Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 9 глава

А. Прошлое Израиля (Гл. 9)

9,1 Утверждая, что спасение дано как иудеям, так и язычникам, Павел мог показаться предателем, ренегатом и вероотступником по отношению к Израилю. В этом стихе он доказывает свою глубокую преданность иудейскому народу, давая торжественное обещание. Он говорит истину. Он не лжет. Его совесть, находясь в общении со Святым Духом, подтверждает истинность сказанного им.

9,2 Когда Павел вспоминает о прошлом славном избрании Израиля и о том, что сейчас он отвержен Богом за отвержение Мессии, его сердце наполняет великая печаль и непрестанное мучение.

9,3 Он даже готов был стать отлученным или отделенным от Христа, если бы через его отказ от спасения могли бы спастись его иудейские братья.

В этом выражении самоотречения мы находим проявление высшей любви, которая побуждает человека отдать свою жизнь за друзей (Ин. 15,13). В этих словах мы видим то невыносимое бремя, которое вынужден нести обратившийся иудей, желая обращения своего народа. Они напоминают молитву Моисея за Израиль: "Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх. 32,32).

9,4 В плаче Павла о своем народе звучит и воспоминание о славных привилегиях. Его народ – израильтяне, издревле избранная Богом нация.

Бог принял этот народ как Своего сына (Исх. 4,22) и вывел его из Египта (Ос. 11,1). Он был Отцом Израиля (Втор. 14,1), и Ефрем был Его первенцем (Иер. 31,9). (Под именем "Ефрем" здесь подразумевается весь Израиль.) Облако славы символизировало присутствие среди них Бога, Который вел и защищал их.

Именно с Израилем, а не с каким другим народом, Бог заключал Свои заветы. К примеру, Бог заключил с Израилем Палестинский завет, пообещав ему землю от реки египетской до Евфрата (Быт. 15,18). С Израилем Он установил новый завет, обещая вечную защиту, будущее обращение и благословение раскаявшегося Израиля (Иер. 31,31-40). (The New Scofield Reference Bible, p. 1317.)

Законоположение было также дано Израилю. Одни они знали его. Израилю же были вверены традиции и ритуалы богослужения в скинии и в храме, а также священство. И в дополнение к перечисленным выше заветам Бог дал Израилю множество обетований о защите, мире и процветании.

9,5 Израильский народ по праву считал своими патриархов Авраама, Исаака, Иакова и его двенадцать сыновей. Они были прародителями всей нации. И этому же народу была дана величайшая привилегия – Мессия по Своему человеческому происхождению был израильтянином, хотя Он есть всевышний, благословенный во веки Бог. Этот стих однозначно доказывает Божественную и человеческую природу Иисуса Христа.

9,6 Теперь апостол переходит к важной богословской проблеме. Если Бог обещал Израилю, что тот будет Его избранным народом, то как это можно совместить с нынешним положением Израиля, когда на благословенное место попали язычники? Павел настаивает на том, что со стороны Бога обещание не было нарушено. Он показывает, что Бог всегда избирал людей на основании Своих обещаний, а не просто по родословной линии. То что человек рождается в семье израильтян, не значит, что на него автоматически распространятся Божьи обетования. Среди всего Израиля у Бога есть истинно верующий остаток.

9,7 Не все потомки Авраама – его дети. Например, Измаил был его семенем. Но линия обетований пошла через Исаака, а не через Измаила. Бог пообещал: "...в Исааке наречется тебе семя" (Быт. 21,12). Как мы уже говорили, комментируя Римлянам 4,12, Господь Иисус таким же образом разделил иудеев в Евангелии от Иоанна 8,33-39. Они сказали Ему: "Мы семя Авраамово..." (ст. 33). Иисус согласился с этим: "Знаю, что вы семя Авраамово" (ст. 37). Но когда они заявили: "Отец наш есть Авраам", то Господь ответил: "Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы" (ст. 39). Другими словами, они происходили от Авраама, но не имели веры Авраама и не были его духовными детьми.

9,8 Итак, значение имеет не физическое происхождение. Истинный Израиль состоит из тех иудеев, которые избраны Богом и которым Он дал Свои обетования, приняв их как Своих детей. Мы видим принцип Божьего избрания на примере Исаака и Иакова.

9,9 Бог явился Аврааму и пообещал, что Он вернется в назначенное время и у Сарры будет сын. Этим сыном, конечно же, был Исаак. Именно он был ребенком обетования, родившимся чудесным образом.

9,10 Другой пример высшего избрания мы находим в случае Иакова. Его родителями были Исаак и Ревекка, но Ревекка носила двух сыновей, а не одного.

9,11 Божья воля была объявлена еще до того, как дети родились. И это избрание, естественно, никак не зависело от дел и заслуг ребенка. Бог сделал выбор лишь по Своей воле, а не на основании характера или достижений избранного. "Изволение Божье в избрании" означает Его решение о распределении милости в соответствии с Его высшим волеизъявлением и благостью.

9,12 Бог решил, что больший будет служить меньшему. Исав был поставлен в подчинение Иакову. А тот был избран для земной славы и привилегий. Исав родился первым из двух братьев и должен был получить честь и привилегии первородного. Но Бог избрал не его, а Иакова.

Кстати, этот стих опровергает мнение, что Бог избрал Иакова, предузнав его поступки впоследствии. Здесь ясно написано, что выбор был сделан не на основании дел.

9,13 Чтобы еще раз подчеркнуть полную суверенность Божьего избрания, Павел цитирует Малахию (1,2-3): "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел". Здесь Бог говорит о двух нациях – Израиле и Едоме, отцами которых были Иаков и Исав. Бог решил, что Израиль станет тем народом, из которого произойдет Мессия и среди которого Он установит Царство Мессии. Едому же таких обетований не дано. Наоборот, его горы и владения были преданы опустошению и шакалам пустыни (Мал. 1,3; см. также Иер. 49,17-18; Иез. 35,7-9). И хотя этот стих из Книги Малахии показывает, как Бог предопределяет судьбу народов, а не отдельных личностей, Павел, тем не менее, использует его, чтобы показать Божье право выбирать судьбы и конкретным людям. Слова "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" нужно понимать именно в свете Божьего предызбрания, выраженного в Его обещании: "Больший будет в порабощении у меньшего". Выбор Иакова основан на любви к нему, отвержение же Исава выглядит как ненависть в сравнении с любовью к Иакову. Бог не возненавидел Исава черной, лютой злобой, а просто любил его меньше, чем Иакова, что следует из Его выбора.

Этот отрывок говорит о земных благословениях, а не о вечной жизни. Ненависть Бога к Едому вовсе не означает, что едомляне не могут получить спасение, так же как и Его любовь к Израилю не означает, что израильтяне не нуждаются в спасении. (Кстати, Исав все-таки был благословлен Богом, как и сам он подтверждает в Быт. 33,9.)

9,14 Апостол верно предвидел, что его слова о суверенном избрании вызовут массу самых разных возражений. Люди до сих пор постоянно обвиняют Бога в несправедливости. Они говорят, что если Бог кого-то выбирает, то остальных, соответственно, проклинает. Также можно услышать, что если Бог заранее все предопределил, то ничего уже нельзя сделать и в таком случае обвинять людей в чем-либо будет несправедливо.

Павел уверенно опровергает всякое предположение неправедности со стороны Бога. Но вместо того чтобы смягчить слова о Божьем избрании и сделать их более приятными для оппонентов, он продолжает смело, без каких бы то ни было извинений отстаивать свою мысль.

9,15 При этом он цитирует слова Бога Моисею: "Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею" (см. Исх. 33,19). Кто сможет сказать, что Всевышний Господь неба и земли не имеет права миловать и жалеть?

Все люди осуждены за свои грехи и неверие. Если бы они оставались сами по себе, то все и погибли бы. Но кроме того что Бог предлагает Благую Весть о спасении всем людям, Он также избирает некоторых из этих осужденных стать особыми объектами Своей благодати. Однако это вовсе не означает, что Он автоматически выбирает осуждение для всех остальных. Осуждение остается их уделом из-за неверия и всех совершенных при жизни грехов.

Избранные могут лишь благодарить Бога за Его милость. Погибшие могут винить только себя.

9,16 Таким образом, окончательная судьба людей и даже народов зависит не от силы их воли и не от их стараний, но лишь от Бога милующего. Когда Павел пишет, что помилование зависит не от желающего, он не имеет в виду, что желание человека не важно для его спасения. Призыв Благой Вести напрямую обращен к воле человека, как мы видим в Откровении 22,17: "...желающий пусть берет воду жизни даром". Иисус сказал, что неверующие иудеи просто не хотят прийти к Нему (Ин. 5,40). Говоря, что помилование зависит не от подвизающегося, Павел вовсе не отрицает, что мы должны подвизаться войти сквозь тесные врата (Лк. 13,24). Конечно же, нам необходима определенная доля духовного желания и усилий. Но ни воля человека, ни его старания не являются решающими факторами: спасение принадлежит Господу. Морган пишет:

"Никакое наше желание, никакие наши старания не способны обеспечить нам спасение и не могут открыть нам доступ к связанным с ним благословениям... Сами по себе мы бы и не хотели спастись и не стали бы стараться достичь этого. Все в спасении человека исходит лишь от Бога". (G. Campbell Morgan, Searchlights from the Word, pp. 335-336.)

9,17 Всевластие Бога видно не только в проявлении милости, но и в ожесточении других. В качестве примера здесь рассматривается фараон. Конечно же, речь не идет о том, что египетский монарх был обречен с самого рождения. Произошло вот что. Будучи взрослым человеком, он проявил себя злым, жестоким и чрезвычайно упрямым. Несмотря на серьезные предупреждения, он оставался в своем жестокосердии. Бог мог бы уничтожить его в мгновение ока, но не стал этого делать. Наоборот, Бог оставил его в живых, чтобы показать на нем Свою силу и чтобы через него Божье имя стало известным повсюду.

9,18 Несколько раз подряд фараон ожесточал свое сердце, и после каждого раза Бог дополнительно ожесточал фараона, тем самым наказывая его. То же самое солнце, которое растапливает лед, высушивает глину. Под одним и тем же солнцем ткань выцветает, а кожа загорает. Тот же Самый Бог, Который милует людей с сокрушенным сердцем, ожесточает нераскаянные сердца. Отказ от благодати – это отречение от нее.

Бог имеет право являть Свою милость тем, кому захочет, и ожесточать тех, кого пожелает. Но, поскольку Он Бог, Он никогда не поступает несправедливо.

9,19 Настойчивые утверждения Павла о праве Бога поступать так, как Он захочет, могут вызвать следующее возражение: если это так, то Бог не может никого считать виновным, так как никто не способен противостоять Его воле. Оппонент представляет человека лишь беспомощной пешкой на шахматной доске Бога. Никакие слова и дела не смогут изменить его судьбу.

9,20 В первую очередь апостол осуждает высокомерие человека, осмелившегося выискивать ошибки у своего Творца. Ограниченный человек, отягощенный своим грехом, невежеством и немощью, просто не в праве оценивать или оспаривать мудрость или справедливость действий Бога.

9,21 Далее Павел, желая показать Божий авторитет, использует сравнение с горшечником и глиной. Представим себе, что однажды утром горшечник приходит к себе в мастерскую и видит на полу большой ком бесформенной глины. Он берет часть этой глины, помещает ее на свой круг и создает из нее прекрасный сосуд. Есть ли у него право делать это?

Горшечником, конечно же, является Бог. Глина – это грешное, погибшее человечество. Если бы горшечник ее не трогал, она попала бы в ад. И Он был бы абсолютно справедлив, поступив именно так. Но вместо этого Он принимает решение взять часть этих грешников, спасти их по Своей милости и вылепить из них образ, подобный Его Сыну. Есть ли у Него право делать это? Не забудьте: Он никого не приговаривает к аду. Люди сами осуждают себя, по собственной воле, своим неверием.

Бог обладает полной властью и силой сделать из одной части глины сосуд для почетного употребления, а из другой – для низкого. В случае, когда все недостойны, Он может раздавать Свои благословения тем, кому пожелает, и придержать их тогда, когда захочет. Барнс пишет: "В случае, когда нет ни одного достойного, наибольшее, чего можно требовать, это чтобы Он не поступил ни с кем несправедливо". (Albert Barnes, Barnes's Notes on the New Testament, p. 617.)

9,22 Павел представляет Бога, великого Горшечника, стоящим перед кажущейся проблемой выбора. С одной стороны, Он стремится показать гнев и явить могущество Свое, наказывая грех. Но с другой стороны, Он хочет проявить терпение к сосудам гнева, готовым к погибели. Здесь мы видим столкновение праведного гнева Божьего и Его милостивого долготерпения. И аргументом здесь будет вопрос: "Если Бог может совершенно справедливо наказать нечестивых немедленно, но вместо этого проявляет к ним великое терпение, кто же сможет обвинить Его за это?"

Обратите внимание на фразу: "сосуды гнева, готовые к погибели". Сосудами гнева названы те люди, грехи которых вызывают Божий гнев. Но не деспотичное Божье решение, а они сами собственными грехами, непослушанием и противлением, приготовили себя к погибели.

9,23 Кто может обвинить Бога в том, что Он хочет явить богатство славы Своей тем, к кому проявляет милосердие, тем людям, которых Он заранее приготовил к небесной славе?

Здесь нам может помочь комментарий Эрдмана:

"Суверенитет Бога никогда не выражается в обвинении тех, кому надлежало бы спастись, но проявляется в спасении тех, кому надлежало бы погибнуть". (Charles R. Erdman, The Epistle of Paul to the Romans, p. 109.)

Бог не готовит сосуды гнева к погибели, но Он готовит сосуды милосердия для славы.

9,24 Павел называет сосудами милосердия нас, христиан, призванных и из иудеев, и из язычников. Здесь он закладывает основание для следующей темы: весь Израиль, кроме небольшого остатка, будет оставлен в стороне, а на привилегированное место будут призваны язычники.

9,25 Апостол цитирует два стиха из Осии, чтобы показать, что призвание язычников не должно бы удивлять иудеев. Первый стих гласит: "...не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною" (Ос. 2,23).

Вообще-то эта цитата относится к Израилю, а не к язычникам. Израиль ждет наступления тех времен, когда Бог восстановит его в качестве Своего возлюбленного народа. Но здесь Павел относит этот стих к призванию язычников. Что же позволяет Павлу сделать такое радикальное изменение?

Ответ заключается в том, что Святой Дух, вдохновивший первое написание этих слов, имеет право использовать их позднее в другом значении.

9,26 Второй стих приводится из Осии 1,10: "И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого". И снова в своем ветхозаветном применении этот стих говорит не о язычниках, а о будущем восстановлении Израиля как Божьего народа. Но, тем не менее, Павел использует его, описывая, как Бог принимает язычников в качестве Своих сыновей. Это еще один пример того, как Святой Дух, повторяя в НЗ стих из ВЗ, может вполне оправданно придавать ему тот смысл, какой захочет.

9,27 В стихах 9,27-29 обсуждается отвержение всего Израиля, кроме небольшого остатка. Исаия предсказал, что спасется лишь малое число детей Израилевых, даже если народ умножится до неисчислимого количества (Ис. 10,22).

9,28 Когда Исаия писал: "Ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле" (Ис. 10,23), он имел в виду вторжение вавилонян в Палестину и последующее за этим пленение израильтян. Это дело было делом Божьего суда. Цитируя эти стихи, Павел подразумевает, что случившееся с Израилем в те дни может снова произойти и произойдет в его время.

9,29 Как предсказал Исаия в предыдущей части своего пророчества, если бы Господь небесных воинств не оставил некоторых израильтян в живых, то Израиль был бы уничтожен, как Содом и Гоморра (Ис. 1,9).

9,30 Какой же из всего этого следует вывод, спрашивает Павел, если иметь в виду нынешнюю эпоху Церкви? С одной стороны, язычники, которым свойственно стремиться не к праведности, а к злу, и которые поступали вопреки своим представлениям о праведности, получили праведность через веру в Господа Иисуса Христа. Конечно же, были оправданы не все язычники, а только те, кто поверил в Христа.

9,31 Израиль же, с другой стороны, пытался обрести праведность соблюдением закона, но так и не нашел закона, которым действительно можно было бы оправдаться.

9,32 Причина ясна. Они отказались верить, что оправдание может быть дано по вере во Христа, и упрямо продолжали пытаться заработать праведность своими заслугами. И они преткнулись о камень преткновения, Иисуса Христа, Господа.

9,33 Именно это Господь и предсказал через Исаию. Приход Мессии в Иерусалим должен был иметь двоякий результат. Для одних Он должен был стать камнем преткновения и камнем соблазна (Ис. 8,14). Другие же поверят в Него, и это не станет для них поводом к стыду, обиде и разочарованию (Ис. 28,16).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →