Комментарии МакДональда на послание К Римлянам 15 глава

15,1 Стихи 15,1-13 также посвящены нейтральным с моральной точки зрения вопросам, которые обсуждались в предыдущей главе. Из-за того что между обращенными из иудеев и из язычников возникали определенные проблемы, Павел призывает этих христиан к согласию в отношениях.

Сильные (то есть те, кто свободно относится к этим несущественным вопросам) не должны угождать самим себе, эгоистично отстаивая свои права. Наоборот, они должны относиться к немощным братьям с добротой и пониманием, не осуждая их за предрассудки.

15,2 Основной принцип здесь таков: живите не ради себя. Живите для того, чтобы угождать своему ближнему, назидать его. Это и есть христианский подход.

15,3 Пример в этом нам подает Сам Христос. Он жил, чтобы угождать Своему Отцу, а не Себе. Он сказал: "Злословия злословящих Тебя пали на Меня" (Пс. 68,10). Это значит, что Он настолько заботился о Божьей славе, что когда люди оскорбляли Бога, Он принимал это на Свой счет.

15,4 Эти слова из книги Псалмов напоминают о том, что Писания ВЗ были даны нам в наставление. Хотя они и не предназначались специально для нас, мы можем черпать в них бесценные уроки. Когда мы сталкиваемся с различными проблемами, конфликтами, испытаниями и трудностями, Писание учит нас стойкости и дает утешение. Вместо того, чтобы погрузиться в житейские волны, мы сохраняем надежду на то, что Господь видит нас сквозь пелену проблем.

15,5 Эта мысль побуждает Павла выразить здесь свое желание о том, чтобы Бог, дающий терпение и утешение, сделал так, что немощные и сильные христиане из иудеев и язычников будут жить в полной гармонии между собой, руководствуясь учением и примером Христа Иисуса.

15,6 И результатом будет единодушное поклонение всех святых Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа. Какая величественная картина – спасенные иудеи и спасенные язычники прославляют Господа едиными устами!

В Послании к Римлянам слово "уста" упоминается четыре раза, и в целом это представляет собой некую биографическую историю спасенного человека. Вначале его уста полны злословия и горечи (3,14). Затем, когда он предстал виновным перед Судьей, его уста закрылись (3,19). После этого он исповедует своими устами Иисуса Господом (10,9-10). И, наконец, его уста прославляют Господа (15,6).

15,7 Из всего этого вытекает еще один принцип. Несмотря на то что между нами могут постоянно возникать разногласия во второстепенных вопросах, нам следует принимать друг друга, как и Христос принял нас. Именно на этом и должно основываться единство в поместной церкви. Мы принимаем кого-либо не из-за его конфессиональной принадлежности, духовной зрелости или социального положения, а потому что Христос принял его, и этим мы воздаем славу Богу.

15,8 В следующих шести стихах апостол напоминает нам, что служение Иисуса Христа распространялось и на иудеев, и на язычников. Практическое значение этого стиха для нас заключается в том, что наши сердца должны быть достаточно велики, чтобы вместить и тех, и других. Конечно же, Христос служил, в первую очередь, обрезанным, то есть иудеям. Бог неоднократно говорил, что пошлет Мессию к Своему народу, и приход Христаподтверждает истинность обещанного.

15,9 Но Христос принес благословение также и язычникам. Господь предназначил Благую Весть всем народам, чтобы все поверившие славили Бога за Его милость. Иудеи не должны были удивляться, так как Писание неоднократно предсказывает это. Например, в Псалме 17,50 Давид предвидит тот день, когда Мессия воспоет песнь хвалы Богу среди собрания верующих из разных народов.

15,10 Во Второзаконии (32,43) описаны язычники, радующиеся спасению вместе с израильским народом.

15,11 В Псалме 116,1 мы читаем, как Израиль призывает язычников вместе с ним хвалить и прославлять Господа в Тысячелетнем Царстве Мессии.

15,12 Также и Исаия свидетельствует о распространении господства Мессии на язычников (Ис. 11:1,10). Здесь конкретно сказано о том, что язычники также будут причастниками благословений Мессии и Его Благой Вести.

Господь Иисус является корнем Иессеевым, так как Он – Творец Иессея, а не его потомок (что, кстати, тоже верно). В Откровении (22,16) Иисус называет Себя корнем и потомком Давида. С точки зрения Его Божественной природы Он был Творцом Давида, а по человеческому происхождению – его потомком.

15,13 Павел заканчивает этот раздел прекрасным благословением, моля Бога, дающего надежду по благодати, исполнить святых всей радостью и миром, как верующих в Него. Возможно, мысленно он обращался к верующим из язычников, но эта молитва подходит всем. И, конечно же, те, которые обогатились надеждою через силу Святого Духа, не имеют нужды и времени ссориться по пустякам. Общая надежда служит мощной объединяющей силой в нашей христианской жизни.

Ж. В планах Павла (15,14-33)

15,14 Во второй половине главы 15 Павел обосновывает причины написания им Послания к Римлянам и рассказывает о своем желании посетить Рим. Хотя он никогда до этого не встречался с римскими христианами, он уверен, что они с радостью примут его назидания. Эта уверенность основана на том, что Павел знал об их благости. К тому же он не сомневался в их познаниях в христианском учении, достаточных для того, чтобы уметь наставлять других.

15,15 Несмотря на свою уверенность в их духовном росте и на то, что он не был даже знаком с римской церковью, Павел считает уместным напомнить римлянам об их привилегиях и обязанностях. Искренность его письма основана на данной ему от Бога благодати, то есть благодати, сделавшей его апостолом.

15,16 Он был избран Богом как священнослужитель Иисуса Христа у язычников. В своем священнодействии благовествования он видел именно служение священника, исполняя которое он приводил к Богу спасенных язычников как благоприятное приношение: ведь они и в самом деле через возрождение были отделены Духом Святым для Бога.

Дж. Кемпбел Морган торжественно восклицает:

"Что за чудный свет сопутствует нам в нашем евангелизационном или пасторском служении! Каждую душу, спасаемую нашей проповедью, мы не только приводим к источнику мира и безопасности, мы приносим ее Богу, и этот дар угоден Ему; именно таких приношений Он ждет от нас. Каждая душа, которая тщательно научена слову о Христе и, таким образом, становится подобной Ему, благоприятна Отцу. Итак, мы трудимся не только ради спасения людей, но и для удовлетворения Бога. Понимание этого является мощной движущей силой". (Morgan, Searchlights, p. 337.)

15,17 Создается впечатление, что Павел хвалится, но прославляет он не себя, а Иисуса Христа. Все его свершения были сделаны не его усилиями, но Богом через него. Смиренный слуга Христа не станет хвалиться собой, так как понимает, что является лишь тем средством, которое Бог использует для достижения Своих целей. Любое искушение гордостью пресекается сознанием того, что сам по себе ты ничего не значишь и все, что у тебя есть, не твое, а лишь дано тебе, и сам ты ничего не способен сделать для Иисуса Христа кроме того, что делает Святой Дух.

15,18 Павел не осмелился делать выводы о том, что Христос совершил через служение других. Он может только судить о том, как Господь использовал его для покорения язычников послушанию и вере и через слова, и через дела, то есть через проповедь и чудеса.

15,19 Господь подтверждал слова апостола знамениями, которые учили людей духовным истинам и вызывали изумление, и различными проявлениями силы Святого Духа. В результате Павел распространил благовествование от Иерусалима до Иллирика (север Македонии, на берегу Адриатического моря). Слова "от Иерусалима... до Иллирика" описывают географию, а не хронологию его служения.

15,20 Выбирая этот маршрут, Павел старался проповедовать Евангелие на еще неохваченных благовестием землях. Его слушателями в основном были язычники, никогда прежде не слышавшие о Христе. Он не строил на чьем-то чужом основании. Но вовсе не обязательно всем служителям Христовым подражать примеру Павла в его первопроходческой деятельности. Многие призваны к тому, чтобы, например, обучать уже созданные церкви.

15,21 Такая работа среди язычников стала исполнением пророчества Исаии (52,15) о том, что язычники, никогда не знавшие Бога, увидят и не слышавшие Благой Вести узнают и обратятся к Богу с верой.

15,22-23 Конечно же, стремясь обрабатывать "целинные земли", Павел был просто не в состоянии добраться до Рима. Ныне же основание уже было заложено по всем землям, описанным в стихе 19, и на нем теперь могли строить другие. Наконец-то Павел был свободен, чтобы исполнить свою давнюю мечту – посетить Рим.

15,24 Павел планировал остановиться в Риме по пути в Испанию. Поэтому он не мог провести там достаточно времени, чтобы насладиться общением с ними так, как он хотел бы, но надеялся, что хотя бы отчасти его желание исполнится. Павел был уверен, что они снабдят его всем необходимым для поездки в Испанию.

15,25 Однако в ближайшее время он собирался идти в Иерусалим, чтобы доставить нуждающимся святым в Иудее средства, собранные в церквах языческих стран. Об этом денежном сборе мы читаем в 1 Коринфянам (16,1) и 2 Коринфянам (8 и 9).

15,26-27 Верующие Македонии и Ахаии с радостью приняли участие в сборе средств для бедных христиан. Хотя сбор был абсолютно добровольным, подразумевалось, что все примут в нем активное участие. В конце концов, они были в долгу перед иудейскими верующими, так как именно те принесли им Благую Весть. Поэтому надежда иудейских братьев на материальную помощь была вполне оправданной.

15,28-29 Сразу же после того как Павел исполнит эту миссию, доставив деньги к месту назначения, он направится в Испанию и по пути посетит Рим. Павел не сомневался, что визит в Рим будет сопровождаться полным благословением благовествования Христова, которое Бог обильно изливает через проповедь Его слова в силе Святого Духа.

15,30 В завершение этого раздела своего Послания апостол горячо призывает римлян молиться о нем. Он основывает это единство в молитве на Господе нашем Иисусе Христе и на той любви, которая исходит от Святого Духа. Он умоляет их прилагать все усилия в молитвах за него. Как писал Ленски, "этот призыв к молитве побуждает вложить в нее все сердце и всю душу, так же как полностью выкладываются состязающиеся спортсмены". (Lenski, Romans, p. 895.)

15,31 Павел перечисляет четыре конкретные молитвенные нужды. Во-первых, он просит молиться о том, чтобы ему избавиться от фанатично противостоящих Евангелию иудейских зилотов, каким раньше был и сам Павел.

Во-вторых, Павел призывает римлян молиться о том, чтобы иудейские святые могли милостиво принять эти собранные средства, так как в те времена еще сохранялись сильные предубеждения против обращенных язычников и против тех, кто проповедует у них. Была немалая вероятность того, что многие не захотят принимать "подачки" язычников. Зачастую принять бывает намного труднее и требует больше милости от человека, чем дать.

15,32 Третья нужда Павла – чтобы Господь нашел способ сделать его визит в Рим радостным и спокойным. Слова "если Богу угодно" отражают желание Павла во всем следовать воле Господа.

И последнее: он хочет найти в Риме успокоение и отдых в своем тяжелом и утомительном служении.

15,33 Завершается эта глава молитвой Павла о том, чтобы Бог, источник мира, пребывал с ними. В главе 15 Павел называл Бога Богом терпения и утешения (ст. 5), Богом надежды (ст. 13) и Богом мира. Он – источник всего доброго, всего, что необходимо бедному грешнику для этой жизни и жизни вечной. Аминь.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →