Комментарии МакДональда на 1-е послание Коринфянам 2 глава

2,1 Теперь апостол напоминает святым о своем служении среди них, о том, что он старался прославить Бога, а не себя. Он пришел к ним, возвещая свидетельство Божье не в превосходстве слова или мудрости. Он не пытался проявить себя как оратор или философ. Это доказывает, что апостол Павел понимал различие между служением душевным и служением духовным. Под душевным мы понимаем такое служение, которое веселит, развлекает или вообще обращается к человеческим эмоциям. Духовное служение, напротив, представляет истину Божьего Слова таким образом, чтобы прославить Христа и затронуть сердце и совесть слушателя.

2,2 Содержанием проповеди Павла был Иисус Христос, и притом распятый. Слова "Иисус Христос" указывают на Его Личность, а "притом распятый" – на Его дело. Личность и дело Господа Иисуса составляют сущность христианского благовествования.

2,3 Далее Павел подчеркивает, что его личное поведение не было впечатляющим или привлекательным. Он был у коринфян в немощи, в страхе и в великом трепете. Сокровище Евангелия содержалось в земном сосуде, чтобы превосходство силы принадлежало Богу, а не Павлу. Он был примером того, как Бог пользуется слабыми, чтобы поражать могущественных.

2,4 И слово Павла, и его проповедь были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы. Некоторые предполагают, что под словом подразумевается то, о чем говорил Павел, а под проповедью – то, как он говорил, его манера преподносить материал. Другие определяют слово как свидетельство отдельным людям, а проповедь – как обращение к группе людей. Согласно критериям этого мира, апостол никогда бы не победил в ораторском состязании. Несмотря на это, Дух Божий использовал его проповедь, чтобы люди могли осознать свою греховность и обратиться к Богу.

2,5 Павел знал, как опасно, если его слушатели заинтересуются им самим или его личностью, а не живым Господом. Сознавая собственную неспособность благословлять или спасать, он решил, что будет направлять людей к тому, чтобы они доверяли одному только Богу, а не мудрости человеческой. Все провозглашающие Благую Весть, или Слово Божье, должны сделать это своей постоянной целью.

2,6 Прежде всего, мудрость Евангелия Божественна по происхождению (ст. 6-7). Мудрость же мы проповедуем между совершенными, или зрелыми. Но это мудрость не века сего, и она не является мудростью в глазах властей века сего. Их мудрость так же бренна, как и они сами, она рождается на один краткий день.

2,7 Проповедуем премудрость Божью, тайную. Тайна здесь – новозаветная истина, прежде сокрытая, а теперь явленная верующим апостолами и пророками на заре христианства. Эта тайна – премудрость сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей. Тайна Евангелия включает в себя такие удивительные истины, как та, что теперь иудеи и язычники едины во Христе; что Господь Иисус придет и заберет к Себе домой ожидающих Его, чтобы и они были с Ним; что не все верующие умрут, но все изменятся.

2,8 "Власти века сего" может относиться к поднебесным демоническим духовным существам или к тем людям, которые исполняют их волю на земле. Они не познали скрытой мудрости Божьей (Христа на кресте) и не поняли, что убийство святого Сына Божьего приведет к уничтожению их самих. Если бы они познали Божьи пути, то не распяли бы Господа славы.

2,9 В стихах 9-16 описан процесс откровения, богодухновенности и просвещения. В них говорится о том, как Святой Дух открыл эти замечательные истины апостолам, как они, вдохновленные Святым Духом, в свою очередь, передали их нам и как мы понимаем их, когда просвещены Святым Духом. Приведенная в стихе 9 цитата из Исаии (64,4) представляет собой пророчество о том, что Бог сокрыл удивительные истины, которые нельзя постичь естественными чувствами, но которые Он откроет в должное время любящим Его. Здесь перечислены три орудия познания мира (глаз, ухо и сердце, или ум), но их недостаточно для того, чтобы принять Божественные истины, потому что для этого нужен Дух Божий.

Этот стих часто относят к славе на небесах, и, однажды восприняв его в таком истолковании, нам трудно отказаться от него и принять другую точку зрения. Но в действительности Павел говорит здесь о тех истинах, которые впервые открываются в НЗ. Люди никогда не смогли бы прийти к ним путем научных исследований или философского поиска. Человеческий разум, предоставленный самому себе, никогда не раскрыл бы чудесных тайн, которые стали известны на заре евангельской эры. Человеческие рассуждения совершенно не пригодны для того, чтобы обнаружить истину Божью.

2,10 Утверждение, что нам Бог открыл это Духом Своим, еще раз доказывает, что стих 9 не имеет отношения к небесам. Другими словами, истины, предсказанные в ВЗ, были открыты Апостолам в новозаветную эпоху. "Нам" относится к людям, писавшим НЗ. апостолы и пророки были просвещены Духом Божьим, потому что Дух все проницает, и глубины Божьи. Другими словами, Дух Божий, одна из Личностей Троицы, бесконечно премудр, понимает все истины Божьи и способен передать их другим.

2,11 Даже в человеческих делах никто, кроме самого человека, не знает, о чем он думает. Никто не может узнать этого, пока человек сам не захочет это открыть. И даже тогда понять человека можно, только имея дух человеческий. Животное не может полностью понять наши мысли. Так и с Богом. Единственный, Кто может понять Божье, – Дух Божий.

2,12 "Мы" в стихе 12 относится к людям, писавшим НЗ, хотя это справедливо по отношению ко всем авторам Библии. Поскольку апостолы и пророки получили Духа Святого, Он мог делиться с ними сокровенными истинами Божьими. Вот что имеет в виду апостол, когда говорит в этом стихе: "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога". Без Духа от Бога апостолы никогда не узнали бы Божественных истин, о которых говорит Павел и которые сохранились для нас в НЗ.

2,13 Описав процесс откровения, через который авторы Священного Писания получили от Бога истину, Павел переходит к описанию процесса богодухновенности, благодаря которому истина стала нашим достоянием. Стих 13 – один из самых сильных стихов в Слове Божьем, говорящих о дословной богодухновенности. Апостол Павел ясно утверждает, что, передавая нам эти истины, апостолы использовали не самостоятельно избранные слова, не слова, продиктованные человеческой мудростью. Они говорили те слова, которым их научил Святой Дух.

И поэтому мы верим, что подлинные слова Писания в оригинальных рукописях – это слова Бога (и что Библия в своей нынешней форме полностью заслуживает доверия).

Здесь раздаются протестующие крики, потому что для некоторых людей сказанное нами означает механическую диктовку, как если бы Бог не позволял писавшим пользоваться их собственным стилем. Однако мы знаем, что, например, стиль Павла значительно отличается от стиля Луки. Как же тогда примирить дословное вдохновление с очевидным индивидуальным стилем писавших? Каким-то непонятным нам образом Бог изрек именно эти слова Писания, но придал им форму индивидуального стиля писавших, позволяя их человеческой личности стать частью Его совершенного Слова. Выражение "соображая духовное с духовным" можно объяснить по-разному. Оно может означать: 1) обучение духовным истинам словами, которые даны Духом; 2) сообщение духовных истин духовным людям; 3) сравнение духовных истин одной части Библии с истинами в другой. Мы считаем, что первое объяснение более всего соответствует контексту. Павел говорит, что богодухновенность включает в себя передачу Божественной истины теми словами, которые специально выбраны для этого Святым Духом. Таким образом, мы можем перефразировать это выражение так: "излагая духовные истины духовными словами".

Иногда возражают, что в этом отрывке не может говориться о духновенности, поскольку Павел говорит "мы возвещаем", а не "мы пишем". (В переводе "Благая Весть от Бога" – "мы говорим".) Но нередко глагол "говорить" используется применительно к вдохновленному письму (напр., Ин. 12,39.41; Деян. 28,25; 2 Пет. 1,21).

2,14 Евангелие не только Божественно в своем откровении и Божественно в своей вдохновенности. Теперь мы узнаeм, что его можно принять только властью Духа Божьего. Без помощи извне душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это за безумие. Он не может понять Божественные истины, потому что их можно понять только духовно.

Венс Хавнер дает интересный совет:

"Мудрый христианин не тратит времени зря, пытаясь объяснить Божий план невозрожденному человеку; это все равно что метать бисер перед свиньями. Он мог бы с тем же успехом попытаться описать закат слепому или обсуждать вопросы ядерной физики с памятником в городском саду. Душевный человек не может этого воспринять. Пытаться ловить удочкой солнечные лучи можно с тем же успехом, что и пробуждать понимание Божьего откровения без помощи Святого Духа. Пока человек не родится от Духа и не научится от Него, все это ему абсолютно чуждо. Не поможет ему, даже если он к. ф. н. (кандидат философских наук), потому что в данной области это может значить: "Какой-то феноменальный неудачник!" (Vance Havner, более полных данных нет.)

2,15 С другой стороны, человек, просвещенный Духом Божьим, может видеть эти чудесные истины, даже если необращенные не могут судить о нем правильно. Он может быть плотником, водопроводчиком или рыбаком, но при этом он способный студент, изучающий Священное Писание. "Контролируемый Духом христианин исследует, вникает, тщательно изучает Библию и приходит к тому, что начинает ценить и понимать ее содержание" ("Расширенный перевод" Кеннета С. Вуэста). Для мира он представляет загадку. Возможно, он никогда не учился в колледже или семинарии и все же может понять глубокие тайны Слова Божьего и, может быть, даже научить им других.

2,16 Здесь апостол вместе с Исаией задает риторический вопрос: "Кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?" Задать этот вопрос – значит ответить на него. Бога нельзя познать мудростью или силой человеческой. Его можно познать только тогда, когда Он Сам позволит познать Себя. Однако те, кто имеет ум Христов, способны понять глубокие истины Божьи. Напомним еще раз: во-первых, существует откровение (ст. 9-12). Это означает, что Бог Святым Духом открыл людям дотоле неизвестные им истины. Истины эти сверхъестественным образом явил Дух Божий. Во-вторых, есть богодухновенность (ст. 13). Передавая эти истины другим, апостолы (и все другие авторы Библии) использовали именно те слова, которым их научил Святой Дух.

И, наконец, есть просвещение (ст. 14-16). Эти истины должны быть чудесным образом явлены и чудесным образом через вдохновенность переданы людям. Но это не все; понять их можно тоже только с помощью сверхъестественной силы Святого Духа.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →