Комментарии МакДональда на 1-е послание Коринфянам 16 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ (Гл. 16)

А. О сборах (16,1-4)

16,1 В первом стихе главы 16 речь идет о сборах, которые коринфская церковь должна была посылать нуждающимся святым в Иерусалим. Точная причина их бедности неизвестна. Некоторые полагают, что она была вызвана голодом (Деян. 11,28-30). Еще одной причиной, возможно, было то, что иудеев, которые исповедовали веру в Христа, их неверующие родственники, друзья и соотечественники бойкотировали и изгоняли из общества. Они, очевидно, лишались работы и подвергались бесчисленным экономическим притеснениям, целью которых было заставить их отказаться от исповедания веры в Христа. Павел уже установил в церквах галатийских, то есть дал указания по этому делу, а сейчас он призывает коринфян сделать то же, о чем просил галатийских святых.

16,2 Хотя наставления, данные в стихе 2, относятся конкретно к сборам, все же эти принципы имеют непреходящую ценность. Прежде всего, откладывать деньги нужно в первый день недели. Здесь четко указывается, что ранние христиане уже не считали соблюдение субботы, или дня седьмого, обязательным. Господь воскрес в первый день недели, день Пятидесятницы также был первым днем недели, ученики собирались вместе в первый день недели для хлебопреломления (Деян. 20,7). Сейчас они в первый день недели должны отлагать что-нибудь для святых.

Второй важный принцип состоит в том, что наставления о сборах касаются каждого. Богатые и бедные, рабы и свободные – все должны были участвовать в пожертвованиях, отдавая часть своего состояния.

Далее, это следовало делать систематически. В первый день недели они должны были отлагать у себя и сберегать какую-то сумму денег. Они откладывали эти деньги не на черный день или для какого-то конкретного случая. Дар этот следовало отделять от других денег; он предназначался для особого использования, и отдать его надо было по требованию. Даяние должно было быть соразмерным. На это указывает выражение "сколько позволит ему состояние".

Чтобы не делать сборов, когда я приду. Апостол Павел не хочет, чтобы они занимались приготовлениями в последнюю минуту. Он осознавал серьезную возможность пожертвования без должной подготовки сердца и кошелька.

16,3 Стихи 3 и 4 дают ценный совет о том, с каким вниманием следует подходить к сбору денег в христианском собрании. Во-первых, следует заметить, что деньги не надо доверять какомулибо одному человеку. Даже Павел не мог единолично принимать их. Во-вторых, обратите внимание, что апостол не назначает самовластно тех, кто должен отнести деньги. Он оставляет решение данного вопроса на усмотрение поместной общины. Когда они изберут посланников, Павел отправит их в Иерусалим.

16,4 Если решат, что апостолу тоже прилично будет отправиться в Иерусалим, то местные братья будут сопровождать его туда. Обратите внимание, что он говорит: "...то они со мною пойдут", а не "я пойду с ними".

Возможно, это намек на авторитет Павла как апостола. Некоторые комментаторы предполагают, что пойдет Павел или не пойдет, зависело от размеров дара, но нам с трудом верится, что великий апостол мог действовать исходя из такого принципа.

Б. О своих личных планах (16,5-9)

16,5 Павел излагает свои личные планы в стихах 5-9. Из Ефеса, откуда он писал это письмо, он собирался пройти через Македонию. Затем он надеялся отправиться на юг, в Коринф.

16,6-8 Апостол собирался перезимовать со святыми в Коринфе, а затем они проводили бы его туда, куда он отправится дальше. В настоящее время, по дороге в Македонию, он не увидит их, но позже хочет пробыть с ними некоторое время, если Господь позволит. Прежде чем идти в Македонию, Павел хотел пробыть в Ефесе до Пятидесятницы. Именно из стиха 8 мы узнаем, что Послание было написано в Ефесе.

16,9 Павел понимал, что в Ефесе в данный момент были все возможности для того, чтобы послужить Христу. И в то же время он осознавал, что было много противников. Какую неизменную картину христианского служения рисует перед нами этот стих: с одной стороны, нивы побелели и поспели к жатве, с другой – недремлющий враг старается помешать, разделить и противодействовать любым возможным способом!

В. Заключительные наставления и приветствия (16,10-24)

16,10 Апостол добавляет несколько слов о Тимофее. Если этот верный молодой служитель Господень придет в Коринф, они должны принять его так, чтобы он был у них безопасен, или "без страха", как говорится в некоторых рукописях. Возможно, Павел призывает их к тому, чтобы предоставили Тимофею возможность прийти к ним без опасения, что его не примут как служителя Господня. Вероятно, значение стиха именно таково, что подтверждается словами Павла: "Ибо он делает дело Господне, как и я".

16,11 Поскольку Тимофей верно служил Христу, никто не должен был пренебрегать им. Напротив, нужно искренне стараться проводить его с миром, чтобы он мог вернуться к Павлу в должное время. Апостол ждал воссоединения с Тимофеем и с братьями.

16,12 А что до брата Аполлоса, Павел очень просил его с братьями посетить Коринф. Аполлос не считал, что ныне в этом была для него воля Божья, но соглашался пойти в Коринф, когда у него будет возможность. Стих 12 ценен для нас тем, что показывает дух любви, который преобладал среди служителей Божьих. Кто-то назвал его прекрасной картиной "неревнивой любви и уважения". А еще в нем отражена та свобода, с которой каждый служитель Господень мог полагаться на Божье руководство безо всяких указаний из какого-либо другого источника. Даже сам апостол Павел не обладал властью диктовать Аполлосу, что ему делать.

В этой связи Айэнсайд замечал: "Я не хотел бы вырвать эту главу из своей Библии. Она помогает мне понять, как Бог ведет Своих рабов в их служении Ему". (Ironside, First Corinthians, p. 542.)

16,13-14 Здесь Павел дает содержательные наставления святым. Они должны постоянно бодрствовать, стоять в вере, быть мужественными, твердыми. Возможно, Павел снова думает об опасности проникновения лжеучений. Христиане должны быть всегда настороже. Они не должны уступать ни пяди жизненно важной территории. Они должны действовать с истинным мужеством. И наконец, они должны быть тверды в Господе. Во всем, что они делают, они должны проявлять любовь. Это значит посвящать жизнь Богу и другим. Это значит отдавать им себя.

16,15 Затем следуют увещевания, касающиеся семейства Стефана. Эти славные христиане были начатком Ахаии, то есть самыми первыми обращенными в Ахаие. По-видимому, после своего обращения они посвятили себя на служение святым. Они служили народу Божьему. Семейство Стефаново уже упоминалось в стихе 1,16. Там Павел напоминает, что крестил это семейство. Многие настаивают на том, что семейство Стефаново включало и младенцев, и таким образом стараются оправдать детокрещение. Однако из этого стиха довольно ясно видно, что в этом доме младенцев не было, поскольку определенно сказано, что домашние посвятили себя на служение святым.

16,16 Апостол наставляет христиан быть почтительными к тем, кто помогает в работе, и к любому трудящемуся. Мы знаем из общего учения НЗ, что те, кто отдает себя служению для Христа, должны встречать любовь и уважение всех христиан. Если бы этому правилу следовали больше, разделений и зависти было бы меньше.

16,17 Прибытие Стефана, Фортуната и Ахаика принесло Павлу сердечную радость. Они восполнили для него отсутствие коринфян. Это может означать, что они проявили доброту к апостолу, чего не делали коринфяне. Или, что более вероятно, они сделали то, чего коринфяне сделать не могли, поскольку находились далеко от Павла.

16,18 Они принесли Павлу новости из Коринфа, а также доставили новости от апостола домой, в свою общину. И вновь Павел препоручает их любви и уважению поместной церкви.

16,19 Церкви Асийские – это общины в провинции Асия (сегодня Малая Азия), столицей которой был Ефес.

Акила и Прискилла, по-видимому, жили в это время в Ефесе. Когда-то они жили в Коринфе, и поэтому коринфские святые знали их. Акила делал палатки и работал вместе с Павлом, живя этим трудом. Выражение "с домашней их церковью" дает нам представление о простоте жизни общины в это время. Для поклонения, молитвы и общения христиане собирались у себя дома. Затем они шли проповедовать Евангелие на работе, на рынке, в местной тюрьме – везде, куда вел их Господь.

16,20 Все братия общины присоединялись к любовному приветствию, посылаемому братьям-христианам в Коринф. Апостол предписывает своим читателям приветствовать друг друга святым целованием. В то время поцелуй был обычным способом приветствия, даже среди мужчин. Святое целование – это приветствие, в котором нет фальши и нечистоты. В нашем сексуально озабоченном обществе, где так часты извращения, широкое использование поцелуя как способа приветствия может стать серьезным искушением и привести к тяжелым нравственным падениям. Поэтому среди христиан в англоязычных культурах место поцелуя заняло рукопожатие. Как правило, мы не должны под предлогом культурных соображений извинять невыполнение слов Писания. Но в случае, когда буквальное подчинение может привести к греху или даже к появлению порока из-за возникших в поместной церкви условий, возможно, рукопожатие вместо поцелуя вполне оправдано.

16,21 Павел, как правило, диктовал письма одному из своих сотрудников. Однако в конце он обычно брал в руки перо, добавлял несколько слов своим почерком, а затем приписывал свое характерное приветствие. Именно это он и делает здесь.

16,22 Греческое слово "анафема" означает проклятие. Кто не любит Господа Иисуса, тот уже осужден, но приговор им будет объявлен в пришествие Господа Иисуса Христа. Христианин – это тот, кто любит Спасителя. Он любит Господа Иисуса более, чем кого-либо или что-либо в этом мире. Нелюбовь к Сыну Божьему – преступление против Самого Бога. Райл комментирует:

"Святой Павел не оставляет никакого выхода человеку, который не любит Христа. Он не оставляет никакой лазейки, никакого извинения. Человеку может недоставать ясного познания, и он все равно спасется. Он может быть несмелым и поддаться человеческому страху, как Петр. Он может ужасно пасть, подобно Давиду, и все же подняться снова. Но если человек не любит Христа, он не на пути жизни. На нем все еще лежит проклятие. Он на той широкой дороге, которая ведет к погибели". (J. C. Ryle, Holiness, p. 235.)

Маранафа – арамейское выражение, которым пользовались первые христиане, и означает оно "Господь, приди!" Если разделить это слово "маран афа", оно будет значить "Наш Господь пришел", а если "марана фа" – "наш Господь, приди!"

16,23 Благодать – любимая тема Павла. Он любил начинать и заканчивать свои послания на этой возвышенной ноте. Это одна из примет, указывающих на подлинность его авторства.

16,24 Во всем Послании мы слышали биение сердца этого верного апостола Христова. Мы слышали его, когда он наставлял, утешал, увещал и предостерегал своих детей в вере. Его любовь к ним несомненна. Когда они читали эти заключительные слова, им, наверно, было стыдно за то, что они позволили лжеучителям прийти и оспорить апостольство Павла, за то, что они отвернулись от первоначальной любви к нему.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →