого Духа – сила для праведной жизни верующих. Принцип живущего в человеке греха заключается в том, чтобы привести его к смерти. Это похоже на закон всемирного тяготения. Когда мы подбрасываем мячик, он падает на землю, так как весит больше, чем вытесненный им воздух. Но если мы подбросим живую птицу, то она, хотя и тяжелее воздуха, улетит ввысь. Закон жизни птицы побеждает загон тяготения. Таким же образом Святой Дух дает нам жизнь Господа Иисуса Христа, делая верующих свободными от греха и смерти.

8,3 Закон не мог дать людям возможность исполнить его священные требования, но там, где не справился закон, победила благодать. Каким образом? Давайте посмотрим!

Закон был бессилен сделать нас праведными, так как был ослаблен плотью, и проблема заключалась не в нем, а в падшей природе человека. Закон был дан уже грешным людям, которые не могли ему подчиняться. Но тут вмешался Бог и послал Сына Своего в подобии плоти греховной. Заметьте, что Господь Иисус принял не грешную плоть, а лишь ее подобие. Он не сделал никакого греха (1 Пет. 2,22), не знал греха (2 Кор. 5,21), и в Нем не было греха (1 Ин. 3,5). Когда Христос пришел на землю в облике человека, то походил на грешных людей. Но, став безгрешной Жертвой, Он осудил грех во плоти.

Иисус умер не только за грехи, которые мы совершили (1 Петр. 3,18), но и за нашу греховную природу. Другими словами, так же как Он заплатил за то, что мы делаем, Он заплатил и за то, кто мы есть, и этим самым осудил грех

во плоти. Наша греховная сущность не заслуживает никакого прощения, так как она осуждена. Прощаются же только совершенные нами греховные дела.

8,4 И теперь оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Когда мы отдаем себя во власть Святого Духа, Он Сам наполняет нас силой любить Бога и любить ближнего, а это, в конечном счете, и есть требование закона.

В первых четырех стихах этой главы Павел повторяет основные выводы своих рассуждений с 5,12 по 7,25. В 5,12-21 он говорил о главенстве Адама и Христа и здесь опять показывает, что осуждение, унаследованное нами от единения с Адамом, снимается через единение со Христом. Далее, в шестой и седьмой главах он обсуждал ужасающую проблему греховной сути человеческого естества и теперь торжественно провозглашает, что "закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти". Также часть предыдущей главы Павел посвятил рассуждениям о законе, а в этой говорит, что все требования закона полностью удовлетворяет жизнь, контролируемая Святым Духом.

8,5 Живущие по плоти, то есть необращенные люди, руководствуются плотским мировоззрением. Они подчиняются влечениям плоти и живут для того, чтобы удовлетворять желания своей испорченной природы. Они угождают своему телу, которое через какое-то короткое время обратится в прах.

Живущие же по духу, то есть истинные верующие, поднялись выше плоти и крови и живут уже для вечных ценностей. Сферой их интересов является Слово Божье, молитва, прославление Бога и христианское служение.

8,6 Помышления плотские, а именно влияние нашей греховности на сознание, есть смерть. Эта смерть означает как нынешнее состояние, так и будущее вечное положение. В плотских помышлениях заключена вся сила смерти, они подобны огромной дозе сильнодействующего яда.

Помышления духовные – жизнь и мир. Дух Божий выступает гарантом того, что мы действительно имеем жизнь и будем иметь ее вечно.

8,7 Плотские помышления несут смерть потому, что они – вражда против Бога. Грешник, по сути дела, поднимает бунт против Бога и объявляет Ему войну. Ярче всего это проявилось в распятии Господа Иисуса Христа. Плотские мысли закону Божьему не покоряются, они стремятся сами господствовать над человеком и не повиноваться Божьим словам. По своей сути они таковы, что и не могут подчиниться Божьему закону. Речь здесь идет об отсутствии не просто расположения, но и силы. Плоть мертва по отношению к Богу.

8,8 Таким образом, неудивительно, что живущие по плоти Богу угодить не могут. Подумайте об этом! Ни один из поступков неспасенного человека не может нравиться Богу – никакие добрые дела, никакие религиозные ритуалы, никакие жертвы, абсолютно ничто. Первое, что мы должны сделать,- это осознать свою греховность и верой принять Христа. И только тогда мы впервые увидим на Божьем лице одобрительную улыбку.

8,9 Когда человек получает рождение свыше, он начинает жить не по плоти, а по духу. Эта жизнь происходит как бы в другом измерении. Так же, как рыба живет в воде, а человек в воздухе, верующий живет в Духе. И не только он живет в Духе, но и Дух живет в нем. Таким образом, тот, в ком нет Духа Христа, не принадлежит Христу.

Здесь возникает вопрос, является ли Дух Христов Духом Святым. На основании контекста можно утверждать, что это одно и то же.

8,10 Благодаря служению Духа Христос находится в верующем. Мысль о том, что Господь жизни и славы обитает в нашем теле, поистине восхитительна, особенно если мы помним, что из-за греха это тело подлежит смерти.

Здесь можно возразить, что мы еще не мертвы, как утверждает этот стих. Да, но силы смерти действуют в нашем теле, и оно неизбежно умрет, если Господь не придет раньше.

В противоположность телу, дух жив для праведности. И хотя прежде он был мертв для Бога, теперь он оживлен благодаря смерти и воскресению Господа Иисуса Христа и тому, что нам вменилась праведность Божья.

8,11 Мысль о предстоящей смерти не должна тревожить нас и повергать в отчаяние. В нас живет Святой Дух, и это является гарантией того, что точно так же, как Он воскресил из мертвых Иисуса, Он оживит и наши смертные тела. Это и есть последний этап искупления, когда наши тела будут прославлены подобно славному телу Спасителя.

8,12 Итак, мы видим полную противоположность Духа и плоти. Какое значение это имеет для нас? Мы ничего не должны плоти, чтобы жить под ее руководством. Наша старая, злая, извращенная природа стремится лишь утащить нас вниз. От нее бессмысленно ждать чего-либо доброго. Если бы не смерть Христа, плоть затянула бы нас в самое мрачное, темное и жаркое место в аду. Почему же мы должны чувствовать себя обязанными этому врагу?

8,13 Живущие по плоти должны умереть. Их ожидает не только физическая, но и вечная смерть. Жить по плоти – значит не иметь спасения. Это ясно из четвертого и пятого стихов.

Почему же Павел пишет такие слова уже обращенным христианам? Неужели этим самым он подразумевает, что кто-то из них может погибнуть? Нет, но апостол в своих посланиях постоянно предупреждает и призывает к самопроверке, понимая, что в каждой общине могут находиться люди, не имеющие истинного рождения свыше.

Вторая часть этого стиха описывает состояние, свойственное истинным верующим. Благодаря действию Святого Духа они умерщвляют дела плотские, наслаждаются вечной жизнью уже сейчас и войдут в ее полноту, когда покинут эту землю.

8,14 Еще одной характеристикой истинных верующих является то, что они водимы Духом Божьим. В этом стихе Павел говорит не о каких-то отдельных случаях Божьего вмешательства в жизнь некоторых выдающихся христиан. Наоборот, он пишет о всех сынах Божьих, что все они водимы Духом Божьим. Здесь не стоит вопрос о степени преданности Святому Духу, а говорится о новых отношениях с Ним, зарождающихся в момент обращения.

Усыновление подразумевает принятие в Божью семью со всеми правами и обязанностями совершеннолетних детей. Новообращенный не должен ждать, когда его приобщат к участию в общем духовном наследии; он получает его при вступлении в семью, и это относится ко всем верующим, мужчинам и женщинам, мальчикам и девочкам.

8,15 Живущие по закону подобны малым детям, которые, как покорные слуги, подчиняются всем окружающим и постоянно боятся наказания.

Но когда человек рождается свыше, он рождается не в положении слуги. Он вводится в дом Божий не как раб. Он получает Духа усыновления, то есть принимается в Божью семью на правах взрослого сына. Благодаря новому духовному чувству он, взирая на Бога, взывает к Нему: "Авва, Отче!" Арамейское слово "авва", оставшееся без перевода, означает ласкательную форму слова "отец", что-то типа "папа" или "папочка". Даже если по-русски мы и не решаемся обращаться к Богу с такими словами, Писание говорит нам, что Тот, Кто выше всех, для нас и ближе всех.

Под словами "Дух усыновления" может подразумеваться Дух Святой, Который дает верующему ощутить свое сыновнее положение. (В данном случае слово "Дух" употребляется в альтернативном значении и означает не дух человека, а стремление противостоять рабству. Все слова в оригинальных рукописях были написаны с большой буквы, то есть это ошибка переводчиков.) Также это может обозначать некое осознание или особый подход к пониманию усыновления, противоположный духу рабства.

В Послании к Римлянам слово "усыновление" используется в трех различных значениях. Здесь оно относится к осознанию своего сыновства, которое Дух Святой производит в душе верующего. В 8,23 оно описывает будущее событие, когда тело верующего будет окончательно искуплено или прославлено. В 9,4 его смысл заключается в прошлом призвании Израиля быть Божьим сыном (Исх. 4,22).

В Галатам 4,5 и Ефесянам 1,5 это слово обозначает акт присвоения верующему статуса сына со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Каждый верующий становится чадом Божьим потому, что рождается в семье, Отцом которой является Бог. Но он также становится и сыном Божьим, то есть вступает в особые отношения с Отцом, подразумевающие все права совершеннолетнего сына. В НЗ слово "усыновление" ни разу не используется в его современном смысле, то есть принятия ребенка чужих родителей как своего.

8,16 В новообращенном христианине появляется новое чувство того, что он стал Божьим сыном, и это говорит ему Святой Дух через Божье Слово. Сей Самый Дух свидетельствует духу верующего, что он – член Божьей семьи. Когда христианин читает Библию, Святой Дух говорит ему, что на основании веры в Спасителя он стал Божьим чадом.

8,17 Факт членства в Божьей семьей дает ошеломляющие привилегии. Все дети Божьи – Его наследники. А наследник со временем получает все имущество отца. Именно это здесь и имеется в виду. Все, что принадлежит Отцу, принадлежит и нам. Конечно же, мы еще не вступили в полноправное владение всем творением, но ничто не может воспрепятствовать этому в будущем. Также мы еще и сонаследники Христу. Когда Он вернется, чтобы принять скипетр власти над всей вселенной, мы разделим с Ним правление над имением Отца.

Павел, продолжая фразу словами "если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться", вовсе не ставит героические страдания необходимым условием спасения. Также он не выделяет некий элитный круг особых страдальцев, претерпевших более тяжкие мучения, чем остальные. Скорее, он говорит, что все христиане страдают вместе с Христом и все христиане с Ним и прославятся. Это "если" по смыслу можно было бы заменить на "так как". Конечно же, кто-то ради Христа страдает больше других и удостоится большей награды. Но все, кто признает Иисуса Господом и Спасителем, противостоят жестокости мира, терпят унижения и оскорбления.

8,18 Но самые тяжкие страдания, которые мы переносим ради Христа на земле, покажутся нам ничтожным пустяком, когда Он призовет нас и публично признает перед всем воинством небес. И даже невыносимая боль, перенесенная мучениками за веру, будет вспоминаться им лишь как укус комара, когда Господь увенчает их головы венцами жизни. Во Втором послании к Коринфянам (4,17) Павел называет нынешние страдания легкими и кратковременными, а будущую славу – безмерной и вечной. Везде, где бы он ни говорил о предстоящей славе, слова блекнут перед их непередаваемым величественным смыслом. (На иврите слово "слава" – производное от глагола "быть тяжелым", и иудеи понимали игру слов, которая непонятна на греческом языке.) Если бы мы только могли осознать всю ожидающую нас славу, то все нынешние страдания показались бы нам весьма незначительными.

8,19 Здесь Павел, используя прекрасный высокохудожественный стиль, описывает, как все творение с нетерпением ожидает того времени, когда мы предстанем перед изумленным миром в качестве сынов Божьих. Это произойдет тогда, когда Господь Иисус вернется править этим миром и мы вернемся вместе с Ним.

Хотя мы уже сыны Божьи, мир пока не признает нас. Тем не менее весь мир ожидает светлого будущего, а оно не придет до тех пор, пока не вернется Царь со Своими святыми. "Все творение встало на цыпочки, чтобы созерцать прекрасную картину идущих к ним сынов Бога," – так перефразировал этот стих Дж. Б. Филлипс.

8,20 Преступление Адама повлияло не только на его потомков, но и на все творение, как живое, так и неживое. Вся земля проклята из-за него. Дикие животные умирают насильственной смертью. Болезни поражают птиц, зверей, рыб и пресмыкающихся. Последствия грехопадения прокатились штормовой волной по всему творению.

Таким образом, как пишет Павел, вся тварь покорилась суете, разочарованию и беспорядку, и не по своему выбору, но по повелению Божьему, в результате непослушания назначенного главы – человека.

Слово "в надежде" в конце стиха связано с продолжением фразы в следующем: "в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства".

8,21 Все творение вспоминает прекрасное время в Едемском саду. Теперь же оно видит весь этот кошмар, пришедший вместе с грехом. Но остается надежда, что идиллия еще вернется и сама тварь освобождена будет от рабства тлению, чтобы наслаждаться свободой прекрасного золотого века, когда Божьи дети откроются в славе.

8,22 Мы живем в стонущем, плачущем и страдающем мире. Вся тварь рыдает, стенает и мучится от боли, как при родах ребенка. Музыка всей природы перешла на минорные тона. Земля сотрясается от катастроф. Проклятие смерти висит над каждой живой тварью.

8,23 И верующие не составляют исключения. Хотя мы имеем начаток Духа, гарантирующего будущее избавление, мы все еще стенаем, ожидая пришествия того славного дня. Сам Святой Дух и есть наш начаток. Так же как первая горсть собранного зерна служит залогом всего последующего урожая, Святой Дух является залогом или гарантией того, что все грядущее наследство будет нашим.

В Ефесянам (1,14) Павел пишет, что Он "есть залог наследия нашего, для искупления удела Его..." В некотором смысле мы уже усыновлены, то есть введены в семью Божьих детей. Но во всей полноте наше искупление совершится тогда, когда мы получим прославленные тела. Это Павел и имеет в виду, когда говорит об искуплении тела нашего. Наш дух и душа уже искуплены, а тела станут таковыми во время восхищения Церкви (1 Фес. 4,13-18).

8,24 Мы спасены в надежде. В момент обращения мы еще не получили всех благ, которые предназначены спасенным. Из этого положения мы и взираем на будущее полное избавление от греха, болезни и смерти. Если бы мы уже получили все эти благословения, то нам больше не на что было бы надеяться. Мы всегда надеемся только на то, что еще должно произойти в будущем.

8,25 Наша надежда на избавление от самого присутствия греха и его убийственных последствий основана на Божьем обещании, и поэтому у нас нет оснований хоть как-то сомневаться в том, что все будет исполнено. Вот почему мы ожидаем в терпении.

8,26 Святой Дух, как и надежда, поддерживает и подкрепляет нас в немощах. Мы часто сталкиваемся с различными трудностями в нашей молитвенной жизни. Мы не знаем, о чем и как нам нужно молиться. Часто наши просьбы эгоистичны, невежественны и ограниченны. Но Дух приходит к нам на помощь, чтобы поддержать нас в немощи, ходатайствуя за нас воздыханиями, которые невозможно выразить словами. В этом стихе говорится о воздыханиях, или стенаниях, Духа, а не наших, хотя мы тоже можем стенать.

Здесь содержится какая-то тайна, ведь мы пытаемся разобраться в невидимом духовном мире, где великая Личность и великие силы что-то делают для нашей пользы. И хотя мы ничего в этом не понимаем, нас поддерживает и укрепляет знание того факта, что даже стон может быть самой духовной молитвой.

8,27 Если Бог может испытывать сердца людей, то Он также может понять и мысли у Духа, даже если ум способен выразить их лишь в форме стенаний. При этом важно помнить, что молитвы Святого Духа всегда соответствуют воле Божьей и поэтому всегда служат нашему благу. Это, как показывает следующий стих, имеет для нас весьма важное значение.

8,28 Все, что совершает Бог в жизни любящих Его и призванных по Его изволению, содействует им ко благу. Но зачастую нам начинает казаться, что это не так! Мы периодически переживаем разные скорби, трагедии, разочарования, неудачи, утраты и потери, и нам бывает трудно понять, какую же пользу мы можем извлечь из них. Но следующий стих дает нам ответ: все, что Бог допускает в нашей жизни, предназначено для того, чтобы сделать нас подобными образу Сына Его. Понимание этого поможет убрать вопросительные знаки из наших молитв.

Нашу жизнь контролируют не безликие силы, как то случай, фортуна или судьба, но наш прекрасный Господь, Который слишком мудр, чтобы ошибаться, и слишком любит нас, чтобы причинить вред.

8,29 Павел прослеживает последовательность этапов Божественного плана прославления Его сынов. Прежде всего, Бог предузнал нас еще от вечности. И это не была просто информация о некоторых людях, так как Он и так знал каждого, кто должен родиться. Это относится к тем, кому Он предопределил быть подобными образу Сына Своего. То есть это предузнание имело вполне конкретную цель. Далее, Бог не просто предузнал тех, кто в один прекрасный день покается и поверит. На самом деле Его предузнание гарантирует последующее обращение человека.

Однажды нечестивые грешники преобразятся в образ Христа, и это одно из наибольших чудес благодати и удивительной истины Божественного откровения. Конечно же, речь не идет о том, что мы будем наделены Божественными атрибутами, или же о том, что мы будем внешне похожи на Христа; это сходство будет нравственным: мы будем абсолютно свободны от греха и получим славные тела, подобные Его телу.

В тот день Он предстанет как первородный между многими братьями. Первородство подразумевает высшее звание, достойное высшей чести. Он не будет Одним среди равных, но Тем, Кто получит превосходнейшее место и положение среди Своих братьев и сестер.

8,30 Все, кто предопределен к спасению, в свое время будут призваны. Они не просто услышат проповедь Благой Вести, но и ответят на призыв. И хотя Бог призывает всех людей (всеобщий призыв), отвечают лишь немногие (актуальный, или направленный, призыв).

А все, кто ответит, будут оправданы, то есть получат перед Богом статус безгрешных. Благодаря жертве Христа они оденутся в праведность Божью и, таким образом, получат доступ к Его престолу.

Те, кто оправдан, будут и прославлены. На самом деле мы еще не прославлены, но это обязательно произойдет.

Наше прославление неизменно состоится, и поэтому о нем можно говорить уже в прошедшем времени, как будто мы его уже получили.

Этот отрывок – одно из самых ярких мест НЗ, говорящих о вечной безопасности верующего. Из каждого миллиона предузнанных и предопределенных Богом ко спасению каждый лично будет призван, оправдан и прославлен. Ни один не потеряется! (Сравните со словом "все" в Ин. 6,37.)

8,31 Рассматривая каждое отдельное звено в общей золотой цепи нашего искупления, мы приходим к однозначному выводу. Если Бог за нас, в том смысле, что Он Сам особо выделил нас, то никто ничего не сможет сделать против нас. (Это любимый стих Ж. Кальвина.) Если Всемогущий на нашей стороне, никакая иная сила не может разрушить Его планы.

8,32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас. Какие прекрасные слова! Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они стали для нас обыденными и в результате утратили свою силу в нашей жизни.

Когда падшее человечество нуждалось в безгрешной Жертве, великий Бог всей вселенной не смог скрыть наибольшее Сокровище, которое у Него было, и отдал Его на позорную смерть ради нас.

Логика рассуждений Павла вполне очевидна. Если Бог уже дал нам величайший подарок, неужели Он станет жалеть для нас чего-то меньшего? Если Он уже уплатил наивысшую цену, станет ли Он колебаться в выплате гораздо меньшей суммы? Если Он так много совершил для нашего спасения, отпустит ли Он нас после этого? Как Он с Ним не дарует нам и всего?

"На языке неверия этот вопрос звучит как: "Почему это Он что-то должен давать?", а на языке веры: "А почему Он не должен дать?""- пишет Макинтош. (C.H. Mackintosh, других данных нет.)

8,33 Мы все еще находимся в зале суда, но произошли важные изменения. Оправданный грешник сидит на скамье подсудимых; раздается призыв всем обвинителям выступить со своими обвинительными заключениями.

Но не находится ни одного желающего! Почему? Потому что Сам Бог оправдал этого человека, и кто теперь может его обвинять?

Мы лучше поймем смысл этого и следующего стихов, если вставим после каждого вопроса слова "никто, потому что...". Таким образом, этот стих будет звучать так: "Кто будет обвинять избранных Божьих? Никто, потому что Бог оправдывает их". Без этой вставки может создаться впечатление, что речь идет о Боге, Который собирается обвинить избранного, что как раз и пытается опровергнуть Павел.

8,34 Второй вызов! "Есть ли здесь кто-нибудь, кто может осудить этого человека?" Никто, потому что Христос умер вместо Своего подзащитного, воскрес из мертвых и теперь восседает одесную Бога и ходатайствует за нас.

Если Господь Иисус, Которому Отец отдал весь суд, не говорит ни слова в наше осуждение, а молится за нас, то это значит, что больше никто ни в чем не сможет нас обвинить.

8,35 Здесь вера бросает последний вызов: "Найдется ли здесь хоть кто-нибудь, кто сможет отлучить верующего от любви Христа?" Павел исследует всевозможные препятствия, приводящие к разделениям в разных сферах жизни человека. Но ни одно из них не имеет власти. Ни смертоносные удары скорби, несущие страдания и тесноту, ни чудовищные мучения, доставляющие невыносимую боль телу и разуму, ни зверства гонений с их пытками и расправой над теми, кто пытается противостоять. Бессильны и страшный призрак голода, который изнуряет, истощает и иссушает тело до сходства со скелетом, и нагота, грозящая нуждой и беззащитностью. Не под силу это ни устрашающей опасности, ни смертоносному мечу.

8,36 Если бы хоть что-то из этого списка могло отлучить верующего от Христа, это давно бы уже произошло, так как жизненный путь христианина представляет собой постоянную смертельную опасность. Именно это имел в виду псалмопевец, когда говорил, что из-за нашего единения с Господом нас умерщвляют каждый день, как овец, обреченных на заклание (Пс. 43,23).

8,37 Вместо того чтобы отдалять нас от любви Христа, все это только приближает нас к Нему. Мы не только преодолеваем все это, но более чем преодолеваем. (В английской Библии этот стих звучит так: "Все это мы более чем преодолеваем силой Того, Кто возлюбил нас".) Мы не просто торжествуем над грозными силами, но этим самым приносим славу Богу, благословение окружающим и благо себе. Мы порабощаем наших врагов и устремляемся вверх через препятствия. Но все это мы совершаем не своими силами, а только силой Возлюбившего нас. Только могущество Христа может обратить горечь в сладость, немощь в силу, трагедию в торжество и скорбь в блаженство.

8,38 Апостол еще не закончил свое исследование. Он пытается отыскать во всей вселенной хоть что-нибудь, способное отделить нас от Божьей любви, но одно за другим все предположения рушатся – ни смерть со всеми ее угрозами, ни жизнь со всеми ее обольщениями, ни ангелы, ни Начала, полные сверхъестественной силы и знания, ни силы, будь то человеческие или ангельские, ни настоящее, постоянно обрушивающееся на нас, ни будущее, пугающее своей неизвестностью,

8,39 ни высота, ни глубина, то есть все, что находится в сфере измерения и пространства, включая все потусторонние и оккультные силы. (Эти слова использовались, например, в астрологии.) И в заключение, чтобы убедиться в том, что упомянул все возможное, Павел добавляет: ни другая какая тварь.

Итак, в результате расследования он пришел к следующему выводу: ничто не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем.

Неудивительно, что эти победоносные слова были песней на устах погибающих за веру мучеников и девизом тех, кто жил мученической жизнью.

II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: БЛАГАЯ ВЕСТЬ И ИЗРАИЛЬ (Гл. 9 – 11)

С девятой по одиннадцатую главу Послания к Римлянам Павел как бы отвечает иудейскому оппоненту на вопрос, нарушил ли Бог Свои обещания избранному народу, иудеям, даровав, согласно Благой Вести, спасение как иудеям, так и язычникам? Ответ Павла включает прошлое (гл. 9), настоящее (гл. 10) и будущее Израиля (гл. 11).

В этом разделе много говорится о Божьем предопределении и человеческой ответственности. Девятая глава является ключом к библейскому пониманию высшего Божьего избрания. А в следующей главе говорится о другой столь же серьезной стороне этого вопроса – ответственности человека.

БОЖЬЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Когда мы говорим о высшей власти Бога, мы понимаем, что Он управляет всем, что происходит во вселенной, и может сделать все, что захочет. Но при этом мы осознаем, что Он не может совершить ничего неправильного, несправедливого и неправедного, ибо Он Бог. Таким образом, называя Его всемогущим, мы просто утверждаем, что Бог есть Бог. Нам не нужно остерегаться этой мысли или чувствовать за нее вину. Это – славная истина, и она побуждает нас лишь к поклонению.

По Своей суверенной воле Бог выбрал, или избрал, для Себя некоторых людей. Но в той же Библии написано, что Божье избрание подразумевает и ответственность человека. Так же как верно то, что Бог избирает людей к спасению, верно и то, что люди получают спасение через конкретное волевое решение. Божья часть спасения заключена в словах: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет", а человеческая – в продолжении этого стиха:

"и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6,37). Мы, верующие, радуемся, что Бог предызбрал нас во Христе еще до сотворения мира (Еф. 1,4).

Но мы также верим, что всякий, кто захочет, может пить воду жизни даром (Откр. 22,17). Д. Л. Муди проиллюстрировал связь между этими двумя сторонами истины следующим образом.

Когда мы подходим к двери спасения, мы видим на ней табличку: "Всякий желающий может войти". А когда мы проходим в нее, то, обернувшись, читаем над дверью: "Избран по предузнанию Божьему". Таким образом, ответственность человека встречает нас, когда мы подходим к двери спасения, а истина о суверенном Божьем предопределении – истина для тех, кто уже вошел в Божью семью.

Как же получается, что Бог Сам избирает для Себя конкретных людей и в то же время делает заслуживающее доверия предложение спасения всему человечеству? Как можем мы совместить эти два утверждения? Честно признаться, мы не можем это сделать.

Для человеческого рассудка это несовместимо. Но Библия содержит оба эти учения, и поэтому нам нужно верить им обоим, признавая, что проблема возникает не в Божьем, а в нашем, человеческом рассудке. Эти две истины – как две параллельные прямые, которые сольются лишь в бесконечности.

Некоторые пытаются совместить высшее предопределение и ответственность человека, говоря, что Бог предвидел, кто поверит в Спасителя, и именно тех определил к спасению.

Это утверждение они основывают на Римлянам 8,29 ("кого Он предузнал, тем и предопределил") и на 1 Петра 1,2 ("избранным по предведению Бога Отца"). Но такая точка зрения не замечает того факта, что Божье предвидение и является определяющим. Он не просто знает заранее, кто поверит в Спасителя, но Он предопределяет этот результат, привлекая к Себе конкретных людей.

И хотя Бог избирает отдельных людей для спасения, Он никогда никого не избирает для осуждения. Другими словами, Библия говорит о Божьем предызбрании, но ничего не говорит о Божьем предосуждении. Но кто-то может возразить: "Избирая одних для благословения, Бог тем самым избирает остальных для погибели". Однако это не так! Все человечество было обречено на смерть за свои грехи, а не по предварительному Божьему постановлению. Если бы Бог позволил всем людям пойти в ад, что было бы вполне справедливо, люди получили бы лишь то, что заслужили. В таком случае вопрос звучит иначе: "Вправе ли Бог сойти вниз и из приговоренных к смерти людей выбрать небольшую горстку в качестве Невесты для Его Сына?" Конечно же, вправе. Итак, все сводится к тому , что если люди погибают, то за свои грехи; а если люди спасаются, то по милости суверенного избрания Божьего.

Для спасенного человека Божье предопределение – источник неустанного изумления. Верующий, оглядываясь по сторонам и видя вокруг себя так много людей с лучшим, чем у него, характером, личностными качествами и привычками, постоянно задает себе вопрос: "Почему же Господь избрал именно меня?"

Почему я был создан, чтобы слышать Твой голос
И успеть войти, пока еще есть место,
В то время как тысячи делают неверный выбор
И голодают, вместо того чтобы войти?

(Исаак Уоттс)

Неверующие люди не должны использовать учение о предопределении для оправдания их неверия. Нельзя говорить: "Я не избран, поэтому ничего не могу поделать". Единственный способ узнать о своей избранности – раскаяться в своих грехах и принять Господа Иисуса Христа как Спасителя (1 Фес. 1,4-7).

Также и христиане не должны использовать учение о предопределении, оправдывая отсутствие ревности в свидетельстве. Нельзя говорить: "Если они избраны, то все равно будут спасены". Только Бог знает Своих избранных. Нам заповедано проповедовать Евангелие всему миру, так как Бог предлагает спасение каждому человеку в отдельности. Люди же отвергают Благую Весть из-за ожесточенности своих сердец, а не потому что Божье желание дать спасение всем неискреннее.

В данном случае следует остерегаться двух ошибок. Первая – это выбрать лишь какую-то одну из точек зрения, например, верить в высшее предопределение Божье и отвергать участие человека в своем спасении.

Вторая ошибка – делать больший акцент на чем-то одном в ущерб другого. Библейским подходом к этой проблеме будет вера в высшее предопределение Божье и равная ей вера в ответственность человека. Только так можно удержать эти две доктрины в правильном библейском равновесии.

А теперь давайте перейдем к девятой главе Послания к Римлянам и последуем за мыслью возлюбленного апостола.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →