Комментарии МакДональда на 1-е послание Коринфянам 8 глава

Б. Об идоложертвенных яствах (8,1 – 11,1)

В стихах 8,1 – 11,1 рассматривается вопрос об идоложертвенных яствах, представлявший реальную проблему для тех, кто недавно обратился ко Христу из язычества. Возможно, на какие-то праздники их могли приглашать в храм, где устраивался большой пир, на котором подавали мясо, прежде предложенное в жертву идолам. А может быть, они могли пойти на рынок за мясом и обнаружить, что мясник продает мясо, бывшее идоложертвенным. Конечно, это никак не отражается на качестве мяса, но должен ли христианин покупать его? Или, например, верующего могли пригласить в чей-то дом и угостить пищей, прежде предложенной какому-то языческому божеству. Если он знает, что дело обстоит именно так, должен ли он вкушать эту пищу? Павел отвечает на эти вопросы.

8,1 Апостол начинает с утверждения, что и он, и коринфяне имеют знание о идоложертвенных яствах. Это не та тема, в которой они совершенно невежественны. Например, все они знали, что от простого предложения кусочка мяса какому-нибудь идолу мясо никоим образом не менялось. Его запах и калорийность оставались теми же. Однако Павел прибавляет, что знание надмевает, а любовь назидает.

Под этим он подразумевает, что одного только знания недостаточно, чтобы разбираться в таких вопросах. Если бы знание было единственным применяемым принципом, это могло бы привести к гордыне. На деле в таких случаях христиане должны были применять не только знание, но и любовь. Они должны учитывать не только то, что законно для них, но и что лучше для других.

8,2-3 Вайн перефразирует стих 2 следующим образом: "Если человек воображает, что достиг полного знания, он даже еще не начал узнавать, как следует достигать знания". Без любви не может быть истинного знания. С другой стороны, кто любит Бога, тому дано знание от Него, в том смысле, что Бог одобряет его. ("Благая Весть от Бога", как и некоторые другие переводы, предлагает следующий перевод этого стиха: "Но если кто-то любит Бога, то известен он Ему".)

С одной стороны, Богу известны все, а с другой стороны, Он особенно хорошо знает верующих. Слово "известен" (или "знает") используется здесь, чтобы обозначить благосклонность или одобрение. Человек, который принимает решение, как относиться к идоложертвенным яствам, на основании любви к Богу и человеку, а не только руководствуясь чистым знанием, заслуживает Божью улыбку одобрения.

8,4 Говоря об идоложертвенном, верующие понимают, что идол – не настоящий бог, обладающий властью, знанием и любовью. Павел не отрицает существования идолов как таковых; мы знаем, что были, например, образы, которые вырезали из дерева или камня. Позднее он подтверждает, что за этими идолами стоят бесовские силы. Но здесь он подчеркивает, что богов, которых призваны изображать эти идолы, нет. Нет иного Бога, кроме Единого, то есть Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

8,5 Павел признает, что в языческой мифологии было много так называемых богов, таких как Юпитер, Юнона или Меркурий. Считалось, что некоторые из них живут на небе, а другие, такие как Церера или Нептун, – здесь, на земле. В этом смысле есть много богов и господ много, то есть много мифологических созданий, которым люди поклонялись и у которых были в рабстве.

8,6 Верующие знают, что есть один истинный Бог Отец, из Которого все, и мы для Него. Это означает, что Бог, наш Отец – Источник, или Создатель, всего и что мы были созданы для Него. Другими словами, Он – цель нашего существования. Мы знаем также, что есть один Господь, а именно Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Выражение "Которым все" описывает Господа Иисуса как Посредника или Сотрудника Божьего, тогда как выражение "и мы Им" указывает на то, что благодаря Его посредничеству мы были созданы и спасены.

Когда Павел говорит, что есть один Бог Отец и один Господь Иисус Христос, он не хочет этим сказать, что Господь Иисус Христос – не Бог. Он просто указывает на роли, исполняемые двумя Лицами Божества в творении и искуплении соответственно.

8,7 Но не все христиане, в особенности новообращенные, понимают ту свободу, которую они имеют во Христе Иисусе. В прошлом имея дело с идолослужением, привыкнув к идолам, они считают, что поклоняются идолам, когда едят мясо, бывшее идоложертвенным. Они считают, что идол реален, и поэтому совесть их, будучи немощна, оскверняется.

Слово "немощна" здесь не означает "физически или духовно слабая". Это определение относится к тем, кто слишком щепетилен в делах, не имеющих морального значения. Например, Бог не запрещает верующему есть свинину. Согласно ВЗ, эту пищу не мог есть иудей, но христианину дана совершенная свобода вкушать такую пищу. Однако иудей, обращенный в христианство, может все же колебаться в данном вопросе. Ему может казаться, что нехорошо есть на ужин жареную свинину. Таких, как он, Библия называет немощным братом. Это значит, что он не пользуется в полной мере своей христианской свободой. Фактически, пока он считает, что есть свинину нельзя, он будет грешить, если будет употреблять ее в пищу. Это и имеется в виду в выражении "совесть их, будучи немощна, оскверняется". Если моя совесть осуждает какое-то действие, а я совершаю его, я грешу. "Все, что не по вере, грех" (Рим. 14,23).

8,8 Пища сама по себе не является для Бога вопросом первостепенной важности. Воздержание от определенных видов пищи не обеспечивает нам Божьей благосклонности, также как и употребление такой пищи не делает нас лучшими христианами.

8,9 Но, хотя мы ничего не приобретаем, когда едим такую пищу, мы можем многое потерять, если, делая это, станем причиной того, что немощный христианин споткнется. Здесь и должен вступить в действие принцип любви. Христианин свободен есть мясо, которое до того приносилось в жертву идолам, но с его стороны было бы совершенно неправильно есть его, если, делая это, он может навредить немощному брату или сестре.

8,10 Опасность состоит в том, что если немощный брат увидит, что ктото делает нечто сомнительное в его глазах, он может поступить так же, хотя совесть и будет осуждать его. В этом стихе апостол осуждает присутствие за столом в капище из-за того воздействия, которое оно может оказать на других. Конечно, когда Павел говорит о человеке, сидящем за столом в капище, он имеет в виду какие-либо общественные мероприятия или большие торжества, такие как свадьба. Никогда нельзя есть в капище, если трапеза включает в себя какое-либо участие в идолослужении. В дальнейшем Павел осуждает это (10,15-26). Выражение "если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание..." означает: если кто-нибудь увидит тебя, обладающего христианской свободой в полной мере и знающего, что мясо, принесенное в жертву идолам, не является нечистым... Важный принцип здесь заключается в том, что мы должны считаться не только с тем, как воздействует такой поступок на нас самих, но, что еще важнее, и с тем, какое воздействие он окажет на других.

8,11 Человек может так гордиться своим знанием дозволенного христианину, что это станет причиной ошибки его брата во Христе. Слово "погибнет" не означает, что он лишится вечного спасения. Оно означает не утрату жизни, а утрату хорошей жизни. Свидетельство немощного брата будет ущербно, а его жизнь изменится в неблагоприятную для него сторону в смысле полезности для Бога. Слова "за которого умер Христос" указывают, что к вероятности навредить немощному брату во Христе нужно относиться весьма серьезно. Павел доказывает здесь, что если Господь Иисус Христос возлюбил этого человека настолько, что захотел умереть за него, то мы не смеем мешать его духовному прогрессу, делая что-либо, способное толкнуть его на ложный путь. Несколько кусочков мяса этого не стоят!

8,12 Дело не только в том, что мы можем согрешить против брата во Христе или ранить его немощную совесть. Таким образом мы грешим против Самого Христа. Что бы мы ни сделали меньшему из Его братьев, мы делаем это Ему. Все, что причиняет боль одному из членов Его Тела, причиняет боль и Главе. Вайн указывает, что, обсуждая эту тему, апостол подводит своих читателей к рассмотрению ее в свете искупительной смерти Христа.

Барнс говорит: "Это призыв, рожденный глубокой и нежной любовью, страданиями и предсмертными стонами Сына Божьего". (Barnes, First Corinthians, p. 147.) Грех против Христа – это, по словам Годета, "худшее из преступлений". Осознавая это, мы должны весьма внимательно рассмотреть свои поступки в свете того, как они воздействуют на других, и воздерживаться от всего, что может причинить вред брату.

8,13 Поскольку соблазнить брата – значит согрешить против Христа, Павел утверждает, что не будет есть мяса вовек, если, делая это, он соблазняет брата своего. Действие Божье, свершаемое в жизни другого человека, неизмеримо важнее нежного жаркого! Хотя сегодня для большинства христиан тема идоложертвенного не является больным вопросом, принципы, которые закладывает здесь Дух Божий, имеют непреходящую ценность. В современной христианской жизни есть многое, что, хотя и не запрещено Словом Божьим, может причинить вред немощным христианам. Даже если мы имеем право участвовать в таких делах, более важно право отказаться от него ради духовного благополучия тех, кого мы любим во Христе, наших братьевверующих.

На первый взгляд кажется, что в главе 9 обсуждается новая тема. Однако вопрос идоложертвенного рассматривается на протяжении еще двух глав.

Здесь Павел просто делает отступление, чтобы привести собственный пример самоотвержения ради блага других. Согласно принципу, выдвинутому в 8,13, он с готовностью отказывается от своего апостольского права на финансовую поддержку. Таким образом, эта глава тесно связана с главой 8.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →