Комментарии МакДональда на 1-е послание Коринфянам 3 глава

3,1 Когда Павел посетил Коринф в первый раз, он питал верующих простейшим "словесным молоком", ибо они были слабы и юны в вере. Их учили соответственно их состоянию. Они не могли воспринять глубоко духовные поучения, потому что стали верующими недавно. Они были только младенцами во Христе.

3,2 Павел научил их простейшим истинам о Христе, что он и называет молоком. Они были еще незрелы и потому неспособны принимать твердую пищу. Так же и Господь Иисус говорил Своим ученикам: "Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить" (Ин. 16,12). Прискорбно, что коринфяне еще недостаточно выросли, чтобы воспринять от апостола более глубокие истины.

3,3 Верующие все еще находились в плотском состоянии. Об этом свидетельствует тот факт, что между ними были зависть и споры. Такое поведение характерно для людей мира сего, но не для тех, кто водим Духом Божьим.

3,4 Создавая группировки вокруг человеческих авторитетов, таких как Павел или Аполлос, они вели себя чисто по-человечески. Вот что имеет в виду Павел, говоря: "...то не плотские ли вы?"

До сих пор Павел показывал, сколь безрассудно возвеличивать людей, если принимать во внимание истинную природу Благой Вести. Сейчас он обращается к теме христианского служения и с этой точки зрения показывает, что возвеличивать религиозных лидеров и создавать вокруг них группировки – глупо.

3,5 Аполлос и Павел были служителями, через которых коринфяне пришли к вере в Господа Иисуса. Они были сотрудниками, а не главами соперничающих школ. Как неблагоразумно в таком случае поступали коринфяне, возводя слуг в ранг господ. Айэнсайд оригинально комментирует это: "Представьте себе дом, разделившийся на партии из-за слуг!"

3,6 Используя пример из области земледелия, Павел показывает, что слуга, в конечном счете, очень ограничен в действиях. Павел мог насадить, Аполлос мог поливать, но только Бог мог возрастить. Так и сегодня некоторые из нас могут проповедовать слово, все могут молиться за неспасенных друзей и родственников, но настоящую работу по спасению производит только Господь.

3,7 Если смотреть с этой точки зрения, легко заметить, что и насаждающий, и поливающий на самом деле не столь важны. В них самих нет силы произвести жизнь. Зачем же тогда давать место зависти и соперничеству среди христианских работников? Каждый должен исполнять порученную ему работу и радоваться, когда Господь изливает Свои благословения.

3,8 Насаждающий же и поливающий суть одно в том смысле, что у обоих одна и та же цель. Между ними не должно быть ревности. Когда речь идет о служении, они на одном уровне. В грядущий день каждый получит свою награду по своему труду. День этот наступит перед судилищем Христовым.

3,9 Все ответственны перед Богом. Его служители – соработники, вместе трудящиеся на Божьей вспаханной ниве, или, говоря иначе, вместе трудящиеся над Божьим строением. Эрдман передает эту мысль так: "Мы все соработники, принадлежащие Богу и работающие друг с другом". (Charles R. Erdman, The First Epistle of Paul to the Corinthians, p. 40.)

3,10 Развивая мысль о строении, апостол прежде всего признает, что все, чего он смог достичь, совершилось по благодати от Бога. Под этим он подразумевает незаслуженную, данную ему от Бога способность исполнять апостольское служение. Затем он описывает свое участие в созидании церкви в Коринфе: "Я... как мудрый строитель, положил основание..." Он пришел в Коринф с проповедью о Христе, и притом распятом. Души спаслись, и образовалась поместная церковь. Затем он добавляет: "...а другой строит на нем". Под этим он, безусловно, подразумевает других учителей, которые посещали Коринф после него и строили на основании, которое уже было заложено. Однако апостол предупреждает: "...но каждый смотри, как строит". Он имеет в виду, что совершать учительское служение в поместной церкви – большая ответственность. Некоторые принесли в Коринф доктрины, приведшие к разделению, и учения, противоречащие Слову Божьему. Без сомнения, записывая эти слова, Павел думал о таких учителях.

3,11 Зданию нужен только один фундамент. Единожды заложив его, не нужно делать это снова. Апостол Павел заложил основание церкви в Коринфе. Это основание – Иисус Христос, Его Личность и дело.

3,12 Последующие учения могут иметь различную ценность для поместной церкви. Некоторые из них обладают непреходящей ценностью и могут быть уподоблены золоту, серебру или драгоценным камням. Здесь под драгоценными камнями, вероятно, подразумеваются не алмазы, рубины или другие ювелирные камни, а, скорее, гранит, мрамор или алебастр, которые использовались при постройке дорогих храмов. С другой стороны, ценность некоторых учений для поместной церкви могла быть преходящей или вообще никакой. Такое учение уподобляется дереву, сену и соломе. В общем смысле это место Писания часто применяется к жизни всех верующих христиан. Действительно, все мы ежедневно строим, а результат нашей работы проявится в оный день. Однако человек, внимательно изучающий Библию, заметит, что этот отрывок относится, скорее, не ко всем верующим, а к проповедникам и учителям.

3,13 В грядущий день каждого дело обнаружится. День означает судилище Христово, на котором будет оценено все служение для Господа. Процесс оценки уподоблен действию огня. Служение, принесшее славу Богу и благословение людям, не сгорит в огне, как не сгорят золото, серебро и драгоценные камни. Напротив, то, что вызвало смуту среди детей Божьих или было неспособно научить их, будет поглощено огнем. Огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

3,14 Труд в Церкви может быть трех видов. В стихе 14 говорится о первом – служении, которое принесло пользу. В таком случае дело жизни служителя устоит перед судилищем Христовым, и работник получит награду.

3,15 Второй вид труда – работа бесполезная. В этом случае служитель потерпит урон, хотя сам спасется, но так, как бы из огня. Е. В. Роджерс указывает: "Урон не означает конфискацию однажды находившегося во владении". (E. W. Rogers, Concerning the Future, p.77.) Из этого стиха должно быть ясно, что на судилище Христовом не рассматривается греховность верующего и наказание за нее. Наказание за грехи верующего понес Господь Иисус Христос на кресте Голгофы, и это дело было улажено раз и навсегда. Поэтому на судилище Христовом вопрос о спасении верующего не стоит; скорее, стоит вопрос о его служении.

Не сумев отличить спасения от награды, Римско-католическая церковь стала использовать этот стих для того, чтобы обосновать учение о чистилище. Однако тщательное изучение стиха не обнаруживает и намека на чистилище. Здесь не подразумевается, что огонь очищает характер человека. Огонь, скорее, испытывает дело человека или его служение, каково оно. Человек спасается, несмотря на то что дела его уничтожены огнем.

В связи с этим стихом возникает интересная мысль: иногда огню уподобляется Слово Божье (см. Ис. 5,24 и Иер. 23,29). То же Слово Божье, которое испытает наше служение на судилище Христовом, доступно нам сейчас. Если мы строим согласно учению Библии, то наше дело выдержит проверку в день грядущий.

3,16 Павел напоминает верующим, что они – храм (греч. – "внутренняя святыня" или "святилище") Божий, и Дух Божий живет в них. Верно, что каждый верующий – это тоже храм Божий, в котором обитает Святой Дух, но здесь проводится другая мысль. Апостол смотрит на Церковь как на коллектив и хочет, чтобы они осознавали святое достоинство такого призвания.

3,17 Третий вид деятельности в поместной церкви можно назвать разрушительным. По-видимому, в коринфскую церковь приходили лжеучителя, наставления которых больше тяготели ко греху, чем к святости. Они не считали серьезной проблемой то, что таким образом производили беспорядки в храме Божьем, и потому Павел обрушивается на них с серьезным предупреждением: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог". В данном случае это означает, что если какой-либо человек придет в поместную церковь и будет вредить ее свидетельству, его покарает Бог. Здесь говорится о лжеучителях, которые в действительности не верят в Господа Иисуса. На серьезность такого проступка указывают заключительные слова стиха 17: "...ибо храм Божий свят; а этот храм – вы".

3,18 В христианском служении, как и в христианской жизни вообще, всегда есть опасность самообмана. Возможно, учителя, приходящие в Коринф, принимали вид людей чрезвычайно мудрых. Всякий, имеющий высокое мнение о собственной мирской мудрости, должен понять, что нужно стать глупцом в глазах мира, чтобы быть мудрым в глазах Бога.

Хорошо перефразировал это место Годет:

"Если какой-либо человек – неважно, коринфянин или кто-то другой, – проповедуя Евангелие в вашем собрании,, присваивает себе роль мудреца или репутацию глубокого мыслителя, дайте ему убедиться в том, что он не приобретет истинной мудрости, пока в его жизни не наступит переломный момент, когда исчезнет его собственная, переполняющая его мудрость, и только после этого он обретет мудрость свыше". (Frederic L. Godet, Commentary on First Corinthians, p. 195.)

3,19 Мудрость мира сего есть безумие перед Богом. Человек в своих поисках никогда не найдет Бога, а человеческая мудрость никогда не придумала бы такого плана спасения, согласно которому Бог стал бы Человеком, чтобы умереть за виновных, мерзких, мятежных грешников. Цитируя Иова (5,13), стих 19 показывает, что Бог восторжествует над предполагаемой человеческой мудростью, чтобы достичь собственных целей. Человек, со всей его ученостью, не сможет расстроить планы Господа; вместо этого Бог часто показывает людям, что, несмотря на свою житейскую мудрость, они крайне слабы и бессильны.

3,20 Приведенный здесь стих 11 из Псалма 93 подчеркивает, что Господь знает все рассуждения мудрецов мира сего и знает также, что они суетны, пусты и бесплодны. Почему же Павел прилагает столько усилий, чтобы развенчать житейскую мудрость? По той простой причине, что она была в большом почете у коринфян. Они следовали за теми вождями, которые, по их мнению, особенно отличались такой мудростью.

3,21 Учитывая все вышесказанное, никто не должен хвалиться человеками. Даже когда речь идет об истинных служителях Божьих, мы должны не хвалиться тем, что принадлежим им, а, скорее, осознавать, что они принадлежат нам. Все ваше.

3,22 Кто-то назвал данный стих "описью владений чада Божьего". Нам принадлежат христианские работники – евангелист ли это Павел, учитель ли Аполлос или пастор Кифа. Поскольку все они принадлежат нам, с нашей стороны глупо утверждать, что мы принадлежим кому-то одному из них. Далее, мир также наш. Как сонаследники Христа, однажды мы вступим во владение им, но и сейчас он наш по Божественному обетованию. Те, кто управляет им, не осознают, что делают это для нас. Жизнь – наша. Под этим мы подразумеваем не простое существование на земле, а жизнь в ее самом истинном и полном смысле.

Смерть тоже наша. Для нас она больше не ужасный враг, повергающий душу в темную неизвестность; теперь она – посланец Божий, уносящий душу на небеса. Настоящее и будущее – все тоже наше. Верно сказано, что все служит человеку, который служит Христу.

А. Т. Робертсон сказал однажды: "Звезды, следующие своим курсом, – и те на стороне человека, который стал партнером Бога в спасении мира".

3,23 Все христиане принадлежат Христу. Некоторые коринфяне утверждали, что, в отличие от всех остальных, только они принадлежат Ему. Они составляли "партию Христа". Но Павел опровергает подобные утверждения. Мы все Христовы, а Христос – Божий. Таким образом, указывая святым на их истинное и подобающее им достоинство, Павел ясно показывает, насколько глупо создавать в Церкви группировки и производить разделения.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →