Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 13 глава

Г. В отношениях с правительством (13,1-7)

13,1 Получившие оправдание по вере должны быть покорны мирскому правительству. Вообще-то это относится ко всем людям, но здесь апостол особенно беспокоится о верующих. Бог установил общественную форму правления сразу после потопа, когда сказал: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека" (Быт. 9,6). Это постановление дает человеку право судить и наказывать преступников.

В каждом упорядоченном обществе должна быть власть, должно быть подчинение этой власти. Иначе наступит анархия, в которой будет очень трудно выжить. Любое правительство лучше, чем отсутствие такового. Итак, Бог учредил институт общественного управления, и никакая власть не существует не по Его воле. Правда, это не значит, что Бог одобряет все, что совершают правители. Конечно же, Он против коррупции, жестокости и тирании! Но тот факт, что существующие власти от Бога установлены, является неоспоримым.

Верующие могут жить и побеждать в условиях демократии, конституционной монархии и даже при тоталитарном режиме. Никакое земное правительство не может быть лучше людей, его составляющих. Поэтому ни одно из них не совершенно. Единственной идеальной властью является благодатное правление Царя и Господа Иисуса Христа. Для лучшего понимания необходимо помнить, что Павел писал эту главу, когда на императорском троне находился печально известный Нерон. Это были черные дни для христиан. Нерон обвинил их в пожаре, уничтожившем половину Рима (хотя приказ о поджоге, возможно, отдал он сам). Множество христиан он приказал сжечь заживо, предварительно окунув в смолу, чтобы этими живыми факелами освещать свои оргии. Других зашивали в звериные шкуры и бросали на растерзание диким псам.

13,2 Тем не менее остается истиной, что не повинующиеся правительству и восстающие против него восстают против Бога, его учредившего. Противящийся законной власти заслуживает наказания. Хотя, конечно же, здесь есть исключение. Христианин не должен подчиняться правительству, если оно велит ему совершить грех или нарушить верность Иисусу Христу (Деян. 5,29). Никакая власть не может повелевать совести человека. Таким образом, бывают случаи, когда верующий, подчиняясь Богу, должен пойти против воли человека. В таких случаях он должен быть готов понести наказание безо всяких жалоб на несправедливость. Ни при каких обстоятельствах он не должен восставать против начальства или участвовать в попытке его свергнуть.

13,3 Обычно людям, поступающим правильно, незачем бояться правительства. Чаще всего наказывают лишь тех, кто нарушает закон. То есть если кто-то хочет наслаждаться жизнью, свободной от штрафов, судебных разбирательств и тюрьмы, ему стоит посоветовать быть законопослушным гражданином. И тогда он заслужит одобрение, а не наказание.

13,4 Любой правитель, будь то президент, мэр или судья, является слугой Божьим в том смысле, что он является представителем Господа. Он может и не знать Бога лично, но официально все равно остается Его человеком. Так, Давид постоянно обращался к злому Саулу как Господом помазанному царю (1 Цар. 24:6,10; 26:9,11,16,23). Несмотря на то что Саул несколько раз пытался убить Давида, тот не позволял своим людям причинить вред царю.

Почему? Потому что Саул был царем, то есть тем, кого избрал Сам Бог. Как слуги Божьи, правители призваны делать людям добро – заботиться об их безопасности, спокойствии и общем благосостоянии. Если же кто-либо решит нарушить закон, он должен понимать, что ему придется за это отвечать, так как правительство имеет власть судить и наказать его. Выражение "он не напрасно носит меч" служит веским подтверждением той власти, которой Бог наделил правителей.

Меч – это не просто безобидный символ власти, как, например, скипетр.

Меч подразумевает высшую власть правителя, то есть власть осуществлять смертную казнь. Таким образом, утверждение, что смертные казни были разрешены лишь в ветхозаветный, а не в новозаветный период, неправильно.

Это место НЗ подтверждает власть правительства лишать жизни государственного преступника. Некоторые в качестве аргумента приводят слова из Исход 20,13: "Не убивай". Но эти слова относятся к убийству , а государственную казнь нельзя считать убийством. Еврейское слово, переведенное как "убивать", означает именно преступное убийство, а не просто лишение жизни. (Глаголам "убить" и "поразить, убить" на иврите соответствуют глаголы qаtal и hаrag. В Десяти заповедях используется особый глагол "убивать" (rahats), и греческий перевод не составляет трудностей.) Смертная казнь была предписана ветхозаветным законом как должное наказание за некоторые серьезные преступления.

И опять апостол напоминает нам, что начальник является Божьим слугой, но при этом еще и добавляет: "...отмститель в наказание делающему злое". Другими словами, он служит Богу тем, что делает нам доброе и наказывает нарушителей закона.

13,5 Итак, мы должны подчиняться власти по двум причинам: из страха наказания и ради доброй совести.

13,6 Мы обязаны не только повиноваться государственным законам, но также и платить подати. В наших же интересах жить в обществе закона и порядка, с полицией и пожарными, поэтому мы обязаны охотно оплачивать их работу. Представители власти расходуют свое время и способности на исполнение Божьей воли, поддерживая общественный порядок, поэтому нуждаются в средствах к существованию.

13,7 Тот факт, что верующие являются гражданами Небесного Царства (Флп. 3,20), не означает, что они освобождены от обязанностей перед мирским правительством. Они должны платить подать – всевозможные налоги на прибыль, личное имущество и частную собственность. Также оброк – таможенные налоги за перевоз товара из одной страны в другую. Должны с уважением и страхом относиться к тем, кто представляет судебную власть.

И, наконец, оказывать честь представителям и должностным лицам государственных служб (даже если как личности они не вызывают уважения).

В этой связи христиане не должны принимать участия в обвинениях президента или премьер-министра. Даже в самый разгар политических выборов они не должны присоединяться к тем, кто нелестно отзывается о главе администрации. Написано: "Начальствующего в народе твоем не злословь" (Деян. 23,5).

Д. В отношении к будущему (13,8-14)

13,8 Первую часть этого стиха вкратце можно перефразировать так: "Оплачивайте свои счета вовремя". Здесь не содержится запрет на наличие каких-либо долгов. В нашем обществе существуют долги, от которых мы все равно не сможем избавиться. Практически все мы платим по ежемесячным счетам за телефон, газ, свет, воду и т.д.

Невозможно заниматься каким-либо видом бизнеса, периодически не беря определенные суммы в долг. Здесь говорится о том, чтобы мы не медлили с выплатой наших долгов.

Но в дополнение стоит сказать, что есть некоторые верные принципы, которыми в этих вопросах можно руководствоваться. Мы не должны брать в долг по пустякам. Мы не должны брать в долг, если боимся, что не сможем расплатиться. Другими словами, мы должны со всей ответственностью относиться к финансам, стремясь жить честно и помня, что должник становится рабом своего заимодавца (см. Притч. 22,7).

Единственный долг, который всегда остается в силе, – это обязанность любить. Слово agape, которое в Послании к Римлянам переведено как "любовь" (единственное исключение – Рим. 12,10), означает глубокую, самоотверженную, сверхъестественную привязанность одного человека к другому.

Эта неземная любовь не зависит от добродетелей объекта любви; эта любовь всегда незаслуженная. Она, как никакая другая любовь, распространяется не только на тех, кого хочется любить, но и на врагов.

Эта любовь проявляется в самоотдаче и зачастую в жертвенности. Бог именно так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.

Эта любовь скорее зависит от выбора, а не чувств. То что нам заповедано любить, означает, что мы можем выбирать, делать это или нет. Если бы это было не поддающимся контролю чувством, которое периодически овладевает нами, вряд ли с нас можно было бы спросить за него. Но, конечно же, здесь не отрицается и присутствие эмоций.

Эта Божественная любовь не может проявляться в необращенном человеке. Даже верующий сам не способен на это. Такая любовь возможна лишь силою живущего в нем Святого Духа. Любовь нашла свое совершенное отображение в Личности Господа Иисуса Христа. Наша любовь к Богу проявляется в соблюдении Его заповедей. Тот человек, который любит своего ближнего, исполнил закон или, по крайней мере, ту часть закона, которая относится к отношениям с людьми.

13,9 Апостол выделяет те заповеди, которые запрещают нелюбовные действия по отношению к ближнему. Это заповеди о прелюбодеянии, убийстве, воровстве, лжесвидетельстве и зависти. Любовь, в отличие от прелюбодеяния, не эксплуатирует тело другого человека. Любовь, в отличие от убийства, не лишает другого человека жизни. Любовь, в отличие от воровства, не крадет собственности другого человека. Любовь, в отличие от лжесвидетельства, не искажает правду о другом человеке. Любовь, в отличие от зависти, даже не желает обладать чужой собственностью.

Говоря о всех других заповедях, Павел мог бы еще процитировать: "Почитай отца твоего и мать твою". Но все они сводятся к одному и тому же: "Люби ближнего твоего, как самого себя".

Относись к нему с той же заботой, привязанностью и добротой, с какой относишься к себе.

13,10 Любовь никогда не пытается сделать ближнему зло. Наоборот, она способствует процветанию и славе других. Таким образом, человек, поступающий с любовью, полностью исполняет требования второй скрижали закона.

13,11 Оставшаяся часть главы посвящена теме духовного бодрствования и моральной чистоты. Время уже близко. Эпоха Благодати подходит к концу. Близкий конец требует отложить прочь сонливость и пассивность. Наше спасение сейчас так близко к нам, как никогда раньше. Спаситель грядет, чтобы забрать нас в дом Отца.

13,12 Нынешний век похож на ночь греха, которая вот-вот должна закончится. Скоро уже для верующих засияет рассвет дня вечной славы. Это значит, что мы должны отвергнуть, снять с себя нечистые одежды этого мира, то есть все, что связано с неправедностью и злом. При этом нам нужно одеться в оружия света, то есть защитное одеяние святой жизни. Составные части этого обмундирования перечислены в Ефесянам 6,14-18. Они описывают черты характера истинного христианина.

13,13 Заметьте, что главный акцент ставится на нашем личном хождении перед Богом. Поскольку мы являемся чадами дня, мы должны и вести себя как сыны света. Какое отношение имеет христианин к грязным пирушкам, пьяным скандалам, развратным оргиям, низменной невоздержанности, брани и зависти?

13,14 Самое лучшее, что мы можем сделать, это, во-первых, облечься в Господа Иисуса Христа. Это значит, что нам нужно принять Его образ жизни, жить так, как жил Он, использовать Его в качестве примера и путеводителя.

Во-вторых, мы не должны попечение о плоти превращать в похоти. Плотью называется наша старая, греховная природа. Она требует услаждения комфортом, роскошью, недозволенными сексуальными удовольствиями, пустыми развлечениями, мирскими удовольствиями, разгульным образом жизни и, конечно же, материальными благами. И мы потакаем похотям плоти, когда приобретаем то, что связано с искушениями, когда в себе облегчаем дорогу греху, когда больше заботимся о телесном, чем о духовном.

Нам ни в чем нельзя идти на поводу у плоти. Наоборот, нам нужно не давать ей возможности проявлять себя.

Именно этот отрывок Бог использовал для обращения ко Христу и чистоте очень умного, но слишком плотского Августина. Когда он дочитал до стиха 14, он сдался и отдал себя Господу. С тех пор он вошел в историю как "блаженный" и "святой".


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →