Комментарии МакДональда на послание к Ефесянам 2 глава

Г. Божья сила проявилась в спасении язычников и иудеев (2,1-10)

2,1 Деление на главы не должно затемнить неразрывную связь между последней частью главы 1 и последующими стихами. Там мы были свидетелями того, как сила Божья подняла Христа из гробницы и возложила на Него венец славы и чести. Теперь же мы видим, как та же сила действует в наших собственных жизнях, воскрешая от духовной смерти и предоставляя нам место со Христом на небесах.

Этот отрывок напоминает первую главу книги Бытие. И там, и здесь мы видим: 1) картину запустения, хаоса и разрушения (Быт. 1,2; Еф. 2,1-3); 2) вмешательство Божественной силы (Быт. 1,2б; Еф. 2,4); 3) творение новой жизни (Быт. 1,3-31; Еф. 2,5-22).

В начале 2-й главы Послания мы – духовные мертвецы в долине смерти. Когда эта глава завершается, мы не только пребываем во Христе на небесах, но и сами являемся обителью Божьей благодаря Духу Святому. Между этими двумя состояниями – могущественное чудо, которое привело к этому замечательному превращению.

Первые десять стихов описывают, как сила Божья спасает язычников и иудеев. Ни одна Золушка не переживала такого великолепного превращения из нищенки в принцессу.

В стихах 1 и 2 Павел напоминает своим читателям язычникам, что до обращения они были мертвы, порочны, полны злобы и непокорства. Вследствие своих преступлений и грехов они были духовно мертвы. Это значит, что они не жили для Бога. Они не имели общения с Ним. Они жили так, словно Он не существовал. Причиной смерти были преступления и грехи. Грех – любой неправедный проступок, неосознанный или совершенный сознательно, а также мысли, слова и дела, которые не отвечают Божественному совершенству. Преступления – это грехи, открыто нарушающие существующие законы. В более широком смысле они также могут включать различные ложные шаги или грубые ошибки.

2,2 Ефесяне были не только мертвы, но и порочны. Они жили по обычаю мира сего. Они жили согласно духу этого века. Они предавались грехам, характерным для их времени. У этого мира есть "форма", в которую он "отливает" преданных ему. Это форма лжи, безнравственности, неверия, эгоизма, жестокости и непокорства. Одним словом, это форма греховности. Таковыми были ефесяне. Но и это еще не все: их поведение было сатанинским. Они подражали дьяволу, князю, господствующему в воздухе. Ими повелевал предводитель злых духов, царствующий в атмосфере. Они с охотой подчинялись князю века сего. Это объясняет, почему неверующие часто опускаются в пороках ниже животных.

Наконец, они были непокорны, живя согласно с духом, действующим ныне в сынах противления. Все неспасенные люди – сыны противления в том смысле, что для них характерно противление Богу. Их действия вдохновляемы сатаной, и потому они склонны к открытому неповиновению и оскорблению Господа.

2,3 То, что Павел заменяет личное местоимение "вы" на "мы", указывает, что в первую очередь он говорит о верующих из иудеев (хотя его слова относятся и к каждому христианину до его обращения). Три слова описывают их положение: плотское, низкое и обреченное.

Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям. Именно среди сынов противления жили Павел и его друзья-христиане до своего рождения свыше. Их жизнь была плотской, их занимало лишь удовлетворение плотских желаний и стремлений. Сам Павел в целом вел внешне добродетельную жизнь, но теперь он понимал, насколько эгоистичен он был. А то, что он представлял из себя в душе, было гораздо хуже любого его поступка.

Необращенные иудеи также были порочны, исполняя желания плоти и помыслов. То есть они были поглощены любым естественным желанием. Желания плоти и помыслов могут варьировать от вполне законных потребностей до различных форм аморального поведения и извращений; здесь, вероятно, имеются в виду более серьезные грехи.

И заметьте, Павел говорит не только о греховных деяниях, но и о греховных помыслах.

Ф. Б. Мейер предупреждает:

"Потакать желаниям помыслов столь же губительно, как и желаниям плоти. Используя чудесный дар воображения, мы можем предаваться нечистым фантазиям и давать волю страстям, всегда останавливаясь перед действием. Ни один человек не следит за душой, когда та пускается в пляс с сатирами или странствует по лабиринту на островах желания. Она уходит и возвращается незаметно для окружающих, даже самых близких. Ее репутация, чистая как снег, никем не ставится под сомнение. Ей все еще дозволено среди девственниц ждать прихода Жениха. Но если человек не раскаивается в подобной привычке и не осуждает ее, это отмечает человека как сына противления и чадо гнева". (Там же, p. 140.)

Такова заключительная характеристика, которую Павел дал неспасенным иудеям: они по природе чада гнева, как и прочие. Это означает, что у них была естественная склонность к гневу, злобе, резкости и вспыльчивости. Эти качества они разделяли со всем остальным человечеством. Разумеется, также верно, что они подвержены гневу Божьему. Им уготованы смерть и суд. Заметьте, что в стихах 2 и 3 упомянуты три врага человека: мир (ст. 2), дьявол (ст. 2) и плоть (ст. 3).

2,4 Слова "Но Бог" представляют один из наиболее значительных, выразительных и воодушевляющих переходов во всей литературе. Они указывают на то, что произошло изменение огромной важности. Это переход от обреченности и отчаяния долины смерти к невыразимым наслаждениям царства любви Сына Божьего.

Осуществил это изменение Сам Бог. Никто другой не мог бы этого сделать, и никто другой не захотел бы это делать. Одна из особенностей этой благословенной Личности заключается в том, что Он богат милостью. Бог демонстрирует Свою милость к нам тем, что не поступает с нами так, как мы того заслуживаем (Пс. 102,10). "Хотя милосердие расходовалось Им в течение шести тысячелетий, и распространялось оно на несчетное число людей, оно все еще остается неистощимым источником сокровищ", – замечает Эди. (John Eadie, Commentary on the Epistle to the Ephesians, p. 141.)

Причина Его вмешательства объясняется в словах: по Своей великой любви, которою возлюбил нас. Его любовь велика, потому что ее источник – Он. Так же как величие дарителя озаряет славой его дар, так и исключительное превосходство Бога придает величайший блеск Его любви. Лучше быть любимым всемогущим Властителем вселенной, чем простым человеком.

Любовь Божья велика, поскольку велика была ее цена. Любовь послала Господа Иисуса, единородного Сына Божьего, на мученическую смерть за нас на Голгофе. Любовь Господа велика и осыпает тех, кого Он любит, непостижимыми сокровищами.

2,5 Любовь Господа велика и потому, что люди, на которых она направлена, в высшей степени не достойны ее и не могут вызвать любви. Мы были мертвы по преступлениям. Мы были врагами Бога. Мы были нищими и испорченными. Но, несмотря на все это, Он возлюбил нас.

Любовь Господа и искупительный подвиг Христа 1) оживотворили нас со Христом, 2) воскресили с Ним, 3) дали нам место в Нем на небесах.

Эти выражения описывают наше духовное положение, сложившееся в результате нашего союза с Ним. Он действовал как наш Представитель – не только для нас, но и как мы. Поэтому когда Он умер, умерли и мы.

Когда Он был погребен, и мы были погребены.

Когда Он был оживотворен, воскрешен и посажен на небесах, то же произошло и с нами. Благодаря нашей связи с Ним мы наслаждаемся всеми благами, проистекающими из Его жертвенного подвига. Быть оживотворенным с Ним означает, что обращенные в христианство иудеи и язычники теперь соединены с Ним в новой жизни.

Та же сила, которая даровала Ему воскресение и жизнь, дала их и нам. Это чудо заставляет Павла прервать ход мыслей, чтобы воскликнуть: "Благодатью вы спасены!" Он изумлен неизмеримой милостью, которую Бог явил тем, кто заслуживал прямо противоположного. Это благодать! Мы уже упоминали, что означает милость: мы не подвергаемся наказанию, которого заслуживаем. Благодать означает, что мы действительно получаем спасение, которого не заслуживаем. Мы получаем его как дар, а не как награду. И этот дар исходит от Того, Кто поступил так не по принуждению. А. Т. Пиерсон говорит:

"Это добровольное проявление любви, к которому Его ничто не обязывало. Слава благодати состоит в том, что она в высшей степени свободное, добровольное проявление любви Бога к бедным грешникам". (A.T. Pierson "The Work of Christ for the Believer", The Ministry of Keswick, First Series, pp. 118-119.)

2,6 Мы не только были оживотворены с Христом, но и воскресли с Ним. Поскольку смерть и суд для Него позади, они позади также и для нас. Мы стоим по ту строну могилы. Таково наше положение, которое является результатом нашего соединения с Ним. И поскольку таково наше положение, мы должны жить так, как будто воскресли из мертвых.

Другая сторона нашего положения заключается в том, что нам дано место на небесах во Христе. Благодаря нашему единению с Ним мы считаемся уже спасенными из этого греховного мира и прославленными во Христе. Так видит нас Бог. Если мы примем это верою, наша жизнь изменится. Мы больше не будем людьми приземленными, занятыми обыденными и преходящими вещами. Мы будем искать горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3,1).

Ключом к стихам 5 и 6 является выражение "во Христе Иисусе". Именно в Нем Господь оживотворил, воскресил и посадил нас на небесах. Он – наш Представитель, следовательно, Его победы и положение – наши. Джордж Вильямс восклицает: "Восхитительная мысль! Мысль о том, что Мария Магдалина и распятый разбойник разделят славу Сына Божьего".

2,7 Это чудо преобразующей благодати будет предметом вечного откровения. На протяжении бесконечного числа веков Бог будет открывать небесному воинству, чего Ему стоило послать Своего Сына в обитель греха и чего стоило Господу Иисусу вынести бремя наших грехов на кресте. Это тема, которая никогда не будет исчерпана. И вновь Павел выстраивает слово над словом, пытаясь хоть частично передать ее величие.

в благости к нам;
благодати Своей в благости к нам;
богатство благодати Своей;
в благости к нам;
преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам.

Из этого следует, что если Бог будет открывать богатство благодати Своей на протяжении вечности, то мы будем вечно учиться. Небеса будут нашей школой. Бог будет Учителем. Его благодать будет предметом. Мы будем учениками. А учебный год будет длиться вечно.

Это должно освободить нас от ложного представления, что мы будем знать все, когда попадем на небеса.

Только Бог знает все, а мы никогда не сравняемся с Ним. (Стихи из 1 Коринфянам 13,12 и 1 Иоанна 3,2 иногда используют как доказательство того, что на небесах мы будем всеведущи. Но первый стих говорит лишь о том, что на небесах мы узнаем друг друга, а второй – о моральном и физическом подобии Христу.)

При этом возникает интересный вопрос: сколько мы будем знать, когда придем на небо? А также есть ли у нас возможность подготовиться к небесному университету, выбрав уже сейчас "специализацию" по Библии.

2,8 Следующие три стиха представляют простой план спасения, изложенный так ясно, как это может сделать только Библия.

Начало всего – благодать Божья: Он Сам, по Своей воле дарует спасение. На основе Личности и подвига Господа Иисуса Христа оно даруется тем, кто в высшей степени недостоин его.

Оно дается сразу же. Спасенные могут знать о том, что они спасены. В Послании к Ефесянам Павел говорит: вы спасены. Он знал об этом, и они знали об этом также.

Путь к обретению дара вечной жизни – вера. Вера означает, что человек осознал себя заблудшим, преступным грешником и обращается к Господу Иисусу Христу как к единственной надежде на спасение. Искренне уверовать – значит полностью довериться Спасителю.

Сама мысль о том, что человек может заработать или заслужить прощение, навсегда развенчивается словами "и сие не от вас". Мертвые ничего не могут сделать, а грешники заслуживают лишь наказания.

Это Божий дар. Разумеется, дар – это бескорыстный и не оговоренный никакими условиями подарок. Это единственное основание, на котором Бог предлагает спасение. Божий дар – это спасение благодатью и через веру. Оно предлагается всем людям повсюду.

2,9 Спасение не от дел, то есть человек не может заработать его деяниями, предположительно заслуживающими награды. Его нельзя заслужить, например:

1. Конфирмацией
2. Крещением
3. Членством в церкви
4. Посещением богослужений
5. Святым причастием
6. Стремлением жить в соответствии с Десятью заповедями
7. Жизнью по Нагорной проповеди
8. Благотворительностью
9. Любовью к ближнему
10. Высоконравственной, порядочной жизнью

Люди не спасаются делами. Они также не спасаются верой и делами. Они спасаются исключительно через веру. Как только вы добавляете в качестве средства достижения вечной жизни какие бы то ни было дела и в каком бы то ни было количестве, спасение перестает быть благодатью (Рим. 11,6).

Одна из причин, из-за которой дела решительно исключаются, – это предотвращение хвастовства людей. Если бы кто-либо мог спастись своими делами, у него появилось бы основание хвалиться перед Богом. Но это невозможно (Рим. 3,27).

Если бы кто-либо мог спастись благодаря своим добрым делам, то не было бы необходимости в смерти Христа (Гал. 2,21). Но мы знаем, что Он умер потому, что не было другого пути спасти виновных грешников.

Если бы кто-либо мог спастись своими добрыми делами, то он был бы собственным спасителем и мог бы поклоняться самому себе. Но это было бы идолопоклонством, а Бог его запрещает (Исх. 20,3).

Даже если бы можно было спастись верой в Христа и своими добрыми делами, возникла бы невозможная ситуация: было бы два спасителя – Иисус и грешник. Христу в этом случае пришлось бы разделить славу Спасителя с другим, а этого Он не сделает (Ис. 42,8).

И наконец, если бы кто-либо мог способствовать своему спасению делами, то Бог должен был бы даровать ему это спасение. И это тоже невозможно. Бог не может быть в долгу ни перед кем (Рим. 11,35).

В противоположность делам, вера исключает похвальбу (Рим. 3,27), поскольку в ней нет ничего, достойного награды. У человека нет никакого основания гордиться тем, что он верит в Господа. Уверовать в Него – самое разумное и естественное, что может сделать человек. Довериться собственному Создателю и Искупителю – всего лишь разумный и логичный шаг. Если мы не можем довериться Ему, кому же тогда мы можем доверять?

2,10 Результатом спасения является то, что мы – Его творение, творение рук Божьих, а не собственных. Рожденный свыше христианин – это Божий шедевр. Если мы подумаем о сырье, с которым Ему пришлось работать, Его достижение будет выглядеть тем более замечательным. В самом деле, этот шедевр – не что иное, как новое творение через единение со Христом, так как "кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5,17).

Цель этого нового творения сформулирована в выражении "на добрые дела". Хотя верно то, что наше спасение не от добрых дел, одинаково верно и утверждение, что мы спасены для добрых дел. Добрые дела – не корень, а плод. Мы совершаем их не для того, чтобы спастись, а потому, что мы спасены.

Это тот самый аспект истины, который подчеркивается в Иакова 2,14-26. Когда Иаков говорит, что "вера без дел мертва", он имеет в виду не то, что мы спасаемся верой плюс делами, но то, что мы спасаемся такой верой, которая приводит к жизни, исполненной добрых дел. Дела доказывают истинность нашей веры. Павел от всего сердца соглашается с этим: мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела.

Тогда порядок, установленный Богом, таков:

Вера, и спасение, и добрые дела, и награда.

Вера ведет к спасению. Результат спасения – добрые дела. Добрые дела будут вознаграждены Богом.

Возникает вопрос: какие добрые дела я должен делать? Павел отвечает: добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Другими словами, у Бога есть план для жизни каждого из нас. Еще до нашего обращения Он планирует наш духовный рост. Наш долг – познать Его волю и повиноваться ей.

Мы должны не планировать нашу жизнь сами, а всего лишь принять тот план, который Он разработал для нас.

Это освобождает нас от волнений и неистовства и гарантирует, что наша жизнь принесет наибольшую славу Ему, максимальное благо ближним и величайшую награду нам самим.

Для того чтобы узнать, какие добрые дела Он запланировал для жизни каждого из нас, мы должны: 1) осознав присутствие греха в нашей жизни, сразу же раскаяться в нем и отказаться от него; 2) постоянно и безусловно быть послушными Богу; 3) изучать Слово Божье, чтобы распознать Его волю, а затем поступать так, как Он велит нам; 4) ежедневно проводить время в молитве; 5) использовать каждую предоставляющуюся возможность служения; 6) не пренебрегать общением с другими христианами и их советами. Бог готовит нас к добрым делам. Он готовит добрые дела для нас. Затем Он вознаграждает нас, когда мы совершаем их. Такова Его благодать!

Д. Единство верующих иудеев и язычников во Христе (2,11-22)

В первой части главы 2 Павел проследил спасение язычников и иудеев как отдельных личностей. Теперь он обсуждает исчезновение существовавших ранее между ними национальных различий, их единство во Христе и их объединение в Церковь, святой храм Господень.

2,11 В стихах 11 и 12 апостол напоминает своим читателям, что прежде своего обращения они были язычниками по рождению, а потому, с точки зрения иудеев, отверженными. Прежде всего, их презирали. На это указывает тот факт, что иудеи звали их необрезанными. Это означало, что на теле язычников не было следа хирургической операции, который был знаком того, что народ израильский является народом Божьим. Слово "необрезанный" было этническим клеймом, подобно тем словам, которыми люди называют презираемые ими национальности. Мы можем отчасти ощутить, каким язвительным было это прозвище, читая слова Давида о язычнике Голиафе: "...кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живого?" (1 Цар. 17,26).

Иудеи же, напротив, называли себя обрезанными. Этим именем они гордились. Оно было знаком того, что они – избранный Богом народ, выделенный из всех других народов на земле. Как кажется, Павел возражает против их похвальбы, говоря, что их обрезание было плотским обрезанием, совершаемым руками. Оно было чисто физическим. Хотя на теле у них был знак того, что они – народ завета Божьего, в их душе не было истинной веры в Господа. "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Рим. 2,28-29).

Были или нет иудеи обрезаны в сердце, суть стиха 11 заключается в том, что в собственных глазах они были народом избранным, а язычники – презренными. Эта вражда между иудеями и язычниками была и до сих пор остается величайшим расовым и религиозным разногласием, которое когда-либо знал мир. Иудей занимал привилегированное положение перед Богом (Рим. 9,4-5). Язычник был чужаком. Если он хотел поклоняться истинному Богу подобающим образом, он должен был обратиться в иудаизм (ср. Раав и Руфь). Иудейский храм в Иерусалиме был единственным местом на земле, над которым было наречено имя Божье и где люди могли приблизиться к Нему. Язычникам под страхом смерти было запрещено входить во внутренний двор храма.

В Своем разговоре с язычницей-сирофиникиянкой Господь Иисус испытывал ее веру, изобразив иудеев детьми в доме, а язычников – маленькими собачонками под столом. Она признала себя всего лишь маленькой собачкой, но попросила несколько крошек, которые могли уронить дети. Нет нужды говорить, что ее вера была вознаграждена (Мк. 7,24-30). Здесь, в Ефесянам 2,11, апостол напоминает своим читателям, что прежде они были язычниками и, следовательно, презренными.

2,12 Язычники также были без Христа: у них не было Мессии. Именно народу израильскому было дано обетование о Нем. Хотя предсказывалось, что благодаря служению Мессии благословение снизойдет на все народы (Ис. 11,10; 60,3), тем не менее Ему суждено было родиться иудеем и проповедовать прежде всего "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 15,24).

Кроме того, что у них не было Мессии, язычники были отчуждены от общества израильского. Отчужденный, чужой – это человек, которому нет места в обществе. Он – посторонний, чужестранец, не обладающий правами и привилегиями гражданина. Язычники были вне израильского общества и могли лишь наблюдать за ним. И они были чужды заветов обетования. Бог заключил заветы с народом израильским через таких людей, как Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид и Соломон. В этих заветах заключалось обетование благодати иудеям. Во всех отношениях язычники находились как бы по ту сторону ограды. Они были лишены надежды и как народ, и как отдельные личности. На национальном уровне у них не было уверенности, что их земля, их государство или их народ устоят. И будущее каждого отдельного человека тоже было мрачным: у них не было надежды на загробную жизнь. Кто-то сказал, что их будущее было беззвездной ночью. Наконец, они были безбожники в мире. Это не значит, что они были атеистами. Они имели своих богов из дерева и камня и поклонялись им. Но они не знали единственного истинного Бога. Они были без Бога в безбожном, враждебном мире.

2,13 Слова "а теперь" обозначают другой резкий переход (ср. 2,4). К язычникам из Ефеса пришло спасение, поднявшее их из положения, в котором они были удалены и отчуждены от Бога, туда, где они приблизились к Нему. Это произошло в момент их обращения. Когда они уверовали в Спасителя, Бог дал им место во Христе Иисусе и принял их в возлюбленном Сыне Своем. С этого момента и далее они стали так же близки к Богу, как Христос, потому что они находились во Христе Иисусе. Цена этого чудесного превращения – Кровь Христа. Прежде чем эти языческие грешники могли насладиться близостью к Богу, они должны были очиститься от своих грехов. Только Кровь Христа, пролитая на Голгофе, могла сделать это. Когда они приняли Иисуса Христа, уверовав в Него, на них распространилась очищающая сила Его драгоценной Крови. Иисус не только приблизил их к Господу; Он также создал новое сообщество, в котором навсегда исчезла древняя вражда между иудеями и язычниками. До новозаветной эпохи весь мир был разделен на две части – иудейскую и языческую. Наш Спаситель дал миру третью – Церковь Божью (1 Кор. 10,32). В следующих стихах мы увидим, как уверовавшие иудеи и уверовавшие язычники становятся едины во Христе и создают новое общество, где нет ни еллина, ни иудея.

2,14 Ибо Он есть мир наш. Заметьте: здесь не говорится "Он примирил". Это, разумеется, также верно, что мы увидим из следующего стиха. Здесь же констатируется, что Он Сам есть наш мир. Но как может личность быть миром?

Вот как: когда иудей уверует в Господа Иисуса, он теряет свою национальную принадлежность; с этого момента он – "во Христе". Таким же образом когда язычник обращается к Спасителю, он перестает быть язычником; с этого времени и он "во Христе". Другими словами, уверовавший иудей и уверовавший язычник, когдато разделенные враждой, теперь оба одно во Христе. Их единение с Христом неизбежно объединяет их друг с другом. Следовательно, Человек [Он] есть мир, как и предсказывал Михей (Мих. 5,5).

То, что Он сделал как наш мир, подробно рассматривается в стихах 14-18.

Прежде всего это объединение, которое мы только что описали. Он сделал из обоих, то есть из уверовавших иудеев и язычников, одно. Они уже не иудеи и не еллины, а христиане. Строго говоря, даже называть их христианами из иудеев или христианами из язычников неправильно. Все мирские различия, такие как национальность, остались пригвожденными к кресту. Второй этап труда Христова может быть назван разрушением. Он разрушил стоявшую посреди преграду. Разумеется, это не стена в буквальном смысле слова, а тот невидимый барьер, установленный Моисеевым законом заповедей, который заключается в таинствах, отделявших народ израильский от других народов. Иллюстрацией этого часто служит стена, которая ограничивала доступ неиудеев в храм двором язычников. На стене была надпись: "Никто из другого народа да не войдет внутрь ограды вокруг Святого места. Тот, кто сделает это, сам навлечет на себя гибель".

2,15 И третье дело Христа – Он уничтожил тлеющий огонь вражды между иудеями и язычниками, а также между человеком и Богом. Павел считает невольной причиной этой враждебности закон, то есть закон заповедей, состоявший из предписаний. Закон Моисеев был единым сводом законов; тем не менее он состоял из отдельно сформулированных заповедей; они же, в свою очередь, состояли из догматов и установлений, касающихся многих, если не большинства, сфер жизни. Сам по себе закон был свят, праведен и добр (Рим. 7,12), но грешный по природе человек использовал закон как повод для ненависти. Поскольку закон действительно возвышал Израиль как избранный Богом народ, многие евреи были высокомерными и относились к неиудеям с презрением. Язычники отвечали им глубокой враждебностью, хорошо известной нам как антисемитизм. Но каким образом Христос устранил закон как причину вражды? Прежде всего Он умер, чтобы заплатить за нарушения закона. Он таким образом полностью удовлетворил справедливые требования Бога. Теперь закону нечего больше сказать тем, кто во Христе. Штраф за них полностью уплачен. На христиан распространяется не закон, а благодать. Однако это не означает, что они могут жить так, как им заблагорассудится; теперь они подчинены Христу и должны жить так, как угодно Ему.

В результате уничтожения вражды, вызванной законом, Господь смог возвестить о новом творении. В Себе Он сотворил из двух, то есть из уверовавшего иудея и язычника, одного нового человека – Церковь. Благодаря единению с Ним бывшие противники объединяются друг с другом в этом новом содружестве. Церковь является новым творением в том смысле, что это такой организм, подобного которому ранее не существовало. Очень важно понять это. Церковь НЗ – это не продолжение Израиля ВЗ. Это нечто совершенно отличное от всего, что ей предшествовало и когда-либо за ней последует. Данная истина должна стать очевидной из следующего:

1. Новым является то, что у язычника должны быть равные с иудеем права и привилегии.

2. Ново то, что и иудеи, и еллины должны утратить свою национальную принадлежность, став христианами.

3. Новым является то, что иудеи и язычники вместе составляют Тело Христово.

4. Новое то, что иудей обретает надежду царствовать вместе с Христом, а не быть подданным Его Царства.

5. Ново то, что на иудея уже не распространяется закон.

Ясно, что Церковь – новое творение с собственным предназначением, со своей особой судьбой, занимающее уникальное место в замысле Божьем.

Но действие Христа этим не ограничивается. Он также устроил мир между иудеями и язычниками. Он сделал это, устранив причину враждебности, наделив человека новой природой и создав новый союз. Крест – это ответ Христа на расовую дискриминацию, сегрегацию, антисемитизм, фанатизм, на любую другую форму вражды между людьми.

2,16 Кроме того, что Христос примирил иудеев и язычников друг с другом, Он примирил обоих с Богом. Хотя Израиль и другие народы обычно резко противопоставлялись друг другу, в одном они были едины – в своей враждебности Богу. Причиной враждебности был грех. Своей смертью на кресте Господь Иисус убил вражду, уничтожив ее причину. Уверовавшие в Него считаются праведными, прощенными, спасенными, искупленными, помилованными и освобожденными от власти греха. Вражды больше нет.

Теперь они живут в мире с Богом. Господь Иисус объединяет уверовавшего иудея и язычника в одном Теле, Церкви, и представляет Богу это Тело, в котором нет и следа былого антагонизма.

Бог никогда не нуждался в примирении с нами. Он никогда не испытывал к нам ненависти. Но мы нуждались в примирении с Ним. Благодаря подвигу нашего Господа на кресте мы можем предстать перед Ним как друзья, а не как враги.

2,17 В стихе 14 Христос есть наш мир. В стихе 15 Он устроил мир. Теперь мы читаем, что Он, пришед, благовествовал мир. Когда и как Он приходил? Во-первых, непосредственно по воскресении. Во-вторых, Он являлся опосредовано, через Духа Святого. Он благовествовал мир во время Своего воскресения; и действительно, слово "мир" – одно из первых слов, которое Он произнес, воскреснув из мертвых (Лк. 24,36; Ин. 20,19.21.26). Затем силой Святого Духа Он послал апостолов и благовествовал мир их устами (Деян. 10,36). Благая Весть о мире достигла вас, дальних (язычников) и близких (иудеев), что является прекрасным исполнением обетования Божьего, данного в Исаии 57,19.

2,18 Практическим доказательством того, что сейчас между членами единого Тела и Богом царит мир, является тот факт, что они имеют доступ к Богу в любое время. Это прямо противоположно организации богослужения в ВЗ, где только первосвященник мог входить в Святое святых, место присутствия Бога. Но и он мог входить туда лишь один раз в год. Эди заостряет внимание на этом контрасте:

"Отныне самый дальний язычник, который во Христе, реально и непрерывно пользуется высоким духовным преимуществом, которым лишь символически и периодически, один день в году, обладал один человек, принадлежащий к одному колену одного народа". (Eadie, Ephesians, p. 187.)

Посредством молитвы любой христианин может войти в тронный зал небес, преклонить колена перед Властителем вселенной и обратиться к Нему как к Отцу.

Здесь изложен обычный порядок, которого следует придерживаться в молитве. Прежде всего, она идет через Него (Господа Иисуса). Он – единственный Посредник между Богом и человеком. Его смерть, погребение и воскресение уничтожили все заложенные в ВЗ препятствия, не допускавшие нас к Господу. Теперь как Посредник Он живет на небесах, обеспечивая нам возможность общаться с Отцом. Мы приближаемся к Господу во имя Его.

Сами по себе мы не представляем ценности, поэтому ссылаемся на Его ценность. В молитве участвуют и те и другие – христиане из иудеев и обращенные в христианство язычники. Привилегия состоит в том, что мы имеем доступ. Наш помощник в молитве – Святой Дух: в одном Духе. "...Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8,26).

Тот, к Кому мы приближаемся, – Отец. Ни один из ветхозаветных Божьих избранников не называл Господа Отцом. До воскресения Христа люди представали перед Богом как твари перед Творцом. Лишь после Своего воскресения Христос сказал: "...иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин. 20,17).

Благодаря Его искупительному подвигу верующие тогда в первый раз смогли обратиться к Богу как к Отцу. В стихе 18 все три Личности Троицы включены в молитву самого смиренного христианина: он молится Богу Отцу, приближаясь к Нему через Господа Иисуса Христа силой Святого Духа.

2,19 В последних четырех стихах этой главы апостол Павел перечисляет некоторые из потрясающих преимуществ уверовавших язычников. Они уже не чужие и не пришельцы. Никогда больше они не будут чужаками, собаками, необрезанными. Теперь они сограждане всем святым новозаветной эпохи. Христиане еврейского происхождения не имеют перед ними никаких преимуществ. Все христиане – равноправные граждане небес (Флп. 3,20-21). Они также свои Богу. Они не только прошли "сверх-натурализацию" в Царстве Божьем, но и приняты в Божью семью.

2,20 Наконец, они стали членами Церкви, или, словами Павла, стали камнями в строительстве святого храма. Апостол подробно описывает этот храм: его основание, его краеугольный камень, то, что связывает камни друг с другом, гармонию и симметрию храма, его рост и другие уникальные черты.

Этот храм строится на основании апостолов и пророков. Здесь имеются в виду апостолы и пророки новозаветной эпохи; это никак не могло относиться к пророкам ВЗ, поскольку они ничего не знали о Церкви. Это не означает, что апостолы и пророки были основанием Церкви. Ее основание – Христос (1 Кор 3,11). В основании лежало то, что проповедовали эти люди о Личности и деяниях Господа Иисуса. В основе Церкви – Христос, как Он открывается в символе веры и учении апостолов и пророков. Когда Петр признал Его Христом, Сыном Бога живого, Иисус объявил, что Его Церковь будет строиться на этом камне, то есть на той непоколебимой истине, что Он – помазанник Божий и единородный Сын Божий (Мф. 16,18). В Откровении 21,14 апостолы ассоциируются с двенадцатью основаниями святого Иерусалима. Они не являются основанием, но связаны с ним, потому что первыми проповедовали великую истину о Христе и Церкви. Основание здания закладывается лишь однажды. Апостолы и пророки сделали это раз и навсегда. Основание, которое они положили, сохранилось для нас в книгах НЗ, хотя самих этих людей нет больше с нами. Во все века есть люди, служение которых в некотором смысле апостольское или пророческое. Миссионеры и основатели церквей являются апостолами в более низком смысле этого слова, а проповедующие Слово в назидание – пророки. Но их нельзя считать апостолами и пророками в первоначальном смысле этих слов.

Иисус Христос не только основание храма; Он также его краеугольный камень. Ни один образ или символ не может адекватно изобразить Его во всем великолепии и в Его разнообразных служениях. Существует по крайней мере три возможных объяснения термина "краеугольный камень", и все они показывают, что Господь Иисус Христос – единственный, исключительный и незаменимый Глава Церкви.

1. Краеугольным мы обычно называем камень, расположенный в нижнем переднем углу здания. Поскольку он поддерживает всю конструкцию, это выражение означает "нечто, имеющее фундаментальное значение". В этом смысле данный символ истинен для Господа. И поскольку этот камень соединяет две стены, можно предположить, что он означает объединение христиан из иудеев и язычников в Церковь через Него.

2. Некоторые ученые богословы считают, что слово, переведенное как "краеугольный камень", означает замковый камень свода. Этот камень расположен в самой высшей точке свода и поддерживает остальные камни. Таким образом, Христос – Тот, Кто превосходит всех других в Церкви. Он необходим: удалите Его, и все оставшееся рухнет.

3. Третья возможная интерпретация термина – это верхний камень пирамиды. Этот камень венчает строение. Это единственный камень такого размера и формы. Его углы и линии определяют форму всей пирамиды. Таким образом, Христос – Глава Церкви. Его Личность и служение уникальны. И Он Тот, Кто придает Церкви уникальные черты.

2,21 Слово "на котором" относится к Христу: Он – источник жизни и развития Церкви. Блейки говорит:

"В Нем мы присоединяемся к Церкви; в Нем мы растем в ней; в Нем весь храм растет, пока не достигнет совершенства – момента, когда с восклицаниями "милость, милость на ней" будет положен последний, самый верхний камень". (Blaikie, "Ephesians", XLVI:68.)

На единство и гармонию храма указывает выражение "все здание, слагаясь стройно". Это одно целое, состоящее из многих отдельных личностей. У каждого свое, особенное место в здании, для которого он или она идеально подходят. Камни, добытые в долине смерти милостью Божьей, оказываются точно подогнанными друг к другу. Уникальная черта этого здания – то, что оно возрастает. Однако этот рост не похож на возведение здания из кирпичей и цемента. Скорее его следует считать ростом живого организма, такого как человеческое тело. В конце концов, Церковь – это не бездушное здание и не организация. Это живой организм, Главой которого является Христос, а Тело формируется всеми христианами. Он был рожден в день Пятидесятницы и с тех пор постоянно рос, растет и будет продолжать расти до восхищения Церкви.

Это растущее живое здание описывается как святой храм в Господе. Слово, которое Павел использовал для передачи значения "храм", обозначало не внешний двор, а внутреннее святилище (греч. naos), не помещение для богослужений в храме, а его алтарь. Он имел в виду главное здание храмового комплекса, в котором располагалось святилище. Там была обитель Божья, и там Он являл Себя в ярком, сияющем облаке славы.

Из этого мы можем извлечь несколько уроков. (1) Бог постоянно пребывает в Церкви. Спасенные иудеи и язычники образуют живое святилище, в котором Он пребывает и являет Свою славу. (2) Этот храм свят. Он отделен от мира и посвящен Богу для святых целей. (3) Как святой храм, Церковь – это центр, из которого хвала и поклонение восходят к Богу через Господа Иисуса Христа.

Далее Павел описывает этот святой храм как пребывающий в Господе. Другими словами, Господь Иисус – источник его святости. Верующие святы по своему положению благодаря единению с Ним, и из любви к Нему они должны быть святы на деле.

2,22 В этом чудесном храме верующие язычники занимают такое же место, как и евреи. Эта истина должно поражать нас так же, как, вероятно, она поражала ефесян и других людей, когда они слышали ее в первый раз. Чудесное преимущество положения христиан состоит в том, что они образуют жилище Божье Духом. В этом назначение храма – обеспечить место, где Бог может жить в общении со Своим народом. Такое место – Церковь.

Сравните это с положением язычников в эпоху ВЗ. В то время они не могли даже близко подойти к жилищу Бога. А теперь они сами составляют немалую его часть!

Обратите внимание на служение каждой Личности Божества в связи с Церковью. (1) На котором, то есть на Христе. Именно благодаря единению с Ним мы становимся частью храма. (2) Жилище Божье. Этот храм – дом Бога Отца на земле. (3) Духом. Именно через Личность Святого Духа Бог пребывает в Церкви (1 Кор. 3,16).

Таким образом, глава, начавшаяся с описания язычников, мертвых, порочных, одержимых дьяволом и непокорных, завершается описанием тех же самых язычников, очищенных от всякого греха и скверны и образующих жилище Божье Духом!


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →