Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 10 глава

Б. Настоящее Израиля (Гл. 10)

10,1 Необращенным иудеям это учение было явно не по вкусу. Они считали Павла предателем и врагом Израиля. Но сам он уверяет своих братьев во Христе, которым адресовано это Послание, что постоянно молится Богу об обращении Израиля, которое принесет его сердцу несказанную радость.

10,2 Вовсе не обвиняя иудеев в безбожии и нерелигиозности, Павел свидетельствует, что они имеют ревность по Боге. Это следовало из того, как усердно они исполняют ритуалы и церемонии иудаизма, и из их нетерпимости к любому противоречащему учению. Но ревность – это еще не все, она должна сочетаться с истиной, так как в противном случае от нее будет больше вреда, чем пользы.

10,3 Именно тут они и преткнулись. Они не разумели праведности Божьей, не понимали, что Бог вменяет праведность на основе веры, а не дел. Они старались обрести собственную праведность исполнением закона. Они пытались заслужить Божью благосклонность своими усилиями, своей моралью, своими добрыми делами. Они упорно отказывались подчиниться Божьему плану, обещавшему признать праведными нечестивых грешников, которые уверуют в Его Сына.

10,4 Если бы они уверовали во Христа, то поняли бы, что Он и есть конец закона, дающий праведность. Цель закона – выявить грех, обвинить и осудить преступников, но он никого не может сделать праведным. А нарушение закона наказывается смертью. В Своей смерти Христос понес то наказание, которое заслужили нарушившие закон люди. Когда грешник принимает Господа Иисуса Христа как своего Спасителя, закон перестает властвовать над ним. Благодаря заместительной Жертве он умирает для закона. Он навсегда расстается с законом и с тщетными попытками достичь им праведности.

10,5 Разница между словами о законе и словами о вере видна даже в самом языке ВЗ. Например, в Левит 18,5 Моисей пишет, что человек, который достигнет требуемой законом праведности, будет на основании этого жить. Акцент здесь ставится именно на достижении, исполнении.

Конечно же, это утверждение представляет идеальную ситуацию, недостижимую для грешного человека. Другими словами, здесь говорится о том, что если бы человек был способен постоянно во всем следовать закону, его бы не за что было осуждать на смерть. Но закон был дан тем, кто уже согрешил и был уже осужден на смерть. Даже если бы со дня получения закона они начали безукоризненно его соблюдать, то все равно бы погибли, так как Бог требует расплаты и за прошлые грехи. Любая надежда человека на обретение праведности по закону изначально обречена на провал.

10,6 Для того чтобы показать отличие языка веры от языка закона, Павел цитирует Второзаконие (30,12-13), где написано: Она не на небе, чтобы можно было говорить: "Кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" И не за морем она, чтобы можно было говорить: "Кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"

Интересно, что в Книге Второзакония эти стихи не относятся к вере или Евангелию. Там они говорят о законе, особенно о заповеди обратиться к "Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим и всею душею твоею" (Втор. 30,10). Бог утверждает, что закон не сокрыт, не удален и не недоступен. Человеку не нужно подниматься на небо или пересекать море, чтобы найти его. Божье слово находится здесь, рядом, и ждет исполнения. Но апостол Павел относит эти слова к Благой Вести. Он говорит, что язык веры не требует от человека взбираться на небо, чтобы свести Христа на землю. С одной стороны, это и невозможно, а с другой – не нужно, так как Христос уже родился на земле!

10,7 Цитируя Второзаконие (30,13), апостол заменяет слова "кто сходил бы... за море" на "кто сойдет в бездну".

Этим он подчеркивает, что Благая Весть не требует от человека спускаться в могилу, чтобы поднять Христа из мертвых. Это также и невозможно, и не нужно, так как Христос уже воскрес из мертвых. Заметьте, что в стихах 6-7 изложены две доктрины, наиболее трудно воспринимаемые иудеями, – воплощение и воскресение Христа. Но для спасения им необходимо согласиться с ними. Мы снова встретим эти доктрины в стихах 9-10 этой же главы.

10,8 Если Евангелие не требует от человека чего-либо невыполнимого или чего-то уже свершившегося, то что же оно тогда говорит?

И опять Павел цитирует стих из главы 30 Второзакония, чтобы показать, что слово о спасении близко, доступно и понятно. Оно может быть выражено в обычном разговоре ("в устах твоих") и однозначно понято ("в сердце твоем") (Втор. 30,14). Это и есть Благая Весть о спасении по вере, проповедуемая Павлом и другими апостолами.

10,9 Здесь резюмируется вышесказанное: во-первых, нужно согласиться с доктриной о воплощении, то есть с тем, что Младенец в вифлеемских яслях – Господь жизни и славы, что описанный в НЗ Иисус – это и есть Господь ВЗ (Иегова).

Во-вторых, надо также признать факт воскресения вместе со всеми вытекающими из него следствиями. Бог воскресил Его из мертвых в доказательство того, что Христос успешно завершил дело нашего спасения и что теперь требования Бога полностью удовлетворены. Верить этому всем сердцем невозможно без участия и разума, и чувств, и воли.

Именно устами исповедуют Иисуса Господом и сердцем веруют, что Бог воскресил Его из мертвых. Именно так принимают Личность и жертву Господа Иисуса Христа. Это и есть спасительная вера.

Часто люди задают вопрос: "Может ли человек спастись, приняв Иисуса своим Спасителем, но не признав Его Господом?" Библия не поддерживает тех, кто верит, но с мысленной оговоркой: "Я, конечно же, признаю Иисуса своим Спасителем, но считать Его Господом всех и всего не могу". С другой стороны, те, кто признал Иисуса Господом, зачастую сталкиваются с проблемой условия спасения: "До какой степени Иисус должен господствовать надо мной, чтобы мне получить спасение?" Мало кто из христиан может сказать, что полностью подчинился Господу. Но когда речь заходит о Благой Вести, мы должны четко осознавать, что единственным условием спасения является вера. Хотя при этом наш долг – постоянно напоминать и грешникам, и святым, что Христос есть Господь (Иегова) и что необходимо Его таковым и признавать.

10,10 Продолжая объяснять эту тему, Павел заявляет, что сердцем веруют к праведности. Здесь речь идет не о каких-то теоретических предположениях, но об истинном принятии всем своим внутренним существом. Как только человек совершает это, он немедленно получает оправдание.

А затем устами исповедуют ко спасению; то есть верующий публично свидетельствует о своем свершившемся спасении. Нельзя считать исповедание необходимым условием спасения, но это неотъемлемое проявление уже свершившегося: "Если вы верите в Иисуса Христа, то, конечно же, обязаны говорить о Нем". Когда кто-то по-настоящему во что-то верит, он обязательно хочет поделиться этим с другими. Если человек действительно рождается свыше, то это слишком большая радость, чтобы держать ее в тайне. Он исповедует Христа.

Писание предполагает, что спасенные публично свидетельствуют о своем спасении. Это неразрывно. Келли пишет по этому поводу: "Если бы не было устного исповедания Христа Господом, мы бы не могли говорить о спасении; как сказал наш Господь: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет"". (William Kelly, Notes on the Epistle to the Romans, p. 206.)

Денни комментирует это так:

"Сердце, верующее к праведности, и уста, исповедующие ко спасению,- это не два разных явления, а лишь две стороны одного и того же". (James Denney, цитируется по Kenneth Wuest in Romans in the Greek New Testament, p. 178.)

Возникает вопрос: почему в стихе 9 сначала сказано об исповедании, а затем о вере, тогда как в стихе 10 сначала говорится о вере, а лишь потом об исповедании? Ответ достаточно прост. В девятом стихе говорится о воплощении и воскресении Христа, и перечисление этих доктрин соответствует хронологическому порядку. Сначала воплощение – Иисус есть Господь. Затем воскресение – Бог воскресил Его из мертвых. В стихе же 10 речь идет о событиях, связанных со спасением грешника. Сначала он верует, а затем публично исповедует свое спасение.

10,11 Апостол цитирует пророка Исаию (28,16), чтобы подчеркнуть, что всякий, верующий в Него, не постыдится. Мысль о публичном исповедании Христа может вызвать страх посрамления, но также верно и противоположное. Наше свидетельство о Христе на земле повлечет за собой Его свидетельство о нас на небесах. И мы не будем разочарованы в своей надежде.

Использованное в этом стихе слово "всякий" служит связующим звеном со следующей темой: спасение для всех, как для иудеев, так и для язычников.

10,12 Ранее мы уже читали, что как иудеям, так и язычникам равно необходимо спасение (см. Рим. 3,23), так как все согрешили. Здесь же мы видим, что между ними нет никакого различия и в плане доступности спасения. Господь никого не ограничивает; Он является Господом всех. Он богат милостью и благодатью для всех призывающих Его.

10,13 Для того чтобы показать общедоступность Благой Вести, Павел цитирует Иоиля (2,32). Вряд ли можно желать еще более простого пути спасения, чем тот, который выражен в словах: "...всякий, кто призовет имя Господне, спасется". Под именем Господним подразумевается Сам Господь.

10,14 Но такое Евангелие подразумевает всеобщую проповедь. Как предлагать спасение иудеям и язычникам, если они никогда о нем не слышали? В этом и заключается основа христианской миссионерской деятельности.

В серии вопросов "как" (как призывать... веровать... слышать без проповедующего) апостол еще раз повторяет те шаги, которые ведут к спасению иудеев и язычников. Если перечислить их в обратном порядке, это станет яснее.

Бог посылает Своих служителей. Они проповедуют Благую Весть о спасении. Грешники слышат Божий призыв к жизни во Христе. Некоторые из услышавших верят этим словам. Поверившие обращаются к Господу. Обратившиеся к Нему получают спасение.

Ходж пишет, что этот аргумент основан на следующем принципе: если Богу угодно привести все к концу, Ему также угодны и дела, приближающие этот конец. (Hodge, Romans, p. 545.) То есть, как мы уже отмечали, в этом заключается основа миссионерской деятельности. Таким образом, Павел защищает свое благовествование язычникам, недопустимое с точки зрения неверующих иудеев.

10,15 Итак, мы посланы Богом. Как же мы относимся к этому? "Как прекрасны ноги Того, Кто приносит весть о мире и благих делах!" – пишет пророк (Ис. 52,7). Исаия пишет именно о Нем, то есть о Мессии. Но здесь, в Послании к Римлянам, единственное число заменено на множественное. Тогда, более 1900 лет назад, благовествовал Он, а сегодня проповедь Благой Вести погибающему миру стало нашей обязанностью и привилегией.

10,16 Но, сокрушается Павел, далеко не все израильтяне послушались Благой Вести. И пророчество Исаии предрекает это: "Господи! Кто поверил слышанному от нас?" (Ис. 53,1). Сама постановка вопроса подразумевает ответ: "Не многие". Мало кто откликнулся на провозглашение первого пришествия Мессии.

10,17 Цитируя Исаию, Павел отмечает, что вера, о которой говорится в пророчестве, должна была родиться на основании услышанного, а оно, в свою очередь, исходило от Божьего слова о Мессии. Таким образом, апостол приходит к выводу, что вера от слышания, а слышание от слова Божьего. Вера приходит к человеку, когда он слышит весть о Господе Иисусе Христе, которая, конечно же, основана на написанном Слове Божьем.

Но самого по себе обычного слышания недостаточно. Чтобы услышать Божье слово, необходимо слушать не только ушами, но и открытыми сердцем и умом. Если есть желание познать Божью истину, то Слово зазвенит колоколом правды, само утверждая свою авторитетность. Тогда ему нельзя не поверить. И, конечно же, то слышание, о котором здесь говорится, не обязательно должно быть именно физическим слышанием; оно, например, может быть и чтением. То есть "услышать" – значит принять Слово каким угодно образом.

10,18 Так в чем же заключалась проблема? Неужели иудеи и язычники не слышали проповеди Божьего Слова? Слышали. Павел заимствует слова из Псалма 18,5, чтобы показать, что они не могли не слышать. Он говорит: "По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их". Удивительно, что Псалом 18 говорит не о Благой Вести, а о повсеместном свидетельстве солнца, луны и звезд о славе Божьей. Павел же, приводя здесь эти слова, тем самым показывает, что в его дни они также верны и для описания всемирной проповеди Евангелия. Под водительством Святого Духа он часто использует цитаты из ВЗ, помещая их в другой контекст. Дух, написавший эти слова, конечно, имеет право применять их впоследствии так, как захочет.

10,19 Призвание язычников и отвержение Благой Вести большинством иудеев не должно было удивлять израильтян. Их Писание в точности предсказало эти события. Бог предупреждал, что возбудит в израильтянах ревность с помощью не народа, и раздражит их несмысленными язычниками (Втор. 32,21).

10,20 Исаия же высказывается еще более решительно: Господа нашли язычники, которые даже не искали Его, и Он открылся тем, кто даже не пытался узнать что-либо о Нем (Ис. 65,1). Итак, в целом язычники, удовлетворенные своими идолами, не стремились к Богу. Но когда они услышали Благую Весть, многие из них действительно откликнулись. Другими словами, язычников обратилось больше, чем иудеев.

10,21 В противоположность картине собирающихся вокруг Иеговы язычников, Исаия рисует Господа, Который целый день простоял с простертыми к Израилю объятьями, но встретил лишь непослушание и упрямый отказ.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →