Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 12 глава

А. В личном посвящении (12,1-2)

12,1 После тщательного анализа различных проявлений милосердия Божьего в 1-11 главах Послания, апостол переходит к заключительному выводу: мы должны представить тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Богу. Под "нашими телами" подразумеваются как все наши члены, так и вся наша жизнь.

Посвящение себя Богу – это разумное служение. Обоснованность этого служения заключается в следующем: если Сын Божий умер вместо меня, то самое меньшее, что я могу сделать в ответ на Его поступок, – это жить для Него. Британский спортсмен К.Т. Стадд как-то раз сказал: "Если Иисус Христос – это и есть Бог, и если Он умер за меня, то ничто из того, что я могу дать Ему, не будет слишком большой жертвой". (Norman Grubb, C.T. Studd, Cricketer and Pioneer, p. 141.) Эта же мысль отражена в одном из известных гимнов Исаака Уоттса: "За такую удивительную Божественную любовь необходимо отдать все сердце, всю жизнь, всего себя".

"Разумное служение" можно также перевести как "духовное служение". Как священники, мы приходим к Нему не с жертвами убитых животных, а со своей жизнью как с жертвой духовной. Также мы приносим Ему в жертву наше служение (Рим. 15,16), нашу хвалу (Евр. 13,15) и нашу собственность (Евр. 13,16).

12,2 Далее Павел призывает нас не сообразоваться с веком сим, или, как пишет Филлипс: "Не позволяйте окружающему миру втискивать вас в свои формы". Когда мы приходим в Божье Царство, нам необходимо выбросить все те образы и стереотипы, которыми мы руководствовались в мире.

Веком сим здесь названо общество или система, построенная человеком для того, чтобы ему было приятно жить и без Бога. Это царство враждебно Богу, так как его богом и князем является сатана (2 Кор. 4,4; Ин. 12,31; 14,30; 16,11). Все неверующие люди принадлежат к его подданным, и он пытается удержать их похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскую (1 Ин. 2,16). Мир держится на своей собственной политике, религии, культуре, развлечениях, стереотипах мышления и представлениях о жизни; он пытается приспособить каждого человека к своим обычаям и традициям. Мир ненавидит неприспособленцев, например, Христа и Его последователей.

Смерть Христа дает нам освобождение от мира сего. Для нас мир теперь распят на кресте, а мы распяты для мира. Вот почему любовь верующего к миру оскорбляет Господа. Всякий, кто любит мир, – враг Богу. Как Христос был не от мира сего, так и верующие в Него. Однако они призваны, чтобы быть в мире и свидетельствовать о том, что дела мира злы и что всякий, кто поверит в Господа Иисуса Христа, может получить спасение. Мы нуждаемся не только в отделении от мира, нам необходимо преобразование и обновление нашего ума, то есть способность думать обо всем с точки зрения Бога, как она открыта нам в Библии. Тогда мы увидим, как Сам Бог ведет нас по этой жизни, и поймем, что Его воля не жестокая и не губительная, но благая, угодная и совершенная.

Итак, вот три основных ключа к пониманию Божьей воли. Первый – тело, преданное Богу, второй – жизнь, отделенная от мира, и третий – преобразованный, обновлением ум.

Б. В служении духовными дарами (12,3-8)

12,3 Павел, по данной ему благодати, говорит здесь как апостол Господа Иисуса. На основании этого он собирается обсудить некоторые формы верного и искаженного мышления. Он отмечает, что в Евангелии нет ничего такого, что позволяло бы человеку развивать в себе манию величия. Павел призывает нас пользоваться нашими дарами в смирении и не завидовать друг другу. Наоборот, нам нужно понять, что каждый человек уникален и у каждого есть свой труд перед Господом. Нам надо радоваться тому месту, которое Бог уделил нам в Своем Теле, и стараться применять наши дары со всей ниспосылаемой Богом силой.

12,4 Человеческое тело состоит из многих членов, и у каждого из них – особое предназначение. Здоровье и сила организма зависит от того, насколько точно каждый член справляется со своей задачей.

12,5 Также обстоят дела и в Теле Христовом. Оно включает в себя единство (одно тело), различие (многие) и взаимосвязь (один для другого) всех членов. Любые дары предназначены не для самоуслаждения, а для блага тела. Ни один из даров не достаточен сам по себе; нет также ни одного ненужного. Именно понимание этого дает нам должную скромность (12,3).

12,6 Здесь Павел дает конкретные инструкции по использованию различных дарований. В этом списке приведены не все возможные дары, а лишь некоторые характерные примеры. Наши дарования различны именно по данной нам благодати. Другими словами, Божья благодать распределяет различные дары разным людям. И для применения этих даров Бог дает необходимую силу и способности. Таким образом, мы несем ответственность за наше добросовестное служение этими Божьими дарованиями.

Те, кто имеет дар пророчества, должны пророчествовать в соответствии со своей верой. Пророк является Божьим глашатаем, провозглашающим слово Господа. Конечно же, пророчество может включать в себя и предсказание, но это не является его неотъемлемым элементом. Ходж пишет, что в ранней Церкви пророками были "люди, которые говорили под непосредственным воздействием Духа Божьего и, в зависимости от конкретной ситуации, передавали информацию от Бога, касающуюся доктринального учения, текущих обязанностей или будущих событий". (Hodge, Romans, p. 613.) Мы пользуемся их служением, имея написанный текст НЗ. Сегодня больше не может быть никакого дополнительного богодухновенного пророческого добавления к христианскому учению, так как вера раз и навсегда уже была предана святым (см. Иуды 3). Таким образом, в наши дни пророком является тот, кто провозглашает волю Божью так, как она изложена в Библии. Стронг пишет:

"Все истинное современное пророчество является не чем иным, как возвещением уже известного послания Христова, провозглашением и изложением уже открытых в Писании истин". (A.H. Strong, Systematic Theology, p. 12.)

Те из нас, кто имеет дар пророчества, должны пророчествовать по мере веры. Это может означать "согласно с учением веры", то есть в соответствии с изложенными в Библии доктринами христианства. Другим же смыслом может быть "в соответствии с количеством нашей веры", то есть по мере того, какую веру дает нам Бог. В некоторых переводах перед словом "веры" вставляют слово "нашей", но в оригинале оно отсутствует.

12,7 Под словом "служение" здесь понимается самая разнообразная христианская деятельность. Она не ограничивается обязанностями церковного служителя (в том смысле, как это понимают в наши дни). У человека, обладающего даром служения, сердце слуги. Он ищет разнообразные возможности послужить другим и с радостью делает это.

Учитель – это тот, кто может объяснять Слово Божье так, чтобы оно находило отклик в сердцах слушающих. И так же, как в случае со всеми остальными дарами, мы должны полностью отдавать себя этому служению.

12,8 Увещателем называется человек, обладающий даром побуждать святых противостоять всякому злу и стремиться к святости и служению Христу.

Раздаватель имеет особое Божье дарование, которое помогает ему быть в курсе проблем и нужд окружающих и стремиться помочь им. Делать это он должен в простоте.

Дар начальника зачастую связан со служением пресвитеров (или также диаконов) в поместной церкви. Начальник в церкви – это непосредственный подчиненный Пастыря, стоящий во главе небольшого стада и управляющий им с заботой и усердием.

Дар благотворения – сверхъестественная способность и талант помогать страдающим людям. Делать это необходимо с радушием. Конечно же, мы все должны быть благотворительны и радушны.

Одна христианка рассказывала: "Когда моя мать состарилась и стала нуждаться в постоянной заботе, мы с мужем взяли ее к себе в дом. Я старалась делать все, чтобы ей было хорошо. Я готовила, стирала за ней, помогала ей выходить на улицу и, вообще, старалась заботиться обо всех ее нуждах. Но, несмотря на мои труды, внутри я чувствовала себя несчастной. Подсознательно я расстраивалась из-за того, что наша обычная жизнь была нарушена. Часто мама говорила мне, что я перестала улыбаться, и спрашивала, улыбаюсь ли я вообще. Видите, я благотворила ей, но делала это без радушия".

В. В отношениях с обществом (12,9-21)

12,9 Далее Павел перечисляет некоторые качества, которые должен проявлять христианин в своем общении с другими верующими и с необращенными.

Любовь должна быть непритворной, то есть не приятной маской, но истинной, реальной и беспристрастной.

Нам следует отвращаться всякого рода зла и прилепляться ко всему доброму. В этом контексте под злом, видимо, подразумевается все, что совершается не по любви, а по ненависти и злобе. Добром же названо проявление высшей любви.

12,10 В наших отношениях с родными по вере нам следует проявлять любовь с чувством нежной привязанности, а не с холодным безразличием или соблюдением общепринятых приличий.

Мы должны стремиться к прославлению других, а не себя. Как-то раз один из известных служителей Христа должен был принять участие в каком-то торжественном собрании. Когда он, вслед за другими высокопоставленными лицами, вышел на трибуну, весь зал начал ему аплодировать. Увидев это, он быстро отступил в сторону и начал хлопать сам, не желая принимать прославление, которое, как он посчитал, предназначалось для других.

12,11 Прекрасный перевод этого стиха сделал Моффатт: "Никогда не опускайте знамя своей ревности, сохраняйте духовный накал, служите Господу". В этой связи вспоминаются слова пророка Иеремии: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно..." (Иер. 48,10).

Не стоит тратиться впустую;
Жизнь коротка, и грех вокруг.
Наши годы подобны падающему листу,
Катящейся слезе.
У нас нет времени прожигать часы;
В таком мире, как наш,
Все должны спешить.

(Гораций Бонар)

12,12 Вне зависимости от того, в каких обстоятельствах мы оказались, мы можем и должны радоваться нашей надежде на пришествие Спасителя, искупление наших тел и вечную славу. Также Павел призывает нас быть терпеливыми в скорбях, то есть мужественно переносить их. Именно всепобеждающим терпением можно наполнить славой эту жалкую жизнь. Что касается молитвы, то в ней от нас требуется постоянство. Человек завершает работу и одерживает победу только благодаря молитве. Молитва исполняет силой нашу жизнь и миром – наше сердце. Когда мы молимся во имя Господа Иисуса Христа, мы приближаемся к наивысшему всемогуществу, доступному смертному человеку. Таким образом, отказываясь от молитвы, мы только причиняем вред самим себе.

12,13 Нуждающихся святых можно найти везде – безработные, истратившие все деньги на лечение, позабытые в отдаленных местах проповедники и миссионеры и, вообще, любые наши сограждане, имеющие финансовые проблемы. Истинная жизнь Тела включает в себя взаимопомощь всех членов друг другу.

Дж. Б. Филлипс перефразировал этот стих так: "Не лишай пищи или ночлега тех, кто в них нуждается". Гостеприимство, или странноприимство, стало в наши дни забытым искусством. Небольшим размером наших домов и теснотой наших квартир мы пытаемся оправдать нежелание принимать странствующих христиан. Может быть, мы просто хотим избежать дополнительной работы и неудобств, связанных с гостями. Но при этом мы забываем, что, принимая Божьих детей, мы таким образом принимаем Самого Господа. Наш дом должен походить на тот дом в Вифании, где любил гостить Иисус.

12,14 К нашим гонителям мы должны относиться по-доброму, а не стремиться отплатить им тем же. Для того чтобы уметь отвечать благородством на зло и насилие, требуется Божий взгляд на всю свою жизнь, так как обычной реакцией на зло является проклятие и месть.

12,15 Сострадание – это способность искренне разделять чувства и переживания других. Чаще всего чужая радость вызывает в нас зависть, а чужие слезы – желание пройти мимо. Христианский же подход подразумевает участие в радостях и скорбях окружающих нас людей.

12,16 Быть единомысленными между собою вовсе не значит стремиться к полному единству даже в мелочах. Здесь имеется в виду не единообразие мышления, а гармоничные отношения. Мы должны избегать даже намека на снобизм и высокомерие и относиться к смиренным и простым людям так, как мы относились бы к богатым и знатным. Как-то раз один знаменитый христианин приехал проповедовать в небольшую церковь. Руководители этой церкви встретили его на шикарной машине и хотели поселить в роскошном отеле. Он же спросил: "А где обычно вы размещаете гостей вашей церкви?" Они рассказали ему об одной пожилой семейной паре, живущей неподалеку в скромном домике. "Именно там я и хочу остановиться", – ответил проповедник.

Апостол еще раз предупреждает каждого верующего не мечтать и не воображать о своей мудрости. В нас нет ничего хорошего, кроме того, что нам было подарено, и осознание этого усмиряет наше самолюбие.

12,17 В мире принято платить злом за зло, воздавать только по заслугам и лишь то, что заработано. Но радость отмщения не может присутствовать в жизни искупленных людей. Более того, при любых жизненных обстоятельствах они должны с честью смотреть в лицо оскорблениям и насилию. "Пекитесь" означает "задумывайтесь" или "заботьтесь".

12,18 Христиане не должны противопоставлять себя другим или провоцировать конфликты. Праведность Божья проявляется не только в гневе. Нам следует любить мир, стремиться к миру и быть в мире. И если мы кого-нибудь обидели или кто-либо обидел нас, то необходимо направить все усилия на то, чтобы прийти к мирному разрешению проблемы.

12,19 Необходимо стойко сопротивляться желанию возместить нанесенный нам ущерб. Выражение "дайте место гневу Божьему" может означать как призыв позволить Богу Самому позаботиться о наших проблемах, так и призыв к смирению и непротивлению. Вторая половина стиха делает первое толкование более предпочтительным, то есть в таких ситуациях нам нужно отступить и позволить гневу Божьему разобраться с виновными.

Отмщение принадлежит Богу, и мы не можем посягать на Его права. Он Сам накажет кого следует в надлежащее время и надлежащим образом. Ленски пишет по этому поводу:

"Бог издавна установил порядок правосудия над злодеями, и никто из них не избежит его. Каждый проступок будет наказан на основании абсолютной справедливости. Если же кто-нибудь из нас захочет вмешаться, то его суд будет основан лишь на предположениях". (R.C.H. Lenski, St. Paul's Epistle to the Romans, p. 780.)

12,20 Христианство учит нас не просто непротивлению, но активной добросердечности. Оно призывает не уничтожать врагов силой, а обращать их любовью. Оно учит накормить врага, если он голоден, и утолить его жажду, собирая таким образом ему на голову горящие уголья. Конечно же, речь здесь не идет о жестокой пытке, это лишь образное выражение. Собирать горящие уголья на чью-либо голову значит устыдить его за жестокость своей незаслуженной добротой.

12,21 Первую половину этого стиха хорошо объяснил Дарби: "Если мое плохое настроение испортило настроение вам, то этим самым вы были побеждены злом". (J.H. Darby, из сносок к Рим. 12,21 в его New Translation.)

Один великий чернокожий ученый Джордж Вашингтон Карвер как-то раз сказал: "Я никогда не позволю ни одному человеку разрушить мою жизнь, вызвав во мне чувство ненависти к нему". (George Washington Carver, других данных нет). Он, будучи верующим, не позволял злу победить его.

Но побеждай зло добром. Одной из характерных черт христианского учения является то, что оно не ограничивается порицаниями и запретами, но дает при этом полезные советы и побуждает к доброму. Зло может быть побеждено добром, и этим оружием мы должны пользоваться постоянно.

Стэнтон относился к Линкольну с чувством лютой ненависти. Он говорил, что в поисках горилл бессмысленно ехать в Африку, так как настоящую гориллу можно найти в городе Спрингфилд, штат Иллинойс. Линкольну приходилось мириться с этими словами. Позднее Линкольн назначил Стэнтона своим главнокомандующим, так как считал, что лучше него с этой должностью никто справиться не сможет. После гибели Линкольна Стэнтон называл его величайшим лидером человечества. Любовь победила! (Цитируется по Charles Swindoll in Growing Strong in the Seasons of Life, pp. 69-70.)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →