Комментарии МакДональда на 2-е послание Коринфянам 13 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

13,1 Павел собирался посетить Коринф. По его прибытии должно было состояться расследование случаев греха среди верующих. Такое расследование должно было проводиться по законам Божьим, как сказано во Второзаконии (19,15): "При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово". Павел не говорит, что сам будет вести это расследование. Это будет делать поместная церковь, а апостол будет лишь советником.

И. Апостольство Павла подтверждают сами коринфяне (13,2-6)

13,2 Во время своего второго посещения, единственное упоминание о котором находится в этом стихе, Павел предупреждал, что сурово обойдется с согрешившими. Теперь, хотя и отсутствуя, он заранее говорит им, что, когда опять придет, не пощадит тех, кто живет в грехе.

13,3 Лжеучителя ввели коринфян в заблуждение и поставили под сомнение апостольство Павла. Они открыто потребовали от него предъявить какиелибо доказательства того, что он воистину послан Богом. Чем он может подтвердить, что Христос в самом деле говорит через него? Апостол начинает ответ с того, что повторяет их бессовестное требование: "Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне..."

Затем, как бы в скобках, он поясняет им, что Христос открыл Себя ему в силе. Нет ничего бессильного в том невероятном преображении, которое произошло в их жизни после того, как они уверовали в Евангелие.

13,4 Слова "бессилен" и "силен" напомнили Павлу о парадоксе силы в слабости, который был в жизни Спасителя и прослеживается в жизни Его рабов. Наш Господь был распят в немощи, но жив силою Божьей. Так же и те, кто последовал за Ним, слабы сами по себе, но Господь проявляет силу Свою через них. Когда Павел говорит: "...будем живы с Ним силою Божиею в вас", он имеет в виду не воскресение.

Скорее, он говорит о том, что, когда посетит их, проявит великую силу Божью в том, как поступит с согрешившими. Они считали его слабым и презирали, но он покажет им, что силен в борьбе за чистоту христианской жизни!

13,5 Этот стих связан с первой частью стиха 3 так: "Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне ... испытывайте самих себя, в вере ли вы?" Они сами служили доказательством его апостольства. Ведь именно через него они познали Спасителя. Если им требовались доказательства, то посмотрели бы на самих себя.

Стих 5 часто понимают неверно: будто мы должны искать подтверждений верности нашего спасения в самих себе. Но такой поиск привел бы только к сомнениям и разочарованиям. Уверенность в спасении приходит прежде всего через Слово Божье. В то самое мгновение, когда мы уверовали в Христа, мы рождаемся свыше, и это верно, ибо так учит Библия. Проходит время, и мы начинаем замечать другие свидетельства новой жизни – новую любовь к святости, новую ненависть к греху, любовь к ближнему, праведность жизни, послушание, отделение от мира.

Но Павел не имеет в виду, что коринфяне должны углубиться в самоанализ в поисках доказательств верности спасения. Нет, он хочет, чтобы в своем спасении они нашли подтверждение его апостольства.

Есть только два варианта: или Иисус Христос в них, или они не то, чем должны быть. Слово, переведенное как "не то", обычно используется для описания металлов, которые после испытания оказались поддельными. То есть или коринфяне истинно верующие, или они "не то" и не прошли испытание.

13,6 Если они уверены в том, что воистину спасены, то отсюда должно следовать и то, что апостол Павел воистину апостол и про него нельзя сказать "не то". Чудесное преображение, происшедшее в жизни коринфян, вряд ли могло прийти через лжеучителя.

К. Желание Павла делать коринфянам добро (13,7-10)

13,7 Павел продолжает разговор о наказании согрешивших членов коринфской церкви. Он говорит, что молит Бога о том, чтобы коринфяне не делали зла, позволяя греху процветать среди них, но чтобы они неустанно трудились ради чистоты жизни и исправления согрешивших членов церкви. Он молился не ради того, чтобы самому показаться, чем должен быть, или чтобы представить себя в лучшем свете. И он желал их послушания не для того, чтобы этим послушанием доказывать свою апостольскую власть. Вовсе нет.

Он хотел, чтобы они не делали зла, ибо это праведно и честно. И он предпочел бы, чтобы они послушались его слов даже ценой того, что он показался бы не тем, кем должен бы быть. Опять перед нами свидетельство самоотверженности Павла. Все молитвы его о том, чтобы другим было даровано благо, а не о том, чтобы самому прославиться. Если бы Павел вел себя в Коринфе, как грозный судья, железной рукой устанавливая свое положение, добивался бы беспрекословного повиновения своим повелениям, касающимся наказаний, то он мог бы привести это как довод против лжеучителей. Он мог бы сказать, что это свидетельство законности его власти. Но он считал, что будет лучше, если коринфяне сами предпримут необходимые меры в его отсутствие, даже если в глазах блюстителей законности это может выставить его самого в неблагоприятном свете.

13,8 "Мы" в этом стихе скорее всего относится к апостолам. Павел говорит о том, что все, что они делают, должно совершаться ради распространения истины Божьей, а не ради собственной выгоды. Так и в наказании не должно быть и тени личной мести. Все должно совершаться во славу Божью и ради блага братьев-христиан.

13,9 И опять апостол показывает свою полную самоотверженность в отношении коринфян. Если его слабость, если унижение и упреки, которые ему приходилось выносить, приводили к тому, что коринфяне укреплялись в вере и становились ближе к Богу, он радовался. Радуясь же, он молился об их совершенстве. Помня о том, что среди них находились непокаявшиеся грешники, Павел молился о том, чтобы они усовершились, то есть чтобы вся полнота воли Божьей могла исполниться в их жизни. Это было его самое заветное желание. Ч. Ходж пишет об этом так: "Павел молился о том, чтобы они вырвались из состояния беспорядка, ссор, злобы и были бы совершенны в своем возрождении". (Hodge, Second Corinthians, p. 309.)

13,10 Именно ради этого Павел и писал свое Послание – ради того, чтобы они были совершенны. Он писал все это в отсутствии, чтобы к его приходу они все уладили, и тогда в присутствии ему не пришлось бы употребить строгость, как позволяла ему власть, данная Господом. Но даже если бы он и употребил эту власть в присутствии и сурово обошелся с ними, он поступил бы так только ради их блага, к созиданию, а не к разорению.

Л. Прощание Павла, полное благодати и освященное верой в Триединого Бога (13,11-13)

13,11 Апостол неожиданно обрывает свое бурное Послание. После того как он прощается с ними словом "радуйтесь", согласно греческому обычаю, он дает им четыре напутствия. Во-первых, он говорит им: "Усовершайтесь". Это тот же самый глагол, которым в Ев. от Матфея (4,21) описана починка сетей, также он может иметь смысл "исправьте пути свои". Коринфяне должны прекратить ссориться и грешить. Они должны жить в гармонии друг с другом.

"Утешайтесь" может означать "мужайтесь" или "будьте научены". Павел передал им серьезные наставления. Теперь он говорит: "Примите мои наставления с добрым сердцем и поступайте, как я научил вас".

"Будьте единомысленны". Для Христиан единственный путь к единомыслию – мыслить, как Христос. Для того чтобы думать, как думает Он, они должны подчинить Ему все свои помышления и рассуждения.

Будьте "мирны". Из стиха 12,20 очевидно, что среди них были ссоры и распри. Это всегда происходит там, где к закону подходят слишком буквально. Поэтому Павел предлагает им вначале наказать виновных, а потом жить в мире с братьями-христианами.

Если они будут так поступать, Бог любви и мира будет с ними. Конечно, в каком-то смысле Бог всегда с теми, кто верует в Него. Но имеется в виду, что Он будет особо близок к ним и дорог им, если они будут послушны этим наставлениям.

13,12 В апостольские времена лобзание святое было принятым знаком приветствия среди христиан. Святым этот поцелуй называется потому, что не служил выражением поверхностной привязанности, но был чистым и искренним. Во многих странах христиане и поныне так приветствуют друг друга.

Но кое-где поцелуй между мужчинами воспринимается как свидетельство гомосексуальных отношений. Поэтому не стоит настаивать на таком обычае там, где он может бросить тень на христианскую Церковь. В таких случаях лучше ограничиться святым рукопожатием.

Ч. Ходж пишет так:

"Этот совет не является незыблемым повелением, ибо суть его в том, чтобы христиане выражали взаимную любовь так, как прилично в соответствии со временем и обычаями их страны". (Там же, р. 312.)

Приветствия от всех святых должны были напомнить коринфянам об их причастности к вселенскому братству и указать им на то, что другие церкви ждут от них возрастания в вере и послушания Господу.

13,13 Здесь мы читаем одно из самых чудесных благословений НЗ, единственное, которое включает все три Лица пресвятой Троицы.

Хотелось бы закончить словами Р. К. Х. Ленски:

"Завершает это Послание образ великого апостола, простирающего руки к коринфянам и произносящего новозаветное благословение, полное глубокого смысла. Затем голос Павла умолкает. Но слова благословения остаются в наших сердцах". (R. C. H. Lenski, The Interpretation of St. Paul's First and Second Epistles to the Corinthians, p. 1341.)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →