Комментарии МакДональда на 2-е послание Коринфянам 1 глава

I. ПАВЕЛ ОБЪЯСНЯЕТ СЛУЖЕНИЕ (Гл. 1 – 7)

А. Приветствие (1,1-2)

1,1 С самого начала своего письма Павел представляет себя как волею Божьей апостола Иисуса Христа. Важно то, что он делает это замечание в самом начале, потому что в Коринфе были люди, поднимавшие вопрос о том, действительно ли Павел призван Господом. Он отвечает, что не избирал служения по собственной воле, не был рукоположен людьми, но послан трудиться для Христа Иисуса волею Божьей. Он был призван к апостольству по дороге в Дамаск. Этот момент в его жизни невозможно забыть, и именно осознание Божественного призвания поддерживало апостола в течение многих горьких часов. Очень часто во время служения Христу давление становилось невыносимым, и тогда он мог бы все бросить и уйти домой, если бы не уверенность в этом Божественном призвании.

Тот факт, что здесь упоминается Тимофей, не означает, что он помогал писать это письмо. Он всего лишь был вместе с Павлом, когда тот писал свое Послание. Помимо данного факта, нельзя сказать с уверенностью, где Тимофей бывал в течение этого периода.

Письмо адресовано церкви Божьей, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии. Выражение "церковь Божья" означает, что речь идет о собрании верующих, принадлежащих Богу. Это не языческое сборище, не какое-то нерелигиозное собрание людей, а сообщество рожденных свыше христиан, призванных из мира, чтобы принадлежать Богу. Несомненно, когда Павел писал эти слова, он вспоминал, как в первый раз был в Коринфе и проповедовал там Евангелие. Люди, погрязшие в идолослужении и похотях, доверились Иисусу Христу как Господу и были спасены Его чудесной благодатью. Несмотря на все трудности, возникшие позднее в коринфском собрании, сердце апостола, несомненно, радовалось при мысли о столь великих переменах, произошедших в жизни дорогих ему людей. Письмо адресовано не только коринфянам, но и всем святым по всей Ахаии. Ахаия – южная часть Греции, тогда как Македония, о которой мы тоже прочтем в этом послании, – ее северная часть.

1,2 Благодать и мир соединяются в прекрасном обращении, которое у нас уже ассоциируется с апостолом Павлом. Описывая, чего он больше всего желает Божьему народу, Павел не упоминает что-то материальное, например золото и серебро. Он слишком хорошо знает, что все это может быстро исчезнуть. Нет, он желает им духовных благословений, таких как благодать и мир, включающих в себя все блага, которые могут достаться бедному грешнику по эту сторону небес. Денни говорит: "Благодать – это первое и последнее слово Евангелия; а мир – совершенное духовное здравие – это завершенная работа Христа в душе". (James Denney, The Second Epistle to the Corinthians, p. 11.) Эти благословения исходят от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Бог Отец наш есть Источник, а Господь Иисус Христос – Посредник. Павел, не раздумывая, ставит Господа Иисуса Христа рядом с Богом Отцом, потому что как член Троицы Христос равен Отцу.

Б. Служение утешения в страданиях (1,3-11)

1,3 В стихах с 3 по 11 апостол изливает благодарность за утешение, полученное им среди страданий и скорбей. Без сомнения, утешением стали добрые вести, принесенные Титом из Македонии. Далее апостол показывает, что и его страдания, и утешение – все со временем оказывается к лучшему для верующих, которым он служит. Благодарит он Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Это полное имя Бога в НЗ. К Нему более не обращаются как к Богу Авраама, Богу Исаака и Богу Иакова. Здесь Он – Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Кстати, это имя подразумевает ту великую истину, что Господь Иисус есть и Бог, и Человек.

Бог – это Бог Господа нашего Иисуса Христа; здесь имеются в виду Его отношения с Иисусом, Сыном Человеческим. Но в то же время Бог – это Отец Господа нашего Иисуса Христа, и здесь имеются в виду Его отношения с Христом, Сыном Божьим. Кроме того, Бог описывается как Отец милосердия и Бог всякого утешения. Вся милость, все утешение исходят именно от Него.

1,4 Во всех своих бедствиях Павел знал об утешительном присутствии Бога. Здесь он приводит одну из многих причин, почему Бог его утешал. Он делал это для того, чтобы Павел, в свою очередь, мог утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих. Для нас слово "утешение" обычно означает утешение в горе. Но в НЗ это слово имеет более широкое значение. Оно относится к той поддержке и тому ободрению, которые мы получаем в нужную минуту от близкого человека. В этом стихе для всех нас содержится практический урок. Получая утешение, мы должны помнить, что нам следует стараться передать это утешение другим. Нам следует не избегать комнаты больного или дома умершего, а бежать к каждому, кто нуждается в нашей поддержке. Нас утешают для того, чтобы мы стали не утешенными, а утешителями.

1,5 Павел может утешать других, потому что утешения Христовы равны страданиям, перенесенным ради Него.

Страдания Христовы здесь не могут означать искупительных страданий Спасителя. Они были уникальны, и ни один человек не может разделить их с Ним. Но христиане могут страдать и страдают из-за своей общности с Господом Иисусом. Они страдают от упреков, отвержения, враждебности, ненависти, предательства и т. д. Все это и названо страданиями Христовыми, потому что Он претерпел то же, когда был на земле, и терпит до сих пор, когда страдают члены Его Тела. Во всех наших скорбях скорбит и Он (см. Ис. 63,9). Но смысл сказанного Павлом в том, что воздаяние за все эти страдания велико, – это часть в утешении Христовом, и утешение это более чем достаточно.

1,6 Апостол видел, что и его горести, и его утешение приводят к добру. И то, и другое освящено крестом. Если он скорбел, это приводило к утешению и спасению святых – не к спасению их душ, а к силе, которая пребывает с ними во всех их испытаниях. Пример пережитого Павлом умножит их силы и мужество и приведет к мысли, что если Бог дал благодать для страданий ему, то может дать благодать и им. Когда Семюэл Рузерфорд обнаруживал, что находится глубоко в "погребе бед", что с ним часто случалось, он начинал смотреть по сторонам в поисках "лучших вин" Господа. Может быть, он научился этому у Павла, который, кажется, всегда был способен сквозь слезы разглядеть радугу.

Утешение, полученное апостолом, наполнит коринфян утешением и вдохновит их претерпевать те же преследования, какие претерпел и он. Только те, кто прошел через глубокие испытания, знают, как сказать нужные слова другим, призванным пройти через то же самое. Мать, потерявшая единственного ребенка, может лучше утешить другую мать, сокрушаемую душевной болью. А лучше всего утешить тех, кто потерял своих любимых, может Отец, потерявший единственного Сына.

1,7 Апостол выражает здесь твердую уверенность: как коринфяне узнали, что значит страдать ради Христа, так они узнают и утешительную помощь Христа. Для христиан не бывает одних только страданий. За ними всегда следуют утешения Христовы. Мы можем быть в этом так же уверены, как и Павел.

Английская "Живая Библия" перефразирует стихи 3-7 так:

"Какой у нас чудесный Бог: Он Отец Господа нашего Иисуса Христа, источник всякого милосердия, Он – Тот, Кто так удивительно утешает и укрепляет нас в скорбях и испытаниях. А почему Он это делает? Чтобы тогда, когда другие в беде и нуждаются в нашем сочувствии и поддержке, мы могли передать им и помощь, и утешение, которые Бог дал нам. ...Бог утешил нас в скорби, и это тоже для того, чтобы помочь вам: чтобы показать вам на нашем примере, как нежно Бог утешит вас, когда вам придется пройти через те же страдания. Он даст вам силу все претерпеть".

1,8 Поговорив о скорбях и утешении вообще, Павел более конкретно рассказывает о тех суровых испытаниях, через которые он недавно прошел. Он не хочет, чтобы коринфские братья пребывали в неведении о скорби, бывшей с ним в Асии (Асия здесь означает не часть света Азию, а провинцию в западной части нынешней Малой Азии). Но о какой же скорби говорит здесь апостол? Возможно, это относится к сопряженным с опасностью беспорядкам в Ефесе (Деян. 19,23-41). Некоторые предполагают, что речь идет о смертельной болезни, однако другие считают, что под скорбью могут подразумеваться приводящие в уныние вести из Коринфа. К счастью, ценность этого отрывка и наслаждение от его чтения не зависят от знания точных подробностей.

Однако скорбь была столь серьезной и так чрезмерно, сверх обычной естественной выносливости угнетала Павла, что он не надеялся уже остаться в живых.

Филлипс хорошо перефразировал этот стих: "В это время мы были совершенно подавлены; бремя было больше, чем мы могли нести; по сути, мы уже сказали себе, что это конец".

1,9 Настроение апостола было настолько мрачно, что он чувствовал себя приговоренным к смерти. Если бы его спросили, жизнь его ждет впереди или смерть, он бы ответил, что смерть. Бог позволил Своему рабу дойти до такой крайности для того, чтобы он надеялся не на себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. Бог, воскрешающий мертвых, – это, несомненно, парафраз выражения "всемогущий Бог". Тот, Кто может воскрешать мертвых, – единственная надежда человека, обреченного на смерть, каким себя считал апостол.

1,10 В большинстве рукописей Павел говорит об избавлении в трех временах: прошедшем (избавил), настоящем (избавляет) и будущем (избавит). (В греческом тексте здесь два прошедших и одно настоящее время.)

Если имеются в виду беспорядки в Ефесе, то Павел говорит о том, как они внезапно прекратились и он спасся (Деян. 20,1). Апостол знает, что тот самый Бог, Который избавил его в прошлом, может избавлять его изо дня в день и будет избавлять до того последнего великого дня, когда он, наконец, освободится от всех бед и преследований мира сего.

1,11 Здесь Павел великодушно предполагает, что коринфские христиане молились за него, когда он проходил через суровые испытания. На самом деле многие из верующих относились к великому апостолу критически, и это еще большой вопрос, вспоминали ли они его вообще перед престолом благодати. Однако он готов разрешить сомнение в их пользу. Выражение "дарованное нам, по ходатайству многих" относится к дарованному Павлу избавлению, которое было ему дано по молитвам многих. Он считает свое избавление прямым результатом ходатайств святых. Он говорит, что многие молились и потому многие теперь могут благодарить, ибо на их молитвы получен ответ.

В. Объяснение перемены планов (1,12 – 2,17)

1,12 Павел чувствует, что может положиться на молитвы верующих, потому что он всегда был с ними откровенен. Он может хвалиться своей открытостью и честностью в общении с ними, а совесть его свидетельствует о том, что его поведение характеризовалось простотой и богоугодной искренностью, то есть тем ясным чистосердечием, которое исходит от Бога. Он не унижался до методов плотских людей, но перед всеми действовал открыто, с той незаслуженной силой (благодатью), которую дает Бог. Коринфяне должны были особенно ясно это видеть.

1,13 Открытость, характерная для его отношений с коринфянами в прошлом, заметна и в этом письме. И пишет он именно то, что имеет в виду. Им нет нужды читать между строк. Значение лежит на поверхности, простое и очевидное. Это именно то, что они читают или разумеют, и он надеется, что они и дальше будут разуметь это и даже до конца, то есть пока они живы.

1,14 Община в Коринфе признавала Павла отчасти, то есть его признавали некоторые верующие, но не все. Верные ему понимали, что они будут им гордиться и что он будет гордиться ими в день Господа нашего Иисуса. День Господа Иисуса – это предвкушаемое судилище Христово, когда служение искупленных будет оценено и вознаграждено. Когда Павел смотрел в будущее на этот суд, он неизменно видел лица тех, кто спасся через его служение. Они будут его радостью, его венцом ликования, и они, в свою очередь, возрадуются оттого, что он был орудием в Божьих руках и привел их к Христу.

1,15 Выражение "в этой уверенности" означает "с уверенностью, что они радовались ему как истинному апостолу Иисуса Христа, тому, чья искренность несомненна". Он хотел прийти к ним с уверенностью в их доверии, уважении и любви. Он намеревался прийти к ним до того, как отправится в Македонию, а затем еще раз, по возвращении из Македонии. Таким образом, они бы вторично получили благодать в смысле двух посещений вместо одного.

1,16 "Вторично получаемая благодать" объясняется в стихе 16. Как уже сказано, план состоял в том, что Павел, оставив Ефес, пересечет Ахаию, где расположен Коринф, а затем отправится на север, в Македонию. После проповеди там он тем же путем вернется в Коринф. Он надеялся, что коринфские верующие помогут ему на пути в Иудею – помогут гостеприимством и молитвами, но не деньгами, поскольку позднее он говорит о своей решимости не принимать от них денег (11,7-10).

1,17 Изначальный план Павла так и не осуществился. Из Ефеса он отправился в Троаду, а не найдя Тита, пошел прямо в Македонию, минуя Коринф. Поэтому здесь он спрашивает: "Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил?" Вероятно, именно так о нем говорили клеветники. "Ненадежный, непостоянный Павел! Он говорит одно, а делает другое! Может ли такой человек быть истинным апостолом?" Апостол спрашивает коринфян, действительно ли он ненадежен. Когда он что-либо предпринимает, делает ли он это по плоти, так что результат будет сейчас да, а через минуту нет?

Руководствуется ли он только соображениями удобства и выгоды? Филлипс уловил дух этого стиха в своем парафразе: "Если нам пришлось изменить этот план, значит ли это, что мы непостоянны? Вы действительно думаете, что, строя планы, я лукавствую, говоря "да" и думая "нет"?"

1,18 Кажется, Павел переходит от своего слова о планах путешествия к проповеди. Возможно, критикующие его говорили, что если нельзя положиться на его слово в обычном разговоре, то уж тем более нельзя доверять его проповеди.

1,19 Павел доказывает, что его действия не были недостойны доверия, потому что Спаситель, Которого он проповедует, – Божественен и неизменен, в Нем нет непостоянства и изменчивости. Когда Павел впервые посетил Коринф вместе с Силуаном (Силой) и Тимофеем (Деян. 18,5), они проповедовали достойного доверия Сына Божьего. "Весть не была изменчивой, потому что касалась Сына Божьего, Который не колеблется". Павел аргументирует тем, что никто из проповедующих Иисуса в Духе не мог поступать так, как о нем говорили его обвинители. Денни говорит: "Приводимый здесь Павлом аргумент мог быть использован лицемером, но ни один критик его бы никогда не изобрел". Как он мог проповедовать верного Бога, будучи неверен собственным словам?

1,20 Все обетования Божьи – не имеет значения, сколько их, – исполняются во Христе. Все те, кто находит в Нем исполнение Божьих обетований, прибавят к этому свое "Аминь":

"Мы открываем свою Библию на обетовании, мы смотрим вверх на Бога, и Бог говорит: "Все это у вас может быть через Христа". Доверяя Христу, мы говорим "аминь" Богу. Бог говорит через Христа, и мы верим в Христа; Христос протягивает руку вниз, а вера простирается вверх, и каждое обетование Божье исполняется в Иисусе Христе. В Нем и через Него мы берем их себе и говорим: "Да, Господи, я доверяю Тебе". И это "да" рождено верой". (H. W. Cragg, The Keswick Week, p. 126.)

Все это в славу Божью через нас. Денни пишет: "Бог прославляется, когда души людей озаряет понимание того, что Он обещал им благо, превышающее их наибольшие ожидания, и когда видно, что это благо крепко и надежно сохраняется в Сыне Его".

Два слова – через нас – напоминают коринфянам, что именно через проповедь людей, подобных Силуану, Тимофею и Павлу, они вообще получили право на обетования Божьи во Христе. Если апостол был обманщиком, в чем его обвиняли враги, то может ли быть, что Бог получил такие удивительные результаты, использовав мошенника и лжеца? Конечно же, нет.

1,21 Далее Павел показывает, что и коринфяне, и он сам связаны в одной жизненной связке. Бог утвердил их в вере, укрепил во Христе служением слова Божьего. Он помазал их Духом, наделяя правами и силой и обучая их.

1,22 Он и запечатлел их и дал им залог Духа в сердца. Здесь говорится еще о двух сторонах служения Святого Духа. Печать – это залог владения и сохранности. Дух, обитающий в верующем, есть знак того, что верующий теперь принадлежит Богу и что он в вечной сохранности. Печать, конечно же, невидима. Люди узнают о том, что мы христиане, не по какому-то значку у нас на груди, а только по свидетельству жизни, исполненной Духа. Бог дал им залог Духа в сердца – залог того, что за этим последует все наследие. Когда Бог спасает человека, Он дает ему Святого Духа, чтобы Тот обитал в нем. И как верно то, что человек получает Духа, так верно и то, что он станет полным наследником Божьим. Те же блага, которые Святой Дух дает нам в нынешней жизни, станут нашими в полной мере в день грядущий.

1,23 Со стиха 23 по стих 4 главы 2 Павел возвращается к выдвинутому против него обвинению в непостоянстве и прямо объясняет, почему не посетил Коринф, как собирался. Поскольку ни один человек не мог знать истинных внутренних мотивов, направляющих поступки Павла, он призывает Бога стать свидетелем этого факта. Если бы апостол посетил Коринф тогда, когда собирался, ему пришлось бы очень жестко действовать в сложившейся там ситуации. Ему пришлось бы лично выговаривать святым за их беспечность, с которой они терпели грех в своей общине. Именно щадя их от огорчения и печали, Павел отложил свое путешествие в Коринф.

1,24 Но, сказав это, апостол Павел не хочет, чтобы кто-нибудь счел, что он поступает с коринфянами как диктатор. Поэтому он прибавляет: "Не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды". Дело не в том, что апостол хотел господствовать над их христианской верой. Он не хотел, чтобы они считали его тираном. Нет, он и его сотрудники просто способствовали их радости, то есть он лишь хотел сделать то, что помогло бы им на христианском пути и таким образом добавилось бы к их радости. Последнюю часть стиха 24 можно читать как "ибо в вере вы тверды". Это значит, что не было необходимости исправлять их веру, потому что в этой сфере они были достаточно тверды. Павел хотел исправить не столько доктринальное учение, сколько их практическое поведение в церкви.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →