Комментарии МакДональда на 1-е послание Коринфянам 6 глава

В. Тяжбы между верующими (6,1-11)

Первые одиннадцать стихов главы 6 говорят о тяжбах между верующими. До Павла дошло известие о том, что некоторые христиане собирались подать на своих братьев-верующих в суд, обратившись к судьям мира сего. Поэтому он дает наставления, имеющие для Церкви непреходящую ценность. Обратите внимание на повторение слов "разве не знаете" (ст. 2, 3, 9, 15, 16, 19).

6,1 Вступительный вопрос выражает потрясение и изумление тем, что ктото из верующих мог допустить мысль о привлечении брата к суду у нечестивых, то есть у неверующих судей или должностных лиц. Павел считает, что те, кому ведома истинная праведность, проявили бы непоследовательность, представ перед людьми, праведностью не отличающимися. Представьте себе христиан, ищущих справедливости у тех, кто ничего не может дать!

6,2 Другое бросающееся в глаза проявление непоследовательности – то, что люди, которые однажды будут судить мир, неспособны рассудить несущественные дела между собой. Писание учит, что верующие вместе с Христом будут царствовать над землей, когда Он вернется в силе и славе, и дела, подлежащие суду, будут отданы Ему. Если христиане будут судить мир, неужели они не могут уладить свои мелкие распри, возникающие среди них сейчас?

6,3 Павел напоминает коринфянам, что они будут судить ангелов. Поражает то, как апостол вводит в текст такое важное утверждение. Безо всяких фанфар и дифирамбов он говорит о том потрясающем факте, что христиане однажды будут судить ангелов. Мы знаем из Послания Иуды (стих 6), и 2-го Послания Петра (2,4.9), что ангелы будут судимы. Мы знаем также, что судить их будет Христос (Ин. 5,22). О нас можно сказать, что в грядущий день мы будем судить ангелов благодаря тому, что находимся в союзе с Христом. Если мы достаточно компетентны, чтобы судить ангелов, то мы должны быть способны разобраться в повседневных житейских проблемах, встающих перед нами.

6,4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в церкви. Во многих переводах это предложение звучит утвердительно, но лучше понимать его как вопрос. Павел спрашивает, выносят ли христиане свои конфликты на суд мирских людей. Поместная церковь не должна высоко ценить неверующих судей или отводить им почетные места. Их, конечно, уважают за ту работу, которую они делают в мире, но дела, касающиеся церкви, выходят за пределы их компетенции. Таким образом, Павел спрашивает коринфян: "Когда между вами возникают споры, требующие беспристрастного суда третьей стороны, уходите ли вы из Церкви, отдаете ли себя на суд людям, за которыми Церковь не признает духовной проницательности?"

6,5 Павел говорит это, чтобы заставить их устыдиться. Неужели правда, что в общине, которая хвалилась своей мудростью и обилием духовных даров у своих членов, нет ни одного разумного, кто уладил бы ссоры между братьями своими?

6,6 По-видимому, ни одного разумного не нашлось, поскольку братхристианин собирался судиться со своим братом во Христе, вынося внутренние дела на суд неверующего мира. Воистину прискорбная ситуация!

6,7 Выражение "и то уже весьма унизительно для вас" показывает, что в данном случае они были абсолютно неправы. Им не следует даже допускать мысль о преследовании друг друга по суду. Но, возможно, один из христиан мог здесь возразить: "Павел, ты не понимаешь, брат такой-то обманул меня в деловой сделке". Павел отвечает: "Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?" Такое отношение было бы истинно христианским. Гораздо лучше терпеть зло, чем творить его.

6,8 Но не такой была позиция коринфян. Вместо того чтобы терпеливо принимать зло и обман, они сами обижали других и даже собственных братьев во Христе.

6,9 Неужели они забыли, что неправедные Царства Божьего не наследуют? Если забыли, то он напомнит им перечень грешников, которые не войдут в Царство Божье. Он не имеет здесь в виду, что христиане, совершающие эти грехи, – погибшие, скорее, он говорит, что люди, совершающие такие грехи, – не христиане. (Некоторые считают, что есть различие между вхождением в Царство и наследованием Царства. Они допускают, что верующий может не победить главный грех в своей жизни и все же спастись. Он "войдет" в Царство, но получит в нем малое наследство (награду) или не получит его вообще. Однако в этом отрывке речь идет о неправедных, т. е. невозрожденных.)

В этом перечне блудники отличаются от прелюбодеев тем, что блуд – это незаконное сожительство людей, не состоящих в браке, тогда как прелюбодеяние означает такую связь со стороны человека семейного. Как и в двух предыдущих перечнях в главе 5, снова упомянуты идолослужители. Под малакиями здесь подразумеваются сексуальные извращенцы, которые позволяют использовать свое тело, тогда как мужеложники – это те, которые сами практикуют гомосексуализм, используя других.

6,10 Павел добавляет к этому списку воров, лихоимцев, пьяниц, злоречивых и хищников. Воры – это те, кто берет им не принадлежащее. Обратите внимание на то, что грех лихоимства всегда перечисляется среди самых страшных пороков. Хотя люди могут извинять его и не принимать всерьез, Бог решительно осуждает его. Лихоимец – это человек, который страстно желает обладать имуществом, что часто приводит его к использованию незаконных средств ради получения желаемого. Пьяницами названы главным образом те, кто злоупотребляет алкоголем. Злоречивые – это люди, зло отзывающиеся о других. Хищники – это те, кто наживается на бедности или нужде других, получая непомерную прибыль.

6,11 Павел не имеет в виду, что верующие коринфяне совершали все эти грехи, но он напоминает, что это было свойственно им до уверования: такими были некоторые из вас. Но они омылись, освятились и оправдались. Они омылись от своего греха и нечистоты драгоценной Кровью Христа и постоянно омывались от всякой скверны Словом Божьим. Отделившись от мира для Бога, они освятились действием Духа Божьего. Они оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего; то есть они признаны праведными перед Богом на основании того, что Господь Иисус совершил ради них на кресте. Что Павел доказывает здесь? Эту простую мысль хорошо выразил Годет: "Перейдя через эту неизмеримую бездну посредством благодати, христианин не должен поворачивать и идти назад".

Г. Нравственная распущенность среди верующих (6,12-20)

6,12 В заключительных стихах этой главы апостол закладывает некоторые принципы суждения о том, что верно и что неверно. Первый принцип состоит в том, что законное может быть не полезным. Когда Павел говорит: "Все мне позволительно", он не подразумевает абсолютно все. Так, ему было бы непозволительно совершать грехи, упомянутые выше. Он говорит здесь только о нравственно нейтральных вещах. Например, во времена Павла был очень актуален вопрос о том, должен ли христианин есть свинину. В сущности, он не имел нравственного значения. Для Бога не имело значения, ест ли человек свинину. Павел просто говорит здесь, что определенные вещи могут быть законны, но не полезны. Это может быть что-то позволенное мне, но если бы кто-либо другой застал меня за этим занятием, его бы смутили мои действия. В таком случае для меня это совсем неподходящее занятие.

Второй принцип состоит в том, что законное может подчинять себе. Павел утверждает: "...ничто не должно обладать мною". Сегодня это непосредственно относится, например, к алкоголю, табаку или наркотикам. Они, как и многое другое, подчиняют себе человека, и христианин не должен позволять себе попадать в рабскую зависимость.

6,13 Третий принцип гласит: ценность того, что вполне законно для верующего, может быть преходяща. Павел говорит: "Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое". Это значит, что чрево человека (или желудок) устроено так, что может принимать и переваривать пищу. Более того, Бог удивительным образом создал пищу такой, что ее может принять человеческий желудок. Однако мы не должны жить ради пищи, потому что ценность ее преходяща. Ей не следует отводить неподобающее место в жизни верующего. Не живите так, будто самое важное в жизни – потворствовать своему аппетиту.

То, что тело чудесно устроено Богом для приема и усвоения пищи, не вызывает сомнений; но тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела.

Задумывая человеческое тело, Бог никогда не предназначал его для использования в низких или нечистых целях. Напротив, Он планировал использовать его для славы Господней и в благословенном служении Ему.

В этом стихе есть изумительная фраза, которую нельзя обойти вниманием. Не только тело для Господа; еще удивительнее та мысль, что и Господь для тела. Это означает, что Господь заинтересован в благополучии и правильном использовании наших тел.

Бог хочет, чтобы наши тела были предоставлены Ему в жертву живую, святую и благоугодную (Рим. 12,1). Как сказал Эрдман, "без Господа тело никогда не достигло бы своего истинного достоинства и бессмертия". (Erdman, First Corinthians, p. 63.)

6,14 Смысл того факта, что Господь для тела, более подробно объясняется в этом стихе. Бог не только воскресил из мертвых Господа, Он воскресит и нас силою Своею. Его интерес к нашему телу не заканчивается со смертью. Он собирается воскресить тело каждого верующего, уподобив его славному телу Господа Иисуса. В вечности мы не будем бесплотными духами. Нет, наш дух и душа воссоединятся с нашим прославленным телом, чтобы вечно наслаждаться славой небес.

6,15 Желая сильнее подчеркнуть необходимость сохранять личную чистоту в своей жизни и оберегать тело от нечистоты, апостол напоминает нам, что тела наши суть члены Христовы. Каждый верующий – член Тела Христова. Можно ли тогда отнять члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Задать этот вопрос – значит ответить на него, и Павел отвечает негодующим "Да не будет!".

6,16 При половом акте два тела становятся одним. Так было сказано на заре творения: "Два будут одна плоть" (Быт. 2,24). Поскольку это так, то верующий, совокупляющийся с блудницей, делает члены Христовы членами блудницы. Двое становятся одним телом.

6,17 Как двое соединяются в одно в физическом акте, так и верующий в Господа Иисуса Христа соединяется с Ним, и союз верующего со Христом становится таким, что о них можно уже сказать "один дух". Это самое совершенное слияние двух из всех возможных.

Это самый тесный союз. Поэтому Павел доказывает здесь, что соединяющийся с Господом никогда не должен допускать никакого союза, конфликтующего с этим духовным супружеством.

А. Т. Пиерсон пишет:

"Овца может уйти от стада, а ветвь можно отсечь от лозы; можно отделить от тела один из его членов, ребенка разлучить с отцом и даже жену с мужем; но когда два духа слиты в одно, что может разделить их? Ни одна внешняя связь или союз, даже брачный, не является таким полным выражением совершенного слияния двух жизней в одну". (A. T. Pierson, Knowing the Scriptures, p. 147.)

6,18 Вот почему апостол советует коринфянам бегать блуда. Они не должны допускать его, шутить с ним, изучать его, даже говорить о нем. Им надо убегать от него! Прекрасную иллюстрацию этого можно найти в Библии, в рассказе об Иосифе, когда жена Потифара искушала его согрешить (Быт. 39). Иногда безопаснее просто убежать, а не оставаться рядом с искушением и пытаться противостоять ему!

Затем Павел добавляет: "Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела". Большая часть грехов не оказывает прямого воздействия на тело, но блуд – единственный в своем роде грех в том смысле, что он оказывает на тело непосредственное воздействие: человек пожинает плоды своего греха в собственном теле. Утверждение, что всякий грех, совершаемый человеком, – вне его тела, вызывает затруднение.

Мы считаем, что слова апостола здесь относительны. Большинство грехов не воздействуют на человеческое тело, тогда как обжорство и пьянство, например, действительно разрушают его. Но даже обжорство или пьянство не оказывают на тело столь прямого, обширного и губительного воздействия, как блуд. Секс вне брака неизбежно и неудержимо произведет в виновном разрушительное действие.

6,19 И вновь Павел напоминает коринфянам, что их призвание свято и величественно. Неужели они забыли, что их тела – храм Святого Духа? В Писании содержится важная истина: в каждом верующем обитает Дух Божий.

Как мы можем даже подумать о том, чтобы тело, в котором обитает Святой Дух, использовать в греховных целях? Не только тело наше – храм Духа Святого, но и мы не свои. Мы не имеем права распоряжаться своим телом так, как нам заблагорассудится. В конечном счете оно принадлежит не нам, а Господу.

6,20 Мы Господни и по творению, и по искуплению. Здесь особое внимание обращается на последнее. Господне владычество над нами восходит к Голгофе. Мы куплены дорогою ценою.

Сумму, в которую оценил нас Господь Иисус, мы видим на кресте. Он посчитал нас столь ценными, что готов был заплатить за нас Своей собственной драгоценной Кровью. Как Он должен был возлюбить нас, чтобы Своим телом вознести наши грехи на крест!

Помня об этом, я не могу больше считать свое тело собственным. Если я хочу распоряжаться им по своей воле, я веду себя, как вор, берущий то, что мне не принадлежит. Нет, я должен прославлять Бога в теле своем, ибо оно принадлежит Ему.

Бейтс восклицает:

"Голова! Думай о Том, чье чело было увенчано терниями. Руки! Трудитесь для Того, чьи руки были пригвождены к кресту. Ноги! Спешите исполнить повеления Того, чьи ноги были пронзены. Тело мое! Будь храмом Того, чье тело терзали невыразимые муки". (Edward Herbert Bates, Spiritual Thoughts from the Scriptures of Truth, London: Pickering and Indlis, n.d., p. 137.)

Мы должны прославлять Бога и в душах наших, ибо и материальное, и нематериальное в человеке принадлежит Богу. (В ряде переводов упоминание "духа" ("души") отсутствует.)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →